ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Холмухамедова Алена Витальевна

В данной статье говорится о компексе упражнений для формирования предложенных УУД, которые будет способствовать эффективному процессу формирования логических учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_av.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Холмухамедова Алена Витальевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №143

Красногвардейского района г.Санкт-Петербург

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Современные дети младшего школьного возраста сегодня живут в мире информационных технологий и встречаются с ними на каждом шагу. Поколение детей, которые сегодня впервые садятся за школьные парты требуют иного педагогического подхода, отличного от того, который  применялся ранее.На основании данного факта, в современной системе образования результат обучения представлен не в виде комплекса определенных знаний, умений, навыков, а, в первую очередь, в виде универсальных способов и форм действий, которые помогут младшему школьникууспешно реализоваться в непрерывно развивающемся обществе.Большую роль для формирования личности ребенка является развитие логичности, что будет способствовать успешному обучению в школе. Стоит отметить, что мышление современных детей на момент прихода в школу уже обладает некоторой долей логичности и самостоятельности

Логическое мышление в психолого-педагогической литературе рассматривается как вид мышления, осуществляющийся за счет определенной структуры операций и понятий, которые связаны между собой с помощью логических связей. О.Н. Васильев и В.Н. Гуляхин определяли способность логически мыслить как умение выделять важные составляющее из общего, отделять их от второстепенных и менее значимых, а также уметь находить взаимосвязь, как между ними, так и внутри конкретных явлений. Стоит также отметить, что логическое мышление формируется во взаимосвязи с практической деятельностью и тесно связано с уже имеющимся логическим опытом человека, накопленным человеком в результате его прошлой деятельности. Поэтому в силу различных обстоятельств логические навыки, а следовательно, и логическое мышление у одних людей более развиты и эффективны, чем у других.

Важно помнить, что младший школьный возраст является сензентивным периодом развития детей и наиболее активным этапом формирования и развития универсальных логических действий.  В ходе формирования и развития универсальных логических действий у детей происходит усвоение основ логических операций, в которые входят анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, конкретизация и другие. Эти логические операции являются основной базой овладения школьной общеобразовательной программы.

Познавательные универсальные действия представлены группой различных общеучебных умений. Однако, в нашей работе хочется остановиться именно на логических универсальных действия. В современном образовательном процессе замечена такая тенденция, что процесс формирования познавательных УУД, в частности логических действий, преимущественно осуществляется в ходе изучения математики, что, по нашему мнению, является большим упущением. Очевидно, что математика как учебная дисциплина предоставляет большое количество возможностей для развития различных логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и т.д.). Однако, на наш взгляд, данный процесс может реализовываться в ходе любой учебной дисциплины начальной ступени образования.

Хотелось бы остановиться и рассказать о моем опыте формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка во втором классе. Нами был разработан и апробирован комплекс упражнений, который направлен на формирование логических операций, а также на усвоение основных правил русского языка, развитие лексически грамотной речи, развитие орфографической зоркости и т.д.

Так, для развития логического действия – анализа – применялись следующие упражнения. Например, из предложенного набора слова нужно выписать только те, которые имеют 4 звука; подчеркнуть в стихотворении лишь те слова, которые отвечают на вопрос «кто?». Данные задания направлены на развитие навыка выделения части из целого, а также развивают внимательность.

Операцией, обратной анализу, является синтез, который предполагает объединение частей, свойств и понятий в нечто целое. Для развития данного логического действия существует большое количество дидактических упражнений, например, составить предложение из данных слов, составить слово из предложенных букв. Во втором классе, когда учащимся приходится запоминать большое количество правил, составление правила будет способствовать более глубокому и осмысленному запоминанию.

Одним из эффективных методических приемов на уроке русского языка в начальной школе, направленных на развитие сразу нескольких логических операций (обобщение, конкретизация, сравнение), является следующее упражнение. Учащимся предлагается несколько слов. Подача слов может быть весьма разнообразной – слова могут быть уже готовы и записаны учителем; запись под диктовку; диктант по картинкам; либо ребята сами получают эти слова в ходе выполнения каких-либо предварительных операций. Следующее задание – найти общий признак в этих словах. После чего младшие школьники должны обнаружить лишнее слово. На данном этапе педагогу рекомендуется делать такую подборку слов, чтобы они содержали несколько общих признаков и несколько «лишних» слов. Для того чтобы данное задание было полезно для урока русского языка,  рекомендуется подбирать либо словарные слова, либо предлагать дополнительное задание («вставить буквы»). В продолжении данного задания можно предложить разделить данные слова на несколько групп. Группы формируются в зависимости от изучаемой темы. Это могут быть одушевленные или неодушевленные предметы, разные части речи, имена собственные или нарицательные. Именно выполнение данного упражнения способствует развитию конкретизации. Систематическое выполнение упражнения подобного вида впоследствии позволит учащимся самим подбирать и придумывать себе задание, что также способствует формированию УУД.

Все вышеперечисленные упражнения успешно реализуются на уроках русского языка и способствуют не только формированию познавательных учебных действий, но и также освоению норм и правил русского языка и повышению грамотности и общей успеваемости класса. Использование данного комплекса возможно на любом этапе уроке, однако, на мой взгляд, особо эффективно использовать задания подобного рода на этапе подведения к теме урока.

Все задания, описанные в ходе моего выступления, весьма популярны в работе многих педагогов. Однако только их систематическое и целенаправленное применение будет способствовать эффективному процессу формирования логических учебных действий.