Анализ программы нравственно-полового воспитания «перекрестки становления»

Дудина Оксана Владимировна

В нашей образовательной организации обучаются и проживают в общежитии дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение); дети из социально неблагополучных семей; не мало  первокурсников поступают  в ОО, состоящими на профилактическом учете уже  несколько лет. Все это накладывает отпечаток на процесс воспитания обучающихся, проживающих в общежитии, который должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_programmy_nravstvenno.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ программы нравственно-полового воспитания

«перекрестки становления»

(для обучающихся, проживающих в общежитии и их родителей на 2015-2018 год)

Промежуточные итоги.

Воспитательная работа в 2015-2017у.г. строилась в соответствии с программой

нравственно-полового воспитания « Перекрестки становления» (для обучающихся, проживающих в общежитии и их родителей). Автор программы: Дудина О.В. Реализаторы программы: Рожина Н.А., Дудина О.В.

Цель:

  • продолжить формирование у обучающихся, проживающих в общежитии, представлений об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях;
  • создать условия для  привития  обучающимся, проживающим в общежитии,   определенных, связанных с полом знаний и навыков,  воспитать осознание ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения;
  • профилактика девиантного поведения  в раннем юношеском возрасте.

Задачи:

  • целенаправленное воздействие на закрепление в раннем юношеском возрасте социально-нравственных норм и ценностей;
  • содействие формированию здорового образа жизни (участие в спортивных мероприятиях,  выставках прикладного творчества, конкурсы рисунков, плакатов, показ кинофильмов, лекции, беседы и т.п.);
  • обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, формирование собственного отношения к жизни;
  • обучение способности моральных суждений и оценок, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
  • воспитывать уважение и любовь к близким людям, формировать правильное отношение к семье  и  взаимоотношениям внутри семьи;
  • сформировать представление об основных общечеловеческих ценностях, раскрыть их сущность;
  • психологическое  просвещение родителей:  помочь  получить представление о трудностях, переживаемых в раннем юношеском возрасте;
  • усиление связей семьи и образовательной организации.

Ожидаемые результаты

  1. Наличие в общежитии образовательной организации программы  воспитательной работы по нравственно-половому воспитанию молодежи.  
  2. Совершенствование работы в общежитии по нравственно-половому  воспитанию, формированию здорового образа жизни у молодёжи.
  3. В раннем юношеском возрасте у обучающихся должны сформироваться  представления:
  • о нравственных ценностях;
  • о семейных традициях,
  • об особенностях семейных отношений;
  • о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к   окружающему их миру.

Анализ:

В нашей образовательной организации обучаются и проживают в общежитии дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение); дети из социально неблагополучных семей; не мало  первокурсников поступают  в ОО, состоящими на профилактическом учете уже  несколько лет. Все это накладывает отпечаток на процесс воспитания обучающихся, проживающих в общежитии, который должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности личности.

Пути решения проблем нравственного воспитания чаще осуществляются  в процессе неформального общения  в свободное время в форме этических диалогов, нравственных бесед, диспутов. Особенность проведения неформальных этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они не должны переходить в назидательность, в беседах происходит больше обсуждений с молодежью жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возраста, уровня нравственной подготовленности, а также педагог заранее обговаривает, с проживающими в общежитии обучающимися, наиболее интересующие их вопросы.

Знание моральных  и этических норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно, т.к. критерием нравственного воспитания становятся только реальные поступки личности. Желание, готовность и способность осознано соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самой личности, только упражняясь в нравственных поступках.

  Нравственное воспитание личности в раннем юношеском возрасте одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

    Программа по нравственно-половому воспитанию способствует созданию целостной системы нравственного развития в общежитии образовательной организации. Содержание программы предусматривает формирование в раннем юношеском возрасте нравственных знаний, усвоение обучающимися правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний и  их осознанию, ориентирует на выработку текущих нравственных взаимоотношений, взаимной помощи, добрых чувств, гуманных поступков, уважение и любви к семье.

 В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому  проживающему в общежитии обучающемуся  и  эмоционально-позитивное общение сверстников друг с другом. Опираясь на нравственные принципы педагог формирует у обучающихся, проживающих в общежитии, социально - коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создаёт благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

Нравственно-половое воспитание - это трудная и чрезвычайно деликатная проблема, она требует кропотливой систематической работы семьи, образовательной организации, врачей и всех субъектов системы профилактики.

 Программа состоит из двух направлений деятельности (модулей):

Модуль № 1  -         Работа с родителями

 (помочь родителям получить представления о главных психологических этапах  становления в раннем юношеском возрасте и о создании оптимальных условий для правильного развития ребенка)

- родительские собрания

- тематические диалоги

- индивидуальная работа

- размещение информации на сайте образовательной организации;

не был реализован в полном объеме, по не зависящим от воспитателей причинам. Из всех направлений уделяется большое внимание работе с родителями в форме  бесед и   индивидуальной работе по оказанию психолого-педагогической помощи по вопросам обучения и воспитания обучающихся, проживающих в общежитии.

Модуль № 2  -     Работа  с обучающимися (с учетом возрастных особенностей привить в раннем юношеском возрасте   определенные связанные с полом  нравственные знания  и   навыки), реализован в полном объеме.

- беседы

- тематические вечера

- конкурсы

- тренинги

- интеллектуально-познавательные игры

- уроки нравственности

                     

В течение года достигнуты следующие результаты:

  • создан и поддерживается благоприятный интеллектуальный, нравственный и эмоционально-психологический климат в общежитии, связанный с осознанием ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения;
  • обеспечено реальное обучение умению самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора, в основных сферах жизнедеятельности;
  • сформирована система восприятия обучающимися общечеловеческих ценностей, семейных традициях, об особенностях семейных отношений,  и творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
  • создана система психолого-педагогической поддержки личности обучающегося в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей; следует отметить наличие у детей чувства комфортности, защищенности (проанализировано в хоте тестирования);
  • в воспитательном процессе использованы личностно-ориентированные технологии, приемы, методы воспитания;
  • приступили к созданию системы мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива;

При этом необходимо отметить, что существуют и проблемы:

  • недостаток творческой инициативы со стороны обучающихся, особенно сирот и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  •  у  части обучающихся  плохо сформировано  ценностное отношение к здоровому образу жизни, поэтому считаем  на  следующем этапе реализации программы больше уделить внимания формированию здорового образа жизни, через участие в различных мероприятиях (творческие конкурсы, выставки, спортивные мероприятия и др.).

   

Мониторинг реализации программы по годам

Таб.1

 

Сирот/

опекаемых

овз

кдн

досуговая

на начало года

на конец года

Вновь поставлены

проживает в общежитии

31ч.

16ч.

15ч.

8ч.

2ч.

109ч.

Участвовало в мероприятиях

26ч.

14ч.

14ч.

8ч.

2ч.

71ч.

%

84%

87,5%

93,3%

100%

100%

66,98%

Мониторинг занятости обучающихся в программе нравственно-полового воспитания      

« Перекрестки становления» 2015-2016 учебный год

Диаграмма1

2016-2017учебный год

Таб.2

 

Сирот/

опекаемых

овз

кдн

досуговая

на начало года(01.10.)

на конец года

Вновь поставленых

проживает в общежитии

19ч.

17ч.

10ч.

6ч.

4ч.

74ч.

Участвовало в мероприятиях

15ч.

15ч.

10ч.

6ч.

4ч.

61ч.

Занятость обучающихся проживающих в общежитии %

78,94%

88,23%

100%

100%

100%

82,43%

Мониторинг занятости обучающихся в программе нравственно-полового воспитания

« Перекрестки становления» 2015-2016 учебный год

Диаграмма2

Таблица 3

Занятость обучающихся проживающих в общежитии

Сирот/

опекаемых

овз

кдн

досуговая

на начало года(01.10.)

на конец года

Вновь поставленых

2015-2016 %

84%

87,5%

93,3%

100%

100%

66,98%

2016-2017 %

78,94%

88,23%

100%

100%

100%

82,43%

Сравнительная  характеристика занятости обучающихся в программе нравственно-полового воспитания « Перекрестки становления» по годам

Диаграмма 3

Мероприятия

2015-2016у.г.

2016-2017у.г.

Выставки

3

4

Конкурсы рисунков, плакатов

2

5

Спортивные мероприятия

3

6

В 2015-2016у.г. обучающиеся приняли участие

в творческих  художественных выставки:

  • «Рождественский звездопад»,
  • «Пасхальные узоры»,
  • «Солнечный круг»  библиотека им.Лиханова г.Киров

конкурсы рисунков, плакатов:

  • «Быть  здоровым – модно!»
  • «Здоровое  поколение»

в районных спортивные мероприятия:

  • «кросс нации»,
  • «лыжня России»,
  • «Эстафета к Дню Победы»

В 2016-2017у.г. обучающиеся приняли участие в

в творческих и художественных выставках:

  • «Рождественская сказка», «Рождественская открытка»,
  • «Пасхальные узоры» проводимых Никольским храмом п.Свеча
  • в районной выставке технического и декаративно-прикладного творчества обучающихся ОО проводимой Домом детского творчества
  • Защищенное детство» «КСРЦН» «Вятушка» г.Киров.

конкурсов рисунков (КЦСОН)

  • «Мир без наркотиков» в рамках областной акции «Кировская область без наркотиков» «Я, ты, он, она – мы здоровая страна»
  • «Открытка для ветерана», к  Дню Победы, проходившего в рамках акции «Спасибо, что живем»
  • «Экология глазами детей»
  • «Наш дом – Земля» областной смотр-конкурс плакатов
  • «Защищенное детство» «КСРЦН» «Вятушка» г.Киров.

в районных спортивных мероприятиях

  • «Кросс нации»
  • «Лыжня России»
  • «Полиатлон»
  • «Лыжная спартакиада»
  • «турнир по волейболу» среди учащейся молодежи
  • «Эстафета к Дню Победы»

В результате мониторинга видно, что вырос объем  занятости обучающихся во внеурочное время, уровень участия в выставках и конкурсах поднялся с внутрифилиального до районного и областного, все больше обучающихся выражают желание принимать участие в этих конкурсах, выставках, мероприятиях.

Общий вывод:

Исходя из анализа программы нравственно-полового воспитания «Перекрестки становления», необходимо отметить, что в целом поставленные задачи можно считать решенными, цель достигнута. В общежитии Свечинского филиала КСХТ создана определенная система  для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

  • продолжить реализацию программы нравственно-полового воспитания «Перекрестки становления»
  • планировать воспитательную работу, опираясь на возрастную динамику развития обучающихся, учитывая современные требования и тенденции;
  • проводить мониторинг развития и личностного роста обучающихся;
  • создать условия для более активного взаимодействия семьи и образовательной организации.

Воспитатели                                  Дудина О.В.

                                                Рожина Н.А.