Статья на тему "Использование компьютерных игр в развитии представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста".

Черникова Алла Николаевна

Статья в которой раскрывается актуальность, значимость и внедрение компьютерных технологий при ознакомлении, закреплении детей с геометрическими фигурами и форме предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему

 «Использование компьютерных игр в развитии представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста»

В условиях информатизации образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей так говорит Белавина И.Г. Она считает, что одним из шагов в их реализации является разработка и использование компьютерных игр в системе дошкольного образования как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса. Общение  детей  дошкольного  возраста  с  компьютером   начинается   с компьютерных  игр,  тщательно  подобранных  с  учетом  возраста  и   учебной направленности. Компьютерные игры способствуют более быстрому развитию ребенка. Ребенок учится обобщать и классифицировать явления, тренирует реакцию и логическое мышление.

Как известно, игра является одной из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Рассуждая на данную тему, я отталкиваюсь от наблюдений за своей дочкой, ей 4 года и она готова целыми днями сидеть и играть в подобные игры за компьютером и планшете. Она добивается хороших результатов, ей это очень нравится, так как детские развивающие игры устроены так, что когда ребенок получает хороший результат (справляется с заданием) для него играет музыка, или какие-либо сказочные персонажи выходят и радуются вместе с ребенком.

Как указывает Вахрушева Л.Н., в 90-е годы XX века достигнуты определенные успехи в использовании компьютерных игр в обучении дошкольников у нас в стране. Получены экспериментильные данные по использованию компьютеров при обучении музыкальной грамоте (М. Гольцман), английскому языку (И. Рязанова), при обучении грамоте и математике (Е. Глушкова) и др., которые свидетельствуют об интересе детей к подобного рода занятиям, повышение уровня знаний детей, эффективном влиянии компьютера на процесс обучения.

Современные исследования в области дошкольной педагогики Моторина К.Н., Первина С.П., Холодной М.А., Шапкина С.А. и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

Существует исследование Н. Тарловской, где дети знакомятся с натуральными числами, с классификацией геометрических фигур, а так же учатся конструировать и рисовать с помощью геометрических фигур, лучей, точек. Методика эксперимента включает 3 этапа:

1). подготовительный, в ходе которого дети управляют электронными игрушками;

2). индивидуальное обучение работе на компьютере;

3). использование компьютера в процессе организованных занятий.

Эксперимент доказал не только возможность применения компьютера в детском саду, но и педагогические преимущества организации учебно-воспитательной работы с применением комьютера.

Использование компьютеров на занятиях в детских садах требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков. Основания для беспокойства самые весомые.

Структура занятий с использованием компьютерных игр.

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа:

I этап - подготовительный.

      Идет  погружение  ребенка  в  сюжет  занятия,  период   подготовки   к

компьютерной игре через развивающие игры,  беседы,  конкурсы,  соревнования,

которые  помогут  ему  справиться   с   поставленной   задачей.   Включается

гимнастика для глаз,  пальчиковая  гимнастика  для  подготовки  зрительного,

моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

      Включает в себя овладение  способом  управления  программой  для  достижения

результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

      Используется несколько способов "погружения"  ребенка  в  компьютерную

программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения  каждой  клавиши  с

подключением наводящих и контрольных вопросов.

2  способ.  Ориентируясь  на  приобретенные   ребенком   навыки   работы   с

компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3  способ.  Ребенку  предлагается  роль   исследователя,   экспериментатора,

предоставляется   возможность   самостоятельно   разобраться   со   способом

управления программой.

4  способ.  Ребенку  предлагается  карточка-схема,  где  задается   алгоритм

управления  программой.  На  первых  этапах  дети  знакомятся  с  символами,

проговаривают и отрабатывают способы управления с  педагогом,  в  дальнейшем

самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

      Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для

глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений  (физ.  минутки,  точечный

массаж,   массаж   впередистоящему,    комплекс    физических    упражнений,

расслабление под музыку).

      Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в  первой

половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

      1 этап - 10-15 минут,

      2 этап - 10-15 минут,

      3 этап - 4-5 минут.

      После каждого занятия проветривание помещения.

      Занятия  построены  на  игровых  методах  и  приемах,  позволяющих  детям  в

интересной, доступной форме получить знания, решить  поставленные  педагогом

задачи.

      Для более эффективного, прочного овладения знаниями  программа  строится  на

основе постепенного погружения в  обучающие  блоки,  обеспечивающие  решение

основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на  развитие

мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

        Компьютерные игры вызывают у ребенка эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них большой интерес, желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Так появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру. Рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, которая в дальнейшем развивается.

Следующий шаг — это овладение способами управления компьютером, умением вызывать соответствующие эффекты на экране: появление фигурок, их движение, преобразование, озвучивание и т. п. Для того чтобы этот процесс не был слишком труден ребенку, ему нужно предложить сначала элементарные компьютерные программы. При первом знакомстве ребенку достаточно заметить, как при нажатии на соответствующую клавишу на экране появляется, например какая-нибудь фигурка.

Сейчас большой выбор обучающих игр для детей дошкольного возраста. Они направлены на развитие познавательных и речевых умений, целенаправленно зрительно и осязательно двигательным способом обследовать геометрические фигуры, предметы с целью определения формы. Попарно сравнивать геометрические фигуры с целью выделения структурных элементов: углов, сторон, их количества. Самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур. Самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур; выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер; группировать их по признакам.

Например,  графический редактор - это одни из самых популярных прикладных программ. Их существует огромное множество с разными возможностями, но все они включают в себя необходимый минимум, освобождающий от рутинной работы и способствующий самостоятельному творчеству. Дети старших, подготовительных групп получают возможность выполнять рисунок точками, отрезками, кругами, прямоугольниками и т.д. Они могут увеличить размер любой части рисунка, чтобы проработать ее детально. Компонуя рисунок в цепом, изменяют размер того или иного фрагмента, перемещают изображение в другую часть экрана. Дети имеют возможность стереть часть рисунка, закрасить ее выбранным цветом.

На занятиях дети 5-7 лет овладевают необходимыми навыками работы с графическим редактором, выполняют несложные собственные рисунки по теме.

Что же дают детям подобные занятиях математика + изобразительная деятельность с использованием компьютера?

Ребята проявляют свои возможности выполнять графические рисунки самостоятельно. Изучение несложных геометрических фигур постепенно подводит учащихся к пониманию конструктивной закономерности построения рисунка, к многообразию его вариантов, умению использовать площадь листа (дисплея). Сюжет, как правило, возникает по ходу работы, изменяясь и обогащаясь. При этом развивается фантазия, формируется художественный вкус. Дети хотят узнать как можно больше о том времени, в котором они живут, их притягивает новая информация, современная техника. Рисуя на компьютере, создавая свое "произведение искусства ", видя его напечатанным на принтере, они испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость.

Новоселова С.Л.  своей работе утверждает, что компьютерные игры учат детей  преодолевать  трудности,  контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря  компьютеру  становится эффективным  обучение  целеполаганию,  планированию,   контролю   и   оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых  и неигровых моментов.

       Расскажем о некоторых компьютерных играх с помощью которых дети не только знакомятся с несложными геометрическими фигурами; сравнивают их с целью выделения структурных элементов: углов, сторон, их количества; учатся  группировать их по признакам, но и  познакомится с веселыми персонажами, которые будут находиться вместе с ребенком на протяжении всей игры и не даст заскучать при выполнении заданий.

Супердетки: «Геометрия в игровой форме» 2008г. 

Увлекательная развивающая игра для детей. Возраст: 6-9 лет

Развлекательно-обучающий курс "Геометрия в игровой форме" познакомит ребенка с занимательным миром геометрических фигур.

Вместе с забавным анимированным персонажем малыш научится отличать квадрат от куба, круг от шара, треугольник от пирамиды. Размещая маленькие геометрические фигуры внутри больших и строя из них загадочные сооружения, ваш ребенок поймет, как они соотносятся между собой. Но это еще не все! Гоняясь за шустрым зайцем по запутанным дорожкам, он сможет попробовать применить на практике полученные знания.

Для каждой игры существует несколько уровней сложности - ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

Особенности игры:

Несколько уровней сложности.

Игровая форма подачи материала.

Возможность применить полученные знания на практике.

Рабочая тетрадь дошколенка. «Развиваем логику» 2008 г.

Обучающая программа для детей (компьютерная программа) Возраст: 6-9 лет

Логическое мышление - один из важнейших навыков, необходимых для успешного обучения ребенка. От его развития зависит умение малыша применять правила, обобщать, сравнивать. Данная программа - это готовые материалы для увлекательных занятий с ребенком на каждый день, которые помогут определить уровень логического мышления и повысить его при необходимости.

В рабочей тетради присутствуют игры, веселые загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы не только развлекут вашего малыша, но и будут способствовать формированию его внимания и памяти, воспитанию творческого подхода при решении различных задач. Дошколенок узнает о простейших геометрических фигурах, научится считать и получит другие необходимые знания и навыки, которые помогут ему успешно учиться в школе.

«Танграм» – геометрический паззл flash игра.

Компьютерная игра. Возраст: 4-10 лет

Танграм - древняя китайская головоломка.

Суть этой игры не только и не столько в собирании первоначальной фигуры - из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д.

Описание flash игры: Складываем из геометрических фигур различные формы. Нажимаем на Tasks - получаем список заданий, если хотим увидеть решение нажимаем Solve. Фигуры можно вращать нажимая на точку в углу каждой фигуры.

Игра-головоломка состоит из 7 геометрических фигур, вырезанных из одного квадрата. Прелесть этой игры в том, как быстро вы соберете эти фигурки. Правила очень просты. Все 7 деталей должны быть использованы для каждой композиции, они должны складываться один к другому и никогда один сверху другого. Представленные эскизы следует воспроизводить точно. Вы обнаружите, что небольшие отступления от показанного могут в итоге изменить весь облик композиции. Цель головоломки – собрать 7 фигурок так, как показано на рисунках. Из 7 фигурок можно собрать большое количество эскизов представленных в игре. Вы можете подумать, что фигурки невозможно собрать так, чтобы изобразить сложные криволинейные формы живых существ, однако поразительно, что верно собранная фигура может походить на изогнутый контур там, где его нет и в помине. Воспроизведение представленных эскизов является лишь частью головоломки, игрок может получить гораздо больше развлечения, изобретая новые комбинации. Возможности: Удобный режим перетаскивания и вращения фигур (вращение удерживанием кнопки, нажатием кнопки, вращение скролом мыши). Возможно вращение фигур с точностью до 1 градуса.

Способствует развитию: умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

Существует еще  множество различных игр по математике например:

- «Размышлялки», «Учимся запоминать», «Учимся думать», «Учимся рисовать», «Учимся запоминать» компании Новый диск;

     - «Учимся анализировать», «Развиваем реакцию» «Учимся мыслить логически-1», «Учимся мыслить логически-2»; Также сборники развивающих программ для детей серия «НЕсерьезные уроки».

Обе коллекции развивающих игр  предназначены для детей от 4 лет и старше. Представлены задания по математике помогающих развивать память, внимание, пространственное воображение, логическое мышление, восприятие, творчество ребенка, а также основные моторные навыки при работе с компьютером. Причем предлагаемые задания зачастую вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд.

Одной  из  важнейших  функций  компьютерных  игр  является  обучающая.

      В процессе  занятий  детей  на  компьютерах  улучшаются  их  память  и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то  есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или  иной  материал.  И  если только материал является ярким и значимым,  ребенок  непроизвольно  обращает на него внимание.

      Занятия детей на компьютере  имеют  большое  значение  не  только  для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от  самых простых  до  сложных,  детям  необходимо  учиться   нажимать   пальцами   на определенные клавиши, что развивает моторику  детей.

       Общение  с  компьютером  вызывает  у  детей  живой  интерес,  сначала  как   игровая

деятельность, а  затем  и  как  учебная.  Этот  интерес  и  лежит  в  основе формирования  таких   важных   структур,   как   познавательная   мотивация, произвольные  память  и  внимание,  и  именно  эти   качества   обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

      Компьютерные игры учат детей  преодолевать  трудности,  контролировать

выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря  компьютеру  становится фективным  обучение  целеполаганию,  планированию,   контролю   и   оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых  и неигровых моментов. Ребенок  входит  в  сюжет  игр,  усваивает  их  правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме  того, практически во всех играх есть свои герои, которым  нужно  помочь  выполнить задание.   Таким   образом,   компьютер   помогает   развить    не    только интеллектуальные способности ребенка, но  и  воспитывает  волевые  качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость,  а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям  игр,  обогащая  тем самым его отношение к окружающему миру.

       Итак, можно сделать вывод: применение компьютера в дошкольном возрасте возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Литература

1. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопрос психологии. - 1993. - №3.-С.53

2. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательного интереа к математике у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие для студентов пед. вузов, колледжей,училищ и работников дошкольных образовательных уч-ий.- Киров: Изд-во ВГПУ,1998.-С.23,26-27.

3. Димитр Павлов. Методические  разработки  по  использованию  компьютера  в

   образовании.    -    Челябинск:    Челябинский     областной     институт

   усовершенствования учителей, 1992.-С.23,27

4.    Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду // Информатика.-2001.-№18.-С.16.

5.    Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? //Дошкольное воспитание. — 1989. — № 9. — С. 73

6.   Осипова Т.Г «Компьютерные программы для детей дошкольного возраста» // Детский сад от А до Я научно-методический журнал для педагогов и родителей, 2003, №1 (01), С. 149

7. http://www.kcn.ru/school/book/informat/less_integr.htm

8. http://www.px-pict.com/4/1/1.html

9. http://www.ozon.ru/context/detail/id/3960383/3/1 .html

Приложение

Комплексы гимнастики для глаз

Я считаю, что для повышения интереса к упражнениям и качественного выполнения их желательно проводить их в игровой форме.

«Поиграем с матрешками» Упражнения   выполняются   стоя,   у каждого  ребенка   в  руках  

матрешка.

1. «Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к вам в гости, какой красивый у

нее платочек (2—-3 сек).

Посмотрите, какая у меня матрешка (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «Матрешки у нас веселые, любят . бегать, прыгать. Вы за ними внимательно   следите  

глазами:   матрешка   подпрыгнула   вверх,   присела,   побежала вправо,   влево».   Повторить   4  раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами

следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя матрешка очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а

она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза.