Программа дополнительного образования по развитию речи с использованием материала фольклорного характера для детей 2-3 лет.

Никулина Марина Владимировна

Материал программы предназначен для организации дополнительной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет, по вопросам речевого развития с использованием словесных игр фольклорного характера, как с педагогами, так и с   родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_kapitoshka_s_2-3_let.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Представляю вашему вниманию результаты моей работы по вопросам развития речи детей раннего возраста с использованием фольклора, его богатого словарного потенциала: песен, частушек, попевок, закличек, поговорок, игр, где сочетаются слово и музыкальный ритм, который дает стимул для познавательного и речевого развития.

Программа кружка «Капитошка»

серия «Ладушки - ладошки» для детей 2-3 лет.

Аннотация к работе по программе кружка «Капитошка».

Материал программы предназначен для организации дополнительной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет, по вопросам речевого развития с использованием словесных игр фольклорного характера, как с педагогами, так и с   родителями. 

Содержание:

I. Понятийный аппарат ……………………………………………………...…………….…1

II. Планирование работы ………………………………………………...…………………..2

III. Образовательная нагрузка ………………………...…………………………………..…4

IV. Ожидаемые результаты………………………………………………………………..… 4

V. Список используемой литературы ……………………………………………………. ..4

VI. Методическое сопровождение к игровому и художественному материалу. Примерный сценарий  итогового развлечения……………………………………………..5

I.Понятийный аппарат.

Актуальность инновационной деятельности заключается в доступности  материала детскому восприятию, добровольности усвоения новой информации в игровой деятельности и возможности побуждения  к возникновению самостоятельной двигательной и речевой активности у детей раннего возраста [3].

Цель: использование речевого материала фольклорного характера в работе по развитию речи детей 2-3 лет в  дополнительной образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Побуждать стремление взаимодействовать с окружающим миром, через приобщение к фольклорному творчеству.
  2. Способствовать формированию положительного эмоционального настроя детей к совместной образовательной деятельности.
  3. Способствовать развитию речи, посредством развития фонематического слуха,  артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, интонационной выразительности, становлению самостоятельной речевой активности, посредством использования ценностного речевого содержания фольклорных игр-забав.

Принципы:

  • развивающее образование;
  • научная обоснованность и практическая применимость;
  • адекватность возрастным особенностям.

Методы и приемы: игра, объяснение, показ, повторение, демонстрация.

Оборудование: игрушки, картинки, предметы бытового назначения, мультимедийные средства.

Методические рекомендации: работа проводится с небольшой подгруппой детей (до 5 человек), раз в две  недели, во второй половине дня, длительностью 5 минут. Рекомендуется использовать яркий, красочный демонстрационный материал,  преподносить который следует эмоционально, интонационно выразительно. С началом художественной деятельности с детьми, количество занятий по ознакомлению стихотворного материала, варьируется в зависимости от степени его запоминания (не больше трех раз подряд). Размещение детей произвольное, комфортное. Настроение радостное, позитивное. Использование фонового музыкального сопровождения во время подвижных, словесных игр, продуктивной деятельности, приветствуется. В конце учебного года проводится итоговое развлечение, демонстрирующее развитие детей за данный период дополнительной образовательной деятельности.

II. Планирование работы.

Тема

Форма деятельности

Оборудвание

1 неделя октября

«Игры с язычком».

И/с «Жил да был язычок…»

Д/и «Язычок забавляется».

Д/у «Язычок играется».

М/у «Повторялки».

Картинка с изображением домика и язычка в окошке (мобильная).

3 неделя октября

«Повторяшки»

Закрепление материала.

-//-

1 неделя ноября

«Постирушки».

Д/у «Озорные пальчики».

С/м «Разноцветные кораблики».

П/д «Поиграем – постираем».

Тазики с водой, пена для ванн, поролоновые губки разных цветов по количеству детей; полотенца.

3 неделя ноября

«Повторяшки».

Закрепление материала.

-//-

1 неделя декабря

«Поварята».

Д/у «Язычок играется».

П/г «Кашку сварим».

Игрушки: кукла, кошка.

3 неделя декабря

«Повторяшки»

Закрепление материала.

-//-

2 неделя января

«Зайка – почитай-ка».

Д/у «Покажи ладошки».

П/г«Зайка и книга».

Игрушка – заяц.

4 неделя января

«Повторяшки»

Закрепление материала.

-//-

2 неделя февраля

«Пальчик - мальчик»

П/и «Солнышко и дождик».

П/г «Пальчик - мальчик»

Картинки с изображением детских рук.

1 неделя марта

«Повторяшки».

Закрепление материала.

-//-

4 неделя марта

«Ладушки».

Д/у «Надуй пузырь».

П/г «Ладушки».

Мыльные пузыри.

1 неделя апреля

«Вьюшки»

П/и «Прокати мяч».

П/г «Вьюшки».

Массажные мячи по количеству детей, стулья, большая мягкая игрушка – заяц.

3 неделя апреля

«Повторяшки».

Закрепление материала.

-//-

4 неделя апреля

Этюд «В гостях у солнышка».

Х/д этюд «В гостях у солнышка».

Корзина, платок, лента, игрушки – заяц, коза, птичка, кошка; мыльные пузыри, зонт.

Примечания:

п/и – подвижная игра,

д/и – дидактическая игра,

м/и – музыкальная игра,

д/у – динамические упражнения,

п/д – продуктивная деятельность,

п/г пальчиковая гимнастика,

и/с – игровая ситуация,

с/м – сюрпризный момент.

III.  Образовательная нагрузка.

Общий объем образовательной нагрузки.

Количество занятий

(учебный год)

Единица измерения

(часы, минуты)

1 неделя = 1 занятие

5 минут

1 месяц = 4 занятия

20 минут

Учебный год  = 34 занятия

255 минут = 4 часа 10 минут

IV. Ожидаемые результаты:

Создание потенциала для развития интеллектуальных и речевых процессов в результате использования фольклорных игр имитационного  характера в сочетании с развитием мелкой моторики руки у детей раннего возраста. Установление положительного психоэмоционального климата в отношениях между взрослым и ребенком.

V. Список использованной литературы: 

  1. Генинг М.Г., Герман Н.А.  О Веселом Язычке. / М.Г. Геринг, Н.А. Герман. – Москва: Мозаика – синтез, 2012 год.-  207с.
  2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. -  Санкт-Петербург: Литера, 2005 год. – 23с.
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / ред. Н.Е. Вераксы, ТС. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика – синтез, 2014 год.- 368с.

VI.  Методическое сопровождение.

Игровой материал:

Игровая ситуация «Жил да был язычок»:

        "Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. (Показываем картинку мобильного характера). И у нас есть домик и язычок в нем (обращаем внимание на собственный рот и язык). Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами (показ). Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбается и показывает детям зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбается, показывая верхние и нижние зубы). Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрывает губы и предлагает детям сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло. В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращает внимание детей на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую [1].

Дидактическая игра «Язычок забавляется»: 

        Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращает внимание детей, что потолок - это нёбо. Просит погладить небо языком). На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая.

Динамическое упражнение «Язычок играется»:

        Упражнение строится на повторении движений языка детьми за взрослым:

  • «Язычок гуляет» - высунуть язык вперед, убрать назад;
  • «Язычок греется на солнышке» - высунуть язык, задержать на некоторое время;
  • «Язычок оглядывается» - перемещаем язык из одного уголка губ в другой;
  • «Язычок прячется» - высунуть язык и по сигналу взрослого спрятать.

Музыкальное упражнение «Повторялки»:

        Упражнение основано на  имитировании звуков детьми, которые произносит взрослый: на распев произносим гласные звуки (язычок любит петь), согласные звуки произносим в зависимости от мягкости и твердости, даем характеристику каждому звуку  и сочетанию звуков (бам-бам -  играем в барабан; тук-тук – молоточка звук и т.д.).

Динамическое упражнение «Озорные пальчики»:

        Упражнение строится на повторении движений пальцев детьми за взрослым:

  • «Пальчики гуляют» - разжимаем, сжимаем пальцы в кулачок;
  • «Пальчики играют» - совершаем возвратно-поступательные, веерообразные движения пальцами;
  • «Покажи пальчик» - показываем определенное количество пальцев.

        Для активизации интереса к упражнению, взрослый может одеть перчатки с цветными пальчиками.

Подвижная игра «Ой, поймаю!»:

        Дети стоят полукругом, вытянув руки вперед, ладонями вверх. Игровая задача – спрятать ладошки за спину, чтобы их не поймал «кот». Взрослый проводит игрушкой по ладошкам детей, поет «песенку  кота» (мурлыкает), после произносит – ой, поймаю! – дети прячут руки, «кот» ловит ладошки.

Подвижная игра «Прокати мяч»:

        Игровая задача – прокатить мяч по дорожке из препятствий к зрительному ориентиру. Дети выбирают мячи по цвету, называя его, и прокатывают в произвольно расставленные «воротики» (3-4 стульчика) по дорожке к «зайке».

Подвижная игра «Солнышко и дождик»:

        Игровая задача – действие по сигналу взрослого. Дети «гуляют» по группе, когда взрослый открывает зонт, спешат собраться по ним.

Продуктивная деятельность:

«Поиграем – постираем» -  дети играют с поролоновыми губками, на которых находится капелька пены для ванн, опускают их под воду, отжимают, наблюдают за пузырьками воздуха и пены, выходящими из под воды и т.д.

Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики:

        Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки издающие звуки. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически[2]. 

Художественный материал:

 Пальчиковая гимнастика «Кашку сварим»:

Кашку варили,

Ложечкой мешали,

(водим указательным пальцем по ладошке)

 Куколку  кормили,

 Кошечке давали.

 (имитация кормления, угощаем куклу и кошку).

         Пальчиковая гимнастика «Зайка и книга»:

 Зайка книгу нашел,

 И открыл, и прочел,

 А закрыл, все забыл.

 И снова открыл,

 И все повторил,        

 А закрыл, опять забыл.

(Ладошки соприкасаются, при слове «открыл» раскрываются как книга)

Итоговое мероприятия:

Этюд «У солнышка в гостях».

Цель: развитие речевой активности детей 2-3 лет, умения соотносить действие с содержанием стиха или потешки, побуждение к пониманию значения слов, правильному их произношению.

Задачи: развитие мелкой моторики,  коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, побуждение к использованию полученных умений в самостоятельной речевой и двигательной деятельности.

Оборудование: мягкие игрушки среднего размера  по количеству детей: коза, птичка; мыльные пузыри (на каждого ребенка); модули, зонт, лента для декорирования букетов цветов, корзина, платок; музыкальный центр.

Методические рекомендации: развлечение проводится с небольшой подгруппой детей (до 5 человек), длительность 15 минут. Рекомендуется использовать яркий, красочный демонстрационный материал,  преподносить который следует эмоционально, интонационно выразительно. Размещение детей полукругом (используем зрительные ориентиры – цветные кружки). Настроение радостное, позитивное. Используется фоновое музыкальное сопровождение.

Ход:

Звучит веселая музыка, воспитатель приглашает детей подойти к нему. Дети становятся возле воспитателя в произвольном порядке.

В: ребята, мы с вами сегодня собрались здесь, чтобы поиграть и повеселиться! Будем играть? Будем веселиться?

Д:да!

В:тогда начнем! На улице такие чудесные весенние деньки, ярко светит солнышко, Я вам сегодня предлагаю, отправится в гости к солнышку! Вон его домик, но чтоб туда дойти, нужно нам преодолеть вот такую сложную дорожку. Справимся? Тогда вперед! (дети проходят по дорожке с препятствиями из мягких модулей).

В: вот мы и дошли до домика. Но, где же солнышко? Поздороваемся с ним, может оно услышит нас и придет! - Здравствуй, солнышко – колоколнышко!

Мы с ребятами знаем  потешку и хотим подарить ее тебе, солнышко, за то, что ты нас ласково и тепло встречаешь каждое утро! Начнем, ребята?!

Д: светит солнышко в окошко,

Греет нашу комнату,

Мы похлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

(Дети хлопают в ладоши, звучит русская плясовая мелодия, пританцовывая, входит герой -  «Солнышко»).

С:здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я солнышко! Очень радо всех вас сегодня видеть у себя в гостях! Я услышало ваше приветствие, мне оно очень понравилось, спасибо! А сейчас я с вами хочу поиграть! Игра «Солнышко и дождик». Хорошо, ребята, весело играете! Вы мои гости, и у меня для вас есть подарки! (Достает корзинку накрытую платком).  Подниму за уголок, я голубенький платок, ну-ка, детки, подходите и в корзинку загляните!

(Дети подходят к корзине, осматривают содержимое, берут игрушки в руки).

В: ай, да солнышко, спасибо! Всем подарки надарило! Мы тоже в долгу не останемся и за каждый подарок отчитаемся! Подарим тебе сказку, которую умеем рассказывать руками. (Дети по очереди, показывают игрушки и рассказывают соответствующую сказку).

Пальчиковая гимнастика «Птичка»:

Птичка-птичка,

 (круговыми движениями водим пальчиком по ладошке)

 Вот тебе водичка

(пощипываем или стучим пальцами по ладошке)

 Вот тебе крошки

 На моей ладошке.

Птичка-птичка,

 (круговыми движениями водим пальчиком по ладошке)

 Вот тебе водичка

(пощипываем или стучим пальцами по ладошке)

 Вот тебе крошки

 На моей ладошке.

Пальчиковая гимнастика «Вьюшки»:

Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью (указательным пальцем водим вокруг другого пальца) Колотушки колочу (Стучим кулачком по кулачку) Заколачиваю, приколачиваю! (Стучим поочередно указательными пальцами друг по дружке).

Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»:

Идет коза рогатая, за малыми ребятами, (делаем «козу» и указательного и среднего пальцев, имитируем движение ног козы) Кто кашу не ест? Кто молоко не пьет? Забодаю! (пальцы в том же положении – щекочем друг дружку).

С: здорово, ребята! Мне было весело с вами! А теперь мне пора уходить, ведь надо успеть всем улыбнуться и всех обогреть!

В: у нас для тебя тоже есть подарки, солнышко! Чтоб тебе не скучно было по небу ходить, мы тебе подарим фейерверк из мыльных пузырей!

(Дети пускают мыльные пузыри, солнце уходит).

- До свидания, солнышко, до новых встреч!