Доклад "Методы профессиональной экологической ориентации учащихся во взаимодействии "Школа - ВУЗ"

Семенова Виктория Александровна

На базе Воронежского государственного университета  4-6 октября проводилась  международная научно-практическая конференция:"Современная экология:образование, наука, практика".  В рамка круглых столов данной конференции мною был озвучен доклад " Методы профессиональной экологической ориентации учащихся во взаимодействии "Школа-ВУЗ". Основной идеей доклада является высокая степень важности определения методов работы, позволяющих сформировать сознательное отношение учащихся к выбору профессии экологической направленности, результатом которого должна быть успешная социализация выпускников и вступление их в профессиональный мир. В докладе представлены разработанные методы, мотивирующие учащихся на получение экологического образования, позволяющие выявить у школьника склонности к профессиям экологической направленности на всех этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_5.10.17.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методы

профессиональной экологической ориентации учащихся во взаимодействии «Школа – ВУЗ»

Осуществляя профессиональную ориентацию учащихся чрезвычайно важно определить методы работы, позволяющие сформировать сознательное отношение учащегося к выбору профессии экологической направленности, результатом которого должна быть успешная социализация выпускников и вступление их в профессиональный мир.

Цель – развитие интереса учащихся к профессиям экологической направленности.

Поставленная цель реализуется путем решения следующих задач:

  1. Разработка методов, мотивирующих учащихся на освоение экологического образования;
  2. Организация взаимодействия школьников со студентами, аспирантами, преподавателями ВУЗа;
  3. Посещение учащимися школы занятий преподавателей ВУЗа;
  4. Приглашение преподавателей ВУЗа для обсуждения с учащимися школы актуальных экологических проблем.

Намеченные задачи реализуются путем следующих методов.

  1. Разработка методов, мотивирующих учащихся на освоение экологического образования. Данная задача реализуется методом организации научного общества учащихся, которое может объединить школьников разного возраста с 5 по 11 классы, так как для максимальной эффективности профориентация должна быть непрерывным процессом, сопровождающим школьника на всем пути его обучения. Указанный метод способствует развитию профессионального интереса учащихся, приобретению практических навыков в области экологии,  развитию творческой инициативы к обучению, а так же аналитического мышления, что в целом способствует качественному освоению знаний экологического характера. Одной из  главных целей создания научного общества учащихся является – выявить у школьников склонности к профессиям экологической направленности.
  2. Вторая задача достигается методом реализации взаимодействия учащихся средних образовательных учреждений и студентов ВУЗа. В данном случае отмечается наличие контакта «школьник – студент», профориентационная ценность которого заключается в том, что обе группы имеют статус обучающихся, но обучение проходят в разных категориях образовательных учреждений (Школа –ВУЗ). Студент для школьника является примером. Данный метод реализуется посредством различных форм деятельности направленных на формирование экологического самосознания: показ студентами фильмов и мультимедийных презентаций о специальностях, охватывающих область экологии; круглые столы, конференции, недели науки, олимпиады, совместные экологические акции и т.д.
  3. Следующий метод, заключается в посещении школьниками  занятий преподавателей ВУЗа. Данный метод выполняет важную адаптирующую  функцию (дает возможность приобщиться к студентам, к учебному процессу ВУЗа), расширяет информационное поле для экологической ориентации.

Учащийся получает знания, навыки такими педагогическими методами, которые не всегда характерны для среднего образовательного учреждения, все это стимулирует школьника на получение экологических знаний, а, следовательно, способствует  формированию готовности к более сознательному выбору профессии экологической направленности.

  1. Другой методический прием как приглашение преподавателей ВУЗа для обсуждения с учащимися актуальных экологических вопросов и проблем, имеет важное значение, так как выполняет ряд мотивирующих на получение экологически направленного образования функций: развивающую, адаптирующую, корректирующую, воспитательную.  

Данный метод способствует формированию актуальной научной  информационной основы для принятия решений учащимися по профессиональному самоопределению, позволяет адаптироваться к особенностям ВУЗовского стиля преподавания, воспитать  у школьника общественно значимые причины выбора профессии. Экология – дисциплина, которую нужно изучать, применяя междисциплинарный подход. Изучение экологических закономерностей природных процессов просматривается в истории, математике, биологии, географии, обществознании, физике. Трудно сказать, в какой дисциплине нет экологических вопросов. Учитывая междисциплинарный характер экологии, важно приглашать преподавателей разных специальностей: геоморфологов, ландшафтоведов, геофизиков, гидрологов, топографов, и т.д., что полезно не только для учащихся, но и для учителя, желающего глубоко и фундаментально познать основы экологии.

Таким образом, применение выше изложенных методов, дает возможность выстроить систему профориентационного взаимодействия  «Школа – ВУЗ» экологической направленности, включающую комплекс действий, направленных на выявление у школьников на всех этапах обучения склонностей к данным профессиям.

Нами уделяется внимание именно экологической направленности воспитания учащихся школ по ряду причин, что согласуется с:

  1. 2017 г.  указом Президента РФ  об объявлении  годом  Экологии в России в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности;
  2. 2017 г – так же объявлен годом особоохраняемых природных территорий с целью привлечения внимания общества к вопросам сохранения биоразнообразия как природного наследия России. Значительное внимание уделяется биоразнообразию по причине того, что это жизнь планеты, оно же и определяет сбалансированное эколого- поддерживающее развитие региона.
  3. Идея разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, формирования бережного отношения к природным богатствам и культуре своего Отечества, бесспорно, не потеряет своей актуальности.

Казалось бы, простые методы позволяют решить важные актуальные проблемы образования и просвещения экологической направленности.