двигательное расстройство у детей ДЦП и их коррекция средствами АФК

Коротеева Мария Дмитриевна

Двигательное расстройство у детей с ДЦП и их коррекция средствами АФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_dtsp.docx53.36 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования г. Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Педагогический институт физической культуры и спорта
кафедра АФК и МБД

Двигательное расстройство у детей с ДЦП и их коррекция средствами и методами АФК школьного возраста


Курсовая работа

Выполнила: студентка 3 АФКБ- 03
Коротеева Мария Дмитриевна
Руководитель: Матвеев Юрий Александрович

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

Глава 2. Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП)школьного возраста

Глава 3. Использование  методов и средств коррекции адаптивной физической культуры в целях развития двигательных способностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

Глава 4 Комплекс физических упражнений для детей с детским церебральным параличом школьного возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Детский церебральный паралич в России занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей.

Множество причин и условий возникновения болезни затрудняет эффективность ее лечения. Поэтому детский церебральный паралич занимает первое место среди болезней нервной системы, ведущей к инвалидности.

Современная статистика только в Москве насчитывает около 4000детей, страдающих детским церебральным параличом. Увеличивается количество детей и подростков с поздней резидуальной стадией ДЦП, то есть больных, у которых уже к первым 5-7лет годам жизни сформировались патологический двигательный стереотип, контрактуры в суставах и верхних, и нижних конечностей, резко снижается возможность социальной адаптации.

Дети с последствиями детского церебрального паралича имеют множественные двигательные расстройства: нарушение мышечного тонуса, спастичность, ригидность (напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов), гипотонию мышц конечностей и туловища, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи), гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения) синкинезии (непроизвольные содружественные движения, сопровождающиеся выполнением активных произвольных движений), тремор рук и языка, нарушение равновесия и координаций движений (атаксия), нарушения мышечно-суставного чувства, чувства позы, положения собственного тела в пространстве.

В последние десятилетия разработаны многочисленные методики и средства в адаптивной физической культуре для восстановительного лечения двигательных, речевых и психических функций у детей с детским церебральным параличом. Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений. В связи с этим данная работа является актуальной.

Коррекция и методы адаптивной физической культуры должны быть направлены не только на преодоление и развитие двигательных качеств, но и на активное развитие познавательной деятельности, психических процессов, и нравственных качеств ребенка.

Объект исследования: Особенности двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

Предмет исследования: Двигательное расстройство у детей с ДЦП и их коррекция средствами и методами АФК школьного возраста

Цель исследования: Изучение роли и методики организации адаптивной физической культуры с детьми ДЦП школьного возраста.

Задачи:

1. Изучение литературных данных о физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

2. Раскрыть роль адаптивной физической культуры в физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста

3. Рассмотрение вариантов использования адаптивной физической культуры в целях развития двигательных способностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

4. Описать методику организации и проведения адаптивной физической культуре с детьми ДЦП школьного возраста

Глава 1. Особенности двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушения взаимодействия между мышцами-агонистами и синергистами.

Существуют условное деление мышц на тоническое, обеспечивающие поддержание поз, и физические, осуществляющие динамические движения. Разные функции мышц обеспечиваются составом входящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ). Преобладание быстрых ДЕ обеспечивает динамические движения, например двуглавая и трехглавая мышцы плеча при баллистических движениях. Для этих движений характерны проявления значительной силы, высокая скорость расслабления и быстрая утомляемость. Мышцы, включающие преимущественно медленные ДЕ, обеспечивают продолжительное напряжение, характерное для статических нагрузок. При этом усилие, развиваемое мышцей, невысокое, но поддерживается длительное время без утомления, скорость расслабления более низкая ( например, мышцы-разгибатели спины, камбаловидная мышца) [14].

Большинство мышц участвуют как в статических, так и в динамических движениях[9].

Перераспределение тонуса проявляется в виде перенапряжения и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжением и удлинением мышц с низким тонусом. При этом нарушается взаимодействие между агонистами, антагонистами и синергистами. Мышцы включаются в работу асинхронно, неритмично, вследствие чего движение неловкие, несоразмерные, неполные по объему.

Повышение тонуса отдельных мышц вызывает формирование порочной позы.

Повышение тонуса большой грудной мышцы вызывает сведение плеч; верхней порции трапециевидной мышцы поднятие надплечий. Напряжение двуглавой мышцы плеча вызывает сгибание в плечевом и локтевом суставах, повышение тонуса круглого и квадратного пронаторов приводит к пронационной установке предплечья. Напряжение подвздошно-поясничной мышцы дает сгибательную установку туловища и бедра, а икроножной и камбаловидной мышц – сгибательную установку голени (эквинус). Ослабление средней и задней порций дельтовидной мышцы ограничивает отведение и разгибание плеча, слабость разгибателей спины в грудном отделе позвоночника ведет к нарушению осанки, чаще в виде кифоза и кифосколиоза. Ослабление мышц брюшного пресса может вызвать выпячивание живота, грыжи белой линии живота, пупочные и паховые грыжи.

Отрицательно для формирования движений в верхних конечностей сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. Так как нет опоры рук на лопатки смещаются вверх и наружу, становятся «крыловидными». Стабилизаторами таза являются средняя и малая ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная походка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону.

Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вызывает продольное и поперечное плоскостопие, плосковальгусную деформацию стоп, при этом опора на переднюю часть стопы значительно нарушает устойчивость ходьбы-передний толчок отсутствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп.

Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц постепенно формируются различные деформации и контрактуры, появляются ортопедические нарушения. Наиболее частые – кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгусная и плосковальгусная установка стоп. [21]

Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной формацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, мозжечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены.

Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу:

Спастичности - повышение мышечного тонуса; характерно для спастической диплегии, двойной гемиплегии, гемипаретической формы;

Ригидности-чрезмерное повышение мышечного тонуса при двойной гемиплегии;

Гипотонии - снижение мышечного тонуса; характерно для атонически-астатической формы;

Мышечной дистонии-переменный тонус; характерно для гиперкинетической формы.

Кроме нарушения мышечного тонуса характерны патологические синергии - включение различных мышц, включающихся в патологическую синергию, и в конечном итоге формируются порочные позы и установки.

На основе этих нарушений формируется вторичные изменения в мышцах, костях, суставах (контрактуры и деформации).

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления.

Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности – от минимальных до максимальных[19].

Формы ДЦП:

-спастическая диплегия;

-двойная гемиплегия;

-гиперкинетическая форма;

-атонически-астатическая форма;

Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20% детей передвигаются самостоятельно,50% -с помощью, но могут себя обслужить, писать, манипулировать руками.

Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% случаев умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы[21].

Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.

Гиперкинетическая форма – связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).

Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашисты, дискоординированные, нарушен навык письма, речи. В 20-25% случаев поражен слух, в 1-% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов[21].

Гемипаретическая форма – поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем – правого).

Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.

Атонически-астатическая форма – возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движение не ритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. В 50% случаев отмечается речевые и психические нарушения различной степени тяжести.

У детей с церебральным параличом степень нарушения мышечного тонуса зависит от влияния тонических рефлексов. По мере созревания тех или иных структур мозга и под воздействием адаптивной физической культуры  мышечных тонус может изменяться

Глава 2. Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

Коррекционно-развивающие направление адаптивной физической культуры имеет широкий диапазон решения педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

1. коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнения с предметами;

2. коррекция и развитие координационных способностей;

3. коррекция и развитие физической подготовленности;

4. профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорноперцептивных способностей;

5. развитие познавательной деятельности;

6. формирование личности ребенка.

Адаптивная физическая культура оказывает оздоровительное, образовательное и воспитательное влияние на детей с детским церебральным параличом. Оздоровительное воздействие заключается в том, что в содержании физических упражнений, подвижных играх входят самые разнообразные движения (ходьба, бег, метание), в которых упражняется ребенок. Образовательное значение адаптивной физической культуры заключается в том, что способствует формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности. В то же время адаптивная физическая культура способствует развитию творческой деятельности ребенка и окружающего мира, формирование интересов, потребностей и привычки к занятиям  адаптивной физической культуре.  Неоценимо и воспитательное значение адаптивной физической культуры: она обеспечивает социальное формирование личности ребенка. Ребенок учится действовать в коллективе, подчиняться общим правила. Сознательное отношение к ним формирует волевое качества, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки.

Совместно с физическими упражнениями применяют массаж, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиопроцедуры, ортопедия. Широко используется санаторно- курортное лечение.

Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательной сферы детей с ДЦП представляет особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений [4].

Глава 3. Использование методов и средств коррекции адаптивной физической культуры в целях развития двигательных способностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях [21].

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно - моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличом. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками( хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей 6 до 12 лет размер мяча -55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо-эмоциональную сферу.

Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики и хореографии. С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры, стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки [21].

Можно использовать вращательные тренажёры, постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину, внутри которой, согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе с пациентом [19].

Совершенствование ритма движений осуществляется благодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топанье. Обучающий вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить сами в том же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно передавать предметы в шеренге или парами с сохранением заданного ритма. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).

Семилетний  ребёнок должен использовать различные формы двигательной активности в объёме 6часов  в день,.

Методика АФК

Основные направления Адаптивного физического воспитания:

- Формирование жизненно важных двигательных умений;

- Развитие двигательных способностей;

- Воспитание личности;

- Развитие сохранных анализаторов;

- Коррекция психических нарушений;

- Предупреждение возникновения вторичных отклонений;

- Коррекция и компенсация нарушений в двигательной сфере.

Формы двигательной активности:

- Уроки АФВ;

- Двигательная рекреация;

- Нетрадиционные виды двигательной активности;

- Здоровье сберегающие технологии;

- Физическая реабилитация (ЛФК, ритмика)

- Экстремальные виды двигательной активности.

Задача АФК предупредить развитие вторичных отклонений в опорно-двигательном аппарате, функции равновесия, в пространственной ориентировке, сердечнососудистой и дыхательной систем, рационально использовать средства адаптивной физической культуры.

Методика обучения инвалидов двигательным действиям и формирование двигательных навыков.

Обучение двигательным действиям является одним из важнейших вопросов двигательной адаптации инвалидов к бытовой и производственной деятельности. Следовательно, программа физического воспитания инвалидов должна включать принципиальные вопросы обучения двигательным действиям. В свете современных теоретических и практических представлений о формировании двигательных действий процесс обучения необходимо рассматривать как целостную педагогическую систему, состоящую из 3 подсистем, которые отражают структуру и содержание реализации системы педагогических факторов [19].

Этап начального изучения двигательного действия, в процессе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям инвалидов: - сформировать у инвалидов общее "представление о закономерностях изучаемого двигательного действия;

Научить техники изучаемого двигательного действия по частям; - сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия; - Устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения: -

- Метод наглядной демонстрации;

- Словесный метод;

- Практический метод обучения, который реализуется в двух основных направлениях:

- Метод строго регламентированных упражнений, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененно-конструктивным способом и целостным способом;

-Метод частично регламентированного упражнения - использование разнообразных форм игровой и соревновательной двигательной деятельности инвалидов. При решении ведущих задач указанного этапа применяются методы расчлененно-конструктивного упражнения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего значения словесных методов.

Этап углубленного изучения двигательных действий: - углубить понимание инвалидами биомеханических закономерностей изучаемых двигательных действий;

- уточнить технику двигательных действий, изучаемых инвалидами, по пространственным, временным, пространственно-временным и динамическим характеристикам; - усовершенствовать общий ритм изучаемого двигательного действия; - сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого двигательного действия [21].

Этап совершенствования (закрепления навыка выполнения двигательного действия):

- Закрепить навык техники изучаемого двигательного действия;

- Реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;

- Расширить диапазон вариативного проявления техники изучаемого двигательного действия;

- Сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения при преимущественном значении практических методов обучения. Система обучения новым двигательным действиям инвалидов включает подсистему контроля за качественным уровнем их техники, включающую в себя: - Степень автоматизации двигательного действия;

- Устойчивость двигательного навыка в условиях эмоциональных сдвигов;

- Диапазон вариативности проявления техники изучаемых двигательных действий;

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:

- Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;

- Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;

- Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки. Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными.

При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом [1].

Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений.

Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время [21].

Индивидуальные и групповые занятия

Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы.

Эти меры направлены на то, чтобы ребёнок овладел необходимым умением и навыками по самообслуживанию, если возможно, получил школьное образование.

Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-трудовую ориентацию. И тут чрезвычайно велика роль родителей. Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35 минут.

Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

Оптимальное количество детей в группе- не больше 8-10 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг- друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение. [2].

Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

Глава 4 Комплекс физических упражнений для детей с детским церебральным параличом школьного возраста

Исходя из анализа литературных данных об особенностях физического развития детей с детским церебральным параличом нами разработан комплекс физических упражнений.

Упражнения начального этапа физической подготовки

Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные упражнения. В исходном положении лежа на спине (сидя, стоя) развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох. Выполнять удлиненный, углубленный выдох с одновременном произнесением звуков: «х-х-хо» (как согревают руки), «ф-ф-фу» (как студят чай), «чу-чу-чу» (паровоз), «у-у-у» (самолет). Звуковая гимнастика, сочетание дыхания с движениями.

Основные исходные упражнения и изолированные движения головы, рук, туловища. Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Движения головой в разных направлениях. Одновременные движения руками вперед, назад, в стороны, вверх, вниз. Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения. В исходных положениях лежа на спине, на животе, на боку, поочередное поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание, разгибание, а также круговые движения ими. Приседание всей ступне, стоя у опоры. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны[6].

Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности. В исходном положении: сидя (стоя у опоры) сгибание и разгибание пальцев ног: тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп. захватывание стопами мяча, захватывание ногами мешочка с песком с последующими бросками его в обруч и передачей соседу по ряду. Ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.

Упражнения для формирования равновесия. Движение головой сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперед-назад, вправо, влево; повороты вправо-влево. Из исходного положения лежа на спине (на животе) быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Кружение на месте переступанием. Удерживание различных исходных положений на качающейся плоскости. Перешагивание через канат, лежащий на полу, гимнастические палки, бруски, лежащие на полу на расстоянии 1метр. Шагание с предмета на предмет.

Упражнения для формирования правильной осанки. Стойка у вертикальной плоскости с сохранением правильной осанки при движениях головой, руками, глазами в разных исходных положениях и при движениях рук. Сохранение устойчивости в сойке «одна ступня впереди другой» с открытыми и закрытыми глазами. Удерживание различный исходных положений на качающейся плоскости с движениями рук. Ходьба по гимнастической скамейке с приседаниями, с поворотом (переступанием), приставными шагами, переменными шагами вперед, назад, боком.

Лазанье и перелезание. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не касаясь реек. Лазанье на четвереньках по ковровой дорожке, по гимнастической скамейке, наклонной доске. Пролезание через обруч, удерживаемый учителем ребром к полу вертикально.

Упражнения с большими мячами. Выполнение общеразвивающих упражнений (правильно удерживать мяч и перекладывать из рук в руки). Побрасывать мяч вверх, удары мячом об пол, броски мяча в стену правой, левой рукой и ловля его обеими руками. Попеременное ловля мяча одной рукой у пояса и выпускание на уровне груди в исходное положение стоя и сидя.

Игры: «У медведя во бору», « Два Мороза», « Попади в цель», «Передача мяча», «Считаю до пяти».   

Заключение

Двигательная активность была и остается необходимым условием нормального функционирования и развития человеческого организма.

Адаптивная физическая культура (АФК) в силу своей огромной роли в развитии, сохранении и поддержании физического, психического и нравственного здоровья становится важнейшим фактором, способным помочь инвалидам выстоять в современных условиях, сложившихся в социальной сфере. Адаптивная физическая культура  позволяет удовлетворять потребности детей с ограниченными физическими возможностями, в данном случае с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), в двигательной активности, оптимизировать на этой основе психофизическое состояние и обеспечивать умственную, сенсорную и моторную дееспособность, необходимую в жизни.

Выводы:

1. Проанализирована научно-методическая литература по проблеме двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста.

В результате было выявлено, что наиболее актуальной формой для реализации и улучшения двигательной активности, расширения круга общения и знаний, уверенности в своих силах дает средства в адаптивной физической культуры.

2. Проанализирована литература о роли адаптивной физической культуры в физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

В результате был сделан вывод, что для каждого ребенка необходима специальная программа, дающая возможность стимулировать двигательные функции, также контролировать динамику нагрузки.

3. Рассмотрены варианты коррекция двигательных нарушений детей с детским церебральным параличом с помощью средств и методов адаптивной физической культуры  детей.

Сделан вывод, что для успешного двигательного развития детей с детским церебральным параличом, необходимо осуществлять работу педагога физкультуры в тесном контакте с врачом.

4. На основе анализа литературных данных об особенностях двигательного расстройства детей с детским церебральным параличом и использование методов и средств в адаптивной физической культуре составлен комплекс физических упражнений для детей с детским церебральном параличом.

Литература

1. Адаптивное и физическое воспитание и спорт. / Под. ред. Д.П. Винника. – Киев.: Олимпийская литература. 2009.

2. Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2001.

3. Евсеев С.П. и др. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2014.

4. Евсеев С.П. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000.

5. Караулова Л.К. Расулов М.М. Физиологические основы адаптивной физической культуры. – М.: МГПУ, 2010.

6. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2013.

7. Козырева О.В. Иванов А.А. Физическая реабилитация. Лечебная культура. Кинезотерапия. – М.: Советский спорт, 2010.

8. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов /Под. ред. В.А. Лисовский. С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2004.

9. Макарова Г.А. Нефедов П.В. Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности. – М.: Советский спорт, 2015.

10. Марченко О.К. Основы физической реабилитации. – Киев.: Олимпийская литература, 2012.

11. Морозова О.В.  Ярошинская А.П. Учебно-методическое пособие Адаптивная Физическая Культура. – Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2013.

12. Попов С.Н. и др. Лечебная физическая культура. – М.: Академия, 2014.

13. Полиевский С.А. Шафранская А.Н. Общая и специальная гигиена. – М.: Академия, 2009.

14. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание со сложными нарушениями развития. – М.: Советский спорт, 2009.

15. Семья в психологической консультации /Под.ред. А.А. Бодалева,В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989.

16. Сладкова Н.А. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в клубах инвалидов. – М.: Советский спорт, 2012.

17. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата /Под.ред. Н.А. Гросс. – М.: Советский спорт, 2005.

18. Соколова Н.Г. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. – Ростов-на дону.: Феникс, 2010.

19. Физическая реабилитация /Под.ред. С.Н. Попова. О.В. Козырева, Н. М. Малашенко. – М.: Академия, 2013.

20. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим состоянием школьников. – М.: Медицина,1980.

21. Частные методики адаптивной физической культуры. /Под.ред. Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007.