ИГРОТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Бессарабов Денис Алексеевич

Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия "игротехническая компетентность", которая трактуется как владение интерактивными технологиями, деловыми играми, методом кейсов, ролевыми играми, тренингами. Автором предложены структурные и функциональные компоненты игротехнической компетентности будущих учителей физической культуры, а также рассмотрены теоретико-методологические подходы к решению проблемы ее формирования у студентов вуза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bessarabov_d.a._na_26.04.17.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Д.А. Бессарабов,

г. Шадринск

Научный руководитель: С.Л. Суворова, д.п.н, профессор, и.о. заведующего кафедрой славяно-германской филологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

ИГРОТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

        Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия "игротехническая компетентность", которая трактуется как владение интерактивными технологиями, деловыми играми, методом кейсов, ролевыми играми, тренингами. Автором предложены структурные и функциональные компоненты игротехнической компетентности будущих учителей физической культуры, а также рассмотрены теоретико-методологические подходы к решению проблемы ее формирования у студентов вуза.

Ключевые слова: игротехническая компетентность, компетентностный подход, компетентносто-деятельностный подход.

Современные требования к педагогической профессии многообразны и продолжают оставаться достаточно высокими. В этом случае приходится говорить о компетентности учителя физической культуры, смысловой доминантой которой является не трансляция знаний и приобретение навыков, а овладение комплексом компетенций, предусматривающих потенциал будущего педагога и его готовности к устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, коммуникационно-насыщенного, рыночно-экономического и информационного пространства [1].

В центре нашего исследования находится понятие "игротехническая компетентность студентов" как инновационный компонент их профессиональной компетентности. По мнению А.П. Панфилова игротехническая компетентность - это владение интерактивными технологиями, деловыми играми, методом кейсов, ролевыми играми, тренингами. Она связана с игротехническими знаниями, умениями и навыками [5].

Для педагога важно увидеть значимость игры для развития детей и саморазвития. Игра строится на реальных жизненных процессах, и их же она преобразует. Игра помогает приподняться над действительностью и опять в неё вернуться на новом качественном уровне. Игроки выражают свой внутренний духовный мир и развивают его. Игра включает в себя разнообразные формы и методы игровой деятельности: упражнения, конструирование, имитацию, моделирование, импровизацию и т.д. В игровой деятельности присутствует структура, единицей которой оказывается игровое действие [2]. Проводя занятия мы пришли к убеждению, что педагог нуждается в развитой игровой позиции как свойстве личности, что необходим специальный процесс формирования позиции педагога-игротехника. Это достигалось через регулярные игровые тренинги совместно с детьми и мастер-классы по игротехнике, в которых педагоги должны были учиться прежде всего сочинять игры, направленные на создание атмосферы дружелюбия, учиться быть внимательными к каждому ребёнку, развивать способность «видеть» его в течение всего занятия, чувствовать, что ему нравится, что нет, что его интересует и т.п. В играх педагог должен развивать собственную активность, быструю реакцию, находчивость, лидерские качества и одновременно гибкость, мягкость и уступчивость.

Эффективность обучения может быть достигнута, если организовать учебную деятельность так, чтобы материал запоминался именно тогда, когда обучающийся занят непосредственно материалом, а не запоминаем этого материала. Такую возможность дает игра, она становится формой реализации учебного процесса, необходимым моментом которого является ролевое поведение учащихся. Игровая условность соотносится с реальностью, которая формирует социально-коммуникативный опыт. Использование игр в обучении становится возможным, благодаря особенностям игры как вида деятельности и ее взаимосвязи в игровой деятельности и эмоциональный фон игры способствует достижению высокого уровня запоминания событий [4].  

Структура игротехнической компетентности студентов вуза представляет собой организованную совокупность компонентов и связей между ними. Для определения компонентов игротехнической компетентности студентов необходимо, прежде всего, определить ее предметно-содержательную и процессуальную наполняемость, в связи с чем мы считаем, что игротехническая компетентность студентов имеет трехкомпонентную структуру, включающую тезаурусный, коммуникативно-деятельностный и профессионально-личностный компоненты.

Функции, представляя собой внешнее проявление свойств объекта в системе отношений, определяют специфику игротехнической компетентности. В связи с этим, функциональные компоненты представляют собой базовые связи между исходным состоянием структурных компонентов системы и конечным результатом ее функционирования.

Рассмотренные нами компоненты игротехнической компетентности студентов педвуза позволяют судить о данном педагогическом феномене как комплексном образовании, имеющем поликомпонентную структуру, целостность которой обеспечивается их взаимосвязью и взаимозависимостью.

Проблема формирования игротехнической компетентности может быть успешно решена на основе использования соответствующих теоретико-методологических подходов. Наиболее продуктивным нам представляется в этой связи компетентностно-деятельностный подход, который подразумевает замену системы знаний, умений и навыков рядом компетентностей (комплексом компетенций), которые будут вырабатываться у студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности.         

Исследование проблемы формирования игротехнической компетентности студентов вуза с позиций компетентностного подхода подразумевает следование ведущим идеям, сформулированным Л.О. Филатовой [6]:

•        игротехническая компетентность студента интегрирует умственную и навыковую составляющую образования;

•        понятие игротехнической компетентности имеет не только инвариантные компоненты какой-либо компетентности (самоанализа, готовность к целеполаганию, рассуждению, действию), но и умственную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие;

•        игротехническая компетентность предполагает наличие способности перерабатывать приобретённые знания, умения, опыт и средство осуществления в условиях конкретной профессиональной ситуации, определенной деятельности;

•        в понятии игротехнической компетентности заложены правила контекстной интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);

•        понятие «игротехническая компетентность студентов педвуза» является понятием методическим, т.е. она как проявляется, так и образуется в деятельности;

•        игротехническая компетентность детерминирует потенциал, который пробуждается ситуативно, поэтому он может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов обучения.

Рассмотренные нами компоненты игротехнической компетентности студентов педвуза позволяют говорить о данном педагогическом феномене как, комплексном образовании, имеющем поликомпонентную структуру, целостность которой обеспечивается их взаимосвязью и взаимозависимостью.

Список использованных источников:

  1. Агапова, С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации [Текст] : учеб.пособие / С.Г. Агапова. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 288 с.
  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М. : ИРПО, 1995. – 336 с.
  3. Взятышева, В.Ф. Профессиональное образование в системе компетентностного подхода [Текст] / В.Ф. Взятышева. – М. : Научное обозрение, 2004. – 145 с.
  4. Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23 – 30.
  5. Панфилова А. П. Теория и практика общения : учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
  6. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование, 2005. - С. 9-11.
  7. Фролов, Ю.Ф. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов [Текст] / Ю.Ф. Фролов // Высш. образование сегодня. – 2004. - № 8. – С. 34-41.
  8. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-ое изд., перераб. и доп. [Текст] / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.
  9. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста. Инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Высшее образование. - 2004. - № 4. - С. 26-31.