Обзор понятия «Педагог - игротехник»

Бессарабов Денис Алексеевич

Новые тенденции развития общества, выход России на международный уровень сотрудничества в сфере политики, экономики, культуры, образования,  развивающееся информационное пространство обусловливают появление в высших учебных заведениях новых образовательных задач. Решение этих задач осуществляется в исследовательском плане в поиске наиболее перспективных и оптимальных подходов к формированию соответствующего вида компетентности обучающихся.

     Анализируя современные исследования (Л.С. Зазнобина, Ю.Н. Усов, А.В.Федоров, И.В. Челышева и др.), мы пришли к выводу, что в настоящее время наблюдается вариативность подходов и определенный педагогический плюрализм в исследовании феноменов профессиональной и профессионально-педагогической компетентности, выявлению сущности понятий «игротехнический», «педагог-игротехник» и «игротехническая компетентность». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_igrotehnik.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

БЕССАРАБОВ ДЕНИС АЛЕКСЕЕВИЧ

Курганская область, г. Шадринск

МБОУ «Лицей № 1»

Учитель физической культуры

DenBessarabv@mail.ru

Обзор понятия «Педагог - игротехник»

Новые тенденции развития общества, выход России на международный уровень сотрудничества в сфере политики, экономики, культуры, образования,  развивающееся информационное пространство обусловливают появление в высших учебных заведениях новых образовательных задач. Решение этих задач осуществляется в исследовательском плане в поиске наиболее перспективных и оптимальных подходов к формированию соответствующего вида компетентности обучающихся.

        Анализируя современные исследования (Л.С. Зазнобина, Ю.Н. Усов, А.В.Федоров, И.В. Челышева и др.), мы пришли к выводу, что в настоящее время наблюдается вариативность подходов и определенный педагогический плюрализм в исследовании феноменов профессиональной и профессионально-педагогической компетентности, выявлению сущности понятий «игротехнический», «педагог-игротехник» и «игротехническая компетентность».

        Логика нашего исследования предполагает определение сущности центрального понятия «игротехническая компетентность студентов педвуза». Мы считаем, что данная процедура может быть осуществлена на основе комплексного использования теоретических и эмпирических методов педагогического исследования, в частности: социально-исторического анализа для выявления прогрессивных тенденций в формировании игротехнической компетентности в истории отечественной и зарубежной высшей школы; понятийно-терминологического анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы для описания терминологического поля проблемы; анализа нормативно-правовых документов в области образования; исследования и обобщения эффективного педагогического опыта и массовой практики отечественной и зарубежной высшей школы по формированию игротехнической компетентности.

        Изучение вопроса о сущности понятия игротехнической компетентности студентов предполагает обращение к истории его развития. Мы рассмотрим основные периоды данного процесса, дадим их характеристику, выделив при этом социально-исторические предпосылки,  представим в каждом периоде генезис центрирующих понятий «компетентность», «игротехнический» и «игротехническая компетентность», появление сопряженных с ними понятий и их сущность, а также особенности профессионально-педагогической подготовки в указанном периоде в целом и в аспекте игротехники в частности.

Под социально-историческими предпосылками возникновения и становления понятия игротехнической компетентности мы будем понимать объективно существовавшие (или существующие) обстоятельства, отражающие эволюцию теоретических представлений о компетентности и игротехнике, их взаимоотношениях с образовательной парадигмой, социальными институтами и физической культурой в историческом контексте.

Наиболее целесообразным нам представляется выявление общественно-исторических, теоретических и практических предпосылок.

Исходя из того, что начало исследований понятия «игротехника» попадает на начало XXI века, а термин «компетентность» появляется в зарубежной науке в 60-70-е годы XX века, наше исследование данных понятий ограничивается историческим периодом с 60-х годов XX века до настоящего времени.

Мы выделяем в истории развития понятия «игротехническая компетентность» три периода: в первый период – с 60-х годов XX века до   80-х годов XX века – исследования понятий «игротехника» и «игротехнический» ограничиваются психологической и практической сферами; отсутствуют исследования понятия «игротехническая компетентность», осуществляются первые попытки подготовки профессиональных  педагогов-игротехников; во второй период – с 80-х годов XX века до начала XXI века – семантика понятия «игротехнический» наполняется практически-ориентированным компонентом, впервые формулируется определение игротехники; понятие «игротехнический» в научном обороте отсутствует; сущность понятия «компетентность» варьируется в исследованиях от рассмотрения его как синонимичного с  понятием «компетенция» в начале периода до позиционирования компетентности как особого типа организации предметно-спецефических знаний в конце периода; начинается разработка теоретических основ и практико-ориентированных технологий подготовки педагогов в сфере медиаобразования; в третий период – с начала XXI века до настоящего времени исследование сущности понятия «игротехнический» экстраполируется в сферу педагогической теории и практики и физической культуры; происходит расширение терминологического поля  исследований в области игротехники; понятие «игротехнический» трактуется с учетом его образовательной доминанты в ракурсе использования игротехник в процессе обучения; сущность профессионально-педагогической компетентности определяется через структурирование, сегментирование и объединение ее основных составляющих – субкомпетенций; требования к профессионально-педагогической подготовке и подготовке педагогов-игротехников детерминируются тенденциями к интеграции, многоуровневости, ориентацией на решения Болонского процесса в сфере педагогического образования.

период с 80-х годов XX века до настоящего времени наблюдается тенденция к определению сущности профессионально-педагогической компетентности через структурирование ее основных составляющих на следующих уровнях: когнитивном, социальном, коммуникативном, индивидуально-личностном. Вследствие этого появляются исследования отдельных компетентностей личности учителя.

Отмеченные моменты позволяют нам выделить сложившиеся в период с 80-х годов XX века до начала XXI века социально-исторические предпосылки, к основным из которых мы относим:

•        общественно-исторические: вхождение России в мировое образовательное пространство, изменение контекста профессиональной педагогической деятельности и повышение требований к качеству профессионального образования педагога-игротехника, которое должно соответствовать международным стандартам и в котором необходимыми компонентами в структуре компетентности являются знания разновидностей интенсивных технологий и технологий игрового моделирования;

•        теоретические: изменение научного дискурса исследования сущности понятия «игротехнический»: от попыток адаптировать западный опыт подготовки педагога-игротехника к отечественным условиям и заменить практико-ориентированный подход интерактивным – к перспективному с науковедческих позиций рассмотрению игротехники как самостоятельного направления в педагогике; наполнение семантики понятия «игротехнический» новым содержанием за счет включения в его состав компонентов, связанных с реализацией образовательного процесса по использованию игровых технологий и игрового моделирования; трактовка понятия «компетентность» в одной научной плоскости с понятием «компетенция» без рассмотрения их как синонимичных;

•        практические: акцентирование внимания исследователей на специфике профессиональной компетентности педагога-игротехника и его профессионально-релевантных качествах; положительные тенденции в разработке и реализации образовательных программ по подготовке педагогов-игротехников.

Эффективность обучения может быть достигнута, если организовать учебную деятельность так, чтобы материал запоминался именно тогда, когда обучающийся занят непосредственно материалом, а не Специально запоминанием этого материала. Такую возможность дает игра: высоко мотивированная, она становится формой реализации учебного процесса, необходимым моментом которого является ролевое поведение обучающихся. Игровая условность соотносится с реальностью, которая формирует социально-коммуникативный опыт. Использование игр в обучении становится возможным, благодаря особенностям игры как вида деятельности и ее взаимосвязи с учебной деятельностью. Активное участие обучающихся в игровой деятельности и эмоциональный фон игр способствуют достижению высокого уровня запоминания событий. Характеризуя дидактические возможности учебных игр, можно отметить следующие особенности: – повышение у обучающихся интереса к проблемам, моделируемым или проектируемым с помощью игровой технологии; – возможность «сжимать» время; – рост познавательной активности обучающихся, что позволяет им получать и усваивать большое количество информации, основанной на примерах конкретной действительности, моделируемой в игре; – овладение в ходе игры опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности; – более высокая возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную. Перечисленные выше характеристики игр делают последние особенно актуальными в современном образовательном процессе вуза, так как позволяют преодолевать одну из главных противоречий в профессиональном образовании и сблизить учебную деятельность и будущую профессиональную деятельность специалиста. Основная трудность подготовки специалиста в вузе состоит в том, что в рамках и средствами учебно-познавательной деятельности обучающихся нужно сформировать качественно иную профессиональную деятельность специалиста.

Проведенный анализ различных подходов и точек зрения на сущность понятия «игротехническая компетентность» позволяет нам остановиться на следующей его трактовке. Игротехническая компетентность представляет собой интегративное качество личности педагога, включающее специальные знания и умения по интенсивным интерактивным технологиям: знание разновидностей интенсивных технологий и технологий игрового моделирования, приемов «погружения» и «выгружения», а также конструирование, подготовка, проведение, анализ и оценка результативности игровых технологий, использование техник обратной связи.