СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ИГРОТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА"

Бессарабов Денис Алексеевич

Компетентностный подход является перспективной теоретико-методологической стратегией в исследовании проблемы формирования игротехнической компетентности студентов педагогического вуза в силу его интенции на рассмотрение в качестве конечной цели профессиональной подготовки комплекса профессиональных компетентностей.

В статье рассматриваются вопросы определения научного статуса игротехнической компетентности студентов педагогического вуза, а также ее структурные и функциональные компоненты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_i_soderzhanie_ponyatiya.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

БЕССАРАБОВ ДЕНИС АЛЕКСЕЕВИЧ

Шадринский государственный педагогический университет

г. Шадринск

аспирант

DenBessarabv@mail.ru

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ИГРОТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА"

Аннотация. Компетентностный подход является перспективной теоретико-методологической стратегией в исследовании проблемы формирования игротехнической компетентности студентов педагогического вуза в силу его интенции на рассмотрение в качестве конечной цели профессиональной подготовки комплекса профессиональных компетентностей.

В статье рассматриваются вопросы определения научного статуса игротехнической компетентности студентов педагогического вуза, а также ее структурные и функциональные компоненты.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентностно-деятельностный подход, игротехническая компетентность.

Научный руководитель

СУВОРОВА СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА

Доктор педагогических наук, профессор,

заведующая кафедрой славяно-германской филологии

Шадринский государственный педагогический университет

Bessarabov Denis Alekseevich

Shadrinsk State Pedagogical University

Shadrinsk

Post- graduate student

DenBessarabv@mail.ru

THE NATURE AND CONTENT OF THE CONCEPT OF "GAMING TECHNOLOGY COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY"

Annotation. The competence approach is a theoretical and methodological strategy in problems of research of formation gaming technology competence of pedagogical students due to its intention to consider as the ultimate goal of the of professional preparation forcomplex professional competences.

The article discusses the definition of the scientific status of gaming technology competence of students of pedagogical universities, as well as its structural and functional components.

Key words: the competence approach, competence-activity approach, gaming technology competence.

Scientific Adviser

SUVOROVA SVETLANA LEONIDOVNA

Doctor of Pedagogic Sciences,

Professor, Head of the Department of Slavic and Germanic Philology

Shadrinsk State Pedagogical University

В современном педагогическом сообществе компетентностному подходу (6) приписывается императив постепенной переориентации доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний и приобретений навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, предусматривающих потенциал будущего педагога и его готовности к устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, коммуникационно-насыщенного, рыночно-экономического и информационного пространства. Идеи компетентностного подхода как принципа образования представлены в работах В.А. Болотова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.А. Кальней, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, П.Г. Щедровицкого  и др., в которых компетентностный подход трактуется как набор общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.                                

Наиболее актуальным направлением (ответвлением) компетентностного подхода является разрабатываемый в настоящее время компетентностно-деятельностный подход, который подразумевает заменить систему знаний, умений и навыков, рядом компетентностей (комплексом компетенций), которые будут вырабатываться у студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности.         

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что именно компетентностно-деятельностный подход является тем новым подходом к построению профессионального образования и обучения, с позиций которого будет осуществляться модернизации образования. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной деятельности, направленной на явления и предметы окружающего его мира. Процесс деятельности одновременно является процессом формирования человеческих способностей и функций, а единицей деятельности выступает предметное действие.

Исследование проблемы формирования игротехнической компетентности студентов педвуза с позиций компетентностного подхода подразумевает следование ведущим идеям, сформулированным Л.О. Филатовой (4):

•        игротехническая компетентность студента интегрирует умственную и навыковую составляющую образования;

•        понятие игротехнической компетентности имеет не только инвариантные компоненты какой-либо компетентности (самоанализа, готовность к целеполаганию, рассуждению, действию), но и умственную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие;

•        игротехническая компетентность предполагает наличие способности перерабатывать приобретённые знания, умения, опыт и средство осуществления в условиях конкретной профессиональной ситуации, определенной деятельности;

•        в понятии игротехнической компетентности заложены правила контекстной интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);

•        понятие «игротехническая компетентность студентов педвуза является понятием методическим, т.е. она как проявляется, так и образуется в деятельности;

•        игротехническая компетентность детерминирует потенциал, который пробуждается ситуативно, поэтому он может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов обучения.

По мнению А.П. Панфилова игротехническая компетентность - это владение интерактивными технологиями, деловыми играми, методом кейсов, ролевыми играми, тренингами. Она связана с игротехническими знаниями, умениями и навыками (3).

Результатом реализации  компетентностного подхода является содержательная характеристика игротехнической компетентности студентов педвуза, которая раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, компонентов и функций.

Индивидуально-профессиональные качества включают, на наш взгляд, следующие: социально-перцептивные (интеллектуальная терпимость: открытость новым идеям, способность не отступать перед сложностью и неоднозначностью; гуманность и понимание: эмпатия, сострадание, уважение, готовность вступать в сотрудничество; склонность к демократичности, неавторитарности и навыки в общении с другими; адаптивность: умение адаптивного регулирования поведения в соответствии с конкретной ситуацией); ауто-психологические (самосознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективностью в профессиональной деятельности); коммуникативные (знание различных стратегий и методов эффективного общения в профессиональной сфере, в том числе: гибкость, т.е. умение быть терпимым к собеседнику, готовность принимать изменения в процессе профессиональной коммуникации, готовность вступать в переговоры и идти на компромиссы, оставлять варианты выбора модели коммуникации; интраличностные характеристики соотносятся с внутренним состоянием, с развитием самоопределения личности; межличностные характеристики относятся к поведенческим способностям личности ладить с людьми из различных групп).

Структура игротехнической компетентности студентов педвуза представляет собой особым образом организованную совокупность компонентов и связей между ними. Структурные компоненты выявляются на основе анализа структурных связей внутри системы – субкомпетенциального анализа сущности игротехнической компетентности, а функциональные – на основе анализа соответствующих функциональных связей. Для определения компонентов игротехнической компетентности студентов необходимо, прежде всего, определить ее предметно-содержательную и процессуальную наполняемость, в связи с чем мы считаем, что игротехническая компетентность студентов педвуза имеет трехкомпонентную структуру, включающую тезаурусный, коммуникативно-деятельностный и профессионально-личностный компоненты.

Функции, представляя собой внешнее проявление свойств объекта в системе отношений, определяют специфику игротехнической компетентности. В связи с этим, функциональные компоненты представляют собой базовые связи между исходным состоянием структурных компонентов системы и конечным результатом ее функционирования. Функциональные компоненты игротехнической компетентности отражают диалектическую, многоуровневую и динамичную природу данного феномена, ее целостный, развивающийся характер, поэтому ее структурные компоненты должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее сохранения и развития. Устойчивость функциональных компонентов игротехнической компетентности определяется их связью со структурными компонентами и между собой.

Рассмотренные нами компоненты игротехнической компетентности студентов педвуза позволяют судить о данном педагогическом феномене как комплексном образовании, имеющем поликомпонентную структуру, целостность которой обеспечивается их взаимосвязью и взаимозависимостью.

Список литературы:

1 Взятышева, В.Ф. Профессиональное образование в системе компетентностного подхода [Текст] / В.Ф. Взятышева. – М. : Научное обозрение, 2004. – 145 с.

2  Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 23 – 30.

3 Панфилова А. П. Теория и практика общения : учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.

4 Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование, 2005 - 9-11 с.

5 Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-ое изд., перераб. и доп. [Текст] / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.

6 Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста. Инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Высшее образование.