Развитие речи

Малахова Ирина Николаевна

Фонематический слух- сенсорная основа нашей речи. На что обратить внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи обусловлено некоторыми  закономерностями. Условия жизни, условия воспитания могут влиять на эти закономерности: благоприятствовать развитию речи или тормозить. Педагоги подготовительных групп решают следующие задачи:                                                                                      

  - расширение и активизация запаса слов детей;

  - использование  слова в правильной  грамматической форме;

  - воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова;

  - создавать условия для развития устной речи.

Фонематический слух -  сенсорная основа нашей речи .

                                         Этапы восприятия речи взрослого                                                                                                  

                                                           

                                                     Интонация речи                                                                                                  

                                                                 

                                                                Ритм  

                                                                                                                                     

                                     Различение слов по звуковому составу

                                               ( в конце первого года жизни)                                                                                                      

Одновременно со слухом развивается речь.

Исследования советских психологов  (Н.Х.Швачкина, А.Н. Гвоздева) показали, что к двум годам дети различают все звуки родного языка. Т.е к этому времени фонематический слух оказывается сформированным. Почему же старшие дошкольники не могут разложить слово на составляющие его звуки? Возможно ему трудно отойти от смысла слова и заниматься только его звучанием?    

Важно, чтобы дети не только слышали, а научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Подчеркнутое выделение какого –либо звука в слове служит основным способом     обследования при воспитании фонематического слуха у детей дошкольного возраста.  Например: определить какой в слове роза первый звук   и выделяя голосом именно этот звук р-р-роза.                         

  Сенсорное воспитание в детском саду  Под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н.Аванесовой, изд.второе:.М.1981

Список рекомендуемой к прочтению литературы

Я.Аким . « Неумейка».

С.Алексеев. « Первая книжка».

А. Барто . « Игра в слова».   «Буква «Р».

О.Дриз. « Добрые слова».

Н. Носов. « Фантазеры».

О. Осеева «Волшебное слово».

К. Чуковский. « Жил на свете человек»                                                                                                                 А.Шибаев. «Азбука веселых человечков», « Прислушайся к слову» и др.