двигательное расстройство у детей ДЦП и их коррекция средствами и методами АФК

Коротеева Мария Дмитриевна

двигательное расстройство у детей с ДЦП и их коррекция средствами и методами АФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.03.16_prez.pptx661.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Педагогический институт физической культуры и спорта кафедра АФК презентация Двигательное расстройство у детей с ДЦП и их коррекция средствами и методами АФК школьного возраста Выполнила: студентка 3 АФКБ-03 Коротеева Мария Дмитриевна Руководитель: Матвее Юрий Александрович 2016г

Слайд 2

Актуальность Детский церебральный паралич в России занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей. Современная статистика только в Москве насчитывает около 4000детей, страдающих детским церебральным параличом. Увеличивается количество детей и подростков с поздней резидуальной стадией ДЦП, то есть больных, у которых уже к первым 5-7лет годам жизни сформировались патологический двигательный стереотип, контрактуры в суставах и верхних, и нижних конечностей, резко снижается возможность социальной адаптации. В последние десятилетия разработаны многочисленные методики и средства в адаптивной физической культуре для восстановительного лечения двигательных, речевых и психических функций у детей с детским церебральным параличом. Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений. В связи с этим данная работа является актуальной.

Слайд 3

Объект исследования: Особенности двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста. Предмет исследования: Двигательное расстройство у детей с ДЦП и их коррекция средствами и методами АФК школьного возраста Цель исследования: Изучение роли и методики организации адаптивной физической культуры с детьми ДЦП школьного возраста. Задачи: 1. Изучение литературных данных о физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП). 2. Раскрыть роль адаптивной физической культуры в физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста 3. Рассмотрение вариантов использования адаптивной физической культуры в целях развития двигательных способностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста. 4. Описать методику организации и проведения адаптивной физической культуре с детьми ДЦП школьного возраста

Слайд 4

Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности – от минимальных до максимальных[19]. Формы ДЦП : спастическая диплегия ; двойная гемиплегия; гиперкинетическая форма ; гемипаретическая форма; атонически -астатическая форма ;

Слайд 5

Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез , но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20% детей передвигаются самостоятельно,50% -с помощью, но могут себя обслужить, писать, манипулировать руками. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии , в 90% случаев умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаем. Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.

Слайд 6

Гиперкинетическая форма – связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору). Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашисты, дискоординированные , нарушен навык письма, речи. В 20-25% случаев поражен слух, в 1-% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов[21]. Гемипаретическая форма – поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем – правого). Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений. Атонически -астатическая форма – возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движение не ритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. В 50% случаев отмечается речевые и психические нарушения различной степени тяжести.

Слайд 7

Адаптивная физическая культура оказывает оздоровительное, образовательное воспитательное влияние на детей с детским церебральным параличом Оздоровительное воздействие заключается в том, что в содержании физических упражнений, подвижных играх входят самые разнообразные движения (ходьба, бег, метание), в которых упражняется ребенок. Образовательное значение адаптивной физической культуры заключается в том, что способствует формированию жизненно важных двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности. В то же время адаптивная физическая культура способствует развитию творческой деятельности ребенка и окружающего мира, формирование интересов, потребностей и привычки к занятиям адаптивной физической культуре. Воспитательное значение адаптивной физической культуры: она обеспечивает социальное формирование личности ребенка. Ребенок учится действовать в коллективе, подчиняться общим правила. Сознательное отношение к ним формирует волевое качества, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки.

Слайд 8

Использование методов и средств коррекции адаптивной физической культуры в целях развития двигательных способностей детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста . Гимнастические упражнения Подвижные игры Фитбол - гимнастика - Занятия в сухом бассейне , занятия в сухом бассейне , Занятия на матах и на батуте . Занятия на вращательных тренажёрах Задача АФК предупредить развитие вторичных отклонений в опорно-двигательном аппарате, функции равновесия, в пространственной ориентировке, сердечнососудистой и дыхательной систем, рационально использовать средства адаптивной физической культуры

Слайд 9

Подвижные игры :« Передача мяча», «Проползи через арку».

Слайд 10

Методика АФК Основные направления Адаптивного физического воспитания : - Формирование жизненно важных двигательных умений; - Развитие двигательных способностей; - Воспитание личности; - Развитие сохранных анализаторов; - Коррекция психических нарушений; - Предупреждение возникновения вторичных отклонений; - Коррекция и компенсация нарушений в двигательной сфере. Формы двигательной активности: - Уроки АФВ; - Двигательная рекреация ;; - Здоровье сберегающие технологии; - Физическая реабилитация (ЛФК, ритмика) .

Слайд 11

Этап начального изучения двигательного действия, в процессе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям инвалидов: - сформировать у инвалидов общее "представление о закономерностях изучаемого двигательного действия; Научить техники изучаемого двигательного действия по частям; - сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия; - Устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия. Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения: - - Метод наглядной демонстрации ; - Словесный метод; - Практический метод обучения, который реализуется в двух основных направлениях:

Слайд 12

- Метод строго регламентированных упражнений, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененно -конструктивным способом и целостным способом; -Метод частично регламентированного упражнения - использование разнообразных форм игровой и соревновательной двигательной деятельности инвалидов. Общими и обязательными принципами для всех методик АФК являются: - Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики; - Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием; - Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки. Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом: 1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза , расширение диапазона движения. 2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

Слайд 13

3 . Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов. 4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц. 5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов. 6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог. 7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе). 8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц. 9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы. 10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Слайд 14

Упражнения начального этапа физической подготовки Общеразвивающие и корригирующие упражнения . Дыхательные упражнения Основные исходные упражнения и изолированные движения головы, рук, туловища Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности Упражнения для формирования равновесия . Движение головой сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперед-назад, вправо, влево; повороты вправо-влево. Из исходного положения лежа на спине (на животе) быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Кружение на месте переступанием. Удерживание различных исходных положений на качающейся плоскости. Перешагивание через канат, лежащий на полу, гимнастические палки, бруски, лежащие на полу на расстоянии 1метр. Шагание с предмета на предмет .

Слайд 15

Выводы: 1. Проанализирована научно-методическая литература по проблеме двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) школьного возраста. В результате было выявлено, что наиболее актуальной формой для реализации и улучшения двигательной активности, расширения круга общения и знаний, уверенности в своих силах дает средства в адаптивной физической культуры. Проанализирована литература о роли адаптивной физической культуры в физическом развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП) В результате был сделан вывод, что для каждого ребенка необходима специальная программа, дающая возможность стимулировать двигательные функции, также контролировать динамику нагрузки.

Слайд 16

3. Рассмотрены варианты коррекция двигательных нарушений детей с детским церебральным параличом с помощью средств и методов адаптивной физической культуры детей. Сделан вывод, что для успешного двигательного развития детей с детским церебральным параличом, необходимо осуществлять работу педагога физкультуры в тесном контакте с врачом. 4. На основе анализа литературных данных об особенностях двигательного расстройства детей с детским церебральным параличом и использование методов и средств в адаптивной физической культуре составлен комплекс физических упражнений для детей с детским церебральном параличом.