Арт-поход как способ развития социального и эмоционального интеллекта старших дошкольников

Атаманская Гюлнара Исраиловна

Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства мы выстраиваем сосместно с художественным музеем. Общение педаога и детей в музейной среде, традицинно ограничеваемое алгоритмом экскурси, в нстоящее время прибретает более живой, импровизированный характер. В художественном музее в Белгороде для привлечения детей, воспитания интереса к "храму искусств" создана интерактивная детская экспозиция "Арт-поход"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art-pohod.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Атаманская Г.И., Гавришова Е.В., Покровская Н.С.

АРТ-ПОХОД КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ

 СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Социальный интеллект - это способность правильно понимать поведение людей, которая обеспечивает эффективное межличностное взаимодействие и успешную социальную адаптацию. Формируется такой интеллект в процессе социализации, и, примерно, к 3-4 годам в ходе усвоения ребёнком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и умений, позволяющих ему успешно жить среди людей, появляются первые формы социального интеллекта.

Термин «социальный интеллект» введен американским психологом Э.Торндайком в первой половине двадцатого века, а другой знаменитый психолог из США, Г.Олпорт,  называл его особым социальным даром, обеспечивающим гладкость в отношениях с людьми, в результате, которого происходит социальное приспособление.

Эмоциональный интеллект – способность человека  распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей, свои собственные, использовать эмоции для повышения эффективности мыслительной деятельности, управлять эмоциями. Непривычно звучащий термин - «эмоциональный интеллект» - введён в науку американскими психологами П.Сэловеем и Дж.Майером.

Развитие социального и эмоционального интеллекта в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования выделяет особо. Он перекликается с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», где предполагается развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства мы выстраиваем совместно с  художественным музеем. Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени его воспитания, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире. Общение педагога и детей в музейной среде, традиционно ограничиваемое алгоритмом экскурсии, в настоящее время приобретает более живой, импровизированный характер.

 В художественном музее в Белгороде для привлечения детей, воспитания интереса к «храму искусств» создана интерактивная детская экспозиция «Арт-поход». Усилия специалистов позволили от традиционных экскурсий в музей перейти к использованию других интересных для детей форм. В ходе арт-похода проходят музейные занятия, праздники, сменные экспозиции детских работ. Дети надевают специальные рюкзачки, там задания, и если их выполнишь, обязательно ждёт сюрприз. В гости приходят игровые персонажи, рассказывают о художниках, картинах, скульптурах, играют с дошкольниками. 

Во время арт-похода чётко продумана тематика и специфика зрительного ряда экспозиции. Темы определяются кругом жизненных интересов детей и соответствовать уровню понимания воспринимаемого материала. Это темы, связанные с отражением в искусстве жизни природы («Пейзаж»), чувств и характера человека («Портрет»), событий окружающей жизни (на доступном для детей уровне), красоты и разнообразия предметного мира («Натюрморт»). Зрительный ряд музейной экскурсии с дошкольниками построен по принципу контраста, т.е чередуются различные виды, жанры, стили.

Во время посещения художественного музея дети осваивают новые для них социальные нормы: как вести себя в музее, как вступать в диалог с новым для них взрослым, экскурсоводом; знакомятся с подлинными произведениями живописи, скульптурой, разными видами, жанрами, техниками изобразительного искусства.  Работа во время арт-похода построена так, что ребята становятся активными участниками  действия, все вовлекаются в изобразительное творчество: собирают мозаики, выкладывают изображения из кубиков, рисуют, лепят,  играют.

Арт-поход требует подготовительной работы. Во-первых, до музея нужно доехать, значит,  своевременно нужно заказать для экскурсии школьный автобус и повторить с детьми те правила дорожного движения и правила поведения в транспорте, которые нам придётся выполнять.  Осознанное выполнение этих требований – важнейшая социальная норма, ведь от этого зависит не только здоровье и жизнь самого ребёнка, но и жизни других людей.

 Важно, научить детей выполнять правила поведения в музее. Сделать это следует заранее, до того, как пришли в музей. Мы для разъяснения необходимых и обязательных правил используем беседы, которые сопровождаем демонстрацией слайдов, показом сценок, подготовленных заранее с самими детьми, чтением комиксов.

 Эффективным методом освоения правил стала игра «В музее как себя вести учили Мишу лет с шести». Смысл её в том, что среди многих картинок с изображением разных ситуаций в музее и разложенных в разных местах  группы, каждая из двух команд должна собрать  те, которые свидетельствуют о нарушении (или о выполнении) правил. Чья команда быстрее собрала заданное количество картинок и точно объяснила, какие правила здесь нарушены (или выполняются), та и выиграла.

 Комплексное использование разных методов обучения позволил обеспечить понимание детьми важной социальной нормы: в музее собраны уникальные произведения искусства и вести себя здесь нужно так, чтобы ничего не повредить и не мешать посетителям любоваться искусством.  Для наших детей теперь понятны правила:  в залы музея необходимо входить без верхней одежды, а иногда в специальной музейной обуви; большие сумки, зонты, следует оставлять в гардеробе; музейные экспонаты нельзя трогать руками; рассматривая экспозиции музея, нельзя громко разговаривать; переходить из зала в зал следует спокойно.

Подготовка к посещению музея состоит не только в том, что мы выучили правила поведения, необходимо помочь детям воспринять содержание того, что они увидят. Всегда за несколько дней до посещения музея мы знакомим детей с каталогами, буклетами, проспектами, рассматриваем альбомы с работами тех художников, работы которых мы увидим на выставке. Не так давно в художественном музее была выставка Н.Н.Гончаровой, знаменитого русского художника, графика, книжного иллюстратора начала XX века. Среди её работ были представлены авторские листы с иллюстрациями к «Сказке о царе Салтане».

Перед экскурсией мы перечитали эту сказку, рассмотрели иллюстрации к ней разных художников, обсудили увиденное. Очень понравились детям иллюстрации А.М.Куркина, палехского художника. Дети так рассказывали о его иллюстрациях: «Художник нарисовал богатырей и царевну,  и чудный остров князя Гвидона. Они в красивых одеждах и сами красивые. А ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой толстые и некрасивые. Сразу видно, что их и комар, и шмель ужалил.  В сторонке даже сам Александр Сергеевич Пушкин есть, сидит и новую сказку пишет, а белочка ему песенку поёт. Очень красивые волны на море, с белой пеной».

Иллюстрации И.Я.Билибина  поражают красотой узорного рисунка, декоративностью цветовых сочетаний, ярким юмором. Вот как увидела одну из иллюстраций Наташа С. (6лет): «Здесь царь Салтан подслушивает трёх девиц и улыбается.  Это было ночью. Видите, месяц светит, а царь в снег провалился. У него шуба красивая, блестит». Коля В. (6лет) выбрал другой рисунок для своего рассказа: «Мне больше всего город на острове Буяне понравился. Он построен на зеленой горке. Много красивых домиков и церкви с золотыми куполами стоят. И небо синее с облаками белыми».

Эта работа способствовала развитию мышления детей, ведь им всё время приходилось сравнивать текст и изображение, иллюстрации разных художников к одному эпизоду, делать собственные выводы. Такая деятельность подготовила детей к восприятию новых иллюстраций к знакомой сказке.

В музее из всех картин Н.Н.Гончаровой, мы выбрали для детей только её авторские рисунки к «Сказке о царе Салтане». Экскурсовод предложил детям полюбоваться яркими декоративными иллюстрациями, рассказала, что по замыслу художника эта книга была не сшита, а отдельными листами сложена в специальные папки. Каждый лист оформлен нарядным орнаментом, похожим на  кружева. Дальше ребята узнавали героев на иллюстрациях, вспоминали фрагменты стихотворной сказки, выбирали наиболее понравившийся рисунок. Закончили работу рисованием собственных иллюстраций  к сказке и драматизацией её. Конечно, это был сокращенный вариант, сконцентрированный вокруг трёх чудес острова Буян, но театрализованная игра получилась, очень украсила её музыка Римского-Корсакова, которую помогли нам найти работники музея.

Посещения музея раздвигают рамки привычного образовательного пространства дошкольников, значительно расширяют их социальный культурный опыт. В музее ребёнок чувствует себя «не совсем» на занятии в детском саду, он более раскрепощён, более приобщён к жизни, хотя музей традиционно и представляется как собрание ценностей и памятников. Взаимодействие дошкольной организации и художественного музея обеспечивает вариативность образования, происходит соединение с реальностью, насыщенной новой  для детей ценной информацией, усвоение которой способствует развитию социального и эмоционального интеллекта.

Литература

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект. Исследование феномена.// Вопросы психологии, 2006.- №6.- С.78-86.
  2. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань,2007. С- 202.
  3. Михайлова Е.С. Социальный интеллект : концепции, методики, модели, диагностика/ Е.С. Михайлова. СПб.: Государственный  университет 2007-64с.
  4. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта// Одаренный ребенок, 2006. - №1. - С. 6-18.