Психолого-педагогическое сопровждение одаренных детей в МБДОУ д/с № 57 через песочное рисование

Атаманская Гюлнара Исраиловна

Статья в сборнике в рамках регионального педагогичекого форума "Психолого-педагогические аспекты одаренности: проблемы, перспективы, развитие " г. Старый Оскол. 20 апреля 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в МБДОУ д/с № 57 через песочное рисование

Якуш О.Е.,

педагог-психолог,

Атаманская Г.И.,

социальный педагог

МБДОУ детский сад «Центр развития ребёнка» № 57

г. Белгород Белгородской области

Анализ программ дошкольного воспитания показал, что меры, направленные на систематическое развитие детской одаренности практически отсутствуют. В связи с этим, одаренность развивается стихийно, либо не развивается вообще.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что необходимо проведение в детском саду планомерной работы по выявлению и сопровождению одаренных детей, тем более, что дошкольный возраст – это сензитивный период для развития данного процесса.

В нашем учреждении работа по выявлению одаренных детей началась в 2013 году и привела к необходимости разработки модели сопровождения одаренных детей.

В основу модели легли работы Л.С. Выготского, А.М.Матюшкина, П.Торренса, М.И.Лисицыной, Л.А.Венгера, В.Т.Кудрявцевой, А.Н.Лука, В.Синельникова, В.Н.Дружинина.

Под психолого-педагогическим сопровождением одарённых детей дошкольного возраста понимается специально организованное взаимодействие одарённых детей, их родителей и специалистов, владеющих знаниями в области выявления, развития, обучения, воспитания, а также умеющим оказать психологическую помощь и поддержку интеллектуально одарённым детям.

Для себя мы выделили четыре вида детской одарённости: интеллектуальная или академическая; художественно-эстетическая, спортивно-физическая, социально-лидерская. Социально-психологическая служба нашего учреждения занимается сопровождением интеллектуальной одаренности, которая включает в себя стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательную активность, проявление интереса к новому, широкий кругозор, высокий уровень развития психических, познавательных процессов.

Работа ведется в рамках системного подхода, что предполагает:

  1. Диагностику детской одаренности. Ориентирована она не на результат, а на процесс. Методики могут быть также поделены по содержанию на три группы: методики диагностики интеллекта, креативности и психосоциального развития личности дошкольника:
  1. Методики для детей:
  • Интеллектуальная шкала Стенфорд-Бине (для детей от 2 лет);
  • «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (для детей от 5 лет);
  • Невербальный тест Р. Кеттелла (для детей от 4 лет);
  • Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6-7 лет.
  • Тест Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник (субтесты «Необычное использование», «Заключения», «Слова», «Словесная ассоциация»). Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.
  • Фигурный (изобразительный) тест П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой (субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»).
  • Мониторинг развития проводится 2 раза в год (на начало и конец года).
  1. Методики для педагогов и родителей.
  • Опросник для выявления (экспертной оценки) детей с признаками одаренности А.А. Лосевой.
  • Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет), в адаптации Е.Е. Туник.
  • Методика «Карта одаренности», разработанная А.И. Савенковым.
  1. Консультативно-просветительскую деятельность.

Просветительская работа заключается в том, что предполагает знакомство педагогов и родителей с особенностями развития детей с признаками одаренности, их сопровождения и взаимодействия с ними.

Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, которые необходимы педагогу для работы с одарёнными детьми: теоретические знания по вопросу одарённости, наличие практического опыта, позитивная Я-концепция, целеустремлённость и настойчивость, зрелость (чёткое знание своих целей и задач), эмоциональная стабильность, чуткость, креативность.

  1. Профилактическую деятельность, которая предполагает разработку памяток, буклетов, информационных листов для родителей детей с признаками одаренности.  
  2. Развивающую деятельность. Отличительной особенностью является развитие интеллектуально-творческой одаренности через метод рисования на песке и песком. Разработана программа сопровождения детей с признаками интеллектуальной одаренности. Программа имеет развивающую направленность и предполагает развитие у детей интеллектуально-творческих способностей. Разработана она для детей старшего дошкольного возраста и направлена на: развитие индивидуальных творческих способностей, воображения, через освоение основных способов рисования на песке и песком; стабилизацию и гармонизацию эмоционального состояния, развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук, формирование стрессоустойчивости. Программа подразумевает комплекс разработанных занятий (25 занятий в течение года, с октября по апрель).

Занятия проводятся по подгруппам, два раза в неделю по 30 минут.

Система занятий разделена на три этапа:

  • вводный (разминка)
  • основной (развивающий, работа с песком и на песке по темам).

Цель этапа – формирование навыков рисования на песке и песком, развитие творческих способностей, воображения и фантазии, расширение кругозора и общей осведомленности, развитие познавательной сферы, развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук, формирование стрессоустойчивости.

Основные технологии работы данного этапа: дыхательная гимнастика, игры и этюды на тренировку отдельных групп мышц; психогимнастика, тематическое песочное рисование.

  • Заключительный (рефлексия)

Закрепление и обобщение пройденного материала. Основные технологии работы данного этапа: беседы, свободное песочное рисование. Работа в рамках песочного рисования осуществляется не только на световых столах, но и предполагает такую форму занятий, как работа с продуктивными видами деятельности (аппликация, крупы, цветной песок и т.д.). Например, создание открытки из цветного песка или рисование картины клеем ПВА и солью, раскрашивание ее.

Такая структура работы мотивирует развитие интереса у ребенка к дальнейшим занятиям. Динамичность процесса позволяет ребенку быть активным на протяжении всего занятия. Результат своей работы ребенок может забрать с собой и показать родным, что является важным для детей в дошкольном возрасте.

Об успешности освоения данной программы можно судить по диагностическому срезу. А также предполагается участие детей в интеллектуальных конкурсах и викторинах, например, таких как Буквознайка, Светлячок (международный уровень), «Знай-ка» (муниципальный уровень), Любознайка (всероссийский уровень)

Список литературы

  1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
  5. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003.
  6. Никитина О.Н., Соснина М.В. Метод Sand-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории. Санкт-Петербург, 2012.
  7. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала детей с признаками одаренности / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
  8. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
  9. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
  10. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-отиентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. М., 2001.

Интернет-источники

  1. http://detstvo.solkamsk.ru/baby/rododdet/rododdet_12.html
  2. http://lib.exdat.com/docs/1199/index-10496.html
  3. http://old.depedu.tyumen-city.ru/html/gimc/?vosp/vosp_14
  4. http://www.adalin.mospsy.ru/