ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Никишов Владимир Николаевич

Статья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Владимир Николаевич Никишов

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Постоянное обновление потока информации, новые открытия, быстрая смена технологий требует ориентации на ещё недоступный уровень развития науки и техники.  Эффективный способ достижения этого результата -  формирование у студентов поискового стиля  мышления, привлечение их внимания интеллектуальной  деятельности и познанию.  

С этой целью, наш педагогический коллектив техникума использует технологию исследовательской деятельности на уроке и внеурочное время. Задачей, которой является дать студенту возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает студенту возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Мы считаем, что для подключения к исследовательской работе студент должен вначале изучить элементы теории. Далее – освоить основной инструментарий для проведения исследования, средства исследования, формы и методы его проведения.

Все эти вопросы отрабатываются со студентами на первом и втором году обучения. После того, как студенты разберутся со всеми проблемами организации исследования, увидят их ценность и эффективность, можно давать им более сложные задания по исследованию проблем. Это планируется на третьем году обучения во время изучения дисциплин по специальности. Исследования, которые проводят студенты, могут быть и узкими, и широкими, в зависимости от того, какие проблемы перед ними поставлены.

Коллектив техникума считает, необходимость подготовки самостоятельно мыслящих специалистов  выдвигает на первый план проблему: учить студентов не знанием и дисциплинам, а мыслительной деятельности. Исследовательская работа студентов является одной из важных составляющих учебного процесса, ибо знания, навыки и устойчивые умения, а в общем  профессиональных компетенций могут быть приобретены студентами в результате самостоятельной мыслительной деятельности, которая обеспечивает в дальнейшем усвоение студентом  приемов познавательной деятельности, и, в конечном итоге, способность успешно решать технические и социально-экономические  задачи. Обществу требуется  специалист новой  формации – интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления.

Коллектив техникума считает, что  для успешного усвоения дисциплины важны систематические,  регулярные занятия и обязательные периодические  ранее пройденного материала. Важным аспектом при этом является исследовательская работа студентов, способствующая  освоению метода самоконтроля, исследование материала для курсовой работы,  изучение по таблицам, схематическим рисункам.

Считаем, что при изучении зооветеринарных дисциплин нужно всегда придерживаться правила: идти от общего к  частному. Это означает, что не следует начинать изучать  материал с мелких деталей, не усвоив его общей структуры, не уяснив его составных частей.

Таким образом, наш педагогический коллектив считает, исследовательская работа является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях, связанных с практикой, а в конце этого длительного процесса возможно участие в научных конференциях  разного уровня. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях он ни работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать

Исследовательская работа — средство формирования познавательной самостоятельности студентов, которое позволяет каждому студенту испытать, испробовать, выявить и сделать ведущими хотя бы некоторые из своих дарований. Следовательно, применение методов  исследования позволит решить проблему воспитания самостоятельно мыслящей, инициативной личности. Формирование исследовательской позиции студента – задача нелегкая. Ребят к исследовательской деятельности необходимо подготавливать, всегда помня, что в стенах техникума «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Чтобы научить, рациональным способам мыслительной деятельности, необходимо знать пути формирования приемов умственной деятельности – практический и теоретический – и целесообразно их использовать. Педагогический коллектив техникума считает, продуктивным вариантом решения этой задачи является использование в образовании исследовательского подхода. Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет не только значительно расширить у студента диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения проблемы, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики студента: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию.

Преподавателями техникума на уроках используются познавательные задания творческого характера, исследовательские задания. Во внеурочное же время это подготовка исследовательских работ, содержание которых интересно и окружающим. Тогда участие в учебно-исследовательских конференциях, фестивалях и интеллектуальных конкурсах, где свою работу необходимо защитить, способствует формированию важнейших свойств личности. Опыт побед и поражений, приобретаемый в этих мероприятиях, чрезвычайно важен для самостоятельной жизни, без него невозможно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей.

На первом этапе (на протяжении первого курса), педагогический коллектив техникума, студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, воспитывая любовь к избранной специальности. Формами исследовательской работы на этом этапе, могут быть: реферирование отдельных тем изучаемых курсов; составление библиографии по определенной теме; участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей); изготовление по заданиям кафедр чертежей, схем, плакатов; участие в подготовке лекционного демонстрирования и т.д.

На втором этапе студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические, экспериментальные или конструкторские разработки. Как правило, эти исследования ведутся при подготовке и выполнении практических, лабораторных, курсовых работ, а также при прохождении производственной практики. На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты по методологическим вопросам, которые заслушиваются и обсуждаются на заседаниях предметно-цикловых комиссий.

Исследовательская деятельность, организуемая преподавателями на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы студентов, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Методы проектный и поисковый не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

В качестве конечных продуктов деятельности могут выступать рефераты, доклады, иллюстрированные средствами наглядности (видеофильмами, коллажами, альбомами рисунков, фотографий). Результатом совместной деятельности студентов, организация и проведение различных конференций, выставок, вечеров. Различные достижения по выполнению проектов, творческих работ могут войти как компонент в состав индивидуальной накопительной оценки.

Web-адрес сайта: http://nsportal.ru Nikishov-vladimir-nikolaevich 

Список литературы.

Кудаков Н.А., Никишов  В.Н.,  Тельцов Л.П. Рост  массы, длины  тела  и  тонкой кишки у телят на молочном и переходном этапах // Гигиена,  ветсанитария и экология животноводства /  Матер.  Всероссийской  науч. произв. конфер. Чебоксары, 1998 г.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Диссертация на соискание учёной степени кандидата ветеринарных наук. МГУ им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1999.

Никишов В.Н. Исследовательская деятельность как средство формирования профессиональной компетенции. Министерство образования РМ. ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский промышленный техникум». Опыт внедрения ФГОС СПО. Сборник материалов. Заочная республиканская научно  – практическая конференция. Краснослободск, 2015.

Никишов В.Н. Технология исследовательской деятельности при подготовке профессиональных кадров. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 4 Всероссийской интернет – конференции 15.11.2015г. – 25.01.2016г. Торбеево, 2016. – С. 144-148.  

Никишов В.Н. Организация опытнической работы как основа формирования профессиональной компетенции выпускников. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Саранский Государственный промышленно – экономический колледж». Социальное партнёрство в образовании  – залог формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала. Сборник материалов 10 Горюновские чтения. Межрегиональная научно  – практическая конференция. Саранск, 2016.

Никишов В.Н. Расширение пространства организации опытнической работы в повышении конкурентоспособности выпускников на рынки труда. Министерство образования РМ. ГБПОУ РМ «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности». Мясная и молочная промышленность России: Состояние, проблемы, перспективы. Сборник материалов 7 Всероссийской интернет – конференции. Торбеево, 2017. – С. 110-112.  

Никишов В.Н., Тельцов Л.П. Рост массы и длины тела, тонкой кишки у тёлочек на этапе полового созревания: Тез. науч. конф. посвящ. 40-летию Аграрного ин-та МГУ им. Н.П. Огарёва //24-Огарёвские чтения//. Изд-во Рузаевский печатник, Саранск, 1997. – С 53-55.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных 6-18 – месячного возраста //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 118-120.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок этапа полового созревания. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. 1998. №3. – С 85.

Никишов В.Н. Цитология и гистохимия, эпитероцитов слизистой оболочки тонкой кишки животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.

Никишов В.Н. Развитие кишечной стенки двенадцатиперстной, тощей, подвздошной кишок животных 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. конгресса. г. Барнаул.1998.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки тёлок 6-18 – месячного возраста. Тез. докл. 4 конференции международной ассоциации морфологов АГЭ //Морфология. Н-Новгород. 1998.

Никишов В.Н. Функциональная морфология слизистой оболочки тонкой кишки телок чёрно-пёстрой породы на этапе полового созревания: Автореф. Дис. … канд. Вет. Наук. Саранск, 1999.

Никишов В.Н. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания: Тез. докл. 4 Конгресса Международной ассоциации морфологов // Морфология , 1998. № 3. -  С.85.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Гистохимия энтероцитов тонкой кишки животных на этапе полового созревания //Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета им. Н.П. Огарёва. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 115-117.

Никишов В.Н., Тельцов Л.П., Кудаков Н.А. Развитие стенки двенадцатиперстной кишки у животных  6 - 18-месячного возраста  // Матер. науч. конф. Мордов. госуниверситета. Саранск, 1998. Ч. 4. – С. 118 - 120.                                                      

Никишов В. Н. , Тельцов Л. П. ,Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва. Саранск, 1997 г.

Никишов В. Н. Тез. Докл. 4 Конгресса международной ассоциации морфологов АГЭ. Морфология,1996 г.

Никишов В. Н.. Цитология эпителия тонкой кишки у телок этапа полового созревания. г. Саранск, Мордовский университет. 1996 г.

Никишов В. Н.. Гистохимия эпителия тонкой кишки животных 12 месецев на этапа полового созревания. г. Саранск, Мордовский университет. 1996 г.

Никишов В.Н. Динамика роста массы и длины тела животных на этапе полового созревания. Журнал «Ветеринария» №3 1999.

Никишов В.Н. Учёба заочно. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.

Никишов В.Н. Приходи в зооветеринарный. Газета «Голос примокшанья» №98. 2000.

Никишов В.Н. Ветврач – профессия гуманная. «Голос примокшанья. 30 мая 2003 год.

Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Немного истории //История ветеринарии//. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Основная деятельность зоотехнии. Газета «Наровчатские новости» №119. 2000.

Никишов В.Н. Специальность древняя и гуманная. Газета «Присурские новости» №11. 1999.

Никишов В.Н. Учится никому не поздно. Газета «Присурские новости» №96. 2000.

Никишов В.Н. Наука вечная и современная. Газета «Присурские новости» №97. 2000.

Никишов В.Н. Приглашаем в зооветеринарный. Газета «Присурские новости» №99. 2000.

Никишов В.Н. Ветеринар – профессия необходимая. Газета «Присурские новости» №6. 2001.

Никишов В.Н. Объекты деятельности и специализация. Газета «Присурские новости» №8. 2001.

Никишов В.Н. Присурские вести. Ветеринар профессия необходимая. 18 января 2001 год.

Никишов В.Н. Присурские вести. Зову в профессию. 30 ноября 2000 год.

Никишов В.Н. Профессия зоотехния. Газета «Новая жизнь» №57. 2000.

Никишов В.Н. Новая жизнь. Зоотехник. № 57 2000 год.

Никишов В.Н. Время и жизнь. Кузнеца кадров для села. № 17 2002 год.

Никишов В.Н. Время и жизнь. Специальность древняя и гуманная. 1 февраля 2003 год.

Никишов В.Н. Помогает фитотерапия. Журнал «Ветеринария» №5. 1999.

Никишов В.Н. Нужная профессия. Газета «Красная слобода» №49. 2001.

Никишов В.Н. Эхо студенческой жизни. Газета «Красная слобода» №54. 2000.

Никишов В.Н. Слагаемые роста. Газета «Красная слобода» №60. 2001.

Никишов В.Н. Техникуму 70 лет. Газета «Красная слобода» №60. 2001.

Никишов В.Н. Красная слобода. Эхо студенческой сессии. № 54 2001 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Техникуму 70 лет. № 60 2001 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Кузнеца кадров для села.2001 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Вечная наука. № 42 2002 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Что мы знаем о томате. № 48 2002 год.

Никишов В.Н. Красная слобода. Вас приглашает Зооветтехникум. № 8 2003 год.

Никишов В.Н. Трудовая правда. Объекты деятельности и специализации. № 3 2004 год.

Никишов В.Н. Рузаевская газета. Специальность древняя и гуманная. № 34 2003 год.

Тельцов Л.П., Никишов В.Н., Кудаков Н.А.  Характеристика критических фаз развития крупного рогатого скота  //  Вестник Ветеринарии, 1998. № 9. – С.45 - 52.

Тельцов Л. П. , Никишов В. Н. , Кудаков Н. А. Матер. Науч. Конф. Мордов. Госуниверситета им. Н. П. Огарёва, 1998 г. 114.

 Тельцов Л.П. , Никишов В.Н., Кудаков Н.А.  Гистохимия  энтероцитов  тонкой кишки  животных  на этапе полового созревания // Матер. науч. конф. Мордов. Госуниверситета. Саранск, 1998. Ч. 4. - С. 115 - 117.                                                                                    

Тельцов Л.П. Биоритмы, критические фазы динамики роста и практика //Морфологические науки - практической медицины и биологии. – Омск, 1996.  

Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 2010.