Особенности отражения пространства в рисунках школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Лазарева Юлия Игоревна

В данной статье описываются трудности, с которыми сталкиваются умственно отсталые школьники отражая пространство в рисунках. 

Авторы: Лазарева Ю.И.

ГБОУ школа №613 Московского района

Ольшевская Ю.Н.

ГБОУ школа №17 Невского района

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_otrazheniya_prostranstva_v_risunkah.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности отражения пространства в рисунках школьников с интеллектуальным недоразвитием

Авторы: Лазарева Ю.И.

ГБОУ школа №613 Московского района

Ольшевская Ю.Н.

ГБОУ школа №17 Невского района

     Развитие механизмов пространственной ориентировки необходимо для познания окружающего мира, но для детей с интеллектуальным недоразвитием оно затруднено, так как интеллектуальные дефекты значительно осложняют процесс формирования представлений и навыков.

     К умственной отсталости, по исследованиям таких ученых как, А. Р. Лурия, В. И. Любовский, С. Я. Рубинштейн, М. С. Певзнер и других, относятся состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.

     Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

     У детей с интеллектуальным недоразвитием отмечаются грубые нарушения ориентировки в пространстве и пространственных представлениях. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося. Данные нарушения воздействуют на изобразительную деятельность учащихся.

     Первое, с чем сталкиваются школьники при рисовании, это композиция рисунка, т.е. составление, расположение, сложение, слияние частей в единое целое в определенном порядке. Для этого учащимся требуется иметь представления о величине, направлении, расстоянии, положении и другие параметры предметов.

     Ведущая роль пространственной ориентировки естественно принадлежит зрению, так как с помощью него происходит непосредственное соизмерение пространственных отношений между предметами в границах листа бумаги. Ребенку легче установить пространственный признак предмета, вследствие этого дети вначале изображают отдельные предметы, позже объединяя их общим сюжетом, и тем самым составляют несложные композиции.

     Трудности для детей с интеллектуальным недоразвитием появляются при ориентировке в пространстве листа бумаги, установлении местонахождения объекта и направления движения, размещении изображений по отношению друг к другу.

     Подробнее остановимся на передачи в рисунке расположения предметов в пространстве умственно отсталыми школьниками. Расположение предметов в таком случае упрощается, порой обнаруживаются различные нелепицы, которые задерживаются дольше, чем у нормально развивающихся сверстников.

     В рисунках, выполненных на свободную тему, младших умственно отсталых школьников объекты чаще всего располагаются в хаотичном порядке, полностью отсутствует пространственная организация.

     У умственно отсталых детей чаще всего встречаются одноплановые рисунки, где объекты расположены по нижнему краю листа, такого вида рисунки наблюдаются как в младших, так и в старших классах. Что же касается двухплановых рисунков, то и здесь передача удаленности предметов изображается схематично и упрощенно, а также может быть значительно смещено.

     Немало важным для композиции рисунка является величина объектов. Школьникам с интеллектуальным недоразвитием свойственно чрезмерное измельчение рисунка, не только при свободном рисовании, но и при срисовывании с образца.

     Умственно отсталые школьники в основном уделяют внимание форме, строению, цвету и другим параметрам объекта, не отображая в рисунке передачу расстояний между предметами.

     У них могут возникнуть трудности пространственного характера при изменении условий выполнения работы, например рисование на бумаге непривычного для детей формата, но в то же время декоративное рисование на бумаге в виде полосы или какой-либо иной готовой формы (круг, квадрат) дает в целом неплохие результаты.

     Особые трудности у умственно отсталых детей возникают в передаче пространственных отношений между объектами и их частями, что своеобразно проявляется в их рисунках в виде развернутых или прозрачных предметов.

     У младших школьников, исследуемой категории детей, отмечается недостаточная осознанность, слабое понимание пространственной удаленности предметов, но без систематического обучения добиться приемов реалистичного изображения объектов невозможно.

     Наряду с этим, учащиеся с умственной отсталостью не правильно отображают частичное загораживание одних объектов другими, по этой причине, удаленные друг от друга предметы изображаются рядом, но на некотором расстоянии.

     Исправлять перечисленные недостатки следует в процессе коррекционной работы, прежде всего, необходимо формировать умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и проводить анализ пространственных отношений в рисунках.

     Овладение умением ориентирования в листе бумаги является для школьников не только условием для развития изобразительной деятельностью, но и поможет преодолеть трудности обучении письму, а в дальнейшем для чтения схем, таблиц, географических карт и т.д. Развитие пространственного анализа необходимо и для профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся.

Литература:

  1. Гаврилушкина О.П. О некоторых особенностях изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников // Дефектология. -1972.-№1.- С.69-72.
  2. Головина Т.Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков. В кн.: Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе./ Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной - М., 1980.
  3. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 208 с.
  4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб, «Речь», 2003.-389с.
  5. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников, М.,  Школьная пресса, 2004.