Направление, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии.

Никулина Анна Сергеевна

Дискалькулия

Дискалькулия – это специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных школьных и дошкольных возрастах. По результатам многолетних исследований  выявлено, что от 3 до 6% детей характеризуются признаками  дискалькулии.

Клаcсификация дискалькулии:

вербальная дискалькулия – нарушение  словесного обозначения математических понятий

практогностическая дискалькулия - расстройства системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов

дислексическая дискалькулия - нарушение чтения математических знаков

графическая дискалькулия – нарушения  записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур

операциональная дискалькулия – неумение выполнять математические операции.

В  данной презентации представлена информация по профилактике одного из видов дискалькулии, а именно вербальной дискалькулии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл verbalnaya_diskalkuliya.pptx379.17 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Направление, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии Подготовила материал: Алексеева Анна Сергеевна

Слайд 2

Что такое дискалькулия Дискалькулия – нарушение, выраженное в неспособности человека к счету, решению математических задач. Чаще всего это состояние проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Часто детей, страдающих дискалькулией , признают или умственно отсталыми или ленивыми, их помещают в специальные классы для отстающих. Для дальнейшего полноценного развития и успешного обучения ребенка важно провести своевременную диагностику и коррекцию этого нарушения.

Слайд 3

Симптомы дискалькули и Ошибки в назывании чисел. Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений. Затруднения с определением места числа среди остальных чисел. Недостаточное знание математической терминологии. Сложности в разложении числа на слагаемые. Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше . Ошибки в написании чисел. Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта. Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия. Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий. Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Слайд 4

Классификация дискалькулии Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия. Дислексическая – нарушение чтения математических символов. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Слайд 5

Вербальная дискалькулия Вербальная дискалькулия проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий. При вербальной дискалькулии вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом ребенок неспособен называть числа, символы, количества, понятия. При вербальной дискалькулии простая задача пересчета недоступна.

Слайд 6

Профилактика вербальной дискалькулии формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия формирование умение пользоваться математической терминологией формирование пространственного восприятия развитие зрительной и слуховой памяти развитие лексического строя речи развитие слухового восприятия формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

Слайд 7

Этапы и направления логопедической работы I этап Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий Учить детей презентовать результаты практической деятельности в речевой форме Развивать словарный запас детей Развивать лексико-грамматический строй речи детей Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами . Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство рит ма Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика).

Слайд 8

II этап Расширять словарный запас детей Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь . Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число . Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения . Добиваться усвоения детьми количественного и по­рядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал . Учить детей сравнивать предметы по размеру. Развивать у детей конструктивный праксис . Учить детей воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки . Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос . Учить составлять задачи . Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия . Расширять антонимический словарь детей за счет понятий высокий — низкий, мокрый — сухой, пришел — ушел, вверх — вниз и т.д.

Слайд 9

III этап Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т.п . Развивать активный и пассивный словарь детей . Учить детей использовать количественный и порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке ). Учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе ). Учить детей измерять и сравнивать размеры пред­метов (длину, ширину, высоту ). Учить детей способам математической записи . Учить детей разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую . Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку . Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 10, математические знаки (+), (—). Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур.

Слайд 10

Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии

Слайд 11

Обучение математической терминологии

Слайд 12

Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений

Слайд 13

Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением

Слайд 14

Спасибо за вниМание !