Современные представления о психологии чтения

Никулина Анна Сергеевна

Чтение – сложнейший когнитивный процесс, феномен, созданный людьми, для сохранения и передачи информации во времени и на расстоянии. Это позволяет назвать письменную речь особой формой коммуникации, так как она осуществляется с помощью графической системой занков.В данной статье раскрыты современные  представления о психологии чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_predstavleniya_o_psihologii_chteniya.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Современные представления о психологии чтения

Вопросам изучения чтения, как многоаспектной и многофункциональной деятельности, посвящено огромное количество работ психологов, физиологов, педагогов, лингвистов. (Ахутина Т.В., 1989,1998,2006; Егоров Т.Г., 1953; Журова Л.Е., 1965,1978; Зимняя И.А., 2001; Корнев А.Н., 2003; Лалаева Р.И., 1998; Левина Р.Е., 1940,1953,1961; Лурия А.Р., 1950,1963,1975; Назарова Л.К., 1967; Оморокова М.И., 2005; Резодубов С.П., 1958; Симерницкая Э.Г., 1985; Спирова Л.Ф. , 1965, 1967; Горецкий В.Г., 1988; Цветкова Л.С., 1997,2000; Щварц Л.М., 1941; Эльконин Д.Б., 1991 и многие другие).

Чтение – сложнейший когнитивный процесс, феномен, созданный людьми, для сохранения и передачи информации во времени и на расстоянии. Это позволяет назвать письменную речь особой формой коммуникации, так как она осуществляется с помощью графической системой занков.   Чтение и книга будут всегда актуальны, так как обогащают человека знаниями и опытом, развивают его интеллект ,чувства и эмоции. Благодаря чтению человек обеспечивает себе общеобразовательную подготовку, совершенствует себя как личность и организует поведение. Всё коммуникативные процессы позволяют нам сосуществовать в социуме.Во время чтения человек производит интеллектуально-речевой продукт и принимает чужой продукт деятельности. Поэтому чтение является формой нашего соучастия в мире (Зимняя И.А., 2001; Леонтьев A.A.,1997; Оморокова М.И., 2005).

Источником чтения, как речевой деятельности является коммуникативно-познавательная потребность. У ребенка дошкольного возраста это проявляется в желании научиться читать.

Чтение включает в себя анализ и синтез различных элементов речи и является аналитико-синтетическим процессом. На первых этапах становления чтения ориентировочно-исследовательский уровень проявляется в том, как ребёнок переводит буквы в звуки, анализирует их, объединяет в слоги, а далее синтезирует в слова. На более поздних этапах формирования навыков чтения реализуется просмотр текста, его заголовка, определение темы, установка связей, прогноз содержания.

На этом реализующем уровне происходит смысловая обработка всего текста и превращение этого смысла в речевую установку. Самой основной задачей чтения текста является процесс его понимания. Понимание - это компонент мышления, состоящий в выявлении и разрешении скрытых вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеющихся знаний, применения специальных приемов и мыслительных операций. (Доблаев Л.П.). Понимание текста - процессуальное результативное многоуровневое образование. Выделяются два уровня понимания - значений (слов, текста) и смысла (понимание идеи, главной мысли текста, подтекста) (Горецкий В.Г., 1988).

По соотношению графической и звуковой сторон , различают чтение вслух и про себя. Исполнительный уровень чтения вслух внешне ярко выражен в артикуляционных движениях читающего и затем в акустическом эффекте, в то время как реализующий уровень чтения про себя или молча внешне не выражен. На начальном этапе обучения чтению преобладает чтение вслух. По мере развития навыка чтения доля беззвучного чтения постепенно вырастает. Так, в первом классе соотношение чтения вслух и про себя составляет 80%/20 %, во втором - 60% вслух и 40% про себя, к 3 и 4 классу - 50% (Оморокова М.И., 2005).

В процессе чтения выделяют две основные стороны: техническую (соотнесение образов зрительного и произносительного) и смысловую – самая важная сторона , которая является целью всего процесса чтения. Существуют два основных компонента  чтения: декодирование графических  текстов, перовод их в устную форму ; и понимание прочитанных текстов.

В отечественной психологии исследование процесса чтения было предпринято Т.Г. Егоровым (1953), автор показал взаимодействие компонентов чтения и их динамику. Т.Г. Егоровым было выделено несколько ступеней овладения навыком чтения: понимание звуко-буквенных обозначений, послоговое чтение; становление синтетических приёмов чтения; синтетическое чтение.

Первая ступень, овладение звуко-буквенными обозначениями относиться к подготовительному периоду или другими словами к добукварному. Самым важным моментом на этой ступени является перестройка у детей фонематического слуха. У ребенка при чтении текста образуются новые фонематические представления, овладение буквами. Единицей зрительного восприятия у детей на данном этапе является буква. Для знакомства с буквами обязательно должна предшествовать работа, на формирование умений анализировать речевой поток ,предложения и разделять слова на звуки и слоги. Восприятие графемы должно сопровождаться акустической и речедвигательной аналогией. Тем самым должно произойти усвоение связей между акустическими, кинестетическими и оптическими образами.

Скорость и успешность в усвоении навыка чтения зависит  от зрелости психических функций. В основе функционального базиса чтения лежит :фонематическое восприятие, зрительный, кинестетический и фонематический анализ, зрительный мнезис и оптико-пространственные представления. На первой же ступени, после усвоения буквы ребёнок читает с ней слоги и слова . Темп чтения очень медленный на этой ступени ,каждое прочитанное предложение ,слово или слог представляет собой самостоятельную и решаемую задачу. Чтение на данной ступени может сопровождаться целым рядом ошибок, при этом самой большой трудностью для детей является неумение слить звуки в слог. Кроме этого, могут встречаться такие нарушения ,как замены букв , искажение звуко-слоговой структуры и не понимание прочитанного.

На этапе слого-аналитической ступени  единицей чтения всляется слог, который в дальнейшем выступает в качестве целого слова. Эта ступень характерна для второй половины первого года обучения. Способ чтения –аналитический : ребёнок объединяет слоги в слово, темп замедлен. На данном этапе овладения чтением, характерной чертой  является то, что понимание прочитанного текста отдельно от восприятия. Сначала ребёнок прочитает слово ,а затем осознаёт прочитанное. Этим объясняется стремление детей вновь повторить только что прочитанный материал.

Следующая ступень охватывает второй и третий год обучения. Она  представляет собой новую фазу , фаза становления синтетических приёмов чтения, переход читающего к целостным актам восприятия. Единицей чтения является слово. При чтении характерна тенденция опираться на смысловую догадку. Темп чтения резко нарастает.

Четвертая ступень – ступень синтетического чтения. Здесь характерно возникновение более полноценного и полного синтеза не только букв ,но и  слов в предложения и фразы, благодаря этому увеличивается понимание текста. Темп чтения нарастает .Основное внимание направлено на понимание прочитанного текста.

Далее совершенствуется выразительность чтения.

Между всеми ступенями формирования навыка чтения существует тесная связь. Их связь заключается в том, что каждая ступень подготавливается предыдущей, а каждая предыдущая содержится в последующей. При встрече с трудностями ребёнок возвращается к более ранним ступеням . Однако при этом он опирается знания и умения полученный недавно.

Очень важно отметить, что переход от одной ступени к другой более сложной должен быть постепенным, так как резкий переход может затормозить процесс усвоения навыка чтения и снизить его качество.

По мере формирования чтения все его операции начинают автоматизироваться, совершенствуется смысловая и техническая сторона. Более опытный чтец начинает читать про себя. Такой вид чтения не предполагает слушателя, в нём характерен почти мгновенный перевод графем во внутреннюю речь, фиксация глаз уменьшается. Беззвучность чтения про себя означат свёртывание речемыслительных процессов и их автоматизацию (Егоров Т.Г., 1953; ЛурияА.Р., 1950).

Д.Б. Эльконин (1991) в своих работах давал следующее определение чтению: «чтение на начальном этапе формирования есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной модели)» (Эльконин Д.Б., 1991, стр. 23).  По мнению автора,      сформированность навыка чтения определяется зрелостью психических и умственных процессов и звукового анализа. Д.Б. Эльконин определяет письменное слово как модель звукового образа слова. Модель которая представлена в виде графического знака.

Л.С. Цветкова (2000) при характеристике структуры чтения раскрывает важное взаимодействие сенсомоторного и семантического уровня. Сенсомоторный уровень отвечает за технику чтения ,т.е за скорость и точность восприятия. Он представляет собой взаимодействие различных звеньев: звукобуквенный анализ, удержание информации , смысловые догадки,  сличение и контроль.

Семантический уровень обеспечивает понимание прочитанного материала. Сложное взаимодействие этих уровней обеспечивает чтение как, быстрое и точное восприятие знаков, и перенос их в адекватное понимание.

Таким образом, для формирования навыка чтения на первом этапе достаточно сформировать следующие функции: фонематическое восприятие (дифференциация и различение фонем), фонематический анализ ( выделение звука на фоне речи) ,зрительный анализа, мнезис и оптико-пространственные представления.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что чтение имеет многоуровневое строение и является сложным психофизиологическим процессом. Во время чтения участвую такие высшие психические функции как внимание, память, мышление и смысловое восприятие. Для его реализации очень важно взаимодействие зрительного, речедвигательного ,речеслухового и кинестетического анализатора. Именно все эти анализаторы составляют психофизиологическую основу для всего процесса чтения.