Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Газинская Елизавета Игоревна

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury_mladshih_shkolnikov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры младших школьников

 на уроках и во внеурочной деятельности

Автор статьи: Газинская Елизавета Игоревна,

Учитель начальных классов

ГБОУ школы №7 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петебург

 2017

Содержание

1. Понятие «экологическое воспитание». Формы и методы организации экологического воспитания младших школьников……………………………3

2. Особенности организации экологического воспитания обучающихся с задержкой психического развития………………………………………………5

Заключение………………………………………………………………………..8

1. Понятие «экологическое воспитание». Формы и методы организации экологического воспитания младших школьников

Термин "экология" (с греческого "эйкос" или "ойкос" - дом; "логос" -знание, наука) был введен в 1866 г. известным  естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, он определил экологию как науку, изучающую "отношения организмов с окружающей средой". В данный момент существует разные определения этого понятия, но все сводятся к тому, что экология - это наука о связях между окружающей  средой и живыми существами, между природой и человеком.

Экологическое воспитание – это новая категория, которая связана непосредственно с наукой экологией и разными её ответвлениями.

Экологическое воспитание обязательно должно быть непрерывным на всех этапах образования. У детей формируется ответственность за преобразование и улучшение всей окружающей среды. Непрерывность экологического воспитания детей предполагает рациональное использование и совокупное влияние разных источников средств и знаний массовой информации.

Становление экологически воспитанной личности в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает единство научных знаний о взаимосвязи социальных и природных факторов среды и именно того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-эстетические переживания, а также стремление внести практический вклад в её улучшение. Этот принцип экологического воспитания и образования ориентирует на сочетание рационального познания окружающей среды с воздействием художественно-образных средств и непосредственного общения с природой.

Работа по экологическому воспитанию детей нужно рассматривать как одно из направлений работы педагога, но следует сказать, что работа в данном направлении является очень актуальной и важной на сегодняшний день в развитии человечества, так как сложилась такая экологическая обстановка, которая становится разрушительной деятельности самого человека, что и привило к нарушению в экосистеме.

Без приближения детей к окружающей природе и ее широкого использования в воспитательной и образовательной работе невозможно решить задачи всестороннего развития младших школьников – эстетического, умственного, физического, трудового и нравственного.

Для успешной реализации модели формирования экологической культуры школьников необходимо применять в процессе учебной деятельности дидактические и воспитательные формы и методы, поскольку она осуществляется на основе единства обучения и воспитания целостного педагогического (учебно-воспитательного) процесса.

Формы экологического воспитания классифицируют на: а) массовые,

б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и

озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Методы экологического воспитания школьников младших классов можно поделить на две группы:

- традиционные;

- инновационные.

2. Особенности организации экологического воспитания обучающихся с задержкой психического развития

Проблема формирования экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития разрабатывалась в трудах педагогов и психологов – Т.В. Егорова, Ульенкова У.В.,  Пускаева Т.Д, Л.Летинен и др. На сегодняшний день данная проблема разработана неполно. Следствием является ее медленное внедрение в практику работы школы. Формировать экологические представления у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира. Педагоги в начальной школе не всегда знают, какие методы и формы при организации  урока окружающий мир и во внеурочное время нужно использовать в работе с детьми с задержкой психического развития, чтобы сформировать экологические представления.

В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Для исследуемого феномена в первую очередь характерны «замедленный темп психического развития, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающиеся от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию, возможными в условиях специального обучения и воспитания».

На современном этапе понятие ЗПР, скорее, психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

У детей задержка психического развития отличается интеллектуальной устойчивой недостаточностью в легкой степени и обратимостью развития с неярко выраженной устремленностью к компенсации, только возможно в обстоятельствах грамотного воспитания и специализированного обучения. В результате нарушений на протяжении достаточно продолжительного периода у детей наблюдается незрелость функционального характера и нервной системы. В свою очередь, это выражается в ослабленности таких психических процессов, как торможение и возбуждение, трудности образования сложных связей.

Особенности развития ребенка с ЗПР ведут их к неуспеваемости в школе. Основная проблема ребенка с задержкой психического развития заключается в его связи с миром, бедности контактов со взрослыми и сверстниками, в ограничении мобильности, доступа к культурным ценностям, а иногда даже – и к элементарному образованию, а также в ограничении общения с природой.

Программа для детей с ЗПР и комплекс мероприятий по экологическому воспитанию концентрируется на развитии и направлена на выработку умственных способностей ребенка, имеющего в анамнезе задержку психического развития, поддержку обучающих процессов в школе.

В работе по экологическому воспитанию с детьми  с ЗПР нужно использовать приёмы работы для детей с нормальным развитием более младшего возраста, так как у детей с ЗПР круг представлений об окружающем ограничен.

Дети с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками отличаются более низким уровнем развития восприятия. На практике это находит отражение в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации, недостаточности, фрагментарности знаний детей с ЗПР о предметах и явлениях окружающего мира, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Как правило, сходные качества этих предметов понимаются ими как одинаковые. Педагогу необходимо уделить больше времени для объяснения об окружающей природе детям с ЗПР.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников с задержкой психического развития играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению, формированию экологических представлений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов.

Заключение

Основной целью экологического образования детей является формирование экологической культуры, под которой нужно понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и экологических чувств.

Для успешной реализации модели формирования экологической культуры школьников в процессе учебной деятельности применяются дидактические и воспитательные формы и методы. Формы экологического воспитания классифицируют на: массовые,  групповые,  индивидуальные. Методы разделяют на: традиционные; инновационные.

Формировать экологические представления у младших школьников с задержкой психического развития необходимо, так как основным средством воспитания и образования является знакомство с элементарной целостной картиной мира.

Огромную роль в экологическом воспитании детей с ЗПР играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Важным фактом является и то, что педагог должен ненавязчиво и доходчиво аргументировать данные, уметь сливаться с коллективом и быть не просто учителем, но ещё и товарищем и соратником.