Рабочая программа педагога-психолога ДОУ подготовительная группа

Кочкина Елена Вячеславовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_-_7_let.docx87.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

В последние годы произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-03 "Об образовании в Российской Федерации"

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вступивший в силу с 01 января 2014 года, внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направления на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа педагога-психолога ГБДОУ детский сад № 64 Приморского района Санкт-Петербурга разработана в соответствии с:

ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;

 ФГОС ДО утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва;

 СанПиН 2.4.1.3049-13 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой ГБДОУ детский сад №64 Приморского района СПб, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой); локальными актами учреждения.

Содержание рабочей программы педагога-психолога учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ.

1.        Общие сведения об учреждении

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 Приморского района Санкт-Петербурга

В образовательном учреждении функционируют 9 групп, фактическая наполняемость в 2016-2017 учебном году -  чел.:

РАСПИСАТЬ ГРУППЫ

Обучение и воспитание детей ведется на русском языке.

ГБДОУ детский сад № 64 работает в соответствии с:

  • Уставом
  • Годовым планом работы
  • Программой развития на 2012 - 2017 г.г.
  • действующими нормативно-правовыми документами.

Цель деятельности ГБДОУ детского сада № 64:

•        Обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного общедоступного и бесплатного дошкольного образования (ФГОС ДО п. 1.5, 2.4);

•        Создание условий, обеспечивающих возможности для позитивной социализации и всестороннего развития воспитанников в адекватных их возрасту детских видах деятельности. Заложив основы физически и психологически здоровой, всесторонне развитой и активной личности в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями, формирование предпосылок учебной деятельности, необходимых для успешной адаптации выпускников при переходе на ступень начального общего образования.

Режим работы детского сада:

  • с сентября по май - образовательный процесс;
  • с июня по август - летняя оздоровительная кампания;
  • рабочая неделя - пятидневная;
  • длительность пребывания детей -12 часов;
  • ежедневный график работы: с 7.00 до 19.00

Режим работы педагога-психолога на 1 ставку - 36 часов в неделю (согласно утвержденному графику).

2.        Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Психологическая диагностика и тесты для детей 6-7 лет

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6—7 лет развивается наглядно-образное мыш­ление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопостав­лении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе.

Интеллектуальная готовность

  • Наличие широкого кругозора и запаса знании.
  • Сформированность начальных умений учебной деятельности.
  • Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
  • Логическое запоминание.
  • Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
  • Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

  • Принятие новой социальной позиции.
  • Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
  • Развитие познавательных критериев, любознательности.
  • Развитие желания ходить в школу.
  • Произвольное управление своим поведением.
  • Объективность самооценки.
  • Потеря «детскости», непосредственности
  • Социально-психологическая готовность
  • Гибкое владение способами установления взаимоотношений.
  • Развитие потребности в общении.
  • Умение подчиняться правилам и нормам.
  • Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

  • Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.
  • Умение ограничивать эмоциональные порывы.
  • Умение систематически выполнять задания.

Возраст от 6 до 7 лет

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе

Подготовительная группа

Оценка актуального уровня развития детей, его динамики, измерение их личностных образовательных результатов.

Образовательная

область

Диагностируемые

параметры

Название

методики

Форма проведения,

периодичность

Физическое развитие

Психомоторное развитие

Наблюдение

Анализ результатов диагностики

инструктора по физкультуре

Групповая,

1 раз в год

Психомоторное благополучие

Индивидуальная,

1 раз в год

Мелкая моторика

Наблюдение, «Рисунок человека»

«Вырежи фигуру»,

«Графический диктант»

Социально-коммуникативное развитие

Самостоятельность,

потребности, пред-ставления о себе

Наблюдение,

Беседы,

 «Рисунок семьи»

групповая,

1 раз в год

 

индивидуальная,

1 раз в год

Эмоционально-волевая сфера

Наблюдение

«Рисунок несуществующего животного»

Игровая деятельность

Наблюдение

Общение

Наблюдение

«Секрет»,

«Два домика»

Самооценка

«Лесенка»

Уровень притязаний

«7 карточек»

Произвольность

«Запрещенные слова»

индивидуальная,

1 раз в год

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Восприятие

«Разрезные картинки»

(6 частей)

индивидуальная,

1 раз в год

индивидуальная,

1 раз в год

Внимание

«Найди такую же картинку»

Общая осведомленность

 «Рисунок человека»

Память

«10 предметов»

Словесное мышление

«Закончи предложение»

«4-й лишний»

«Последовательные картинки»

«Найди недостающие детали»

Воображение

«На что это похоже?»

Умение работать по образцу и инструкции взрослого

«Графический диктант»

групповая,

1 раз в год

Речевое развитие

Функции речи

«Последовательные картинки»

индивидуальная,

1 раз в год

Художественно-эстетическое раз-е

Изобразительная деятельность

Анализ детских работ

индивидуальная,

1 раз в год

Проявление творческих способностей

Музыкальная деятельность

Наблюдение на НОД по музыкальному развитию

индивидуальная,

1раз в год

Ведущие цели Программы

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • Оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
  • Повышение        психолого-педагогической        компетентности (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов;
  • Обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  • Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
  • Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
  • Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
  • Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители

Принципы и подходы к формированию Программы психолого-педагогического сопровождения

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

  1. Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
  2. Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.
  3. Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

  1. Профессионально-психологический компонент сопровождения представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством - он всегда цель психологического сопровождения.
  2. Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики - открытость и развивающийся характер (синергетичность).

        

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;
  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как
  • Системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне детского сада.

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА

  1. Цели, задачи, принципы деятельности педагога- психолога

Цели деятельности педагога-психолога:

  • создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ
  • содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
  • содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них
  • социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.
  • формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.

Задачи деятельности педагога-психолога:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
  • формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в ДОУ;
  • психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий,
  • содействие в обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно- методическими материалами и разработками в области психологии.

Деятельность педагога-психолога по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение ряда частных задач:

  • реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития дошкольного возраста;
  • развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств и др;
  • создание в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивностью общения детей с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников;
  • оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и членам педагогического коллектива ДОУ

Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:

  • обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;
  • сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;
  • гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
  • защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;
  • повышения эффективности и качества дошкольного образования;
  • обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;
  • оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;
  • признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;
  • создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;
  • сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка

Организация работы педагога-психолога ДОУ

Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование. Предлагаемое содержание деятельности педагога- психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях - обязательных видах деятельности и дополнительных.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;
  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.

Обязательно:

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика - см. «Примерный перечень»),
  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика - см. «Примерный перечень»).

Дополнительно:

  • Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры). Для воспитателей - реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.

Примерный перечень

Подготовительный возраст

Родители

Педагоги

«Развития тонкой моторики дошкольников»»

«Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации»

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

«Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения»

«Психологическая готовность ребенка к школе»

«Система работы воспитателя с детьми, имеющим отклонения в поведении»

«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе»

«Развитие логических операций «классификация», «обобщение», «абстагирование-конкреттизация» у детей старшего дошкольного возраста»

«Кризис семи лет»

Психологическая безопасность ребенка»

«Стили взаимодействия взрослых с детьми»

«Гиперактивность ребенка - опасность для его бедующего»

«Десять заповедей для родителей бедующих первоклассников»

«Детские конфликты»

«Почему он не хочет учиться»

«Приобщите ребенка к миру взрослых»

«Воспитательные возможности художественной литературы»

«Общение - это искусство»

«Развитие творчества в изобразительной деятельности»

«Влияние сказки на развитие ребенка»

«Музыка и душевное состояние слушателя»

Психологическая профилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

  • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
  • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
  • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;

Обязательно:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

  • анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей;
  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса.

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путем устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

  • Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
  • При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и проведении психологического сопротивления инновациям.

В рамках реализации данного направления психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей и педагогов. Особое внимание уделяют стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которое включает и личностные особенности педагогов. Но также важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников. Естественно, что разобщение, конфликтность, отсутствие взаимовыручки будет негативно сказываться на самочувствии педагогов, что может косвенно или на прямую способствовать снижению эффективности взаимодействия с детьми родителями.

Основным условием эффективного общения с родителями является взаимное уважение и открытость ДОУ

В психологической профилактике выделяют три уровня:

  1. уровень - первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и образовательные проблемы и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически для всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами.
  2. уровень - вторая профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблему уже начались. Вторая профилактика подразумевает ранее выявление у детей трудностей в поведении. Основная ее задача - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторая профилактика включает консультацию с родителями и воспитателями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.
  3.  уровень - третическая профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными образовательными или поведенческими проблемами, его основная задача - коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

Для реализации этих задач педагог-психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормам:

  • диагностирует психологическое причины отклонений в интеллектуальном и личностном и развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
  • проводит диагностику общения детей с взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

Примерный перечень профилактической деятельности

Родители

Педагоги

«Понимаете ли вы своего ребенка?».

Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути

решения возникающих проблем.

«Что такое хорошо и что такое плохо»,

«Индивидуальные

психологические особенности детей».

«Безопасность на летней площадке».

«Безопасная песочница».

Адаптация ребенка к новым условиям.

Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года - беседы по поводу трудностей в развитии ребенка.

Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Психологическая диагностика - это углубленное психологопедагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.

Для решения поставленной психологической проблемы педагог- психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и специалисты. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.

Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:

БЛОК (ГРУШІА) I.

Психологические показатели:

1

способов взаимодействия с реальностью

(познавательные, коммуникативные и рефлексивные способности)

2

мотивационно-потребностные сферы

3

возрастной компетентности (детские виды деятельности: продуктивные и процессуальные)

4

психомоторной сферы

5

личностно-эмоциональных особенностей

БЛОК (ГРУППА) II.

Психофизиологические показатели психофизических особенностей (темп, стеничностъ, адаптивность, динамичность и лабильность нервной

системы)

БЛОК (ГРУППА) III.

Психолого-педагогические показатели:

1

обучаемости и предпосылок к учебной деятельности

2

специальных способностей (музыкальные, художественные, математические и т.д.)

3

достижений (знания, умения, навыки)

Показатели особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с детьми:

1

Показатели стиля взаимоотношений в возрастной группе (взрослый- ребенок)

2

Показатели воспитательной стратегии (соответствие концепции дошкольного воспитания)

3

Показатели образовательной стратегии (соответствие образовательной программе ДОУ)

4

Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности педагогических кадров (членов педагогического коллектива)

Показатели особенностей семейных взаимодействий:

1

Показатели стиля взаимоотношений в семье.

2

Показатели воспитательной стратегии родителей (лиц их заменяющих)

3

Показатели сформированности и активизации (актуализации) родительской позиции (негативной, позитивной)

4

Показатели психологической (личностно-эмоциональной) стабильности родителей ребенка (лиц их заменяющих)

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста:

  1. Подготовительный этап:
  • составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);
  • составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
  • составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребенком;
  • составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.
  1. Адаптационный этап:
  • знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.
  1. Основной этап:
  • тестирование
  1. Индивидуальный этап:
  • составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
  1. Заключительный этап:
  • констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
  • рекомендации родителям (воспитателям) в устной или посменной форме.

Обязательно:

  1. Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  2. Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
  3. Диагностика воспитанников групп для детей с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
  4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Диагностический инструментарий

Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп (примерный перечень):

Параметры

Направленность

Диагностические методики

Развитие перцептивных действий

Овладение сенсорными эталонами.

Сформированность пространственных отношений (сериация).

Объединение элементов в целых образ.

Восприятие

«Коробочка форм»

«Вкладыши»

«Пирамидка»

«Мисочки»

«Конструирование по образцу»

«Включение в ряд»

«Эталоны»

«Разрезные картинки»

«Перцептивное моделирование»

Ориентирование в предметных действиях

Наглядно-

действенное

мышление

«Коробочка форм»,

«Мисочки»

«Пирамидка»

«Матрешка»

Моделирование

Анализ образца.

Образная форма мыслительной деятельности

Овладение зрительным синтезом

Развитие ориентировочных действий

Наглядно-

образное

мышление

«Рыбка»

«Разрезные картинки» «Пиктограмма»

«Перцептивное моделирование»

«Рисунок человека» «Схематизация»

«Недостающие детали»

Действия обобщения и классификации

Действия систематизации

Знаковая форма мыслительной деятельности

Логическое

мышление

«Классификация по заданному принципу»

«Свободная классификация»

«Самое непохожее»

«Систематизация»

«Пиктограмма»

«Исключение лишнего»

Отражение логической последовательности в речевой форме

Установление причинно- следственных связей Развитие последовательного (логического) рассуждения

Словесно-

логическое

мышление

«Дополнение фраз»

«Последовательность картинок»

Развитие связанного рассказывания

Объем активного словаря

Логопедические дефекты

Активная

речь

«Вопросы по картинкам»

«Последовательность картинок»

Сформированность игровых действий:

  • замещение предмета;
  • принятие и поддержание роли и т. д.
  • выстраивание цепочки игровых действий (сюжета)

Игра в контексте мышления и воображения

«Свободная игра» Наблюдение

Образная и вербальная креативность.

Беглость, гибкость, оригинальность

Творческое

воображение

«Дорисование фигур»

«Рисунок несуществующего животного»

«Три желания»

«Назови картинку»

«Что может быть одновременно»

Овладение координацией движений.

Общая двигательная активность

Зрительно-моторная

координация

Ведущая рука (позиция)

Моторика

«Игра в мяч»

«Повтори за мной»

«Бирюльки»

Наблюдение и тесты на моторику.

Преобладающий тип внимания

Объем и устойчивость

Внимание

«Найди такую же»

«Корректурная проба»

Социальный статус

Конфликтность

Коммуникативные предпочтения

Взаимоотношения в семье

Формы и средства общения

Общение

«Два дома»

«Рисунок семьи» CAT

«Рисунок человека»

«Социометрия»

Самооценка и уровень притязаний

Личностные черты и качества

Эмоциональные особенности (экспрессивные и импрессивные)

Личность

«Лесенка»

«Семь карточек»

«Эмоциональное лето» CAT

«Рисунок человека»

«Дополнение фраз»

«Три желания»

Механическое

запоминание

Опосредованное

запоминание

Память

«10 предметов»

«10 слов»

Пересказ, рассказ по картинкам

Неспецифические показатели детей дошкольного возраста

Характеристика

Направленность

Диагностика

Упорядочение действий

Принятие и удержание задачи

Организация деятельности произвольная регуляция

Наблюдение

«Графический диктант» «Корректурная проба»

Скорость выполнения действий

Темп деятельности

Наблюдение

Работоспособность

Психоэнергети-ческий тонус жизнедеятель-ности (стеничность)

Наблюдение

Способность к самореализации (способы)

Личная активность

Наблюдение

Предпочтение предметных задач.

Предпочтение общения с взрослым, ориентация на оценку деятельности

Фиксация на собственных переживаниях (рефлексивность), ориентация на одобрение

Личностная

направленность

Наблюдение

Преобладание эмоционально окрашенных состояний

Эмоциональный фон

Наблюдение

Скорость возникновения и прекращения эмоциональных реакций

Легкость перехода контрастирующих эмоций в нейтральное состояние

Эмоциональная

лабильность.

Пластичность

Наблюдение

Появление ситуативной реактивности, эмоциональной возбудимости, заторможенности.

Характер эмоциональных проявлений

Наблюдение

Реакция на ситуацию обследования

Ситуативное общение

Наблюдение

Распределение диагностических методик по возрастным группам

п/п

Наименование методик

Возрастные группы

3-4

4-5

5-6

6-7

1

Коробка форм

+

+

2

«Пирамидка» и «мисочки» (предметные действия)

+

+

3

Разрезные картинки

+

+

4

Конструирование по образцу

+

+

5

Свободный рисунок

+

+

6

Рисунок человека

+

+

+

+

7

Свободная игра

+

+

+

+

8

Дорисование фигуры

+

+

+

+

9

Повторение слов и предложений

+

+

10

Вопросы по картинкам

+

+

+

+

11

Дополнение фраз

+

+

+

+

12

САТ

+

+

+

+

13

Повторяй за мной и игра в мяч

+

+

+

+

14

Бирюльки

+

+

+

15

Мисочки (включение в ряд)

+

+

16

Рыба

+

+

17

Классификация по заданному принципу

+

+

+

18

Рисунок семьи

+

+

+

19

Два дома

+

+

20

Свободная классификация

+

+

21

Самые непохожие

+

+

22

Рассказ по картинкам

+

+


23

Пиктограмма

+

+

24

10 слов

+

+

25

Несуществующее животное

+

+

26

Три желания и шапка-невидимка

+

+

27

Игровая комната

+

+

28

Лестница

+

+

29

Выбор карточки

+

+

30

Эталоны

X

+

31

Перцептивное моделирование

X

+

32

Схематизация

X

+

33

Систематизация

X

+

Примечание. Последние 4 методики (стандартизованные диагностические методики) предназначены для 6-летних детей, но в рамках проверки готовности к школе могут быть использованы и при обследовании детей конца 6-го года жизни, что обозначено X.

Показатели нормативно-возрастного и индивидуального развития детей дошкольного возраста:

Комплекс методик для определения психологической готовности детей к обучению в школе (6 – 7 лет)

  1. «Экспресс – диагностика в детском саду. Подготовительная группа»
    Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко
  2. «Диагностические программы психолого-педагогического обследования детей» Н.Я.Кушнир, О.Е.Антипенко
  3. «Вербальное мышление» Чирков В.Н., Разумовская О.Л.
  4. Тест информированности ребёнка о социальном окружении» Чирков В.Н., Разумовская О.Л.
  5. Карточно-словарный тест (КСТ)  Чирков В.Н., Разумовская О.Л.
  6. Ориентировочный тест школьной зрелости» Я. Йерасек
  7. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»  Н. Семаго, М.Семаго
  8. Диагностика дошкольной зрелости» М.Битянова
  9. «МЭДИС – методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей» Аверина И.С., Щелбанова Е.И., Задорина Е.Н.


Вариативный комплекс методик по изучению
эмоциональных процессов детей.

 

Возраст

 

Название методики

 

Автор

 4 – 5 лет,

 5 – 7 лет

 

Тест «Кактус»

 

Тэммл, Дорки

 

Тест «Страхи в домиках»



Тест М.А. Панфиловой

 

Анкета «Признаки импульсивности»

 

 

Тест «Нарисуй свой страх»

 

 

Тест «дом-дерево-человек»

 

Дж.Бак



   Методика «Какой Я»



     Р. С Немов.

 

Диагностика сформированности игровых навыков

 

Калинина Р. Р.

 

Методика  «Паравозик»

 

С.В. Велиева

 

Методика «Секрет»

 

Разработана Т.А. Репиной, модифицирована   Т.В. Антоновой

 

Методика «День рожденья»

 

М.А. Панфиловой

 

Тест «2 домика»

 

Фопель К

 

Методика «Маски»

 

Денисова Н.Д.

 

Критерии гиперактивности

 

 

5 – 7 лет

 

Анкета «Признаки агрессивности»

 

 

Тест «Несуществующее животное»

 

М. З. Друкаревич.

 

Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы Люшера

 

Люшер

 

Тест тревожность

 

Р.Теммл, М.Дорки

 

Анкета по выявлению тревожности

 

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.

 

проективной методике «Человек под дождем»

 

Е.С. Романовой и Т.И. Сытько

 

Методика «Цветовая социометрия»

 

Развивающая и коррекционная работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Обязательно:

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми групп с нарушением речи.

Дополнительно:

  • Проведение занятий с детьми других возрастных групп.

Это направление работы включает:

  • групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
  • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах)
  • тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
  • занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
  • тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)

ПРАВИЛА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

  1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.
  2. Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.
  3. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.
  4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.
  5. К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированно сть информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.
  6. Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.
  7. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).
  8. Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания

Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития


Календарно-тематическое планирование подготовительная к школе   группа

 

1 квартал

Тема: «Волшебница осень»

2 квартал

Тема: « Чародейка – Зима»

3 квартал

Тема: « Встречаем Весну – красну»

4 квартал

Тема: «Лето прекрасная пора»

Месяцы/

недели

Сентябрь

«Детский сад – страна друзей»

Декабрь

«Новогодняя сказка»

Март

«Подари добро»

Июнь

«Здравствуй, лето»

1-я неделя

«Готовимся к школе. Что умеют будущие первоклассники»

«Зимушка-зима»

«Международный женский день»

«Дети-это МЫ»

2-я неделя

«Кладовая природы.Труд людей осенью»

«Мир предметов, техники, механизмов , изобретений»

«Мальчики и девочки»

«С чего начинается Родина»

3-я неделя

«Семья и семейные традиции»

«Народная культура и традиции»

«Весна пришла»

4-я неделя

«Уголок природы в детском саду»

«Готовимся к новогоднему празднику. Зимние чудеса»

«Неделя книги и театра»

«Деревья лиственные и хвойные»

Месяцы/

недели

Октябрь

«Мир вокруг нас»

Январь

«Удивительное рядом»

(краткосрочные проекты)

Апрель

«Земля – наш общий дом»

Июль

«Мы все такие разные»

1-я неделя

«Мой город»

 

«Неделя здоровья»

«День флага России»

2-я неделя

«Родная страна»

«Неделя игры»

«Космические просторы»

«День спортивной семьи»

3-я неделя

«Неделя безопасности»

«Неделя творчества»

«22 апреля – Международный день Земли»

«Спасем город от экологической катастрофы»

4-я неделя

«Труд взрослых. Профессии. Помогаем взрослым»

«Неделя познания, или Чудеса в решете»

«Единство и дружба народо планеты Земля»

«Животные планеты Земля»

 

Ноябрь

«Семья»

Февраль

«В здоровом теле - здоровый дух»

Май

«Над тобою солнце светит, Родина моя!»

Август

«Мы взрослеем»

1-я неделя

«Поздняя осень»

«Друзья спорта»

«День Великой Победы»

«Загадочный Космос»

2-я неделя

«Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета»

«Искусство и культура »

«Опыты и эксперименты»

«Безопасное лето»

3-я неделя

«Декоративно-прикладное искусство»

« Защитники Отечества»

«Права ребенка»

День – прощание с летом!

4-я неделя

«Путешествие по странам и континентам»

«Путешествие в прошлое и будущее на машине времени»

«Скоро в школу»

«Мы первоклассники»

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным

методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.

Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.

Возрастно-психологическое консультирование

Задачи:

  • ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
  • своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;
  • предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
  • составление рекомендаций по Психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и родителей;
  • составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
  • коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.

Консультативная работа в ДОУ включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в ДОУ

Примерный перечень тем для психологического консультирования:

  • адаптация и дезадаптация к ДОУ
  • страхи
  • агрессивность
  • психологическое неблагополучие
  • непослушание
  • кризис 3-х лет
  • спонтанная двигательная активность
  • тревожность
  • левшество
  • недостаточное развитие мелкой моторики
  • низкий уровень развития познавательных процессов
  • нарушения в сфере общения
  • энурез
  • застенчивость
  • нестабильность эмоционального состояния
  • гиперактивность
  • отсутствие самостоятельности
  • непослушание
  • психологические проблемы детей с ОНР
  • психологическая поддержка семьи
  • роль игры в подготовке к школе
  • система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении
  • психологическая готовность к школе

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ

Направления деятельности педагога-психолога

С руководителем ДОУ

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
  5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
  6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
  7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ
  8. Предоставляет отчетную документацию.
  9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу)
  10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  11. При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ПМПК.
  12. Участвует в комплектовании групп.
  13. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  14. Участвует в городской экспериментальной площадке, научных работах, курсах повышения квалификации.
  15. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

Со старшим воспитателем

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Формирует содержание Психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей.
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработке методических и информационных материалов по психо л ого -пе д агогиче ским вопро с ам.
  5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
  6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
  7. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленно сти.
  8. Участвует в деятельности Советов педагогов и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
  9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  10. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК.
  11. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
  12. Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  13. Проводит психологическое сопровождение конкурсов.
  14. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
  15. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателем

  1. Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированное™ УУД у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце года).
  4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  5. Составляет Психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
  7. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  8. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  9. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  10. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  11. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
  12. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  13. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
  14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  15. Участвует во внедрении здоровье сберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т.д.).
  16. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  2. Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
  3. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
  4. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
  5. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  6. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий)
  7. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.
  8. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
  9. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
  10. Участвует в проведении музыкальной терапии.
  11. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
  12. Участвует        в организации и проведении театрализованных представлений.
  13. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С инструктором по физической культуре

  1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.
  2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
  3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  7. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
  8. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
  9. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  10. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  11. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
  12. Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
  13. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия)

Классификация психологического инструментария психолога детского сада

Специфический

инструментарий

Неспецифический

инструментарий

стимульный
материал

интерпретационные средства

технический материал

вспомогательные средства

Наборы объемных геометрических фигур, плоскостные геометрические фигуры различной формы, цвета и размера, пирамидки, разъемная матрешка, наборы сюжетных и предметных картинок, печатный материал (схемы, контурные изображения)

Шкалы, таблицы, графики, профили,

сетки перевода количественных

данных в качественные характеристики, компьютерные

программы по соотнесению, сравнению и интерпретации данных

Цветные

карандаши, фломастеры,

акварельные

краски, мелки,

альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы, пластилин, картон, клей

Аудиокассеты и диски с записями текста или музыкальным сопровождением, атрибуты сюжетно-ролевых игр в комплекте с предметами-заместителями, наборы для конструирования и моделирования, мячи, мягкие игрушки

Картотеки консультаций для родителей

Картотеки рекомендаций для родителей