Развитие персонала образовательного учреждения как необходимое условие повышения качества образования

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шиверских С.В.,

магистрант БГУЭП

Развитие персонала образовательного учреждения как необходимое условие повышения качества образования

 Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без сопутствующего тематического анализа результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учителей. Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. Важным условием повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Развитие является стратегической функцией кадрового менеджмента. В настоящее время в теории и практике вопрос о сущности понятия «развитие» исследован недостаточно. Анализ научной литературы, публикаций диссертационного и монографического характера, посвященным вопросам управления персоналом, показал, что несмотря на повсеместное употребление термина «развитие персонала», его сущность и содержание изучены слабо. Большинство специалистов, как управленцев-практиков, так и научных работников, давая определение этому понятию, описывают его в терминах действий (реализуемых мероприятий), не вычленяя сути. Развитие персонала - это процесс приобретения новых знаний, способностей, ценностей, мотиваций, которые будут использоваться в профессиональной деятельности для решения стратегических задач организации. Рассмотрим некоторые аспекты профессионального развития на примере сферы школьного образования. У учителя существует множество различных позиций, в которых он выступает: в роли преподавателя определенного предмета, методиста, исследователя, воспитателя, классного руководителя, социального педагога, руководителя профессиональной группы, субъекта собственного профессионального развития. Есть и определенная закономерность в овладении учителем различными сторонами своей профессии. В начале профессиональной деятельности у учителя, как правило, сильнее выражена роль предметника, так как в период становления идет освоение содержания обучения. Затем формируется позиция методиста; в период зрелости учитель все больше внимания начинает уделять процессу обучения, методам его совершенствования. Вместе с мастерством появляется потребность в осмыслении и анализе своей деятельности, более глубокой педагогической оценке результатов обучения учащихся. Данные особенности необходимо учитывать, планируя задачи профессионального роста (рис.). Рис. Этапы профессионального развития учителя начальных классов1
Профессионально компетентным учителем стать мгновенно невозможно, поскольку это поэтапный, длительный процесс развития и саморазвития, образования и самообразования, накопления опыта, социокультурных, профессиональных, коммуникативно-конструктивных и других знаний, умений и навыков. Стремление личности выразить, реализовать себя через профессиональные достижения является источником активности в профессиональной деятельности, а формальным закреплением этих достижений выступает профессиональный рост, выраженный в виде карьерного продвижения. Н.В. Немова определяет: «Путь профессионального развития - это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от учителя-дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности. Эту «нелинейность» профессионального развития особенно важно учитывать при планировании содержания методической работы с вновь прибывшими учителями. Чтобы правильно определить перспективу дальнейшего роста учителя, направления повышения его квалификации и выстроить индивидуальную траекторию развития, необходимо изучить путь его становления как профессионала и уровень достигнутого мастерства»2. Профессионализм не просто приходит с опытом, он зависит еще и от многого другого: мотивации учителя, содержания работы, интереса к делу, личных способностей и т.д. Только целенаправленное, правильно организованное обучение играет в становлении профессионала важную роль. Существенные изменения в образовании невозможны без учителя. Ведь именно к педагогам предъявляются требования государства, администрации школы, родителей и детей. Главная задача педагога - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Каким же должен быть современный учитель? Современный учитель должен быть компетентным. В кратком словаре руководителя образовательного учреждения дано определение: «Компетентность - совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности»3. Понятие «компетентность» имеет множество определений. По нашему мнению, компетентность - это совокупность знаний, умений, навыков, способов и приемов деятельности, необходимых учителю для решения поставленных перед ним задач. Изучив имеющиеся в литературе классификации (а они различны и часто имеют разное название), можно представить следующие ключевые компетенции педагога начальной школы и их краткое описание (табл. 1). Таблица 1 Ключевые компетенции учителя начальных классов КомпетенцииКраткое описание компетенций
Предметная-знать содержание предмета, методологию преподаваемого предмета -ориентироваться в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета
Общепедагогическая- иметь теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности и широко их использовать
Профессионально-коммуникативная- владеть приемами эффективного общения - дифференцировать виды и способы воздействия при общении - строить общение, предупреждая конфликты
Управленческая компетенция- владеть управленческими технологиями: - выполнять педагогический анализ - уметь проектировать цели - планировать, организовывать, корректировать, анализировать результаты
Компетенции в сфере инноваций-владеть навыками педагогического экспериментирования -анализировать результаты опытно-экспериментальной работы -формулировать практические рекомендации и теоретические выводы
Рефлексивная компетенция- умение видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогических задач - анализировать каждый свой шаг - объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления - доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения
Информационно-коммуникативная компетенция
-владеть основами информационно-коммуникативных технологий для обслуживания потребностей учебного процесса
Креативная компетенция- подготавливать описание опыта - проводить мастер-класс - оформлять статью, доклад
Исследовательская- выявлять и формулировать актуальные психолого-педагогические и методические проблемы - формировать и формулировать предположения о способах и условиях решения выявленных проблем - планировать процесс обоснования и проверки предположения - использовать эмпирические исследования - использовать методы теоретического исследования -текстуально обобщать и оформлять процесс и результаты исследования
Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, так как в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма как главного ресурса качества образовательного процесса.
Список использованных источников: Административная работа в школе / Советова Е.В.-Изд.2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 477с. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. - издание 2-е исправленное и дополненное.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2003.-160с. Зверева В.И. Как сделать управление школой успешным? -М.: Центр "Педагогический поиск", 2004. - 160с. Краткий словарь руководителя образовательного учреждения / Вестник образования 2008. - № 9. - с.23. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 1999 .С.26 Решетников П.Е.Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: рождение мастера: книга для преподавателей высших и средних учеб. заведении. М.: Владос , 2000. -304с. Современные формы организации педагогического совета школы: Практико-ориентированное пособие. - СПб.: КАРО. 2007.- 144с. 1 Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 1999 .С.26
2 Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 1999 .С. 34.
3 Краткий словарь руководителя образовательного учреждения / Вестник образования 2008 № 9 с.23