ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лунина Людмила Сергеевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме психолого - педагогического сопровождения учащихся в процессе дистанционного обучения. Основной задачей статьи является, выявление проблем в рамках дистанционного обучения - преподаватель, ученик. Сделан вывод о том, что психологическая помощь оказанная своевременно педагогам и учащимся, является активной поддержкой и повышением мотивации учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лунина Людмила Сергеевна, педагог-психолог

МОУ «ОСОШ» г. Стрежевой

Россия, Томская область, г. Стрежевой

mila.lunina.2018@mail.ru 

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме психолого- педагогического сопровождения учащихся в процессе дистанционного обучения. Основной задачей статья является, выявление проблем в рамках дистанционного обучения – преподаватель, ученик. Сделан вывод о том, что психологическая помощь оказанная своевременно педагогам и учащимся, является активной поддержкой в повышении мотивации учеников.

«Лучше поздно, чем никогда…».

Для  человека образование во все времена остается самым приоритетным направлением.

С приходом современных технологий получать образование можно не выходя из дома. Обучение в среде Интернет характеризуется рядом положительных преимуществ по сравнению с традиционным – снижение авторитарности преподавателей, повышение самостоятельности учащихся, их ответственности за свое обучение, расширение границ обучения, экономия времени для людей, у которых не всегда представляется возможным посещать учебное заведение в реальном времени.

С 2013 года в МОУ «ОСОШ» была открыта дистанционная форма обучения для учащихся очно-заочной формы обучения.

Обучение в виртуальной среде продиктована потребностью развития навыков самостоятельной учебной деятельности и исследовательского креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры, активного саморазвития личности всех участников  дистанционного обучения.

Но проработав несколько лет в данном направлении, мы с педагогами пришли к выводу о том, что дистанционное обучение характеризуется спецификой, которая может составить потенциальные угрозы для успешности обучения в нем для учащихся:

  • неумение установить контакт с другими субъектами процесса обучения;
  • неумение вести себя в сетевой дискуссии (молчание, агрессивное поведение, неумение отстаивать свое мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.);
  • ​ сложности в личном общении с преподавателем по электронной почте;
  • ​ трудности восприятия содержания учебного курса;
  •  ​ неумение самоорганизоваться и рационально спланировать самостоятельную работу с учебными материалами и пр.;

Виртуальное образовательное пространство субъекта отражает взаимосвязь всех сфер личности: интеллектуальной, эмоциональной, ценностно-смысловой, поведенческой и др.

Казалось бы, дистанционное образование для наших учащихся – идеальный вариант для непрерывного образования.  

             Эффективность обучения на расстоянии может быть достигнута обеими сторонами только в том случае, когда учащиеся имеют положительный результат.

Объясню почему. Перед педагогом ставится задача номер один - научить, а это значит:

- педагог обязан оказать помощь учащемуся в выработке индивидуального стиля обучения, обеспечить индивидуально-дифференцированный подход, основывающийся на психологических особенностях учащегося, ориентированный на эффективное усвоение знаний при виртуальном обучении.

Второй задачей является поделиться с учащимися значимой, полезной  учебной информацией по общеобразовательным дисциплинам так, чтобы учащийся не испытывал трудности усвоения учебного материала.

Психолого-педагогическое сопровождение в процессе дистанционного обучения это  осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения (сетевым педагогам и сетевому ученику) в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения

Первое, над чем работает школьный психолог, так это над созданием атмосферы доверия и взаимной поддержки обучающихся и педагогов, далее формирует мотивацию активного участия обучающихся в образовательном процессе, разрабатывает рекомендации по вопросам психологического сопровождения участников дистанционного обучения.

При соблюдении всех психолого-педагогических подходов - создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых личностных качеств учащегося в течение всего процесса обучения и их полноценной адаптации к условиям обучения; обеспечение положительного индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, педагог достигает главного результата своей работы.

Хочется подвести итог всему вышесказанному.  Одной из важных психологических задач является повышение мотивации учеников к школьному обучению в целом, поддержка их активности в дистанционном учебном контакте с учителем.

 Педагоги  нашей школы совместно со школьным психологом разрабатывают индивидуальные  формы учебной деятельности для учащихся, в которых ученик чувствует себя успешным и включённым в жизнь всей школы.

Библиографический список:

  1. Величковский Б.М. Искра: новые области прикладных психологических исследований / Б.М. Величковский // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2007. — №1. – С. 57-72.
  2. Войскунский А.Е. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем / А.Е. Войскунский // Журнал практического психолога. – 2010. – № 4. – С 7-16.
  3. Дистанционное обучение – образовательная среда XXI века: Материалы IX междунар. науч.-метод. конф. 3-4 декабря 2015 г. – Минск: БГУИР, 2015. – 324 с.
  4. Исаев А.В. Психология дистанционного обучения: эмоциональный фактор восприятия учебного материала // Среднее профессиональное образование. 2008. № 7. С. 51-54.
  5. Кравцов В.В. Особенности личностно-ориентированного обучения на основе дистанционных технологий в профессиональном образовании: дис. … кандидата пед. наук : 13.00.08 / Кравцов Вячеслав Владимирович. – Владивосток, 2010. – 206 с.
  6. Mapаховская Н.В. Психолого-педагогические средства преодоления познавательных барьеров в дистанционном обучении: Дис. … канд. пед. наук / Брянский гос. пед. ун-т. М., 2003. 127 с.