«В гостях у мастеров народных промыслов»

Корюшкина Марина Владимировна

Тематический классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_klassnyy_chas_russkie_promysly_.doc432.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический классный час

«В гостях у мастеров народных промыслов»

5 класс.

Форма проведения: презентация.

Оборудование: изделия мастеров народных промыслов (Жостово, Хохлома, Дымково, деревянные матрешки, Гжель, вышивка); детские вышивки.

Цели: познакомить детей с некоторыми конкретными видами народно-прикладного творчества: приобщить к истокам духовной культуры русского народа; начать знакомство с традициями русского народно – прикладного искусства для сохранения и возрождения наследия предков.

На доске «Презентация» (от лат.) – это представление.

 –  Ребята, сегодня у нас необычный классный час. И форма проведения несколько необычна. Сейчас очень модно в обиходе слово «презентация». Презентации коллекций модной одежды, презентации новых медицинских препаратов, презентации модных журналов. А знаете ли вы дословное толкование этого слова? (Беседа о лексическом значении слова.)

        Вот и мы сегодня на нашем классном часе постараемся дать представление различным видам народно – прикладного творчества. Мы подведем итог нашей проделанной работы: вспомним все то, что по крупицам собирали о различных видах народно – прикладного искусства. Многие из вас принесли с собой свои работы. Это украсит наш классный час, сделает его более ярким и запоминающимся.

«Красна птица перьями, а человек умением», - так в народе с давних пор говорят о мастеровых людях, народных умельцах. А какие to пословицы о рукоделии, о мастеровых людях знаете Вы, ребята? (ответы детей).

        Верно. Недаром с давних пор в русском языке слова «умелец», «мастер», «рукоделец» - синонимы.

Сегодня на нашей презентации будут работать 4 мастерских.

  • I мастерская расскажет вам о талантливых создателях Дымковской игрушки.
  • II мастерская познакомит с искусными работами мастеров Хохломы.
  • III мастерская поведет разговор о самой распространенной в мире русской игрушке.
  • IV мастерская кратко напомнит вам об изделиях мастеров Жостово, Гжели и познакомит с уникальным видом народно – прикладного творчества – русской вышивкой.

Итак, цель всем ясна. И мастерские приступают к своей работе. Каждая из них презентует для вас свой вид народно – прикладного творчества.

Работа I мастерской.

1 ученик. Мы к вам прибыли из старинного русского города Вятка и привезли в подарок Дымковскую игрушку.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своею!

В ней нету цвета дымного,

Сырости сырой,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично –

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте, окра с суриком,

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда.

Учитель. У истоков каждого народного промысла есть своя легенда. Послушаем, откуда же пришла к нам Дымковская игрушка?

2 ученик: Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Хлынова – так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самыми яркими украшениями ярмарки, где проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием – свистунья.

3 ученик: А почему свистунья? Послушайте…. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они  подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей – Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Учитель. Итак, началось все со свистулек, которые делались в форме какого – либо животного или птички. Показать старинную  дымковскую свистульку  у нас нет возможности, но и сейчас  традиция сохраняет, а мы с Вами имеем возможность услышать трель и посвистывание наших современных свистулек. (Один из учеников показывает свистульки, воспроизводит их звуковой резонанс.)

Учитель. Из свистулек появились прекрасные игрушки, которые ведут нас в прекрасный мир Дымковской старины: это и сказочные птицы, и затейливые звери, и девица – красавица, показывающая нам свои наряды. (Учитель показывает детям образцы Дымковской игрушки, обращая внимание на яркие насыщенные краски, богатые украшения, волнообразные формы).

4 ученик. Ребята из нашей мастерской подготовили для вас в подарок игрушки, выполненные своими руками. Вот они какие.

Проводится парад игрушек, выполненных руками ребят. Каждый из участников парада громко читает прибаутку, загадку или читалку, связанную с игрушкой, которую он держит в руке.

  1. Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

  1. Утка – Марфутка

Бережком идет.

Уточек – Марфуточек

Купаться ведет.

  1. Бока крутые,

Рога завитые,

Копыта с оборкой

А зовут Егорка.

4)   Индя – индя – индючок,

       Ты похож на сундучок,

       Сундучок – не простой –

       Красный, белый, золотой.

  1. Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

Учитель. Закончила свою презентацию группа Дымковских мастеров, порадовали они нас своими подарками. А мы передаем слово мастерам Золотой Хохломы.

Работа II мастерской.

1 ученик. Очень трудно презентовать все виды хохломской росписи. Уж больно она известна и многопланова. Люди всегда стремились вносить красоту в жизнь, поэтому и украшали хохломские мастера деревянную посуду. Я думаю, что общение с этим видом народно-прикладного творчества никого не может оставить равнодушным. А начиналось все с легенды.

2 ученик. Когда – то давным-давно от царской немилости сбежал в дремучие керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил  себе избу, смастерил лавки, стол, полки. Дело и до посуды дошло. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки.  Прилетели к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды к нему среди прочих птиц прилетела жар-птица. Он и ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды – и она стала золотой. Никто ту жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. А кроме птиц очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные фантастические цветы, ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.

3 ученик.

Простые по форме,

А радуют взор.

Богат и наряден

Чудесный узор.

По золоту фона

Затейлевой змейкой

Орнамент здесь вьется,

Попробуй сумей-ка.

.

А где-то Кудрины

По черному полю

Мерцают, как звезды,

В небесном раздолье.

Еще характерен

Для всей Хохломы

Чудесный рисунок

Волшебной травы

4 ученик. А я все думал, почему «кудрины»? Они что, на кудри похожи? А присмотрелся и увидел: правда похожи! Кудрины – кудри, кудряшки, как будто травинка закрутилась и хвастается. Ребята из нашей мастерской подготовили для вас в подарок рисунки, выполненные своими руками. На них они постарались расписать деревянную посуду хохломскими узорами. Проводится парад работ, выполненных руками ребят. Каждый из участников парада рассказывает про ту работу, которую он выполнял.

Вот один из рассказов детей.

        -Я очень хотел расписать ковш. Это ковш – птица. На нем красивые узоры: листочки, цветы и травка. А в эту маленькую солонку можно насыпать соль. Вот такой красивый цветок.

После просмотра работ звучит стихотворение:

5 ученик.

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа красива!

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Учитель. Прекрасные работы сделали ребята своими руками. Действительно, очень многогранна Хохломская роспись. Во всем мире любуются ее насыщенными золотистыми красками. Не зря в народе говорят:

Золотая Хохлома,

Ей не налюбуешься.

И в Париже,

И в Нью-Йорке

Хохлома красуется!

        А мы передаем эстафету участникам 3 группы.

Работа III мастерской.

1 ученик. А презентацию нашей игрушки я начинаю с загадки:

Как две радуги – брови,

Губы – маки, пунцовый наряд,

И румянцем, свежее моркови,

Глянцевые щеки горят.

        Ну что узнали? Это наша матрешка.

2 ученик. Ей уже 100 лет. А начиналось все вот как. В конце прошлого века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и в сарафане с черным петухом в руках. По-разному расписывают игрушки художники, но радость они доставляют всем огромную.

3 ученик.

Кто матрешку сделал, я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет.

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза.

И, пустив в неповторимый танец,

Он должно быть, весело сказал:

«Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ».

И матрешка через все планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице.

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-отце.

4 ученик. А вот матрешка деревянная. У нее красивый сарафан, яркий платочек, красные щечки. Матрешка с секретом. Любит она пошутить и повеселиться. Живет она не одна, а со своими сестренками. Сестрички, ау? Где вы? Спрятались. А вот мы их сейчас и найдем! (Расставляет матрешек по порядку). Весело матрешкам жить всем вместе. И песенка у них задорная, веселая.

        - Матрешки, готовы петь частушки?

Девочки поют частушки.

  1. Мы, матрешки, мы круглешки,

Все мы лаковые, одинаковые.

Как плясать пойдем –

Только пыль столбом.

  1. Мы, матрешки и сестрички,

Мы  - толстушки – невелички.

Как пойдем плясать и петь –

Вам за нами не успеть.

  1. Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах.

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут.

5 ученик. А кто может найти сходство между матрешкой и Буратино? (Ответы детей).

        - Как и Буратино, матрешка рождается из полена. Но не из всякого, а только липового или осинового. Сначала матрешку вытачивают. Следующий этап – одевание матрешки. Их расписывают, раскрашивают. Завершающий этап – лакировка. Четыре раза покрывают масляным лаком. Вот и готова матрешка.

        Ребята из нашей мастерской приготовили для вас матрешек, расписанных собственными руками. Каждый рассказывает о своей матрешке, сопровождая рассказ шуткой – прибауткой.

1.На зеленом на лугу

Пляшут девушки в кругу.

2.Поиграли, порезвились –

И в одну постель вложились.

3.Подрасту еще немножко-

Стану ростом я с матрешку.

4.Словно репка, она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинных глаз.

Учитель. Прекрасную презентацию подготовили ребята. Спасибо. А я хочу напомнить вам, ребята, что сегодня нашу матрешку знают во всем мире и дарят на память о нашей стране. Стала она нашим сувениром. А мы передаем слово участникам IV группы.

Работа IV мастерской.

1 ученик. Работу нашей мастерской я хочу начать с презентации жостовского подноса, того самого подноса, который до сих пор выпускают в подмосковном Жостово. Ребята, а как давно выпускаются Жостовские подносы? (затруднения в ответах). Я принес с собой энциклопедию, которая подробно расскажет нам об этом изделии мастеров народных промыслов.

           Ученик зачитывает из энциклопедии сведения об истории Жостовского подноса. Потом предлагает ученикам своей группы провести парад Жостовских подносов, выполненных своими руками.

Учитель. Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Смотрю я на ваши работы – и налюбоваться не могу. Трудно выбрать какой поднос лучше. Да я и выбирать не буду – ремесла все хороши.

2 ученик.  А изделия каких мастеров имеют красивый цвет: от голубого до темно – синего? (Ответы учащихся). Да, это Гжель.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждой отражается сторонушка любимая.

Из этих чашек с розами

Ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный

Сердечнее встречай.

Подрастают такие мастерицы и среди нас. Девочки нашей группы расписали на бумаге свой чайный сервиз. И использовали они традиции Гжели.

Учитель. Прекрасная работа. Быть может, кто-то из наших учеников действительно продолжит традиции мастеров народно-прикладного творчества.

3 ученик. Сколько мастеров было на Руси! Каждая хозяйка в доме была рукодельница. На Руси бытовала присказка.

«Домом жить – не лукошко шить,

Домом жить – не развеся уши ходить,

Домом жить – обо всем тужить».

Небогатый гардероб был у наших предков: рубаха да сарафан, скатерть да полотенце.

И все белое! И, о – чудо! Взялась русская женщина за иголку. И в избе стало наряднее! Посмотрите, ребята, как украшает нашу выставку вышитое полотенце.

4 ученик. А ведь было время, когда без полотенца никуда. Ни одно крупное событие не обходилось без него: и свадьба, и рождение, и похороны. Хлеб – соль тоже на расшитом полотенце подавали. А девушки одна краше другой выходили на гулянье. И сарафаны были вышивкой украшены. Не вянут цветы на старинных полотнах. Вот какое волшебное свойство спрятано в вышивке.

Учитель. Вот и закончилась наша презентация, ребята. Спасибо. Вы отлично потрудились. Посмотрите: какая чудесная выставка получилась! Не зря пословица молвится: «Дружба и труд дивные всходы дают!» Ваша совместная дружная работа дала прекрасные результаты. Вы очень счастливые, дети! Ваше знакомство с народным творчеством только начинается и пройдет через всю вашу жизнь. И каждая встреча со стариной будет для вас прекрасным открытием.