Основы волонтёрской деятельности

Кривошеина Ольга Александровна

Брошюра «Основы волонтёрской деятельности»  может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, ответственным за организацию ученического самоуправления в ГБОУ, учащимся старших классов, а так же всем тем, кто интересуется вопросами волонтёрства и добровольчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshchyura_po_organizatsii_volonterskoy_deyatelnosti_1_1.docx176.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр диагностики и консультирования Петроградского района Санкт-Петербурга

«Психолого-педагогический  центр «Здоровье»

   ОСНОВЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Санкт-Петербург

2016

ППЦ «Здоровье»

Составители: Кривошеина О.А., Дудко Н.А.

Редактор: Кочубей Н.И.

Брошюра «Основы волонтёрской деятельности»  может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, ответственным за организацию ученического самоуправления в ГБОУ, учащимся старших классов, а так же всем тем, кто интересуется вопросами волонтёрства и добровольчества.

Оглавление

Пояснительное слово        4

Что такое волонтёрство (добровольчество)?        6

Что развивает волонтёрская (добровольческая) деятельность у школьников?        8

Постулаты волонтёрского (добровольческого) движения        9

Основные типы добровольческих центров, действующих на территории Российской Федерации        12

Правовые основы добровольчества        15

Литература        17

Пояснительное слово

                                                                                                                                                                 «Из всех наук, которые человек должен знать,

                                                                                главная наука есть наука о том, как жить, делая

                                                                           как можно меньше зла, и как можно больше добра».  

Л.Н. Толстой

Вопросы детской психологии, воспитания, образования важны в любое время, в любом обществе. Все чаще мы сталкиваемся с информацией о преступлениях против детей, о суицидальных настроениях подростков, о "падении их нравов" и заинтересованности только интернетом. В чем причины всего этого?

Детский и подростковый возраст имеет свои психологические особенности, но все они объединяются под двумя главными факторами: Это становление самосознания, и нравственное воспитание.

В  моральном сознании детей младшего и среднего школьного возраста, преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне. Поступки ребят среднего возраста носят в основном подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями.

У подростков развитие проходит совсем по-другому. Уже не дети, но еще и не взрослые, они пытаются найти свое место в обществе, самосознание выходит на новый уровень. Повелительные элементы воспитания без должного объяснения теперь начинают их тяготить. Их возраст характеризуется общением со сверстниками, поднятием чувства собственного достоинства. Если раньше, они слушали, что говорят старшие по возрасту,  то теперь, в первую очередь смотрят, что делают их сверстники, сопоставляют себя с ними, и, не будучи еще взрослыми, также начинают подражать.

Еще несформированная, быстро колеблющаяся под внешним влиянием самооценка – это очень уязвимая сторона личности. А частым явлением в нашем мире является как раз деструктивное влияние.

К сожалению, развитие современного общества движется по негативно        й тенденции, и это очень сильно влияет на детей и молодежь. Давид Фельдштейн (советский, российский                  и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности; профессор, академик и вице-президент Российской академии образования) в 2013 году описал подробное состояние современного ребенка – у детей и подростков ощутимо снижается когнитивное (познавательное, мыслительное развитие), а вместе с ней энергичность и желание активно действовать. У дошкольников и детей младшего школьного возраста, снижается уровень развития сюжетно-ролевых игр; падает учебная мотивация, тогда как преобладает желание в отдыхе и развлечениях. Ребенок уходит в мир компьютеров, смартфонов, что также снижает познавательную активность и несет за собой различные эмоциональные нарушения.

Поэтому очень важно, ради будущего общества снизить столь негативные тенденции.

В жизни ребенка, в эти чувствительные периоды их взросления все равно остаются семья, сверстники и образование.

Обычные уроки в школах, к сожалению, не дают полноты воспитания, родители чаще заняты работой, чтобы обеспечить ребенку безбедную жизнь, сверстники  часто подражают отрицательным объектам влияния и вот здесь встает ребром вопрос: Как?

Одним из таких ответов может служить развитие волонтёрской деятельности в школах, - разумного волонтёрства, которое дает не просто представление о понятиях любви, заботы, добра, сострадания, но и заставляет прочувствовать их, пережить в достаточной мере. Того волонтёрства, которое не просто рассказывает, что пить, курить и начинать раннюю половую  жизнь нельзя, но и рассказывать, показывать последствия таких действий. И в конце, такого волонтёрства, при котором ребенок будет усваивать новые положительные ценности, получать важную и полезную информацию, нравственно воспитываться.

Чтобы такой социальный проект не остался красивой мечтой и реализовывался, достигая целей, одного человека мало! Нужен целый контингент людей, которые были бы заинтересованы в том, чтобы дети росли и становились психологически зрелыми, гармонически развитыми личностями.

Конечно, многие педагоги, психологи, социальные работники не готовы взваливать на себя дополнительную нагрузку тем более при такой нелегкой работе, и тем более, если ее не оплачивают, но мы «взрослые» несем ответственность за будущее наших детей и нашего общества. И если бы кто-то один решил реализовать такую идею в школе, это было бы уже рождение чего-то важного и нужного.

Любая идея начинается с малого. И наша задача – дать росток тому, чтобы взрастить в детях положительные ценности и чтобы предотвратить дальнейшее угасание, которое описал советский российский педагог и психолог Давид Фельдштейн.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Что такое волонтёрство (добровольчество)?

«В сердце добровольчества собраны идеалы  

служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать  этот мир лучше»

           Кофи Анан, генеральный секретарь ООН

Волонтёрство (с фр. добровольчество) – это широкий путь деятельности, который издревле направлен на помощь и оказание услуг тем, кто в этом нуждается. Помощь может оказываться не только обществу в целом и людям в отдельности, но и в других видах.

Существует множество направлений волонтёрской деятельности, которые базируются на определенной отрасли: экология, помощь бездомным животным, сохранение и развитие истории и культуры в нашей стране.

Волонтёрами называют людей, которые на добровольной (неоплачиваемой)  основе выполняют полезную общественную деятельность.

Этот труд должен исходить по личной инициативе человека, и ни в коем случае к нему нельзя принуждать. Только тогда волонтёр сможет понять всю важную ценность работы, которую он выполняет.

Сейчас в России бурно развивается эта деятельность. Считается, что она пришла с Запада, но на самом деле, волонтёрство – не смотря на иностранное слово, существовало в России с древних времен. Трудники, работающие на благо монастыря; сестры милосердия, помогающие людям на полях битвы в Крымской войне; помощь в тушении пожаров или поиске пропавших людей, - все эти люди были волонтёрами и не искали материального вознаграждения за свою работу. Они так делали, просто потому что не могли по-другому.

Как правило, волонтёрами становятся уже взрослые люди, которые хотят помогать или пытаются найти свое место в мире.

Тогда они вступают в различные общественные объединения и организации и действуют от его имени.

В некоторых школах Санкт-Петербурга тоже стали появляться определенные сообщества, которые называются неформальными общественно-педагогическими движениями, но пока они находятся на зачаточном уровне.

Конечно волонтёрство для взрослых людей – это осознанный шаг, какой не всегда еще способны совершить школьники, но в школах оно несет, прежде всего, воспитательный характер, который воспитывает через практику эту осознанность.

Что развивает волонтёрская (добровольческая) деятельность у школьников?

Помните, у добровольца не всегда есть время – у него просто есть СЕРДЦЕ!

Психика детей очень гибкая. Они многое ловят на лету, многое запоминают, и как показывает жизнь – не всегда самое хорошее. Поэтому ребенка не обходимо воспитывать. Одной теории и знаний мало, нужно взращивать в нем личность. А личность формируется с накоплением опыта, с пропусканием через себя многих важных вещей.

Итак, посредством волонтёрской деятельности, ребенок развивает в себе:

- Чувство своей полезности. Он как гражданин своей страны начинает понимать, что то что, он делает – это очень важно для другого человека.

- Ответственность.  Чем дальше ребенок будет углубляться в волонтёрство и когда почувствует к нему живой интерес, тем старательнее и качественнее начнет выполнять работу, а не «спустя рукава».

- Уважение и понимание. Попадая в другую среду, ребенок изучает ее, пытается понять. Помогая бабушке в доме престарелых, у него будет взращиваться уважение к ним; играя с детьми в детском доме, он может понять, что есть те, кого обделили любовью и материнской лаской. У подростков, помогающих сохранять памятники природы и архитектуры, снижается риск в том, что они будут участвовать в актах вандализма.

- Альтруизм. Желание помогать другому. Это противопоставление Эгоизму. «Исцелять, а не разрушать».

-  Расширение межличностных отношений. – Детям очень важно общаться, заводить новых друзей и знакомых. Волонтёрская деятельность способствует этому в рамках своей специфики.

- Приобретение новых знаний. Какая же волонтёрская деятельность без новых знаний? Ребенок изучает микросоциум, культуру, языки и прочее, что ему пригодится в будущем.

- Адекватная самооценка. – Ни мало  случаев, когда ребенок, находящийся в «группе риска» выравнивается и успешно социализируется в обществе, когда снижается внутренняя и внешняя конфликтность, внутренне растет.

- Активность и организаторские навыки. – У ребенка при интересной работе, может активизировать внутренняя активность и желание действовать.

- Социальный статус. Волонтёр – это всегда активное положение в обществе, к ним относятся по другому, волонтёров уважают.

Постулаты волонтёрского (добровольческого) движения

Чтобы волонтёрство не было разрозненным или неполноценным, очень важно создать крепкую команду. Это костяк, на котором держится любое движение, любая деятельность.

В Советское время одной из отличительных особенностей общества, был коллективизм. Тимуровцы, пионеры, октябрята, комсомолы. Ни для кого не секрет, что принадлежность к данной группе, являлось большой честью?

Но что их объединяло? Ведь, каждый человек – индивидуальность, у него свои собственные мечты, стремления, мысли и чувства. Конечно же это идея.

Любое действия несет в себе какую-то ценностно-смысловую идею, и волонтёрская деятельность – не исключение.

Детям еще сложно придумать идею, но это под силам взрослым!

Чтобы понять, какая идея нужна для вашего волонтёрского направления, надо прежде всего ответить на вопрос, для чего оно вам нужно? Чем, в первую очередь хотели вы заниматься, как реализовываться?

Может быть вам хотелось прежде всего воспитывать в детях милосердие и любовь? От того решили взаимодействовать с детскими домами или приютами для животных? Может вы бы хотели, чтобы дети узнали больше о ценностях отечественной истории и других стран? А может вы бы хотели, чтобы в вашей волонтёрской деятельности существовало целое направление?

Только ответив на эти вопросы и придумав идею для себя, мы сможем замотивировать детей для участия в волонтёрстве.

Далее, для волонтёрского движения нужна сплоченность. Любая команда будет нежизненно способной, если ее члены рассеяны и оторваны друг от друга. Собранная вместе группа – это еще не отряд, а только скопление детей, но чтобы сделать команду, нужно ее сплотить. А для этого важно все умение и компетентность преподавателя. Существует большое количество игр по развитию сплоченности, командообразованию, умению общаться и принимать конструктивные решения. Они могут помочь так же выработать положительную стратегию для дальнейшего взаимодействия, замотивировать на дальнейшую работу, чтобы волонтёрство не было для детей навязанной обязанностью.

Далее, когда определены пути следования и намечена цель, важно составить концепции работы. В городе очень много молодежных центров, которые связаны с волонтёрской деятельности. Периодически, они устраивают различные акции и мероприятия, на которых с удовольствием ждут волонтёров (В конце брошюры). Если вы выбрали социальное направление, - можно найти детский дом, с которым вы могли бы сотрудничать и составить с ними договор. Это касается разных направлений, о которых будет написано выше.

А еще можно создать свой собственный социальный проект, комплекс мероприятий, которые будут проводится лично в вашей школе и способствовать благоприятному развитию детей.

А после этого уже действовать. При личной заинтересованности педагогов, можно сделать необычные идеи, проекты, а также с их помощью усвоить основной учебный материал.

Здесь широкое поле для фантазии как детям, так и взрослым!

Конечно очень важно и создание рекламы своего проекта. Так как волонтёрство в первую очередь добровольное занятие, важно их заинтересовать. Это могут быть приглашения на занятия в виде рекламных брошюр, беседа о том, кто такой волонтёр.

Как правило, в течение 1-2 месяцев после начала вашей деятельности появляются активисты. Они-то и составляют ядро отряда. Их может быть немного, всего 2 или 4 человека, но это будет означать, что костяк истинных добровольцев уже найден, а за ними пойдут и другие (либо кто-то сам заинтересуется, либо за компанию, чтобы не отставать от процесса.) Обязательно  важно заранее определить дни и время встречи. Можно 1 раз в неделю и два раза, в зависимости от нагрузки. Чтобы в первые встречи излишне не утомлять детей на занятия не стоит отводить много времени, а теоретический материал можно подкрепить и раскрепощающими играми.

Через какое-то время  группа начнет проживать определенные стадии своего развития. В первую очередь пойдет распределение социальных ролей, выработки механизмов принятия решений и распределения ответственности.

Тут очень большое значение имеют самые первые активисты. Как правило, они чаще берут на себя более ответственные решения, а остальные становятся помощниками или наблюдателями.

Координатор, будь то педагог или психолог должен очень внимательно следить за этими изменениями, ведь именно он и является главным двигателем процесса.

Иногда бывает трудно, ведь группы могут быть абсолютно разными, в каждой царит своя особая атмосфера. Конфликты, нежелание кого-то выполнять задания. Сложно найти подход к каждому, но возникающие проблемы важно разрешать с самим ребенком и со всей группой повсеместно. Все дети равны, все могут почувствовать себя взрослыми и ответственными в хорошем смысле слова. И когда возникающие проблемы будут решаться вместе, не ставя ни кого за угол, сплоченность пройдет значительно легче.

Примерно, через полгода после начала занятий         может образоваться полноценный отряд активистов.

Проведения совместных акций и творческое начало занятий         в большей вероятности дадут положительный результат. Дети младших классов любят рисовать, клеить, делать плакаты на различную тематику. Старшим детям интересно рассуждать, придумать и воплотить жизнь под руководством координатора или (куратора), какие-нибудь неординарные решения. Снять фильм с интересным сценарием на злободневную тему, который потом можно будет показать другим детям. С детьми можно дать какой-нибудь небольшой концерт в доме престарелых или для детей из детских домов.

Развитие творческого начала и сплоченности группы дадут толчок для эффективной волонтёрской деятельности, для накопления положительного опыта и для простого обучения доброделанию.

Ведь детям, гораздо интереснее слушать не просто скучные беседы о наболевшем, а пронести их через себя, отдать свою частичку тепла, получить удовольствие от того, что они делают и какие полезные навыки и знания приобретают.

 Досуговые занятия, акции, различные мероприятия принесут должное для ваших детей.

Основные типы добровольческих центров, действующих на территории Российской Федерации

В Российской Федерации действуют негосударственные и государственные организации, позиционирующие себя в качестве Добровольческих Центров. Однако пока, большинство из них не используют  единых стандартов деятельности и не воспринимаются в полной мере обществом, как центры информации и компетентности в области добровольчества, в качестве бирж добровольного труда.

Исследования по оценке сходства и особенностей таких центров, их эффективности не проводились. Тем не менее, группа специалистов Добровольческих Центров из различных регионов РФ в ходе реализации Межрегиональной Программы «Вектор добровольчества – уверенность»,  выделила две основные группы Добровольческих Центров:

1. Перспективные Добровольческие центры – добровольческие объединения, действующие в соответствии со своей Миссией, но имеющие стратегии развития услуг в области добровольчества другим организациям. Частично эти центры выполняют функции Добровольческого Центра, но их деятельность пока сосредоточена, прежде всего, на решении  задач своей организации.

2. Действующие Добровольческие Центры, осуществляющие функции соответствующие  международному пониманию сущности  Добровольческого Центра, имеющие индивидуальные особенности (чаще это касается программ и проектов прямой добровольческой помощи, которые они осуществляют).

Сегодня Добровольческие Центры, действующие в РФ, можно классифицировать в соответствии с приоритетами их деятельности по нескольким типам:

1. Добровольческий Центр социальной помощи (центр социального служения).

2. Профильный Добровольческий Центр (центр, осуществляющий деятельность в какой-либо определенной сфере).

3. Ресурсный Добровольческий Центр (центр компетентности).

4. Комплексный Добровольческий Центр (центр, действующий, как ресурсный в области добровольчества и, одновременно, осуществляющий собственные проекты и программы по решению конкретных социальных проблем).

Добровольческий Центр социальной помощи (центр социального служения)

Это организация, продвигающая идеи добровольчества, приоритетом (предметом) деятельности которой является оказание социальной помощи (социальное служение) одной, или нескольким социальным группам, а  механизмом –  организация работы добровольцев для решения задач своей организации, а именно:

  • Добровольческий центр помощи детям.
  • Добровольческий центр помощи пожилым людям.
  • Добровольческий центр помощи инвалидам.
  • Добровольческий центр помощи людям со специфическими заболеваниями.
  • Добровольческий центр помощи в экстремальных ситуациях.

Как правило, деятельность подобных центров предусматривает привлечение добровольцев не только для деятельности своей организации, но и для деятельности организаций партнеров, в значительной степени государственных учреждений (детских домов, госпиталей, центров социального обслуживания, реабилитационных центров и пр.)

Профильный Добровольческий Центр

Профильные Добровольческие Центры фокусируют свою деятельность на решении социальных проблем в конкретной сфере, или на характеристике добровольцев, с которыми он работает.

Например:

  • Добровольческий центр профилактики наркозависимости среди молодежи.
  • Добровольческий центр пропаганды здорового образа жизни.
  • Молодежный добровольческий центр.
  • Экологический Добровольческий центр.
  • Культурный Добровольческий центр.
  • Студенческий Добровольческий центр.
  • Спортивный Добровольческий центр.
  • Центр привлечения волонтёров для участия  в Зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году на базе ВУЗа.

Ресурсный Добровольческий Центр

 (центр компетентности).

Ресурсные Добровольческие Центры сосредотачивают свою деятельность на каком-либо виде ресурсной поддержки в области добровольчества. Во многом это связано с малой устойчивостью ресурсной базы центра и уровнем квалификации.

Например:

  • Информационный Добровольческий центр.
  • Кадровый Добровольческий центр.
  • Методический Добровольческий центр.
  • Образовательный Добровольческий центр.
  • Исследовательский Добровольческий центр.
  • Организационный Добровольческий центр.
  • Многофункциональный

ресурсный  Добровольческий центр.

Эти виды волонтёрской деятельности могут помочь выработать направление непосредственно в вашей школе.

Правовые основы добровольчества

Основной нормативной правовой базой, на которой основана добровольческая деятельность и деятельность организаций, привлекающих труд добровольцев, поддерживающих добровольческие инициативы в Российской Федерации, являются следующие документы:

1.     Документы Российской Федерации:

        2.     Конституция Российской Федерации;

3.  Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

4.      Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

5.   Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

6.   Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

7.   Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях»;

8.   Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (новая редакция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 997-р);

9.     Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»;

10.  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662;

11. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р, а также, законы РФ, принятые в ходе реализации плана мероприятий этой Концепции и соответствующие им законы субъектов Российской Федерации.

Международные акты

1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

        2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

        3. Всеобщая Декларация Добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий – International Association for Volunteer Effort (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев).

        4.Резолюция A/RES/56/38 «Рекомендации о поддержке добровольчества», принятая Организацией Объединенных Наций 10.01.2002 года.

         5. С подборкой основных правовых актов в сфере добровольчества можно познакомиться на портале специалистов в области добровольчества «Вектор добровольчества в России» в разделе «Правовые основы добровольческой деятельности».

Литература

Четошникова Е. Самоосуществление через добровольчество: ценностно-смысловой аспект. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 84 с.

Федосова И., Кибальник А. Волонтёрское движение в молодёжной среде: учимся преодолевать проблемы. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012 . – 168 с.

Г. Рошко. "Я - волонтёр в сфере искусства!" Практика организации волонтёрской деятельности в учреждениях дополнительного музыкального образования. - LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 80 с.

Г.Холина О.И. Волонтёрство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. №8. С.71-73.

Титова И.В., Шатунова Е.М., Пашова О.С., Жукова Л.А., Будыльникова Н.Н., Ждановская О.Н. Дорогою добра: методическое пособие по развитию добровольческого движения. - 2-е изд., перераб. и доп. - Вологда, 2011. - 75 с.

http://refdb.ru/look/1011855-pall.html Учебно-методическое пособие «Подготовка специалиста- организатора волонтёрской деятельности»

 Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А. Служение обществу. Пособие по развитию волонтёрской деятельности учащихся организаций образования. - Алматы, Научно-информационный центр гражданского образования, 2009. - 183 с.

Головицына Ю. С. Методическое пособие «Азбука добровольчества» к образовательной программе «Вектор добровольчества». 2012

Кривошеина О.А., Денисова А.В. Волонтёрство и добровольчество в современной школе. Центр диагностики и консультирования Петроградского района Санкт-Петербурга, «Психолого - педагогический центр «Здоровье». 2014

Ермолаева В.Ю., Латыпова Д.Ю., Спиридонова К.А., Синеглазова А.Д., Цуриков А.М. ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ПОД КЛЮЧ» или руководство по созданию и организации деятельности добровольческих центров. – Казань: издательство «Скрипта», 2012. – 112 с.

Арсеньева Татьяна Николаевна Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодежного добровольчества // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №136.

.Бодренкова Г. П.Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике / учебно-методическое пособие. – М.: АНО «СПО СОТИС». – 2013. – 320 с

И.С. Галаджун. «Формирование гражданской идентичности детей и подростков в условиях общественно-активной школы».- Хабаровск 2013