Статья на тему: Формирование учебных действий средствами современных педагогических технологий

Венкова Галина Вячеславовна

Статья предлагает рассмотреть наиболее часто встречающиеся педагогические технологии, направленные на формирование учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебных действий средствами

современных педагогических технологий

Венкова Галина Вячеславовна, методист (преподаватель спецдисциплин) ГАПОУ МО «Губернский колледж»

Последние изменения в стандартах профессионального обучения обусловлены стремительно меняющимся отношениям к качеству обучения. В настоящее время, от выпускника профессиональной образовательной организации требуется  умение профессионально работать на новом, современном оборудовании, специалисты, которые владеют новыми производственными и информационными технологиями, способные быстро мобилизовать свои усилия для  достижения профессиональных целей, т.е. те, кто может в полной мере реализовывать профессиональные компетенции и это только требования, которые предъявляются  с профессиональной точки зрения.

 Но не стоит забывать и о воспитании молодого человека, как духовно – развитой личности, которая будет иметь сформированную гражданскую позицию, сможет заниматься созидательной деятельностью, будет иметь развитое чувство патриотизма, активную жизненную позицию.

Для того, чтобы получить желаемый результат, в виде высококвалифицированного специалиста с развитой личностью, преподаватель должен четко знать, на каком уровне должен быть усвоен тот или иной учебный материал, и  исходя из этого выбирать соответствующие методы обучения, которые также должны отвечать определенным требованиям: быть активными и интенсивными, должны быть ориентированы не на простое получение знаний и сведений о каком – либо объекте, а на деятельность с изучаемым объектом.  Педагог обязательно должен использовать такие формы и методы обучения, которые предполагали компетентностный подход, что в свою очередь, обуславливает использование интерактивных форм обучения, так как это позволяет привлечь к процессу обучения все заинтересованные стороны, включая педагога. Интерактивные методы обучения в наибольшей степени позволяют реализовать  личностно-ориентированный подход, так как они предполагают  обучение в сотрудничестве, где  преподавателю отводится роль организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения.

Так, на первом уровне - обучающийся получает знания, позволяющие воспроизвести факты, перечислить названия изучаемых явлений и предметов, а также выполнение действия по образцу. Для данного уровня усвоения учебного материала могут использоваться следующие методы: чтение учебника и создание на основе материалов из него опорных конспектов; работа с первоисточниками или иной тематической дополнительной литературой; работа со словарями и справочниками по заданной теме; наблюдение; работа с регулирующими и нормативными документами; показ учебного фильма и т.д.

На втором уровне предполагается, что обучающийся уже осознано сможет понимать те знаний и умения, которые будут воспроизводиться, т.е. они должны уметь приводить примеры, воспроизводить материал своими словами, решать видоизмененные задачи. Для этого этапа образовательной деятельности можно применять следующие методы: учебная дискуссия и беседа с ответами на проблемные вопросы; взаимопроверка; выполнение практических задач; рецензирование.

Третий уровень усвоения - продуктивный или творчески-воспроизводящий, предполагает применение знания и умения в новой ситуации. Для этого уровня можно использовать такие методики, как: использование учебных тренажеров, с целью имитации деятельности; деловые игры; составление реферата с исследовательской целью; анализ специальной литературы; решение различного рода ситуационных задач.

Таким образом, успешное освоение всех трех уровней позволяет сформировать ключевые компетенции, которые и определяют содержание образования в условиях реализации ФГОС СПО, а именно: формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов.

Стоит отметить, что предъявляемые новые требования не совсем совпадают с традиционными методами обучения. Поэтому, все чаще говорится о том, что современные подходы к образовательной деятельности в системе СПО – это инновационные подходы к обучению, которые позволят обновить содержание обучения, создать образовательную среду, которая позволит развить у обучающихся творческое и критическое мышление, сформирует умения самостоятельно выполнять задания, пополнять свой запас знаний, научиться ориентироваться в потоке получаемой информации. Этот аспект требует от педагога не только большого профессионального мастерства, но  и большого умения владеть технологиями, педагогическим инструментарием, в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Какие же современные технологии может выбрать преподаватель, педагог для формирования учебных действий?

К ним можно отнести:

- технологию «кейс-метода» - развивает у обучающихся не столько способность видеть проблему, сколько умение находить решение, привлекая к этому информационные источники и имеющиеся знания;

- технология проектной деятельности – развивает критическое мышление и исследовательские умения и навыки, позволяет задействовать запас знаний, умений и навыков обучающегося, развить их творческий потенциал;

-  игровые технологии – помогают усвоить правила поведения в обществе, развить навыки совместной деятельности в группе, накапливаются знания о культуре и традициях;

-  информационно – коммуникационные технологии – являющиеся совокупностью  методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.  Данные технологии позволяют повысить качество подготовки будущих специалистов, благодаря применению активных методов обучения улучшить творческую и интеллектуальную составляющую учебной деятельности, интегрировать учебную, исследовательскую и другие виды деятельности, адаптировать информационные технологии под каждого обучающегося, обеспечить непрерывность и преемственность в обучении и воспитании

- здоровьесберегающие образовательные технологии -  воспитывают у обучающихся культуры здоровья, формируют представление о своем здоровье, как об ценности, а также, мотивируют на ведение здорового образа жизни.

 Помимо этого к современным педагогическим технологиям можно отнести:  

-технология проблемного обучения;

-  технология развития критического мышления;

-   технология коммуникативного обучения (Пассов Е. И.);

 -  технология модульного обучения;

-   технология педагогических мастерских;

 -  технология эвристического образования;

 -   индивидуальная образовательная траектория;

-   технология активного обучения.

Новый ФГОС дает преподавателю большой выбор технологий преподавания. Использование конкретной технологии осуществляется на основе личных предпочтений преподавателя, степени его подготовленности и готовности к применению выбранной технологии на своих занятиях, стиля педагогической деятельности.  Неизменным остается только одно: какую бы технологию не выбрал для своей профессиональной деятельности преподаватель, она должна четко отвечать тем требованиям, которые предъявляет ФГОС к будущему специалисту. 

Список литературы

1) Современные технологии профессионального образования: про- блемы и перспективы. Материалы науч.-метод. конфер. с межд. участием. – Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т , 2014. – 319 с

2) А.Ю. Вдовин, Л.А. Золкина. О путях оптимизации учебного процесса на стадии формирования программ обучения по образовательным стандартам 4-го поколения

3) Л.Д. Самарская. Современные тенденции в технологии профессионального образования

4) Н.В. Белозёрова. Роль исследовательского обучения в формировании профессиональных компетенций студентов