Итоговая аттестационная работа "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края посредством проектной деятельности"

Шумская Марина Владимировна

Итоговая аттестационная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shumskayam.v.itogovaya_attesgatsionnaya_rabota.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Министерство образования Московской области

ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Итоговая аттестационная работа

слушателя программы профессиональной переподготовки

« Педагогика и психология дошкольного образования »

Шумской Марины Владимировны

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края посредством проектной  деятельности

Научный руководитель –

 Иванова Нина Николаевна,

 старший преподаватель

 кафедры дошкольного образования

«_____» ____________201_ год

Москва 2017


Оглавление

Введение        …..3

Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста        …....................................8

1.2. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста...........................................................................        …  12

1.3. Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, развивающая познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста...........                                                                                     ..        24

    Глава II. Опытно-экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края посредством проектной деятельности

  2.1. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о  природе родного края…………………………………………………………

2.2. Организация образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края  в процессе проектной деятельности…                                                                                          ...41    

III . Заключение................................................................................................... 45 IV Список используемой литературы............................................................47

Введение                         

     Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению   инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте.  Главной проблемой работы педагогов дошкольного образования является развитие личности дошкольника,   готовности его к школьному обучению. Проблема развития  дошкольника, подготовки его к школе,  сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательной активности у дошкольников.

           С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" [26] и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ от 17.10.2013 г. № 1155) [25]  сформированы предпосылки правовой базы для формирования системы образования населения.

           Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». В содержании ФГОС ДО п. 2.6 в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…» [25].

           В п. 2.7 познавательно-исследовательская деятельность отмечена как главный механизм развития ребенка, а именно:

- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия…;

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - …экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)…;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - …познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал…

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна  из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже,             В. Штерн и др.).  

Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,                   А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков,                          А.И. Сорокина,  Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова,                   В.Г. Иванов, Г. Лямина),  процесс появления и развития детских вопросов               (Н. Бабич,  Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова).

В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте                      (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, М.И. Лисина, Л. Маневцова,                         М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова и др.).

Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского,     М.И. Лисиной,          Е.И. Щербакова, Г.И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Современные исследователи рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность.  В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры.  На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря  их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось детское экспериментирование [8].

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж»   плохая опора для следующего.

Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии: постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Новизну моей работы я определяю следующими особенностями:

1. основу работы составляет деятельностный подход: проектная деятельность,  труд в природе, эксперименты, наблюдения и многое другое

2. содержание второй части ООП ДОО определяет краеведческий компонент.

Именно природа родного края дает возможность эффективно работать в данном направлении.

Следовательно, проблема развития познавательной активности у детей посредством ознакомления с природой родного края  является актуальнойВ особенности она важна в отношении детей старшего дошкольного возраста. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда  от человека требуется не только владение знаниями, но и в главную очередность умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Необходимо развивать в детях умение быть пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально определить содержание образовательного процесса, способствующего повышению качества ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой родного края средствами проектной деятельности.

Объект исследования: процесс познавательного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

1.Выявить значение проектной деятельности для развития личности старшего дошкольника.

2.Определить содержание и виды проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду.

3. Выявить и раскрыть особенности ознакомления с природой родного края детей старшего дошкольного возраста.

4. Изучить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края.

5. Разработать образовательный проект по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края. 

В исследовании применялись следующие методы:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

  • опрос и беседа с детьми;
  • педагогический эксперимент,
  • количественный и качественный анализ полученных данных.

Структура итоговой аттестационной работы. Работа состоит из введения, теоретической главы, заключения, списка используемой литературы.

  1. Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
  1. 1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само  умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний  и умений, развитие психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление), овладение речью [5].

Все эти звенья взаимосвязаны: развитие психических процессов, овладение речью, формирование познавательных интересов осуществляется  при усвоении детьми знаний, приобретаемых в различной деятельности в дошкольный период детства.

В отечественной психологии, благодаря трудам представителей школы Л.С. Выготского, и особенно трудам Д.Б. Эльконина, твердо укоренилось представление об историческом происхождении периодов детства и, в частности, его дошкольного периода. Он возник в ходе истории как период становления общечеловеческих психических качеств, еще не разграниченных по рубрикам специальных знаний и навыков, усвоение  которых начинается в школьном возрасте [17].

Основное средство такого становления – специфически "детские" виды деятельности – предметная игра, рисование, конструирование из  подручного материала и др. Эти виды деятельности, так же, как дошкольное детство в целом, сложилось исторически, и, следовательно, именно их анализ, выявление складывающихся в ходе овладения ими и их реализации психических качеств может служить основанием  для вывода, на что должно быть  направлено дошкольное обучение.  

Развивающий  эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие  методы обучения применяются. Отечественные психологи  и педагоги (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова) разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей. Однако, совершенствование развивающего обучения – не единственный способ воздействия на развитие этих качеств [5].

В познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста важную роль играют все психические процессы. Умственная деятельность неразрывно связана с развитием внимания. На протяжении дошкольного детства внимание развивается от непроизвольного, незначительного по объему к устойчивому, сосредоточенному.

Проблема развития познавательной активности рассматривается в исследованиях ряда педагогов и психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,              В.Б. Голицын, О.М. Дьяченко, В.С. Ильин, Н.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова,               Г.А. Щукина и др.), направленных на изучение различных аспектов обучения детей. Отмечается, что продуктивность интеллектуального развития детей зависит и от того, как организован процесс обучения, и от обратной связи в этом двухстороннем процессе, т. е. от позиции самого ребенка, его познавательной активности. Все это способствует эффективному самонаращиванию и саморазвитию ребенка, развивает такие качества как активность, гибкость, эвристичность, креативность, самостоятельность.

По мнению Р.С. Немова, познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка [2].

Анализ литературы по данной проблеме показал, что категория «активность» интересовала еще древних философов Аристотеля, Сократа, Спинозу, Эпикура и др.

Сократ считал, что абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.

Аристотель доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия [14].

Спиноза дает свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов регуляции и формирования волевой активности человека [3].

В.С. Ильин считает, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент.

По мнению Т.И. Шамовой, познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [24].

Педагоги Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Познавательная активность ребенка рассматривается в контексте с познавательной деятельностью и определяется как состояние готовности к познавательной деятельности и порождает ее.

Познавательная активность выступает как предпосылка и результат психофизического развития ребенка. Развитие психики при этом рассматривается как реализация внутренних и внешних структур, определяющих характеристики познавательной активности ребенка. Источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется, как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют:

  • внимание и особенная заинтересованность;
  • эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.);
  • действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, паузы);
  • постоянное притяжение к этому объекту [2].

Итак, познавательное  развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний  и умений, развитие психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление), овладение речью. Все эти звенья взаимосвязаны: развитие психических процессов, овладение речью, формирование познавательных интересов осуществляется  при усвоении детьми знаний, приобретаемых в различной деятельности в дошкольный период детства. В умственном развитии детей старшего дошкольного возраста важную роль играют все психические процессы. Умственная деятельность неразрывно связана с развитием внимания. На протяжении дошкольного детства внимание развивается от непроизвольного, незначительного по объему к устойчивому, сосредоточенному.

  1. 1.2. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательной активности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни. По мнению И.С. Штепиной, познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [2].

И.С. Штепина считает, что распознать познавательную активность ребенка несложно:

  1. Увлеченность предметом, рассказом, деятельностью;
  2. Ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;
  3. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижения результата, осуществлении контроля;
  4. Общение со взрослым, вопросы направленные на познавательные интересы;
  5. Эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности), постоянное к нему стремление.

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы старших дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности.

Проблема познавательной активности отражена в содержании ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17.10.13 г). Образовательная область  «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [25].

В примерной основной образовательной  программе дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / под редакцией              Е.А. Хилтунен (2014 год) одной из главных задач является:

• развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремления к саморазвитию;

• поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.

            Целевым ориентиром освоения примерной основной образовательной программы «Детский сад по системе Монтессори» является комплексная характеристика ребенка, складывающаяся в процессе жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации: к 7 (8) годам дети приобретают навык самостоятельной познавательной деятельности, умение делать выбор занятия и завершать начатое дело. Они любознательны и активны в исследовании окружающей жизни. Имеют желание учиться [20].

Целью примерной основной образовательной программы «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой (2014 год) является: создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру [4].  

В целевых ориентирах примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014 год) указаны следующие:

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте [11].

В примерной основной образовательной программе «Успех» / под редакцией Н.В. Фединой выделен принцип проблемного образования, который предполагает решение задачи, поиск ответа на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся преодолением детьми определённых трудностей. Важно, чтобы проблема имела практическое значение для ребёнка — важное в его жизни и деятельности. Решая проблемы, ребёнок усваивает один из главных жизненных и образовательных уроков: окружающий мир не просто разный, он многообразный и меняющийся, в нём всё не по шаблону  [27].

Примерная основная образовательная программа «Открытия» / под редакцией Е.Г. Юдиной (2014 год) основана на глубокой уверенности в том, что каждый ребенок имеет право на образование, опирается на сильные стороны ребенка и предоставляет ему широкие возможности для активного, осмысленного познания мира посредством игры и других, адекватных возрасту форм и методов образования. При этом педагог, являясь партнером и помощником, постоянно отвечает на вопрос: как обеспечить наиболее полное, возрастосообразное развитие каждого ребенка в соответствии с его реальными интересами, склонностями и возможностями [12].

Таким образом, анализируя разные образовательные программы, нужно отметить, что все примерные основные образовательные программы одной из главных проблем в решение задач выделяют развитие познавательной активности детей.

Развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы. Познавательная деятельность дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности.

А.Н. Леонтьев выделяет следующую структуру познавательной деятельности как способ взаимодействия компонентов системы, включающую в себя:

Цель – получить знания.

Мотив – различен в зависимости от ситуации.

Способы – познавательные умения, действия.

Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.

Результат – получение знания.

Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, – осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, должна выстраиваться с учетом этих принципов [2].  

 На возрастных этапах развитие познавательных процессов характеризуется своими особенностями. Психические познавательные процессы в старшем дошкольном возрасте обретают произвольный характер. Дети получают знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем уровень развития ребенка. Чем больше уделить внимания на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни [2].

 Внимание старшего дошкольника начинает привлекаться предметами и объектами, связанными с переживаниями, вызываемыми эмоциями, а также раздражителями, имеющими непосредственную связь с потребностями ребенка. С развитием же произвольного внимания дети в силах направить свое сознание и удерживать его довольно долго на определенных явлениях, объектах, пока есть интерес.

Дети учатся управлять своим вниманием, но в силу возраста по требованию взрослого им еще трудно переключиться с интересного объекта на заданный. Позже дошкольники могут распределять внимание и действовать с несколькими предметами. В завершении дошкольного периода дети способны к получасовым занятиям. Внимание переходит в произвольное, а от него уже к начальной ступени послепроизвольного, когда старший дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения.                          А.М. Козлова, И.К. Никифорова считают, что формированию сферы внимания способствуют [21]:

- организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная нагрузка, перемена видов деятельности).

- подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес.

- включение развивающих упражнений.

 Память детей старшего дошкольного возраста отличается непроизвольностью. Ребенок не ставит задачи сознательно запомнить что-либо для последующего воспроизведения. То, что вызывает эмоциональное переживание и интерес, легче запоминается.

Для старшего дошкольного периода характерно механическое запоминание, осуществляемое путем повторений. Ребенок опирается на внешние связи объектов. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета [8].

С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу. Роль взрослого в качестве образца по мере усвоения движений уменьшается, и дети сравнивают движения уже со своими личными идеальными представлениями. Это значительно расширяет двигательные возможности детей.

 Для развития восприятия объединяются психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира. Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация.

Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных данных из внешнего мира. Старший дошкольник узнает, выделяет уникальные свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия.

 Л.В. Поздняк утверждает, что накопленная за период раннего возраста образная информация и простейшие понятия служат основой развития мышления. За счет оперирования старшим дошкольником образами расширяются границы познания. Усвоение понятий во многом определяет развитие мышления. Особенно трудным для детей старшего дошкольного возраста является правильное определение понятия. Он объединяет несоединимые по логике признаки предметов [7].

Использование собственных представлений порождает необычность рассуждений. Рассуждая, малыш использует обобщение и сопоставление, перебирает возможные варианты, использует чувственный опыт и информацию, полученную от взрослого. В пятилетнем возрасте дети понимают причинные связи объектов, переходят от глобальных к точным объяснениям, от внешних признаков к скрытым, внутренним, постигают обобщенную закономерность [14].

Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой семьей и дошкольным учреждением. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления дошкольника. Дошкольный возраст характерен переходом к словесно-логическому, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь. Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий, присущего логическому мышлению.

 Л.С. Выготский говорит о том, что процесс развития воображения проходит у детей старшего дошкольного возраста в 2 этапа. Сначала оно носит непроизвольный характер, представления возникают спонтанно. На втором этапе возникают активные формы воображения, появляется произвольность процесса. Первоначально представления возникают по инициативе взрослого, затем ребенок вызывает их целенаправленно сам. Это находит отражение в играх, они приобретают сюжетный характер.

Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Старший дошкольник фантазирует произвольно до начала деятельности, обдумывает ее ход, планирует процесс воплощения [19].

Речевое развитие стимулируют переход к внеситуативному общению, усложнение деятельности, расширение социальных контактов. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей. Старшие дошкольники учатся выстраивать словосочетания, предложения по правилам грамматики [6].

Для речи старшего дошкольного возраста характерно словотворчество, выражающее недостаточный уровень владения грамматическими формами. В речевых высказываниях дошкольника старшего периода преобладают простые предложения. С возрастом предложения становятся более сложными. Активное овладение речью сопровождается овладением ребенком нормами произношения.

Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов [24].

Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.

Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке» [9].

Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.

Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

Огромное значение для познавательного развития малыша 5 лет имеет осознанное знакомство с разными источниками информации (книга, телевизор, компьютер).

Уровень развития мыслительных операций у малыша 5-7 лет (анализ, сопоставление, обобщение, систематизация и т.п.) помогают ему более осознанно и глубоко принимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире [9].

К старшему дошкольному возрасту у детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным познавательным содержаниям, объектам либо явлениям. К избирательным интересам детей нужно относиться пристально и заботливо; всячески поддерживать и развивать их. Конкретно личные интересы и потребности активизируют познавательные способности и возможности малыша [5].

             Р.С. Немов выделяет следующие уровни познавательной активности дошкольников:

            Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса «Почему?»

           Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется данная активность стремлением ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Показателем интерпретирующей активности, по мнению ученого, может выступать большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ребенок стремится довести до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

            Третий уровень – творческая активность, характеризующаяся интересом и стремлением ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ребенок знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением [13].

            Таким образом, познавательная активность – это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к учению, умственное напряжение, проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, отзывчивость ребенка к процессу учения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

            Итак, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается:

- рвение расширить познаваемые горизонты реальности;

- желание выявить и вдуматься в имеющиеся в нашем мире связи и дела;

- энтузиазм к новым источникам инфы;

- потребность утвердиться в собственном отношении к окружающему миру;

- более калоритные и точные (по сопоставлению с предыдущими годами) личные познавательные интересы и предпочтения.

К концу дошкольного возраста у ребенка на базе восприятия и переработки информации о мире начинает складываться первичный простой образ мира, который человек узнает (расширяет, конкретизирует, уточняет и пр.) всю жизнь. Приобретенная и присвоенная в дошкольном возрасте познавательная информация является базой для следующего развития малыша.

На основании возрастных черт познавательного развития определяются цели, задачи, содержание и главные направления в работе взрослых с детьми 5-7 лет.

Основной целью познавательного развития старших дошкольников является развитие познавательных интересов и потребностей детей, как принципиальной предпосылки готовности к обучению в школе.

  1. 1.3. Метод проектов как инновационная форма организации
  2. целостного педагогического процесса в дошкольном
  3. образовательном учреждении, развивающая познавательную активность у детей старшего  дошкольного возраста.

А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцева считают, что комплексно-тематический характер планирования предполагает комплексное решение    педагогических

задач из разных образовательных областей при единстве содержания,  объединенного одной темой. Одной из ведущих форм комплексно-

тематического планирования выступает проект. Первый показатель проекта — это наличие общей темы. При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста воспитанников. Проблемность темы может задаваться вопросительной формой в ее формулировке (например, «Осень — это хорошо или плохо?», «Кто я, какой я?»). Важным представляется принцип личной значимости темы и конечного продукта проекта для детей.        Формулировки тем отражают потребности ребенка в освоении пространства

группы, участка, желание общаться с домашними животными и проявлять

активность в демонстрации своих возможностей в игре. В старшем дошкольном возрасте уже в самой формулировке темы проекта должна присутствовать загадка («Загадки космоса», «Тайны света», «Волшебные сказки Рождества»), интрига («Дома мама и папа, а на работе?»), реально существующая в группе проблема («Веселые истории вокруг нас», «Как укрепить организм зимой») или противоречие, сомнение («Дружба начинается с улыбки?»).  

   Характерной чертой проекта как формы планирования является формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта. Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуальной, личностно и эмоционально значимой для них. Это может быть необходимость помочь игровому персонажу, детям младших групп, улучшить условия в группе, сделать атрибуты для новой сюжетно-ролевой игры, разработать новые правила, узнать новое явление, подготовиться к празднику, показать свои умения, подготовить поздравление близким и т. п.

Постановка цели проектной деятельности возможна через определение конечного продукта проекта. Конечный продукт проекта по возможности должен иметь материальное воплощение. Чем младше дети, тем особенно важно, чтобы полученный в результате совместных усилий и личного участия каждого результат можно было увидеть, подержать в руках, поиграть с ним или использовать в деятельности для решения игровых, бытовых или учебных задач. В рамках постановки цели проекта педагогу следует совместно с детьми определить частные задачи, которые будут решаться по ходу проекта («Что для этого нам необходимо предпринять?», «Что будем      

делать в первую очередь, а что потом?», «Как объединим все вместе?»), а также совместно определить способы и средства решения («Как мы можем решить эти задачи?», «Что для этого нам понадобится?», «Где найдем информацию?», «Кто нам может в этом помочь?», «К кому мы

можем обратиться?»).

В ходе проекта используются разные формы организации детей (фронтальная, подгрупповая, деятельность парами, индивидуальное решение частной задачи). Выбор педагогом формы организации детей зависит от содержания деятельности, возможностей детей и педагогических задач. Например, в старшей и подготовительной группах развитие общения детей предполагает решение задач, направленных на развитие таких коммуникативных умений, как организация делового сотрудничества со сверстниками, распределение обязанностей с учетом возможностей друг друга, соотношение своих действий с деятельностью других участников команды, организация совместных отчетов о достигнутом результате. Поэтому в старшем дошкольном возрасте приоритетными будут подгрупповые формы детского взаимодействия, которые позволяют использовать современные интерактивные технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, создать условия для самооценки ребенка и проявления индивидуальных способностей каждого.

В процессе реализации проекта происходит включение детей в разные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую, музыкально-художественную, чтение, продуктивную. Эта характеристика является типичной для интегрированных проектов (включающих задачи из разных образовательных областей программы) и желательной для монопроектов (с преобладанием задач одной из образовательных областей). Вместе с тем не каждый интегрированный проект предполагает обязательную организацию всех видов детской деятельности. Например, в реализации проекта «Книжный гипермаркет» в старшей группе сложно решать задачи, связанные с физическим развитием детей. Поэтому данное содержание может быть спланировано на этот календарный период дополнительно вне содержания проекта. Система календарного планирования предполагает дополнение содержания проекта задачами по тем видам деятельности, которые не включает данный проект. Часто таким дополнением выступает планирование музыкальной, трудовой деятельности, занятий по физической культуре.

Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения. В зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей социальной активности каждого из них, от умения ладить  с детьми каждому можно найти в проекте роль «по душе» и по возможностям. Одни родители ограничатся оказанием помощи своему ребенку: помогут найти информацию в энциклопедии, книжках или в Интернете, сводят в музей, сфотографируют, найдут необходимые материалы из семейного альбома, помогут составить загадку, сказку, поучаствуют в создании совместного с ребенком коллажа, примут участие в выполнении индивидуального задания ребенка. Более активных родителей можно попросить поучаствовать в организации целевой прогулки, коллективном походе, в театрализованном представлении, спортивном празднике, рассказать детям о своей профессии, показать свои кулинарные, профессиональные, творческие умения в зависимости от темы проекта. Предполагается участие родителей в презентации результатов проекта. Сначала они могут быть только зрителями, а затем и участниками презентации вместе с детьми. Для удобства проектного планирования предлагается следующий алгоритм.

Тема проекта.

Цель проекта.

Задачи проекта.

Предварительная работа (планируется в случае необходимости).

Содержание (расписывается по этапам проекта).            

 Мотивационный этап.

Содержание и формы работы

Самостоятельная деятельность детей

Проблемно-деятельностный этап

Творческий этап.

Содержание и формы работы                  

Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В исследованиях Е. С. Полат определяется сущность этого метода как способа достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта. Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственных проб, поиска, выбора,  манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за результат деятельности, свои поступки.

В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции                     педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Какие виды проектов могут использоваться в педагогическом процессе детского сада?

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности. По предметно-содержательной области различаются монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны проекты (Е. С. Полат):

— творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

— исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);                                                                                                                            

— информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно-ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей);

— творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

Планируя работу, воспитатель может ориентироваться на конкретный вид проекта, а можно и интегрировать разные виды детской деятельности в один проект.

По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными, массовыми. Для дошкольных учреждений рационально использование коллективных и групповых проектов. В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему. Примером может служить коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результат которого — конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы.

Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей- участников. Например, проект для старшей группы «История игрушки» предполагает совместно с родителями организацию выставки «Старинные и современные игрушки». Для этого объединяется подгруппа детей, в семьях которых хранятся старинные игрушки. Они узнают от представителей старшего поколения семьи об истории появления этих игрушек в доме, о причинах их долгого хранения, находят в них признаки старины, отличия от современных подобных игрушек.

Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя. Например, в мини-проекте «Пожилые люди в жизни страны и семьи», посвященном Дню пожилых людей, ребенок вместе с мамой изучает семейные архивы и готовит альбом «Старшее поколение нашей семьи», в котором представляет не только фотографии, но  и свои рисунки, рассказы, поздравительные открытки и подарки для бабушек и дедушек.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными (мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочными.  Для детей  старших групп типичными будут проекты средней продолжительности, реализация которых составляет 1–2 недели.

 Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Как организуется проектная деятельность в детском саду?

Метод проектов включает в  себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

1) погружение в проект;

2) организация деятельности;

3) осуществление деятельности;

4) презентация результатов.

Вывод по первой главе

В теоретической части аттестационной работы на основе изучения и анализа ФГОС дошкольного образования, образовательной программы, психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме были решены следующие задачи:

- рассмотрены теоретические основы проблемы, освещён её исторический аспект, выявлены подходы к определению значения проектной деятельности для развития личности старшего дошкольника; определены содержание и виды проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду;

- выявлены и раскрыты особенности, задачи и содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой родного края и формирования представлений о труде сельских жителей в программных документах и у разных авторов в методических пособиях.


 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края посредством проектной деятельности 2.1. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о  природе родного края…

Для более комплексного исследования уровня развития экологических представлений дошкольников в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа:

- констатирующий эксперимент;

- формирующий эксперимент;

Исследование проводилось на базе воспитанников  подготовительной группы МБОУ «Бутовская СОШ №1» Ленинского района Московской области . В эксперименте принимало участие 20 детей в возрасте 6-7 лет.

Работа проводилась с двумя группами детей старшего дошкольного возраста – экспераиментальной и контрольной. В экспериментальную группу вошли 10 детей подготовительной к школе группы.  В контрольную группу вошли 10 детей подготовительной к школе группы.  Все обследуемые дети примерно одного возраста, 6-7 лет.

Проблема развития экологических представлений дошкольников занимает очень важное место в воспитательно-образовательной работе с детьми. Решается эта проблема в основном через планирование деятельности детей по систематизации и углублению знаний о живой и неживой природе, развитию ответственного и бережного отношения к домашним животным, к диким животным, обучению детей правильно взаимодействовать с природой, формированию трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями. Данные задачи решаются воспитателями, через использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, наблюдений, экскурсий, организацию труда в уголке природы.

Работа по развитию экологических представлений с детьми обеих групп планируется педагогами в соответствии с программой «От рождения до школы». Проводится работа с детьми в основном в форме организованной образовательной деятельности, экскурсий, игровой деятельности.

Далее нами был проведён констатирующий эксперимент.

Цель эксперимента – изучить уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения детей на констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группах.

Этапы проведения экспериментального исследования включают

Подбор диагностического инструментария, сравнение и анализ полученных

экспериментальных данных, разработку проекта «Моё родное Подмосковье», в котором будут использованы сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей, оценку эффективности разработанного комплекса занятий.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил экологические знания;

- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).

Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников проводилась с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

- формирование экологических знаний ;

- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам родного края.

Все диагностические задания были сгруппированы по трём разделам:

1. Представления о природе родного края:

а) об объектах живой природы;

б) об объектах неживой природы.

2. Отношение к природе родного края.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

В каждом разделе детям предлагался комплекс контрольных заданий.

Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводился в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых была составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

Баллы по результатам выполненных диагностических заданий

фиксировались в протоколе обследования. Далее высчитывался средний балл, по которому определялся уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагалось из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задавались вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Б) Неживая природа.

С ребёнком проводилась беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

-Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку?

 Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

 Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

2. Отношение к природе родного края.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

 Были созданы специальные условия, в которых ребенок должен был осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находились некоторые из живых существ, которые нуждались в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего были приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг).

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивали, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагали ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагалось:

- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

- рассказать о последовательности ухода за растением;

- непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

Распределение результатов констатирующего эксперимента детей экспериментальной группы по уровням представлено в таблице 1.

Таблица 1

Задание/уровни

Высокий

Средний

Низкий

1. Представление о природе (живой и неживой)

10%

50%

40%

2. Отношение к природе

10%

40%

50%

3. Трудовые навыки

40%

40%

20%

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает следующее:

-по первому блоку заданию – о представлении о природе (живой и неживой) – 10% детей имеют высокий уровень, 50% детей имеют средний уровень и 40 % детей имеет низкий уровень;

-по второму блоку заданий – об отношении к природе – 10% детей имеет высокий уровень, 40% детей имеют средний уровень и 50% детей имеет низкий уровень;

-по третьему блоку заданий – о трудовых навыках – 40% детей имеет высокий уровень, 40% детей имеет средний уровень и 20% детей имеет низкий уровень.

Таким образом,  можно сделать вывод, что в основном в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития экологических представлений дошкольников.

Распределение результатов констатирующего эксперимента детей контрольной группы по уровням представлено в таблице 2.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе, %

Таблица 2

Задание/уровни

Высокий

Средний

Низкий

1. Представление о природе (живой и неживой)

10%

40%

50%

2. Отношение к природе

10%

50%

40%

3. Трудовые навыки

30%

50%

20%

Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает следующее:

-по первому блоку заданию – о представлениях о природе (живой и неживой)– 10% детей имеют высокий уровень, 40% детей имеют средний уровень и 50 % детей имеет низкий уровень;

-по второму блоку заданий – об отношении к природе – 10% детей имеет высокий уровень, 40% детей имеют средний уровень и 50% детей имеет низкий уровень;

-по третьему блоку заданий – о трудовых навыках – 30% детей имеет высокий уровень, 50% детей имеет средний уровень и 20% детей имеет низкий уровень.

Таким образом,  можно сделать вывод, что в основном в контрольной группе преобладает средний уровень развития экологических представлений дошкольников.

 .Следовательно, можно сделать вывод, что в целом дошкольники из экспериментальной и контрольной групп показали средний уровень развития экологических представлений.

Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости проведения формирующего этапа исследования для повышения уровня знаний природы родного края детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Организация образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края посредством проектной деятельности

Результаты эксперимента позволяют делать заключение о необходимости проведения целенаправленной работы по ознакомлению с природой родного края у детей старшего дошкольного возраста, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.

После полученных данных в ходе констатирующего этапа опытной работы был проведен формирующий этап.

Цель формирующего этапа – расширить представления детей о природе родного края Московской области посредством проектной деятельности.

Для решения поставленной цели был спланирован и проведен проект «Мое родное Подмосковье»

I этап проекта.

1.Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.

2.Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края .

1. Блок «д.Бутово Ленинский район Московской области». 

(знания о географическом положении, водный ресурс, происхождение, климат).

2. Блок «Растения Московской области». 

(знания о растительном мире Московской области, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).

3. Блок «Животные нашего края». 

(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

4. Блок «Защитим природу». 

(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).

 II этап проекта

Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

1. Использование словесных методов: 

Беседы о Бутово Ленинский район (в гости к детям приходил персонаж Исторовед, знакомил детей с историей, рассказами, стихами о нашем крае).

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).

Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).

Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).

Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о сирени, о березе, о зимующих птицах и др.)

2.Использование метод экспериментирования и моделирования.

Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам»).

Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты территории Ленинского района, составление маршрута для путешествия по Бутово).

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

3.Практические методы.

Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Московской области», «Цветы и травы Московской области».

Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).

Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).

4.Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту родного края .

   Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика («Животные Московской области», «Растения Московской области»)

5.Создание зон экологической среды.

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, карта Московской области).

Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

6.Работа с родителями.

      Беседы родителей с детьми о Ленинском районе Московской области и природе родного края.

Помощь в составлении гербариев.

Участие в оснащении мини – музея.

Пополнение художественной и научной литературы.

Участие в соревнованиях (викторины, КВН).

Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).

Анкетирование.

7 Ожидаемый результат.

Знание детей приближаются к системным.

Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию о природе родного края.

Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.

Проявляют чувства гордости и восхищения своим краем, малой Родиной.

В данный момент проект находится на стадии оформлении результата  деятельности.

Закончился педагогический эксперимент повторной диагностикой,  показавшей , что в экспериментальной группе, которая участвовала в   погружении в проект и организации деятельности,   средний уровень развития экологических представлений дошкольников изменился и стал высоким.  В контрольной группе показатели остались прежними -  средний  уровень.            

Для педагогов ДОО подготовлено выступление на педсовете по теме «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края»(приложение 1) .

Заключение

Итак, цель данной работы можно считать достигнутой: было рассмотрено ознакомление с природой родного края посредством проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Также были поставлены и решены следующие задачи: был раскрыт психолого-педагогический анализ проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, выявлены особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, изучено детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

В заключение можно отметить, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается:

- рвение расширить познаваемые горизонты реальности;

- желание выявить и вдуматься в имеющиеся в нашем мире связи и дела;

- энтузиазм к новым источникам информации;

- потребность утвердиться в собственном отношении к окружающему миру;

- более колоритные и точные (по сопоставлению с предыдущими годами) личные познавательные интересы и предпочтения.

На основании возрастных черт познавательного развития определяются цели, задачи, содержание и главные направления в работе взрослых с детьми 5-7 лет.

Основной целью познавательного развития старших дошкольников является развитие познавательных интересов и потребностей детей, как принципиальной предпосылки готовности к обучению в школе.

Теоретический анализ работ показал, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов, позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер — вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Дети старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять проектирование. У них формируется ряд навыков данной деятельности: видеть проблему и выделять ее, постановка и принятие цели деятельности, решение проблемных ситуаций, умение проанализировать объект или явление, способность выделять признаки взаимосвязи, сравнение различных свойств, способность делать предположения, выбор средств и материалов для работы, делать умозаключения и выводы.


  1. Список используемой литературы

  1. Абашина, В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений [Текст] / В.В. Абашина. – 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. – 137 с.
  2. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет.садов [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014. – 392 с.
  3. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения. Пособ. для работ.дош. образов. учреждений и родителей [Текст] / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 2013. – 12 с.
  4. Детство: Пограмма развития и воспитания детей в детском саду [Текст]    / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.-244-СПБ : Детство — ПРЕСС, 2014.-155 с.
  5. Дошкольная педагогика. Конспект лекций: Пособ. для подгот. к экзаменам [Текст] – М.: «Приор-издат», 2014. – 192 с.
  6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.  — 464 с.: ил.
  7. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 510 с.
  8. Козлова, А.М., Никифорова, И.К. Дошкольное образование: Уч.-метод. пособ. [Текст] – М.: ЦГЛ, 2014. – 80 с.
  9. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4-7-и лет: [Текст] /                                    Е.Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 75 с.
  10. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации [Текст] / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2015. — 64с.
  11. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  12. ОТКРЫТИЯ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Е. Г. Юдиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 160 с.
  13. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие : метод. пособие [Текст] / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 152 с.
  14. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование. История и современность: Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав. [Текст] – М.: ИЦ «Академия»,2014. – 240 с.
  15. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст]  / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 31.
  16. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 29–34.
  17. Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст] /А. Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство»                          им. А. В. Запорожца, 2014. — С. 59
  18. Поздняк, Л.В., Лященко, Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студ. пед. Вузов [Текст] / Л.В. Поздняк, Н.Н. Ляшенко – 2-е стереот. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 432 с.
  19. Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование: [Текст] / авт.-сост.               И. И. Карелова. – Волгоград: Учитель, [2013]. – 141 с.: ил.
  20. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» [Текст] / Под ред.                    Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова, Е.А. Хилтунен]. — М. : Издательство «Национальное образование», 2014. – 186 с. : ил.
  21. Развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. уч. зав. [Текст] / под ред. Л.Г. Нисканен – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 208 с.
  22. Специальная дошкольная педагогика: Уч. пос. [Текст] /                    Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др. Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 312 с.
  23. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.
  24. Штрайсмер, В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Уч. пособ. для студ. высш. и сред.пед. уч. зав. перевод с немец. [Текст] /                           А.А. Михлина, Н.М. Назарова. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 240 с.

          Интернет-ресурсы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ 

3.  Примерная основная образовательная программа «Успех» / под редакцией Н.В. Фединой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Uspeh.pdf 

Приложение 1

 Выступление на педсовете, родительском собрании

Тема: «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края»

Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы[1].

Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а так же формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. В этом возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Экологическое воспитание начинается именно со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Интерес к природе пробуждает у детей желание наблюдать, трудиться, играть, проявлять художественное творчество. При этом формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

Воспитатели и родители – главные помощники в ознакомлении и общении малышей с этим миром!

В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.

В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. Проектный метод объединил в себе все методы ознакомления с природой: и наглядный, и словесный, и практический.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. В процессе детского исследования происходит получение ребенком конкретных познавательных навыков: обучение наблюдению, рассуждению, планированию работы, прогнозированию результатов, сравнению, анализу, обобщению, развитию познавательных способностей. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Тип проекта:

• Групповой

• Долгосрочный

• Познавательно-творческий

Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Задачи проектной деятельности, которые ставятся перед детьми при изучении природы родного края:

–       Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы;

–       Осваивание ближайшего окружения;

–       Расширение и систематизация элементарных географических экологических представлений;

–       Формирование навыков постановки элементарных опытов;

–       Формирование умения делать выводы на основе полученных результатов;

–       Развитие эстетических ценностей природы;

–       Умение выражать в творчестве полученные впечатления;

–       Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Проект включает три основных этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов;

2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Предполагаемые результаты проектной деятельности дошкольников в ознакомлении с природой родного края:

–            проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы;

–            бережное отношение к природе;

–            стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;

–            овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;

–            ознакомление с запрещающими и разрешающими экологическими знаками;

–            формирование стремления к исследованию объектов природы;

–            овладение навыками по обобщению полученных данных, установлению причинно-следственных связей;

–            овладение навыками по правильному ухаживанию за растениями в уголке природы;

–            опыт в проведении наблюдения за объектами живой и неживой природы;

–            навыки в проведении простейших и сложных опытов, исследований объектов природы.

К экологическому проекту всегда привлекаются родители. Так как экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей.

 

Таким образом,

 

Для развития мышления ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, ознакомление с природой родного края, в том числе и в процессе проектной деятельности.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.