Адаптационный проект "Волшебное облако"

Чиркова Светлана Владимировна

Детско-родительский проект с целью сплочения родительского коллектива, формирования навыка работы в группе, умения слушать, уважать мнение другого человека, стимулирования творческой работы с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnoe_oblako.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Волшебное облако»

Автор проекта: педагог-психолог 1 кв.категории Чиркова С.В.

Участники проекта: родители второй младшей группы, воспитатели, дети.

Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности – творческий,
  • по составу участников – групповой (все желающие),
  • по срокам реализации – средней продолжительности (3 месяца: июль - сентябрь),
  • по характеру контактов – родитель-воспитатель, в рамках ДОУ; родитель-ребенок, в домашних условиях.

Состав проектной группы:

  • руководитель проекта – педагог-психолог
  • участники – дети и родители второй младшей адаптационной группы, воспитатели данной группы, муз. руководитель.

Цель проекта: сплочение родительского коллектива, формирование навыка работы в группе, умения слушать, уважать мнение другого человека, стимулирование творческой работы с детьми в домашних условиях.

Задачи проекта:

1. Способствовать сплочению родительского коллектива группы.

2. Формировать навык работы в коллективе, развивать умение слушать и уважать мнение другого.

3. Способствовать созданию условий для совместной творческой активности детей и родителей.

Актуальность проекта.

Поступление в новое дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка и родителей определенными психологическими трудностями.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или к негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

В связи с этим, основной и первостепенной задачей в адаптационный период является снятие стрессового состояния не только у ребенка, но и у его родителей, а затем установление эмоционального контакта с ними.

Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

        Снять чрезмерное напряжение и тревогу родителей помогают:

  • полная ориентировка родителей во всей жизнедеятельности детей в группе,
  • установление доверительных отношений с сотрудниками дошкольного учреждения,
  • знакомство с другими родителями детей группы, общение и совместная деятельность с ними.

Осведомленность родителей о жизнедеятельности детей в группе осуществляется в полном объеме воспитателями, педагогом-психологом, мед. работниками  и администрацией. А установление доверительных отношений между родителями группы, между родителями и сотрудниками ДОУ достигается  медленными темпами в течение первого года пребывания в детском саду.

Проблема адаптации родителей к новому коллективу остается практически неразработанной. Необходимым условием их успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сплочение родительского коллектива группы и стимулирование творческой работы с детьми в условиях ДОУ и дома.

Обеспечение проектной деятельности: листы плотного ватмана, клей, ножницы, степлер, фотография каждого ребенка, арт-материалы (пальчиковые краски, фломастеры, цветная бумага и салфетки, блестящая бумага и фольга, цветные нити, природные материалы и др.), отпечатки детских ладошек.

Предполагаемый результат:

  1. Сплоченный родительский коллектив.
  2. Установление доверительных отношений между родителями, воспитателями и специалистами детского сада.
  3. Творческая активность детей и родителей.
  4. Презентация коллективной работы «Волшебное облако» на празднике.  

Проблема - когда на заключительном этапе периода адаптации родители приходят на традиционный праздник знакомства с семьей «Здравствуйте – это мы!», всегда возникает вопрос: у родителей – как побороть стеснение выступить на публику, где найти идеи для самопрезентации, у воспитателей - чем можно заинтересовать родителей на участие в празднике. Адаптация проходит у всех по-разному. Кто–то с удовольствием приходит в детский сад и включается в его жизнь, а кому-то уж очень хочется домой или «работа не позволяет». Поэтому необходима деятельность интересная, необычная, такая, которая может привлечь внимание каждого родителя.

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной (продуктивный), итоговый.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный. Родителям необходимо сделать АРТ-объект «Волшебное облако». В оформлении необходимо использовать фотографию своего ребенка и цветные отпечатки его ладошек. Вы должны выслушать все мнения и пожелания участников и прийти к общему решению при выполнении работы. Необходимо создать эскиз будущей работы.

Обратите внимание: эта работа будет представлена детям адаптационной группы и сопровождать их весь период нахождения в группе. Поэтому она должна быть яркой, креативной и позитивной.

2 этап – продуктивный. Этап непосредственного создания коллективной работы. После создания эскиза можно организовать работу по группам. Одна группа оформляет фотографии, другая – украшает облако и т. д.

Обратите внимание: в процессе работы возможны коррективы и изменение эскиза. Обсуждение изменений происходит совместно со всей группой родителей.

3 этап – итоговый. На этом этапе готовая работа представляется вниманию детей на празднике-знакомстве с семьями воспитанников «Здравствуйте – это мы!». По сценарию в начале праздника родители подводят своего ребенка к «Волшебному облаку», находят его фотографию, проговаривают его имя, сравнивается ладошка с цветным отпечатком и происходит представление семьи, её традиций, ценностей, увлечений. После праздника коллективное «облако» размещается в помещении группы, где происходит обсуждение, что особенно нравится каждому ребенку в этой работе.

Обратите внимание: дети должны слышать имена других детей и уметь находить не только свою фотографию, но и фотографии остальных воспитанников.