«Семейное воспитание детей с врожденной расщелиной губы и неба».

Коломиец Ольга Александровна

Коррекционно-воспитательный потенциал семьи ребенка с ринолалией. Повышение педагогической компетенции родителей, имеющих ребенка с врожденной расщелиной губы и неба.        Данной проблемой активно занимаются хирурги, стоматологи, логопеды и психологи, поскольку изучение этиологии врождённых расщелин губы и нёба представляет некоторую трудность, в силу широких масштабов различных по происхождению причин данной патологии.

Объект исследования – структура речевого дефекта у детей с расщелинами губы и нёба.

Предмет исследования – особенности речевых и неречевых симптомов у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

Цель исследования – повышение педагогической компетенции родителей, имеющих ребенка с врожденной расщелиной губы и неба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_rinolaliya.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Семейное воспитание детей с врожденной расщелиной губы и неба».

Коррекционно-воспитательный потенциал семьи ребенка с ринолалией. Повышение педагогической компетенции родителей, имеющих ребенка с врожденной расщелиной губы и неба.                

Глава 1. Причины возникновения врожденных пороков развития.Виды и классификация расщелин неба и губы.

            Глава 2. Особенности структуры речевого дефекта у детей с врожденными расщелинами губы и неба.

             Глава 3. Повышение педагогической компетенции родителей, имеющих ребенка с врожденной расщелиной губы и неба.

          Заключение

          Список литературы

Введение

Актуальность изучения темы мотивирована тем, что расщелины верхней губы и неба в структуре врожденных дефектов являются наиболее тяжелым пороком развития лица и челюстей, приводящим к значительным анатомическим и функциональным нарушениям.

Врождённые расщелины губы и нёба являются причинами тяжёлой речевой патологии, называемой открытая органическая ринолалия.

По данным Отдела Здравоохранения частота рождения детей с врождёнными расщелинами губы и нёба (ВРГН) в мире составляет 0,6 - 1,6 случая на 1000 новорожденных (по данным исследователя Алмазовой Е.С). Имеется тенденция к увеличению данного показателя, одной из причин которого является резкое ухудшение экологии. В результате этого появляется множество дополнительных эндогенных факторов, способствующих возникновению врождённых аномалий. Так, в США отмечено колебание частоты этого порока: от 0,78 в штате Нью-Йорк, до 1,82 на Гавайях, 0,94 в Алабаме и даже до 2,5 на 1000 новорождённых в Нью-Мехико. Ежегодно в России появляется от 3,5 до 5 тысяч подобных детей, до 54% которых составляют пациенты с врождёнными односторонними сквозными расщелинами верхней губы и нёба.

Данной проблемой активно занимаются хирурги, стоматологи, логопеды и психологи, поскольку изучение этиологии врождённых расщелин губы и нёба представляет некоторую трудность, в силу широких масштабов различных по происхождению причин данной патологии.

Объект исследования – структура речевого дефекта у детей с расщелинами губы и нёба.

Предмет исследования – особенности речевых и неречевых симптомов у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

Цель исследования – повышение педагогической компетенции родителей, имеющих ребенка с врожденной расщелиной губы и неба.

1. Причины возникновения врожденных пороков развития.Виды и классификация расщелин неба и губы.

Причины возникновения врожденных пороков развития - разнообразны. Установить точную причину в каждом конкретном случае, как правило, невозможно. Экзогенные причины:

♦ физические факторы:

 – механические (перенесенные аборты, неправильное положение плода, опухоли матки, многоплодная беременность, травмы матери в первые месяцы беременности и т.д.);

 – термические (гипертермия);

 – ионизирующее облучение (внешнее и внутреннее);

♦ химические факторы:

 – гипоксия (анемия, токсикоз у беременных, маточные кровотечения, хронический алкоголизм и т.д.);

 – неполноценное и несбалансированное питание;

 – гормональные дискорреляции (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы у беременной, фенилкетонурия);

 – тератогенные яды (бензин, формальдегид, соли тяжѐлых металлов, окись азота, пары ртути, алкоголь и т.д.);

 – лекарственные вещества (химиопрепараты, гормоны коры надпочечников, инсулин, витамин А, салицилаты, диазепам и др.);

♦ биологические факторы:

 – вирусы (коревой краснухи, кори, цитомегаловирус, простого герпеса, эпидемического паротита, ветряной оспы);

 – бактерии и их токсины;

 – простейшие;

♦ психические факторы (вызывающие гиперадреналинемию).

Эндогенные причины:

♦ патологическая наследственность (доменантным или рецессивным путем);

♦ биологическая неполноценность половых клеток (неправильный образ жизни; вредные привычки: алкоголь, курение, наркотики);

♦ влияние возраста и пола родителей.

                  ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РАСЩЕЛИН НЕБА И ГУБЫ

     Врожденные расщелины неба могут быть разнообразной формы и протяженности. Щелинный дефект самой легкой степени имеет вид вдавливания слизистой, иногда могут быть разъединены только мышцы и кость при сохранении слизистой.При врождённых расщелинах нёба также имеются общие для всех видов расщелин анатомические нарушения, выраженные в той или иной степени в зависимости от тяжести порока:

♦ расщепление тканей нёба;

♦ укорочение мягкого нёба;

♦ расширение среднего отдела глотки.

При скрытой расщелине мягкого нёба расщеплены по средней линии только мышцы мягкого нёба при сохранении целостности костных структур и слизистой оболочки полости рта и носа. При скрытой расщелине твёрдого и мягкого нёба по средней линии определяется втянутая бороздка, увеличивающаяся при произношении звука «а» за счёт сокращения расщеплённых мышц мягкого нёба. Обычно слизистая в этом участке имеет синеватый оттенок в результате просвечивания двух спаянных между собой слоёв носовой и ротовой слизистой. При пальпации определяется несращение нёбных отростков верхней челюсти по средней линии. Почти всегда имеется раздвоение кончика язычка на нёбе. Мягкое нёбо несколько укорочено. Речь таких детей, гнусавая и часто сопровождается компенсаторными сокращениями мимической мускулатуры лица.

 При неполной расщелине мягкого нёба передняя граница её не доходит до заднего края твёрдого нёба. При полной расщелине мягкого нёба несращение его доходит до заднего края твёрдого нёба и часто продолжается дальше в виде скрытой расщелины твёрдого нёба. При полной и неполной расщелине мягкое нёбо также укорочено. Речь детей невнятная, гнусавая, но рост и размеры верхней челюсти у этих детей не нарушены.

При полной расщелине мягкого нёба и неполной твёрдого передняя граница расщелины не доходит до резцового отверстия. Если расщелина мягкого и твёрдого нёба полная, то передняя граница расщелины доходит до резцового отверстия. При этом основание сошника лежит свободно, не соединяясь с нёбными пластинками. При полных расщелинах возможно врождённое недоразвитие верхней челюсти с нарушением прикуса. Речь у таких детей ещё более гнусавая. Сосать грудь ребёнок, как правило, не может, а воздушная струя, попадающая в полость носа, как бы проваливается в полость рта. Эти нарушения обусловлены невозможностью создания вакуума в полости рта ребёнка. При полных расщелинах мягкого, твёрдого нёба и альвеолярного отростка, которые могут быть одно- и двусторонними, описанные признаки ещё более выражены. Кроме того, при несращении губы ко всему этому присоединяется резкаяобезображенность ребёнка. После прорезывания зубов у этих детей также наблюдаются все возможные аномалии со стороны зубов в области расщелины, аномалии прикуса.

            По морфологической характеристике расщелин губы выделяют:

а) врожденная скрытая расщелина верхней губы (одно- или двусторонняя) ;

б) врожденная неполная расщелина верхней губы без деформации костно-хрящевого отдела носа (одно- или двусторонняя) и с деформацией костно-хрящевого отдела носа (одно- или двусторонняя);

в) врожденная полная расщелина верхней губы (одно- или двусторонняя);

2.Особенности структуры речевого дефекта у детей с врожденными расщелинами губы и неба.

          Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития.

          Наличие расщелин губы и нёба влечет за собой появление целого ряда симптомов, существенно осложняющих физическое и речевое развитие ребенка с первых дней жизни. В соответствии с этим, принято различать первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта.

         Под первичными нарушениями в структуре речевого дефекта при ринолалии принято понимать нарушения физиологического характера, или особенности неречевой симптоматики, обусловленные врождёнными расщелинами. К ним преимущественно относят:

1) Нарушение питания (сосания, глотания) с самого рождения.     В анамнезе детей, рожденных с грубым дефектом неба (полной или неполной расщелиной), отмечается, что грудное вскармливание было невозможным. Молоко попадает в дыхательные пути, ребенок захлебывается, и приходится переводить ребёнка на капельное вскармливание с ложечки или из пипетки. Так же пища часто попадает в складки недоразвившегося неба, в носовую полость, евстахиевы трубы, носоглотку, застаивается там, вызывает раздражение и воспалительные процессы слизистых оболочек

2) Нарушение функционирования органов артикуляции

Нарушение артикуляции в целом проявляется в виде ослабления развития всей лицевой мускулатуры; аномалиях в строении и подвижности губ; своеобразного расположения языка в полости рта; чрезмерного поднятия корня языка (его гипертрофия, истонченный вялый кончик языка, не принимающий участия в звукообразовании), а так же нарушении оральной чувствительности ротовой полости; в менее широком открывании рта при произнесении звуков, расстройстве работы мышц, осуществляющих движение мягкого неба.

3) Нарушение дыхания

Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к специфическим особенностям физиологического дыхания. При врожденной расщелине неба физиологическое дыхание чаще всего оказывается поверхностным - грудным или ключичным, когда во время вдоха напрягаются грудные мышцы, в движение приходят ключицы и грудная клетка, а диафрагмальные мышцы не принимают необходимого участия в процессе речеобразования. Нарушается соотношение между вдохом и выдохом.

4) Снижение слуха

Часто при ринолалии отмечается снижение слуха. Это связано с тем, что пища, попадая в евстахиевы трубы, вызывает воспалительные процессы слухового тракта. Снижение слуха может быть разной степени: от крайне незначительного до тяжелой тугоухости и глухоты. Это связано так же с частыми простудными заболеваниями.

5) Высокий уровень предрасположенности к различным заболеваниям

Неполноценность и ослабленность физического развития резко ослабляют жизненные силы ребенка, иммунитет. Отмечается повышенный уровень заболеваемости. Дети с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области страдают разнообразной сопутствующей патологией (функциональные кардиопатии, пороки сердца, заболевания почек, нарушения иммунной системы, болезни легких, патология ЦНС, патология внутренних органов, инфекционные заболевания, рахит, анемия). Часто наблюдается микроорганическое поражение головного мозга (ММД), признаки раннего поражения и дисфункции ЦНС и вегетативной нервной системы: головные боли, снижение памяти, нарушение сна, нарушения глубокой чувствительности.

6) Нарушение качественных характеристик голоса

Отмечается специфичность голосовой функции. Голос, как правило, слабый; истощаемый; тихий; приглушенный; с выраженным носовым оттенком (назализация), вследствие чего снижена разборчивость речи. Характерным является зажатое, сдавленное звучание, иногда сиплое и хриплое. Тусклый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи. Это создает затруднения при общении со сверстниками и взрослыми. Основной голосовой характеристикой, наиболее страдающей при врожденных расщелинах неба, является тембр. Часто голос бывает охриплым, а при ларингоскопии выявляется гиперемия и гипертрофия голосовых складок.

Таким образом, голос у ринолаликов глухой; сдавленный; слабый; быстро истощаемый; тихий; приглушенный; с выраженным носовым резонансом. Акустические изменения в спектре голоса лишают его звонкости и полетности и снижают разборчивость речи. Другие изменения тембра связаны с объединением полостей носа, рта и глотки в одну, с особенностями конфигурации резонаторов при выраженных рубцах после уранопластики, с наличием дополнительных складок слизистой оболочки, ограничением открывания рта.

Общая характеристика звукопроизношения - это храпящие звуки с носовым оттенком.

3.Повышение педагогической компетенции родителей, имеющих ребенка с врожденной расщелиной губы и неба.

Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выборе профессии.

Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-физиологические условия для воспитания правильного произношения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ВРН

От рождения до года.

1.Развитие зрительного и слухового внимания, стимуляция эмоционального и звукового отклика в режиме контакта, вызывание положительных эмоций от общения с окружающими.

2.Активизация артикуляционной и мимической мускулатуры, поощрение подражания движениям, «экспериментирование» с артикуляционными способностями ребенка, игровая гимнастика со зрительным и тактильным контролем.

3.Включение взрослого в гласноподобные звукокомплексы и звуки, в лепетную цепочку ребенка для стимуляции и закрепления спонтанно появляющихся вокализаций.

4.Дыхательный игровой тренинг при пассивном участии ребенка на основе механического дифференцирования вдоха и выдоха, а позднее — на основе ассоциативных действий с предметами.

От года до двух лет.

1.Развитие зрительного и слухового восприятия, обучение узнаванию и ассоциированию звуков, определению направления звука, соотнесению собственных действий и звука.

2.Развитие умения произносить звуки правильно по месту образования и, если возможно, правильным артикуляционным способом, ориентируясь на символические обозначения звуков и имитирующие звукоподражания с использованием зрительной и тактильной стимуляции. Не надо добиваться абсолютно правильного повторения, чистого произношения, особенно если присутствует небно-глоточная недостаточность, но необходимо поощрять попытки ребенка добиться правильной артикуляции по месту образования звука.

3.Поощрение употребления правильно произносимых согласных в звукокомплексах и словах.

4.Формирование направленного ротового выдоха, воспитание умения удерживать воздух за щеками, дуть, не надувая щек, озвучено и беззвучно произносить согласные.

5.Развитие умения достаточно широко открывать рот, петь гласные звуки при соответствующих артикуляционных укладах.

От двух до трех лет

1.Развитие зрительного и слухового восприятия, воспитание умения отличать чистую речь от назализованной, соотносить предметы и звуки, имитации и их источники, дифференцировать качество звуков.

2.Развитие умения различать слова с правильно произносимыми звуками и выделять эти звуки, закрепляя правильное произношение, отождествлять согласные в разных позициях в словах.

3.Поощрение правильного произношения согласных, требующих достаточно высокого внутри ротового давления (развивать умение смыкать губы, высовывать язык, фиксировать положение языка).

4.Стимулирование скоординированности  выдоха с началом фонации, формирование умения дифференцировать выдох по силе и длине, используя зрительную и тактильную стимуляцию и приемы спонтанного подражания на основе включения в игровую деятельность.

Научить ребенка пользоваться речью означает не только дать ему умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно говорить, но и помочь полностью понимать обращенную речь Речевая терапия подразумевает и этот аспект работы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ВРН

1.Включение ребенка в пассивный, а затем и в активный эмоциональный контакт.

2.Оречевление всех действий, производимых в присутствии ребенка, последовательное комментирование с подведением итогов учебных и игровых задач.

3.Соотнесение предмета, качества, явления с наглядным образом, стимуляция речевого и звукового отклика и сопровождающей речи.

4.Постепенное усложнение задач, предъявляемых ребенку, при условии полного усвоения им предыдущих задач.

5.Использование метода поручений, подкрепляемых словесными указаниями, а при необходимости и зрительными образами, при негативизме ребенка — использование приема отвлечения.

6.Поощрение правильных ответов и действий, помощь при попытках ребенка выразить свои мысли договаривание сложных конструкций и повторение правильных действий и ответов.

7.Предоставление ребенку возможности познавать окружающий мир, стимуляция ориентированности среди игрушек, материалов предметов, поощрение интереса и любознательности, обязательное предоставление ребенку информации (вопросы не должны оставаться без ответов).

8.Иллюстрирование всех занятий, проводимых с ребенком, и привлечение внимания ребенка к иллюстративному материалу (сопровождающим картинкам, предметам, игрушкам), соотнесение названий с предметами.

Вот несколько примеров того, как организовать полезную игровую деятельность с маленьким ребенком. При желании каждая заинтересованная мама и каждый ищущий педагог продолжат и расширят список приемов и игровых заданий.

• Можно широко использовать разнообразные звучащие игрушки, причем не только традиционные погремушки, но и предметы, с помощью которых получаются звуки и звуковые комбинации (стук горошин в коробочке, звон от щелчка по стеклу или стеклянному предмету и т д), постоянно разговаривать с малышом, особенно при выполнении каких-либо совместных действий, прежде всего во время кормления, стараясь создавать благоприятный фон, на котором и происходит кормление. Так как процесс кормления ребенка с ВРН может представлять определенные трудности, о которых мы говорили выше, от мамы требуется терпение и сила воли. Ребенка нужно обязательно вовлекать в контакт с окружающими, например проводить процедуру приветствия с родными и друзьями, когда и ребенок и взрослые искренне радуются общению.

•   Очень полезно подойти с ребенком на руках к зеркалу и продемонстрировать ему мамины губы, щеки, сравнить их с губками, щечками малыша, улыбнуться, надуть щеки, высунуть язык, облизать губы и т. п. Пусть малыш коснется маминого рта, почувствует движение, сам погримасничает перед зеркалом. Можно положить на кончик языка ребенка сладкую или кислую крошку или каплю, пусть попробует почмокать языком или выплюнуть. Ладошка малыша, поднесенная к маминому рту, должна ощутить поток воздуха.

•   Маме полезно ловить каждый звук, изданный ребенком, повторять  его, «петь» вместе с малышом, при этом ребенок должен чувствовать радость мамы в связи с его звуками, ее интерес и поддержку «Петь» и «говорить» могут и игрушки, когда они находятся в маминых руках!

•   Иногда, когда ребенок бодрствует и пребывает в хорошем настроении, можно слегка прикрыть его ноздри, что бы он почувствовал, как воздух проходит через рот, и попытался подуть ртом — на зеркало, на маму, на свою ладошку, которую мама подносит ко рту. Перед сном можно на пару секунд положить кусочек бинта на губы малыша, а носик в этот момент прикрыть — тогда ребенок не только почувствует, но и увидит, как бинтик поднимается, отдуваемый воздушной струей изо рта.

                                                    Заключение

Каждый ребенок с ВРН индивидуален, поэтому нельзя забывать о применении дифференцированного подхода и об учете индивидуальных особенностей ребенка, его характера. Самое главное, что нужно маленькому человеку, — это чтобы его любили. И если ребенок почувствует искреннюю любовь к себе, заинтересованность людей, работающих с ним, и их уверенность в том, что все получится, — не стоит сомневаться в успехе. Медицина в настоящее время способна устранить физический и косметический дефект, а от родителей требуется ежедневная кропотливая работа по адаптации малыша к социуму и жизни. Профессионализм и любовь к ребенку творят чудеса.

                                          Список литературы

  1. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи детей от 0                                                           до 6 лет — М Айрис-пресс,2003
  2. Герасимова А. С, Кузнецова В. Г. Школа раннего развития — ОЛМА-ПРЕСС, 2003
  3. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М., 1984
  4. Логопедия. Учебник для пединститутов по специальности "Дефектология" под ред. Волковой Л. С. - М: Просвещение, 1989
  5. Соболева Е. А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. - М: АСТ Астрель, 2006
  6. http://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-pedagogicheskoe-vozdeystvie-na-detey-s-vrozhdennymi-rasschelinami-verhney-guby-i-neba
  7. http://www.twirpx.com/files/pedagogics/logopaedics/parents/
  8. http://xreferat.ru/71/2082-1-narusheniya-v-strukture-rechevogo-defekta-u-deteiy-s-vrozhdennymi-rasshelinami-verhneiy-guby-i-neba.html