ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Юрий Алексеевич Молчанов

Статья о работе с детьми С ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _molchanov_yu.a._statya_belgorod.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Молчанов Ю.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подолешенская средняя общеобразовательная школа»

Прохоровский  район, Белгородской области

        Благополучие детей  с ограниченными возможностями здоровья зависит от их умения трудиться, выстраивать межличностные отношения в процессе учебной деятельности, в процессе общения, создания своего быта, организованности досуга. Задача учителя - помочь ребенку, научить это делать, показать на примере, на упражнениях.

        Развивать эмоциональную сферу младшего школьника, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять  в различных ситуациях. Это должны делать  не только психологи, педагоги, воспитатели, но и родители.

        Так как у детей с ОВЗ возникает   стойкая ситуация неуспешности, черты эмоциональной незрелости, характерные для этих детей, могут способствовать возникновению асоциальных форм поведения. С учетом этого в процессе обучения  и воспитания детей с ОВЗ используются специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания  младших школьников.

        Развитие волевой сферы осуществляется в учебно-воспитательном процессе и на специальных занятиях. На занятиях дети переживают эмоциональные состояния, знакомятся и накапливают социальный опыт, занимаются рисованием, музыкой, литературой.

         Ценность таких знаний и занятий состоит в том, что у младших школьников расширяется круг эмоций. Дети  получают возможность глубже понимать себя и других. С помощью сюжетно – ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, техники выразительных упражнений, этюдов, тренингов, сказок, инсценировок, драматизаций младшие школьники развивают эмоциональную сферу ребенка. Для устранения и предупреждения причин эмоционального дискомфорта можно и необходимо использовать следующие методические средства:

  • смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
  • повышение активности;
  • самостоятельности;
  • устранение агрессивности;
  • снижение возбудимости;
  • снижение тревожной мнительности.

        Для устранения и предупреждения причин эмоционального дискомфорта у младших школьников с ОВЗ следует использовать методические средства:

  • ролевые игры (ролевая гимнастика, которая включает действия и образы, основывающиеся на понимании и социальной роли человека в обществе);
  • психогимнастические игры, в которых формируется: принятие своего имени, понимание своих черт характера, понимание своего прошлого, настоящего и будущего;
  • коммуникативные игры, которые направлены на формирование у младших школьников умения видеть в другом человеке его достоинства и недостатки;
  • игры и задания, способствующие развитию умения общаться;
  • игры, которые учат общаться в коллективе;
  • игры, которые развивают в детях чувство здорового соперничества;
  • игры, которые развивают «силу воли»;
  • игры, направленные на развитие воображения;
  • игры для разгрузки-релаксации  (дыхательные техники).

        Приведем пример игры-драматизации. Героем игры может стать сам ребенок. В ходе игры он не только знакомится с окружающим миром, и самое главное, учится управлять собой. Все предметы могут быть воображаемыми, или же можно брать предметы обычного обихода. Каждая часть такого занятия может решать несколько самостоятельных задач, которые очень важны для развития младшего школьника с ОВЗ.

        Следующий пример - психогимнастика. Ребенок представляет образ и проигрывает его. Это доставляет школьнику массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность всех движений. А также упорядочивается психическая и двигательная активность школьника с ОВЗ, улучшается настроение, сбрасывается его напряжение и тревожность.

        Одним из примеров коммуникативных упражнений – обмен ролями партнеров по общению. Главное – это умение сопереживать,  освобождение от заторможенности, активное общение и проявление своих эмоций.

        Мимические и пантомимические этюды способствуют развитию способности выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния (гнев, радость, удивление, интерес). 

         Психомышечная тренировка способствует снятию напряжения, внушение хорошего настроения, закреплению положительных эмоций, которые стимулируют физическую и умственную активность детей, а самое главное приводят в равновесие эмоциональное состояние младших школьников с ОВЗ.

        Очень важным элементом при работе с такими детьми использовать задания, которые направлены на организацию совместной деятельности, составлению рассказов, организацию театрализованных игр.

        Неотъемлемой частью является использование наглядных пособий – фотографий, рисунков, схем, символов, графических изображений.

        Важно и необходимо соблюдение щадящего режима, особенно в начальных классах, чёткое последовательное чередование умственного труда и отдыха, смена видов деятельности и занятий, использование новинок педагогики в коррекции эмоционально-волевой сферы, что, в целом, предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность младших школьников.

        Эмоциональные нарушения у младших школьников связаны с патологическими изменения ЦНС, неврозами, психическими травмами. У большинства младших школьников с раннего возраста отчетливо проявляются повышенная раздражительность, тревожное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благоприятный фон для формирования таких личностных характеристик.

        Важное место в воспитании и развитии младших школьников с ОВЗ занимает и родительская позиция, стиль семейного воспитания, общий микроклимат дома.

        На начальном этапе обучающемуся и его семье должна быть оказана конкретная помощь на основе индивидуальной программы, которая составляется при непосредственном участии семьи и школы. При составлении такой программы учитывается уровень возможностей ребенка на данном этапе, его интересы, желания, возможности освоения психологического и жизненного пространства, ближайшее психологическое окружение.

        Включение семьи в работу с ребенком и коррекция семейных отношений требуют наибольшего внимания. Специалисты оказывают родителям младшего школьника помощь, консультируют родителей, проводят занятия с матерью по ее обучению методам наблюдения за психическим развитием ребенка, овладению приемами эмоциональных контактов с ребенком. Усилия специалистов направлены на подготовку семьи ребенка к его поступлению в школу или обучению на дому.

        Ценность таких упражнений и занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они получают возможность глубже понимать себя и других, у них часто и чаще возникает эмпатия, т.е. сопереживание  по отношению к взрослым и детям.

        Все перечисленные упражнения направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции. Все это является основными преимуществами  при развитии эмоционально – волевой сферы  детей с ОВЗ.