Содержание работы учителя – логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Серкова Анастасия Александровна

Реферат: Содержание работы учителя – логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

I. Влияние семейного воспитания на развитие речи ребенка

5

1.1. Развитие речи в онтогенезе и причины его нарушения

5

1.2. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие речи ребенка.

8

II. Содержание работы учителя – логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

15

2.1. Формы работы с родителями в ДОУ по профилактике речевых нарушений у детей;

15

2.2. Содержание работы учителя – логопеда с родителями по профилактике нарушений речи у детей дошкольного возраста.

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

БИБЛИОГРАФИЯ

32

ПРИЛОЖЕНИЯ

34


ВВЕДЕНИЕ.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения с первых дней жизни.

При нормальном речевом общении ребенка с окружающими людьми речевые реакции у детей образуются путём подражания и путём рефлекторного повторения (Н.И. Красногорский). Известно, что для развития различных психических функций, в том числе и речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки и периоды развития (Н.И. Красногорский, Г.М. Лямина, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, М.Е. Хватцев).

Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру), речевой негативизм (отказ от какой-либо деятельности), вторичная задержка познавательной деятельности (ни для кого не секрет тесная взаимосвязь речи и мышления).

На логопункте, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи, в последние годы наблюдается  колоссальный рост количества детей с нарушениями речи, обусловленными как медицинскими показаниями, так и социальными факторами. И в связи с тем, что количество детей, зачисляемых на логопункт ограничено, возникла острая необходимость осуществления профилактической работы с детьми еще до достижения 5 лет.

В связи с вышеуказанным тему исследовательской работы следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему взаимодействия специалистов-логопедов ДОУ  с родителями по профилактике речевых нарушений.

Цель: изучить условия, задачи и содержание работы логопеда в ДОУ с родителями по профилактике речевых нарушений.

Объект: процесс взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей дошкольного возраста по профилактике у них речевых нарушений.

Предмет: содержание логопедической работы учителя - логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений.

Гипотеза: правильно и своевременно организованные профилактические мероприятия приведут к сокращению детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Задачи:

  1. проанализировать влияние семейного воспитания на речевое развитие ребенка;
  2. изучить формы и методы работы с родителями детей дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений;
  3. подобрать содержание работы учителя - логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

База исследования: МБДОУ ЦРР Детский сад №332, вторая младшая группа №6, 25 человек.

Методы исследования: анкетирование.


  1. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА.

1.1. Развитие речи в онтогенезе и причины его нарушения.

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка.

Развитие речи очень долгий и сложный процесс, который завершается к 7 годам, когда язык становится для ребёнка не только средством общения, но и средством мышления. Основными направлениями развития речи в дошкольном возрасте являются:

  • Расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
  • Ослабление проявления эгоцентризма в речи;
  • Развитие функций речи: речь выступает как орудие общения, поначалу она возможна только при определённой ситуации, ситуативная речь; затем формируется контекстная речь, с помощью которой можно описать события. Также речь выступает как орудие мышления (перестройка психических процессов, планирование и регулирование поведения);
  • Развивается фонематический слух и осознание словесного состава речи.

Также происходит развитие звуковой стороны речи. Ребёнок начинает сознательно подходить к произношению им разных звуков. Но у них сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они могут распознать неверное произношение маленьких детей. Позже формируются тонкие дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребёнок слышит и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершатся процесс фонематического развития.

Состав речи ребёнка интенсивно растёт, но богатство речи зависит от общего уровня развития ребёнка и от среды, в которой он развивается [26].

По В. Штерну можно привести такие средние данные: если в 1,5 года ребёнок примерно использует около 100 слов, а в 3 года – около 1000-1100 слов, то в 6  лет – 2500-3000 слов [23].

Основная тема нашей работы посвящена изучению профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Но для того профилактической работы мало знать только симптомы того или иного нарушения, для действительно качественной профилактической работы необходимо ориентироваться на причины которые прямым или косвенным способом влияют на ход развития речи ребенка.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков [л], [р], ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающиеся условия для "срыва" речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.

Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

1)Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

2)Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3)Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4)Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5)Наследственные факторы.

Именно поэтому логопеду так важно при знакомстве с родителями собрать как можно больше информации о ходе развития беременности и о ранних периодах жизни их ребенка.

6)Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Как мы смогли увидеть, необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают.

Именно поэтому мы говорим о том, что для того, чтобы гармонично и правильно развивать ребенка, необходимо плотное взаимодействие с семьей ребенка. А так как дошкольный период является сенситивным в отношении формирования личности ребёнка, поэтому стоит ознакомиться с методами и стилями воспитания ребёнка в семье.

В своей работе мы будем рассматривать семью как субъективный признак воспитания, то есть о воспитании, осуществляемом членами семьи.

1.2. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие речи ребенка.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, под которым понимаются типичные для родителей система приемов и характер взаимодействия с детьми. Стоит отметить, что стиль семейного воспитания определяется характером эмоционального отношения родителей к ребёнку и зависит от характера внутрисемейных отношений, уровня психологической общности родителей и детей и направленности воспитательного воздействия. Можно сказать, что это целая «система» воспитания, которая подразумевает под собой осознание целей воспитания, формулировку задач, целенаправленное применение методов и приёмов, понимание о том, что можно и что нельзя допускать в отношении к ребёнку [21], [22].

Так как наша работа посвящена детям с нарушениями речи, мы не будем рассматривать те стили, которые должны быть «в норме». Рассмотрим те типы родительско – детских отношений, которые приводят к различным речевым, и не только, нарушениям.  

Итак, Б. Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей:

  1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. Это разрушенные или изначально неполные семьи; семьи, в которых родители имеют низкий уровень общего развития; также сюда можно отнести семьи с недостаточным материальным уровнем. Здесь важно отметить, что такие семьи не формируют обязательно трудного ребенка, но повышают шансы на то, что ребенок будет испытывать трудности в развитии и обучении.
  2. Конфликтные семьи. В таких семьях родители не работают над собой, не стремятся исправить особенности своего характера. Это приводит к тому, что ребенок-дошкольник часто встает в оппозицию, часто занимает конфликтно-демонстративное положение; ребенок – школьник может встать на сторону одного из родителей.
  3. Нравственно – неблагополучные семьи. Часто в таких семьях у родителей категорически разнятся общие взгляды на жизнь, на семью, на воспитание ребенка. Ребенок оказывается в «тисках» между двух мнений и моделей поведения, такая дисгармония может привести к нарушениям в его развитии.
  4. Педагогически некомпетентные семьи. Надуманные или устаревшие (традиционные) знания о ребенке могут привести к простой безнадзорности. Часто дети с особенностями, которые требуют к себе особого внимания, в таких семьях недополучают должного ухода в нужное время и развитие таких может претерпеть непреодолимые изменения.

В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев предполагают, что весомым фактором в личностном развитии ребенка, предрасполагающим к различным нарушениям, а в том числе и нарушениям речи, относится неправильное семейное воспитание. Они выделяют три типа разрушающего воспитания:

1.Отвергающее  - неприятие, эмоциональное отвержение - жесткие регламентационные и контрольные действия, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими представлениями о «хороших детях», естественно, что родители здесь мало уделяют внимания речи ребенка, а у ребенка, тем самым, не формируется мотивация к речи;

2.Гиперсоциализирующее – проявляется как чрезмерная озабоченность за ребенка, такая гиперопека может приводить к тому, что у ребенка не формируется необходимый словарь, правильное звукопроизношение не формируется за ненадобностью;

3. Эгоцентрическое – избыточное внимание всех членов семьи, отведение ребенку роли «кумира семьи» или «смысла жизни». Такой тип приводит к схожим нарушениям как при гиперсоциализирующем.

Также немаловажно ознакомится с еще одной классификацией, автор которой Т. М. Мишина, она основана на взаимоотношениях между супругами.

  1. Соперничество – структура отношений носит негармоничный, часто даже враждебный характер, это обосновано незрелостью супругов, а значит, неспособностью взять на себя ответственность не только за здоровье и развитие ребенка, но и за самих себя;
  2. Псевдосотрудничество – внешне семья выглядит благополучной, часто заметны преувеличенные проявления заботы к одному из супругов, причины конфликтов в семья чаще всего кроются в личных трудностях и неудачах одного из супругов;
  3. Изоляция – даже при совместной деятельности супруги не согласовывают друг с другом действия, обособлены друг от друга. Здесь часто конфликтные ситуации возникают, когда кто – то из партнеров нарушил границы другого.

Логично предположить, что в дисгармоничных семьях, где супруги не могут наладить внутриличностные и межличностные отношения, ребенок будет чувствовать себя некомфортно, в таких семьях дети часто подвержены различным заболеваниям.

Н. Штирман также выделяет три типа деструктивного отношения родителей к детям:

1. «Связывание» - жесткое стереотипное общение; дети остаются инфантильными, их эмоциональная сфера окончательно не формируется;

2. «Отвержение» - ребенок может «отказаться» от своей личности, что может привести к серьезным психологическим проблемам;

3. «Делегирование» - для родителей ребенок – продолжение своего «я», его успехи абсолютно игнорируются, не создаются ситуации успеха для дальнейшего его развития.

Подытожив вышеописанные деструктивные стили семейного воспитания, мы можем выделить основные факторы, которые могут отрицательно сказаться на речевом развитии ребенка:

-характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность по отношению к ребенку);

-неполная семья;

-конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод);

-неадекватный тип воспитания;

-резкая смена жизненного стереотипа, типа воспитания; или его непостоянность [16].

Одним из направлений работы учителя – логопеда в ДОУ является работа с родителями. Согласно ФГОС,  учитель – логопед должен проводить  Профилактическую и просветительскую консультативную работу среди родителей, которая заключается в оказании консультативной помощи родителям, предоставление родителям (или лицам, их заменяющим) полной информации о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка, в течение учебного года учитель – логопед должен участвовать в родительских пятиминутках, экспресс – выступлениях на родительских собраниях, также учитель – логопед может давать рекомендации игр и упражнений для развития речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики ребенка, а также для развития психических процессов; проводить индивидуальные и открытые логопедических занятия для родителей, оказывать помощь родителям в выполнении домашних рекомендаций, организовывать и принимать участие в тематических встречах, лекциях, вечерах.

Тема нашей работы обязывает нас рассмотреть еще и то, насколько родители вообще осведомлены о том, как должны развиваться речь ребенка, насколько они готовы участвовать в ее развитии, ведь часто причина многих нарушений кроется именно в том, что с ребенком была не начата верная и своевременная профилактическая и коррекционная работа.

Для выяснения этого вопроса нами был составлен небольшой тест, содержащий 8 вопросов. Целью теста было выяснить уровень осведомленности современных родителей детей 3-4 лет о вопросах развития речи ребенка в онтогенезе, возрастной психологии детей возраста 3-4 лет, о том, как сами родители могут участвовать в развитии речи своего ребенка, а также один из главных вопросов теста: кто должен заниматься развитием речи их ребенка.

Тест прошли 25 родителей  в возрасте от 26 до 35 лет, дети которых пока не посещают занятия логопеда и не испытывают  в этом острой необходимости.

Результаты теста показали, что больше половины родителей не имеют представления о том, как должна в норме развиваться речь ребенка, так же они не имеют представлений о возрастных нормах и соответственно о патологиях в речевом развитии ребенка. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Но здесь можно выделить некоторые особенности, которые присуще исключительно молодым родителям с единственным ребенком: родители, у которых уже имеются старшие дети, ответили, что развитие второго и последующего ребенка будут сравнивать с предыдущим и отталкиваться от своего личного опыта.

Результаты по другому, интересующему нас вопросу: «Кто должен заниматься развитием речи ребенка?» были таковыми: 8 человек из 25 опрошенных считают, что заниматься развитием речи с их ребенком должны и обязаны воспитатели и логопед в ДОУ, объясняя это тем, что ребенок большую часть времени проводит в стенах ДОУ, и у родителей не хватит ни времени, ни знаний правильно осуществлять такую работу. 4 человека считают, что вполне смогут сами полноценно развивать своего ребенка, прочитав нужную литературу и опираясь на личный опыт и на опыт своих родителей. 13 человек из 25 опрошенных ответили, что заниматься развитием речи ребенка и развитием ребенка в целом нужно совместно: важен тандем родителей и педагогов.

Таблица 2

По вопросу: «Готовы ли вы сотрудничать с ДОУ, получать новую информацию от специалистов ДОУ?» 23 человека ответили положительно, двое отрицательно.

По результатам опроса мы смело можем делать такой вывод: большинство родителей осознают, что сами могут недостаточно владеть нужной информацией и готовы сотрудничать со специалистами детского сада.  

Таким образом, особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы с родителями по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. А также для того, чтобы партнерство педагога и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи работы. Для педагога важно приобщить родителей к профилактической работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Глава II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВЗРАСТА.

2.1.Формы работы с родителями в ДОУ по профилактике речевых нарушений у детей.

Одним из направлений работы учителя - логопеда в логопункте в ДОУ, как мы уже сказали выше, является работа с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего и профилактического воздействия на ребёнка.

Существует несколько вариантов взаимодействия логопеда с семьей. Рассмотрим некоторые их них, которые предлагались в нашем тесте – опроснике.

  • День открытых дверей - достаточно распространённая форма работы, также даёт возможность познакомить родителей с режимом работы логопункта, его традициями, правилами, особенностями коррекционно-развивающей работы, заинтересовать и привлечь к участию к развитию детей. В это день можно проводить  экскурсию на логопункт с демонстрацией фрагмента занятия. После можно провести беседу с родителями, выяснить их впечатления, ответить на возникшие вопросы.
  • Родительские собрания - Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность должны отвечать запросу родителей. Именно на родительских собраниях закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут, проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры.

Вне зависимости от вида собрания следует придерживаться «10 золотых правил»:

  1. Собрание должно запомниться родителям;
  2. Встреча должна заставить задуматься родителей о поднятой проблеме;
  3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;
  4. Информационный блок, на котором построено родительское собрание, должен быть хорошо подготовлен;
  5. В присутствии других родителей стоит хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем;
  6. На каждого родителя должно хватить времени, поэтому нужно хорошо продумать каждый этап собрания;
  7. Собрание – не лекция, не урок; важно привлечь родителей к диалогу;
  8. Уважайте свое время и время родителей – продолжительность выступления должно быть четко регламентировано, включая необходимые интервалы для вопросно-ответного контакта;
  9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству;
  10.  Будьте изобретательны – проводите каждое собрание по-новому, так можно ввести в практику приглашение в качестве гостей других специалистов: педиатром, психологов.

Преимущества данного вида взаимодействия: родительское собрание носит групповой характер, то есть в нем принимают участие несколько родителей и педагог; специалист за достаточно непродолжительное время успевает преподнести хороший объем информации сразу до нескольких человек.

Недостатком такого способа взаимодействия является то, что некоторые родители не могут до конца быть откровенны во время бесед, так как нет доверия к другим родителям, так же немаловажный аспект – недостаток времени родителей на посещение родительских собраний, как правило, собрания организуется в заранее назначенное время, но не всегда родители могут прибыть в ДОУ к этому времени. Для таких случаев можно использовать следующий вариант взаимодействия.

  • Индивидуальные консультации педагога. Одна из важнейших форм взаимодействия специалиста с семьей. Позволяет установить более тесный контакт с родителями. Данный вид взаимодействия даёт возможность узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы специалиста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания вообще, и о развитии речи своего ребёнка в частности. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации, которые очень важно вести тактично: их задача в том, чтобы помочь семье в выборе профилактических мер по коррекции речи ребёнка.
  • Родительские конференции (общие, групповые) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о речевом развитии детей и имеют огромное значение в системе воспитательной и профилактической работы ДОУ. На конференции могут приглашаться другие специалисты – психологи, педиатры, для того, чтобы родители могли своевременно получить ответ на тот или иной вопрос по развитию своего ребенка.
  • Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый несколько раз в год материал с практическими советами и рекомендациями.
  • Получение полезной информации может осуществляться и через буклеты, в которых даются практические рекомендации по значимым вопросам речевого развития.
  • Прайс-листы – сориентируют родителей в большом разнообразии методических пособий и развивающих игр, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
  • Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. На практикумах могут освещаться такие темы как «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка», «Автоматизация звуков дома», «Развитие речи ребенка на прогулке, в общественном транспорте и дома»  и пр.
  • Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив и специалистов. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка,  поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит собственный ребенок. Такая форма работы позволяет в непринужденной обстановке обсудить волнующие родителей вопросы.
  • «Логопедический тренинг» для родителей с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. С использованием логоритмических упражнений, с видео и аудиосопровождением, родители вместе с детьми учатся правильно выполнять артикуляционную, пальчиковую гимнастику, упражнения на звукоподражание и речедвигательные игры.
  • Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети не посещают логопункт. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций: папки-передвижки, «Родительский уголок» в группе, информационный стенд «Уголок логопеда», страница на сайте ДОУ «За советом к логопеду» активизируют родителей и педагогов в вопросах коррекции и развитии речи ребёнка.

Проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей  образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности профилактической работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности совместной работы.

Мы перечислили наиболее распространенные формы работы с родителями, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Немаловажным фактором в работе по профилактики речевых нарушений является выбор формы взаимодействия с семьей, который зависит не только от предпочтений логопеда или другого специалиста, но и от предпочтений родителей. По результатам нашего опроса мы увидели, что для родителей наиболее предпочтительны родительские собрания, индивидуальные консультации и наглядные формы работы.

На основе полученной информации мы можем составить ряд рекомендаций для родителей детей дошкольного возраста, а так определить приблизительный перечень тем, которые будут подниматься в течение года при работе с родителями.

Но прежде, чем приступить к разработке программы работы с родителями важно рассмотреть принципы работы учителя – логопеда с семьей, которыми мы обязаны руководствоваться для достижения хорошего результата работы. Итак, принципы работы учителя логопеда с семьей:

  • сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
  • индивидуализация - ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
  • непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля над ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
  • комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико - педагогической проблемой.

Также важно рассмотреть условия эффективной работы учителя – логопеда с родителями.

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в профилактической работе со своими детьми:

  • ·Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей согласно рекомендациям специалистов.

Основные направления работы учителя- логопеда с родителями:

  • Консультативно–просветительская работа;
  • Коррекционно-обучающая работа;
  • Мониторинговая работа.

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

  • Ознакомление с результатами логопедического обследования;
  • Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития;
  • Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка;
  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях;
  • Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств;
  • Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия;
  • Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения;
  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

  • Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства;
  • Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия;
  • Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий;
  • Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.
    К мониторинговой работе относится:
  • Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества;
  • Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы;
  • Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы;
  • Определение эффективности выбранных форм работы с родителями;
  • Анализ качества двухстороннего сотрудничества [5].

В рамках нашей работы мы будем ориентироваться на первое направление: консультативно – просветительское, так как перед нами не стоит задача коррекции нарушений.

Итак, на основе всей полученной информации мы можем составить примерное содержание работы учителя – логопеда с родителями детей дошкольного возраста по профилактике речевых нарушений.

2.2. Содержание работы учителя – логопеда с родителями по профилактике нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Результаты анкетирования показали, что наиболее интересными формами работы для родителей являются:

1.Родительские собрания;

2.Индивидуальные консультации;

3.Наглядные методы работы: стен-газеты, буклеты, печатные консультации;

4.Мастер-классы.

Результаты приведены ниже, в таблице 3.

Таблица 3

При знакомстве учителя – логопеда  с родителями удачной формой взаимодействия будет практикум – день открытых дверей на логопункте. Целью данного мероприятия будет знакомство с родителями; ознакомление с оснащением кабинета учителя – логопеда, приобщение к совместной деятельности.

Тогда, когда будут готовы результаты диагностики детей, проводятся индивидуальные беседы, где родители узнают о результатах диагностики своего ребенка, получают на ее основе необходимые рекомендации. Далее индивидуальные беседы должны проводиться на постоянной основе по запросу родителей, чтобы родители могли своевременно получить квалифицированную помощь по тому или иному вопросу.

Примерные темы родительских собраний, отвечающих возрасту детей:

  • «Развитие речи ребенка в 3 года»

Цель: ознакомить родителей с особенностями развития речи детей трехлетнего возраста.

  • «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи»

Цель: научить родителей выполнять правильно артикуляционные упражнения. Сначала по подражанию, затем сопряжено, позже уже самостоятельно.

  • «Стили семейного воспитания и развитие речи ребенка».

Цель: ознакомить родителей с понятием стиль семейного воспитания; охарактеризовать стили. В форме дискуссии предложить родителям самим предположить возможные нарушения речи при неправильном общении с ребенком.

На собрании можно использовать такие приемы как: Проигрывание бытовых ситуаций по сценарию каждого стиля общения с ребенком, выявления недостатков, формулировка альтернативного варианта взаимодействия.

  • «Наши слова – паразиты или как не заразить ребенка».

Цель: приобщение родителей к культуре речи.

  • «А у нас в гостях…» Проведение родительского собрания с другими специалистами: педиатр, психолог.

Цель: дать более широкие представления о возрасте детей младшего дошкольного возраста, с особенностями их развития.

Примерные темы мастер – классов:

  • «Волшебная палочка» - изготовление тренажера для формирования воздушной струи

Цель: Разъяснение родителям необходимости правильной постановки воздушной струи; частые ошибки; почему нельзя надувать щеки, когда ребенок дует.

  • «Окружающая среда, как средство развития речи или логопедические игры на кухне»

Цель: научить родителей использовать подручные средства в развитии своего ребенка.

Примерное содержание.

Развитие мелкой моторики: перебирание риса и фасоли.

Развитие словаря: найти слова со звуком [Л] (пример);

Накорми меня сладкими словами (мед, варенье, конфета), Кислыми словами (лимон, смородина) и т.п.

Развитие связной речи: Опиши, что я делаю; сварим варенье: из яблок – яблочное, из груши – грушевое и т.д.; где и что спряталось: табуретка спряталась под столом, чашка спряталась в ящике, ложка спряталась в стакане и т. д.

Продуктивная деятельность: изготовление родителями аппликации из макарон и крупы. Цель: создания доброжелательной атмосферы в группе. Наглядный показ использования подручного материала в развитии ребенка.

  • «Развитие мелкой моторики в быту»

Цель: ознакомление родителей с необходимостью развития мелкой моторики у ребенка, о ее влиянии на развитие речи.

Продуктивная деятельность: лепка из пластилина «Подарок моему ребенку».

Пополнение логопедического уголка. Примерные темы:

  • Логопедические игры на улице.

Один – много.

Цель: Учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.

Описание: взрослый кидает мяч ребенку и называет слово, ребенок ловит мяч и проговаривает слово во множественном числе. Если ребенок затрудняется, слово проговаривает взрослый и просит ребенка повторить.

Назови ласково.

Цель: учить образовывать слова суффиксами.

Описание: во время прогулки выбираете слова и предлагаете ребенку назвать ласково. Вспомогательное слово: Маленький(-ая, - ое)… например, «Цветок – цветочек: Дорога, а маленькая … - дорожка.»

Найди слова со звуком [C].

Цель: активизация пассивного словаря ребенка.

Назови одним словом.

Цель: развитие мышления, активного словаря ребенка.

Описание: Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом березу, сосну, дуб, показывая на них. (деревья, транспорт, цветы, одежда и пр.)

Каким может быть… дом.

Цель: учить подбирать прилагательные.

(высоким, кирпичным, низким, широким, маленьким) Желательно требовать от ребенка полного ответа: Дом может быть большим, а может быть маленьким.

«Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

Цель: закрепление знания частей тела и ориентировки в пространстве (справа - слева, впереди - сзади), закрепление употребления предлогов.

Описание: ребенок выполняет задания по инструкции взрослого.

Взрослый:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснётся

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот - не запутаться б мне.

Разнообразить игры можно сменой лексичесих тем, сменой мест прогулок, также интересным способом мотивации ребенка к игре является смена ролей. Предложите ребенку быть ведущим.

  • Как читать ребенку

Цель: показать родителям важность чтения художественной литературы и ее влияние на развитие речи ребенка. Список литературы по возрасту:

Стихи: Девочка Чумазая», «Медвежонок невежа», «Машенька» Агнии Барто. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», "Усатый-полосатый", «Детки в клетке», «Где обедал воробей?», «Кошкин дом», «Старуха, дверь закрой» С. Маршака «Дядя Степа», «Про мимозу», «А что у Вас», «Мой щенок», «Фома» С. Михалкова «Телефон», «Айболит», «Тараканище, «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» и др. Корнея Чуковского. Лично мне его речь не очень нравится, но у большинства детей его произведения становятся самыми любимыми.

Сказки: Теремок, 3 поросенка, Кот в сапогах, Маша и медведь, Волк и семеро козлят, Лиса и заяц, Петушок-золотой гребешок, Маша и три медведя.

Книги современных писателей: Владимир Сутеев: «Мешок яблок», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал «Мяу», «Мышонок и карандаш» и др. Рассказы В. Сутеева, сопровождаемые прекрасными иллюстрациями автора – просто находка для маленьких детей. Их сюжеты просты и понятны малышам, но при этом дают богатую пищу для маленьких умов – почему надо поступать так, а не иначе. К ним можно прибегать при решении проблем воспитания, например рассказ «Цыпленок и утёнок» может помочь объяснить ребенку, почему не надо все повторять за другими детьми. Григорий Остер: "Котенок по имени "Гав", «38 попугаев», «Приключения Пифа». Николай Носов: "Незнайка и его друзья", рассказы «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Тук-тук-тук», «Огородники» и др. Андрей Усачев: «Умная собачка Соня» Козлов Сергей Григорьевич: «Трям! Здравствуйте!» «Львенок и черепаха» Милн Алан Александр: «Винни-Пух и все-все-все» Галина Александрова: серия рассказов про Домовенка Кузьку. Д. Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» Александр Волков: «Волшебник изумрудного города» (пожалуй, только первая книга, остальные - для детей постарше) Женевьева Юрье: серия "Жили-были кролики" Всеволод Нестайко "Лесная школа" Виталий Бианки «Как Муравьишка домой спешил», «Лесные домишки» и другие рассказы для малышей.

  • «Влияние речи родителей на развитие речи ребенка»

Цель: показать родителям прямую взаимосвязь между их речью и тем, как она влияет на речь ребенка (слова-паразиты, манера общения, грамотность).

  • «Понимает, но не говорит: активизируем пассивный словарь ребенка»

Цель: познакомить родителей с логопедическими играми, направленными на активизацию пассивного словаря ребенка.

1. Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом.

Например:

Сапоги из кожи -  кожаные.

Рукавички из меха - меховые

Тазик из меди – Медный

Медвежонок из плюша – Плюшевый

Рукавички из шерсти - Шерстяные ,

Стакан из стекла – стеклянный и т.п.

2.Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Цель - формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающим цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображения у детей.

Что бывает оранжевым – апельсин, солнце, майка и пр.;

Что бывает желтым – солнце, лимон, банан и пр.

Если ребенок затрудняется, можно использовать карточки цветов.

3. Игра «Скажи наоборот»

Цель: активизация словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Горячий – холодный, сильный – слабый, высокий – низкий, широкий – узкий, большой – маленький, тонкий – толстый и пр.

4. Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, внимания.

  • Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко)
  • Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента)
  • Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф...)
  • Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень)
  • Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)
  • Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)
  • Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки)
  • Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)
  • Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итоги работы можно с уверенностью сказать, что работа с родителями по профилактике речевых нарушений является важной, неотъемлемой частью  работы учителя – логопеда в ДОУ.

По результатам специальных психолого-педагогических исследований, можно сделать вывод, что современная семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевиден тот факт, что семья и детский сад, имея свои специфические функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать. В соответствии  с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовании, одной из задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Необходимость взаимодействия семьи и детского сада обусловлены: общей воспитательной целью, общим предметом и общим результатом педагогической деятельности. Все это еще раз подчеркивает актуальность выбранной нами темы.

В ходе работы нами было проведено исследование проблемы взаимодействия учителя – логопеда и родителей. По результатам исследования был разработан примерный план работы  учителя – логопеда с родителями дошкольников по профилактике нарушений речи с подробными рекомендациями и методическими указаниями.

Результаты проделанной работы также могут оказаться полезными для воспитателей младших и средних групп ДОУ.  


БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Бабина Е. С. Помогаем детям вместе: [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье]//Дошкольное воспитание, 2005, №12. С. 57-59;
  2. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, №1. С. 70-74;
  3. Барсукова Л., Румега Н., Земская Н. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – М., 2010, 320 с.;
  4. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Кризик и др. – М. Просвещение, 2005. – 191 с.;
  5. Давидович Л. Р. Родители и логопед – партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №6. С. 47-50;
  6. Давидович Л. Р. , Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? – М.: Гном и Д., 2005. 85 с.;
  7. Заваденко Н. Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.;
  8. Захарова Е. Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, №6. С. 54-58;
  9. Иванова Ю. В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М. 2008.;
  10. Клименкова О. Ю. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание, 2005, №3. С. 45-46;
  11. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика – синтез, 2006. 115 с.;
  12. Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, №6. С. 74-78;
  13. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи под. ред. Вакуленко Л. С, Детство-Пресс, 2011 г.;
  14.  Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 2001. - 336 – с.;
  15. Романович О. А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи. // Логопед, 2009, №3. С. 86-89;
  16. Типы неправильного воспитания по В.Гарбузову, А.3ахарову, Д.Исаеву//Интернет-ресурс: http://premier-gim.kiev.ua/1328003208_2robota.html;
  17. Ткаченко Т. А. Формирование лексико–грамматических представлений: сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2003;
  18. Тютрина Г. А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Совместная работа педагогов логогрупп ДОУ / Г. А. Тютрина // Логопед. – 2008. – №2;
  19. Филичева Т.Б., Соболева Развитие речи дошкольников. М., 2005;
  20. Хватцев М.Е. предупреждение и устранение недостатков речи: пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей - СПб.: Издательство "Каро", "Дельта +", 2004. – 250 с.;
  21. Хоменко И. А. К вопросу об определении понятия «семейное воспитание».//Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Вып.1 2012 г. Том 17. С.88;
  22. Черкасова О. В. Современная семья. Проблемы и перспективы развития. Учебное пособие. СамГУ, 2000. 72 – с.;
  23.  Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2005. - 353 с.;
  24. Шипицына Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3 – 6 лет) / Л. М, Шипицына. – Детство – пресс, 2010;
  25. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2003.

         ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1. Анкета для родителей.

Дорогие родители, для того, что бы наша с вами работа была наиболее продуктивной, пожалуйста, ответьте на некоторые вопросы.

  1. Обращаете ли вы внимание на то, как говорит ваш ребенок?
  • Да;
  • Нет.
  1. Знакомы ли вы с возрастными нормами развития речи?
  • Да, читаю специальную литературу;
  • Да, по личному опыту;
  • Нет, пока не интересовалась(-лся) этим.
  1. Занимаетесь ли вы дома самостоятельно развитием речи своего ребенка?
  • Да, регулярно;
  • Время – от времени;
  • Нет, мне некогда.
  1. Как, по-вашему, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
  • Детский сад и специальные учреждения, и клубы раннего развития ребенка;
  • Родители;
  • Совместная деятельность родителей и специалистов.
  1. Готовы ли сотрудничать с ДОУ, получать новую информацию от специалистов?
  • Да;
  • Нет.
  1. Как часто вы готовы встречаться со специалистами ДОУ?
  • Часто, 3-4 раза в месяц;
  • 2 раза в месяц;
  • 1-2 раза в месяц.
  1. Какая из форм работ наиболее интересна вам?
  • Родительское собрание;
  • Мастер – класс;
  • Логопедический уголок;
  • Индивидуальные консультации;
  • Свой вариант ответа_____________
  1. Если у вас уже есть какие-то вопросы, на которые хотелось бы узнать ответ, пожалуйста, напишите здесь:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за внимание!