Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности"

С данным мастер - классом я участвовала на городском семинаре учителей химии по обобщению и распространению педагогического опыта, а также на республиканских курсах ИРО и ПК им.Донского-II С.Н. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master_klass.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов Блюммер Любовь Александровна, учитель химии СОШ №7 г.Якутска

Слайд 2

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся и учителей – одна из приоритетных задач научно-методического совета современной школы. Учебно-исследовательская деятельность имеет специфические черты: в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формируются отдельные характеристики итоги работ. - логика построения исследовательской деятельности включает, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Слайд 3

Для эффективной научно-исследовательской работы необходимо создание комфортной образовательной среды. Для успешной НИР важно: осуществление научно-методического руководства; привлечение учителей и учащихся к исследовательской деятельности; формирование исследовательских умений и навыков учителей и учащихся; создание условий для профессионального общения юных исследователей, учителей, представителей вузовской науки, творческой интеллигенции; разработка научных проектов; создание условий для демонстрации результатов научно-исследовательской деятельности через проведение внутришкольных научно-практических конференций, конкурсов или через участие в региональных, республиканских, всероссийских или международных конференциях, конкурсах; регулярный мониторинг научно-исследовательской деятельности учащихся и учителей.

Слайд 4

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. Одной из форм организации исследовательской работы в школе №7 является кружок «Юный химик», который проводится на базе учебно-научной лаборатории при кафедре методики преподавания биологии, химии и географии (рук. Нахова Н.А.) ИЕН СВФУ. Учащиеся нашей школы посещают этот кружок, который помогает совершенствовать подготовку учащихся, повысить их общий культурный уровень и сохраняет, стойкий интерес к предмету, воспитывает у ребят веру в свои силы, чувство ответственности за общее дело и переживания за успех совместного мероприятия. Члены кружка принимают самое активное участие в творческих конкурсах, городских, республиканских и всероссийских НПК, являясь дипломантами. В этом учебном году на базе научной исследовательской работы учащимися выполнены исследовательские работы: «Подсластители пищевых продуктов», «Пищевые красители», «Исследование состава дыма», «Изготовление крема для обуви», «Определение аскорбиновой кислоты в овощах и фруктах» и т.д. Темы проектов актуальны и интересны для учащихся, так как это самостоятельная деятельность учащихся, которая включает в себя поиск информации, анализ и обобщение собранного материала, экспериментальную работу, практическую значимость исследования, а также создание мультимедийных презентаций.

Слайд 5

Формы организации исследовательской деятельности учащихся и учителей 1. Научное общество учащихся (НОУ) – объединение учащихся, проявляющих интересы к различным областям науки, техники, культуры (заседание происходит 2 раза в год). Виды работы: групповые теоретические и практические занятия в секциях, индивидуальные занятия, консультации. 2. Научное сотрудничество с организациями по системе «Школа – ВУЗ». 3. Участие в образовательных мероприятиях и научно-исследовательских проектах (научно-практические конференции, семинары, форумы различных уровней). 4. Публикация научно-методических результатов исследований.

Слайд 6

Научно-исследовательская деятельность связана с возможностью школы комплексно охватить интересы ребенка в соответствии с его талантами и способностями, воспитывает и развивают такие важные качества личности учащихся, как интеллект, мыслительная и речевая культура, креативность мышления, способность к длительному труду. В итоге работы над научным проектом у учащихся формируются умения и навыки: составлять план работы; собирать материал; анализировать данные; применять различные методы исследования; обобщать полученные результаты; готовить и защищать научную работу. Учащиеся получают дополнительную научную информацию, существенно помогающую им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях. I . Исследовательская деятельность учащихся Выявление интересов у учащегося к научно-исследовательской деятельности, углубленному изучению различных областей науки и техники способствует ранней профессиональной ориентации учащихся.

Слайд 7

Необходимые документы для участия в нпк 1. Исследовательская работа из 2-3 глав с 6 и более источниками; 2. Тезис объемом 3-4 страницы; 3. Раздаточный материал (таблицы, схемы, методические издания, сборники, выполненные в результате исследования); 4. Стенд (размер не более 1 листа ватмана); 5. Презентация Power Point . Основные правила при написании и оформлении работы : Структура исследования задает алгоритм действий. Важно продумать цель и задачи научной работы: 1. цель – одна, задач – несколько; 2. задачи – это механизм, ведущий к достижению цели; В тексте доклада обязательно указание ссылок на источник по ГОСТу. Наглядные материалы стенда и презентации: фотографии, диаграммы и др. В оформлении презентации и стенда важны: четкость, последовательность, а также приятная цветовая гамма.

Слайд 8

Содержание работы Введение………………………………….3 стр. Основная часть..…………………….…5 стр. Глава I …………………………………….5 стр. 1.1. Название подглавы………………..6 стр. 1.2. Название подглавы……………….10 стр. Глава II …………………………………..15 стр. 2.1. Название подглавы……………….16 стр. 2.2. Название подглавы……………….20 стр. Заключение…………………………...…24 стр . Список литературы……………………26 стр. Приложение Правила оформления списка литературы: Автор Название работы Место издания Год издания Объем в страницах Правила оформления ссылок в тексте: Оформление доклада

Слайд 9

Название, автор, класс, школа, руководитель Структура стенда и презентации Актуальность Цель Задачи Объект Предмет Гипотеза Практическая значимость Глава 2 Глава 3 Заключение Методология Основная часть Глава 1

Слайд 10

Секция «Химия», Максимов Михаил, ученик 9 Б класса Шанаров Аюр, ученик 9 А класса АКТУАЛЬНОСТЬ Стремительное развитие научно-технического прогресса, а вернее химической промышленности намного упростила современную жизнь. И среди огромного числа преимуществ этого роста - облегчение правильного и профессионального ухода за обувью. Ушли в прошлое всевозможные народные рецепты, уступив место не всегда высококачественным средствам, поэтому изготовление крема для обуви из остатков натуральных продуктов и материалов обходятся дешевле и не уступают по свойствам фирменным кремам ЦЕЛЬ Изготовить крема для обуви из остатков продуктов и материалов ИДЕЯ Современные крема для обуви содержат различные консерванты, полимерные компоненты, состав которых держится в секрете производимыми фирмами. Покупатели не знают их свойств, экологическую опасность. Порою на этикетах кремов написано на непонятном для нас языке. В связи с этим возникает проблема изготовления кремов лучшего качества. ПРОБЛЕМА Современные крема для обуви содержат различные консерванты, полимерные компоненты, состав которых держится в секрете производимыми фирмами. Покупатели не знают их свойств, экологическую опасность. Порою на этикетах кремов написано на непонятном для нас языке. В связи с этим возникает проблема изготовления кремов лучшего качества. ЗАДАЧИ 1 . Изучить литературные данные о производстве крема для обуви 2. Осуществить поиск информации о составе кремов для обуви 3. Выявить преимущества и недостатки кремов для обуви 4. Приготовить крем для обуви 5. Проверить свойства приготовленного крема для обуви ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ Крема: 1) водные 2) скипидарные Качество крема зависит: 1) зависимость от правильного образования эмульсий; 2) лучшее распределение жиров и воска в водном щелочном и мыльном растворе; Недостатки водных кремов: они не устойчивы по отношению к холоду и часто покрываются плесенью. Устранение: 10% воды заменить на скипидар ЭТАПЫ РАБОТЫ Растопили свиной жир; Растворили мыло в воде; Взвесили компоненты (Жир свиной 7г, парафин желтый 8г, сода пищевая 1,2г, мыло хозяйственное с ароматом лимона 4,5г, сухая акварель черного цвета 2г) крема; Смешали все компоненты при постоянном помешивании и нагревании. Получили крем для обуви чёрного цвета ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ Рецепт 1: Жир свиной 7г, парафин желтый 8г, сода пищевая 1,2г ( NaHCO3 ), мыло хозяйственное с ароматом лимона 4,5г, сухая акварель черного цвета 2г. Рецепт 2: масло сливочное 7г, парафин 8г, мыло 4,5г (С17Н35С OONa ), сода пищевая 1,2г, краска-гуашь красная 2г, вода 40г (H2O) . Рецепт 3: масло сливочное 7г, парафин 8г, мыло 4,5г, сода 1,2г, краска-гуашь желтая 2г, вода 30г. ВЫВОДЫ 1. Изучили литературные данные по Интернет ресурсам о производстве кремов для обуви; 2. Осуществили поиск информации о составе кремов для обуви и отобрали рецепты кремов, изготовляемых в домашних условиях 3. Преимущества кремов для обуви: низкая стоимость крема, экологически чистый продукт, доступность исходного сырья для изготовления; 4. Приготовили крема для обуви : 3 рецепта; 5. Проверили свойства приготовленных кремов для обуви.

Слайд 11

Из опыта работы в составе экспертной комиссии Критерии оценки исследований учащихся: Соответствие заявленной темы содержанию работы Оформление доклада по гос.стандарту Актуальность темы, новизна исследовательского подхода Выбор методики исследования Качественный анализ материала Новые умения, навыки, выводы, полученные в ходе исследований Соответствие задач и выводов исследования Практическое применение ( электронные и книжные методические пособия, сборники и др.); Самостоятельность выполнения работы.

Слайд 12

Хобби учащегося С какой областью науки связано хобби? Вопрос, объединяющий хобби и научную область ? ? ? Как выбрать тему для исследования?

Слайд 13

Определение темы исследования (рабочее название) Выявление области исследования (в какую секцию включить работу) ? ? Гипотеза (формула: если…, то…) Цель (переформулировка гипотезы) Задачи (основные действия для достижения результата исследования) Методы (определяются из задач) ? ? ? ? Практическая значимость (конкретный продукт) Структура работы (разбивка по главам, теоретическая, практическая части) Заключение (количество задач = количеству выводов, переформулировка задач в результаты по главам) ? ? ? I II III Как верно составить научный аппарат исследовательской работы?

Слайд 14

Ученик Тема работы, год написания Секция Уровень конференции Результат участия Шанаров Аюр, Максимов Михаил Курлов Роман Панина Екатерина «Изготовление крема для обуви» 2013 – 2014 уч.г. Химия Химия Всероссийский конкурс исследовательских работ Республиканский НПК «Шаг в будущее» Дипломанты 1 ст. Дипломанты 4 ст. «Изготовление конфет без красителей и консервантов» 2014-2015 уч.г Всероссийский конкурс исследовательских работ Республиканский НПК «Шаг в будущее» Дипломанты 1 ст. Дипломанты 3 ст.

Слайд 15

Пищевые красители Выполнила: Ученица 9 «Д» класса МОБУ СОШ №7 Федорова Светлана Руководитель: Блюммер Л.А

Слайд 16

Актуальность Актуальность нашего проекта заключается в том , чтобы выяснить какие пищевые красители могут содержаться в продуктах , которые мы употребляем каждый день . Давайте проверим!

Слайд 17

Цель: определение красителей в пищевых продуктах Задачи: 1. Поиск информации о красителях и их свойствах в литературных источниках; 2. Хроматографический анализ пищевых красителей,выявление Rf ; 3. Определение пищевых красителей в продуктах питания; 4. Выявление полученного результата.

Слайд 18

Пищевые красители Пищевые красители используются для придания определенной окраски пищевым продуктам. По происхождению выделяют пищевые красители природные и синтетические. Натуральные пищевые красители получают из веществ природного происхождения: растений, животных и даже микроорганизмов. Синтетические пищевые красители не встречаются в природе, они были получены искусственным способом

Слайд 19

Негативное воздействие на здоровье детей пищевых красителей: Е102, E104, E110, E122, E124, E129. Они могут вызвать у детей и взрослых: Небольшую возбудимость, Нарушение концентрации внимания, Резкие перепады настроения, Дисбактериоз, Аллергию, Гиперактивное поведение, У детей нарушение процесса обучения.

Слайд 20

Таблица пищевых красителей разрешенные в РФ Натуральные красители Синтетические (органические) Синтетические (минеральные) № Название № Название № Название Е 100 Куркумины Е 101 Рибофлавины Е 152 Уголь Е 100ii Турмерик Е 102 Тартразин Е 153 Уголь растительный Е 101 Рибофлавины Е 104 Желтый хинолиновый Е 170 Карбонаты кальция Е103 Алканин, Алканет Е 107 Желтый 2G Е 171 Диоксид титана Е 120 Кармины Е 110 Желтый «солнечный закат» Е 172 Оксиды железа Е 140 Хлорофилл Е 122 Азорубин, кармуазин Е 174 Серебро Е 141 Медные комплексы хлорофилла Е 124 Понсо 4R Е 175 Золото Е 150а Сахарный колер I Е 128 Красный очаровательный АС Е 150b Сахарный колер II Е 131 Синий патентованный V Е 150с Сахарный колер III Е 132 Индигокармин Е 150d Сахарный колер IV Е 133 Синий блестящий FCF Е 160 Каротины Е 142 Зеленый S Е 160аi β-каротин Е 143 Зеленый прочный FCF Е 160аii экстракты натуральных каротинов

Слайд 21

Хроматография Опыт 1 В первом опыте мы растворили пищевые красители в тексане : этаноле в соотношении1:2 Хорошо растворились: Е133,Е110,Е129(синий,желтый,красный)

Слайд 22

Работа в лаборатории СВФУ

Слайд 23

Опыт 1.2 1 – фиолетовый Е-151 2 – синий Е-133, Е-132 3 – красный Е-129 4 – желтый Е-110 5 – красный Е-124 Понсо-4 R 6 – оранжевый Е-111, Е-102 красители Е151,Е110,Е124,Е129, Е133,Е111,Е102, спиртовой раствор ,а потом вставили в хроматографический анализ Rf чтобы узнать подходит ли система к этим красителям 1 2 3 4 5 6

Слайд 24

Хроматография Опыт 2 В этом опыте мы поставили систему для того, чтобы выявить насыщенность синтетических пищевых красителей Для этого выбрали систему из изабутанола-изоамиловый спирт-пиридин-этанол 25 %- раствор аммиака

Слайд 25

Опыт 2.2 1-Мармелад 2 -Юпи 3 -Солнечный закат 4-Желтый 5-Оранжевый 6 -Юпи 7- Фиолетовый 8 - Зеленый 9- Синий блестящий 10- Синий

Слайд 26

Опыт 3 В третьем опыте мы проверяли карамель от фирмы « Chupa-Chups » И убедились, что в карамеле « Chupa-Chups » не совпадает с красителем Е110 (желтый)

Слайд 27

Опыт 4 В этот раз мы сравнивали с натуральными красителями , и как показал опыт натуральные красители растворялись в кислоте ( система) , а синтетические не растворились . Они больше выделили цвет. Базелла белая (натуральный) Красный Красный Свекла (натуральный)

Слайд 28

Опыт 5 Мы сравнили Юпи со вкусом яблоко с синтетическими красителями , и убедились , что он абсолютно не вреден для здоровья 1 – Е102 2 – Юпи со вкусом яблоко 3 – Е110

Слайд 29

Опыт 5.1 Этот опыт мы проводили с напитком Юпи (клубника) Сделали вывод что в напитке Юпи есть опасный для здоровья краситель Е129 (красный)

Слайд 30

Опыт 6 1 – Е129 2 – Юпи со вкусом «апельсин и клубника» 3 – Е122 Краситель Юпи отличается от Е129 и Е122 по цвету и по расттоянию Rf

Слайд 31

№ Название Хим.формула Физические свойства 1 Е151 Черный блестящий BN С28Н17 N5Na4O14S4 Порошок или гранулят черного цвета, дающий в растворе сине-фиолетовый цвет. Хорошо растворяется в любых жидкостях кроме масляных. 2 Е129 Красный очаровательный АС C18H14N2Na2O8S2 Синтетический краситель красного или оранжевого цвета. Применяется в кондитерских изделиях, лекарствах, косметических средствах, губной помаде 3 Е124 Понсо4 R C20H11N2Na3O10S3 по внешнему виду представляющий собой красный порошок или гранулятен, может вызвать онкологические заболевания. 4 Е110 Солнечный закат C16H10Na2O7S2N2 Данный синтетический краситель, особенно эффективен для окраски продуктов, подвергающихся ферментации при термической обработке 5 Е133 Синий блестящий C37H34N2Na2O9S3 Краситель входит в список пищевых добавок, разрешенных к применению при производстве пищевых продуктов , список разрешенных для применения пищевых добавок в странах ЕС 6 E111 Оранжевый GGN C16H10N2Na2O7S2. Краситель Е 111 так же относится к порошкообразным водорастворимым веществам, полученным в результате химического синтеза. 7 Е102 Желтый C16H9N4Na3 O9S2 используется для придания изделиям желтой окраски Часто смешивается с другими красителями для придания продуктам определенного цвета и оттенка.

Слайд 32

Запрещенные красители E121 — цитрусовый красный 2 (краситель) E123 — красный амарант (краситель) E128 —красный 2G (краситель) E216 — пара-гидроксибензойной кислоты пропиловый эфир, группа парабенов (консервант) E217 — пара-гидроксибензойной кислоты пропилового эфира натриевая соль (консервант) E240 — формальдегид (консервант )

Слайд 33

вывод