Современные технологии трудового обучения и воспитания детей

Кирьянова Татьяна Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1.

 

 

 

 

 

  2.

 

 

 

 

 

 

 

  3.

Введение…………………………………………………….

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………….

1.1 Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников ………………………

1.2 Роль трудового воспитания в нравственном становлении личности ребёнка дошкольного возраста……………………

Современные технологии трудового воспитания и обучения детей. ……………………………………………………………..

2.1 Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста…………..

2.2 Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет.  …………………………………………….

2.3 Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста……………

Экспериментальная работа по формированию трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста………

Заключение……………………………………………………

Список используемых источников……………………………

3

 

6

 

6

 

10

 

14

 

14

 

19

 

25

 

28

35

37

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx88.05 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1.

  2.

  3.

Введение…………………………………………………….

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………….

1.1 Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников ………………………

1.2 Роль трудового воспитания в нравственном становлении личности ребёнка дошкольного возраста……………………

Современные технологии трудового воспитания и обучения детей. ……………………………………………………………..

2.1 Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста…………..

2.2 Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет.  …………………………………………….

2.3 Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста……………

Экспериментальная работа по формированию трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста………

Заключение……………………………………………………

Список используемых источников……………………………

3

6

6

10

14

14

19

25

28

35

37

     

Введение

         

  Актуальность исследования. Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка. Сегодня в обществе утрачено уважительное отношение к труду. Трудовая деятельность необходима человеку для удовлетворения его жизненных потребностей и не только физических. Она является важнейшим источником нравственного, эстетического, сенсорного и других видов воспитания. Естественно, что воспитание у дошкольников тех или иных трудовых навыков еще не решает задачи нравственного развития ребят. Однако оно имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка, так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности.

          В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Задача формирования привычки к трудовому усилию (привычки к доступному ребенку дошкольного возраста напряжению физических, умственных и нравственных сил, необходимых для умения решать трудовые задачи) впервые ставится программой в средней группе детского сада. Это требует от воспитателя глубокого понимания содержания задачи - сформировать у каждого ребенка  умение прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести, и волевые, когда приходится заниматься порученным делом, несмотря на то, что сверстники играют, зовут его сооружать дом).

          В старшем возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы: умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования: умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т.д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

          Анализ литературы великих педагогов прошлого времени: Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, а также учёных нашего времени Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, Е.И. Корзаковой, П.Г. Саморуковой, показал, что труд в природе имеет большое воспитательное значение, он является средством нравственного, умственного и сенсорного развития, а также развивает наблюдательность, любознательность, вызывает интерес к объектам природы. Дети в процессе труда получают знания о животных и растениях, учатся устанавливать простейшие взаимосвязи.

          Тема нашего исследования: современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

           Цель: Выявить педагогические условия для формирования трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста, изучить современные технологии трудового воспитания и обучения детей.

          Объект: Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

          Предмет: развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

          Гипотеза: Формирование трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста будет при следующих педагогических условиях:

          1. если педагогом инициируется индивидуальный подход при анализе результатов труда ребенка;

          2. если используются эффективные методы и приемы организации дошкольников;

          Задачи исследования:

          1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

          2. Изучить особенности развития у детей старшего дошкольного возраста трудовых умений и навыков.

          3.Экпериментально апробировать формы и методы работы по развитию у детей трудовых умений и навыков.

          Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- наблюдение педагогического процесса;

- проведение диагностических работ;

- анализ проведенных работ.

          База исследования:  МДОУ «Детский сад №103» г. Саранск.

          Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Вклад отечественных педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников

          Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Следует начинать формировать у ребенка в дошкольные годы те способности и нравственные качества, которые необходимы будущему гражданину нашего общества.

          Эти положения развивались и конкретизировались применительно к различным сторонам дошкольного воспитания видными отечественными педагогами Е. А. Аркиным, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими.

          Большое внимание при этом уделялось не только общественному, но и семейному воспитанию дошкольников. Воспитанию ребенка в семье были посвящены статьи Н. К. Крупской, известная «Книга для родителей» А. С. Макаренко, многие произведения дошкольных педагогов.

         Отечественная система дошкольного воспитания строилась на научной основе, на основе педагогических, психологических и физиологических исследований. Эти исследования показали, что, хотя врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важное условие и необходимую предпосылку психического развития, наследственные задатки не предопределяют фатально ни хода, ни уровня этого развития. Решающую роль в том, какие способности разовьются у ребенка, какие нравственные качества у него сформируются, играют условия жизни и воспитания.

          Теоретические и экспериментальные исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других отечественных психологов свидетельствуют о том, что ни одно из специфически человеческих психических качеств - логическое мышление, осмысленная память, творческое воображение, нравственные представления, чувства и привычки - не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства в процессе усвоения ребенком социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, путем овладения создаваемыми обществом понятиями, способами деятельности и нравственными нормами поведения. Передача ребенку и усвоение им социального опыта составляют существо человеческого воспитания, которое играет, как писал Л. С. Выготский, «ведущую роль» в психическом развитии подрастающего поколения». [11, С. 121]

           Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме в процессе различных видов детской деятельности -- игры, труда, учения и т. д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовывать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Трудовые отношения людей ребенок познает легче и раньше, чем их общественные отношения. Общение в труде - одна из содержательных воспитывающих форм общения. Трудовое воспитание, общение в труде открывает путь к вершинам научного мировоззрения и нравственности.

          «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой... Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, прежде всего, должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь», - говорил К. Д. Ушинский. [28, С. 58]

          В какой бы сложный или простой вид труда ни вовлекали мы детей, важно, чтобы этот труд был, как говорится, в радость, - это непременное условие благотворного влияния его на становление человека-труженика. Ясно, что без увлечения трудом не воспитаешь трудолюбия. Но вот как воспитать увлеченность трудом?

          Вспомним стихи Некрасова: 5-6-летнему ребенку отец говорит: «Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу, родной!»  С чего отец начинает приучать сына к труду? Отец делает так, что «труд обернется сначала к Ванюше нарядной своей стороной». Нарядной, обратим внимание! После того как Ванюша почувствовал эту «нарядную» сторону, ему показывают другую - «труд -- не забава»... [16, С. 34]

          В своей книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский рассказывает о том, как шестилетки с увлечением выращивают цветы и 8 Марта дарят их мамам, бабушкам, воспитательницам. Это и самим приносит радость и вселяет веру в то, что и они способны радовать других.[27, С. 67]

           Профессор И. Ф. Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «...простейшая трудовая операция производит серьезные изменения в психологии и физических способностях ребенка. Эта операция как бы разделяет человека на две разные жизни: до этой операции он был неумеющим человеком, после нее стал умеющим человеком». [14, С.145]

       В. А. Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно, - вложил в это определение глубочайший смысл.

       Надо... Еще как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

       Трудно... Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

       Прекрасно... Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд. [27, С. 71]

       В 60-ые годы прошлого столетия центральное место в исследованиях начинает занимать изучение возможностей деятельности детей для их воспитания.

       Так, в исследованиях рассматриваются вопросы становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее возможности для нравственного воспитания (В.Г. Нечаева - 1964г. ), особенности труда детей в природе (В.Г. Фокина, Е.И. Корзакова - 1964г. ), целесообразность ознакомления детей с трудом взрослых и их отношением к труду, а также включения детей в труд взрослых, естественно в той мере, которая доступна дошкольникам (Е.И. Радина - 1964г.). Автор подчеркивает, что участие в труде взрослых побуждает детей не только подражать их действиям, но и проникаться их отношением к деятельности, понимать ее значимость. [14, С. 154]

       Я.З. Неверович (1965г.) придает особое значение формированию у детей общественно значимых мотивов, которые являются главным побудителем включения детей в труд. В процессе труда ребенок приобщается к деятельности людей, вступает во взаимоотношения, соответствующие моральным нормам общества, усваивает эти нормы, осознает необходимость их соблюдения. Примеры оказания помощи, участия каждого в общем деле приобретают для дошкольника актуальный смысл, постепенно превращаются во внутренние мотивы поведения. У ребенка формируется трудовая направленность, коллективистические черты личности, начала коллективизма. Он становится способным поступаться своими непосредственными желаниями в пользу интересов партнеров, преодолевать препятствия на пути к цели. Я.З. Неверович продолжает изучать и роль правил в регуляции поведения детей, но рассматривает этот вопрос гораздо шире. Автор замечает, что знание правил и поступки ребенка, даже соответствующие моральным нормам, далеко не всегда отражают его нравственную воспитанность. Чтобы правило стало средством нравственного воспитания, необходимо переходить от побуждения ребенка к поступкам, соответствующим правилам, к достижению детьми осознания слова "надо", которое является первой моральной инстанцией, вызывающей переживание ребенком необходимости поступать именно так, а не иначе. Дальнейшая работа педагога, связанная с разъяснением детям смысла правил, в которых заключены способы проявления отношения к окружающим, приводит к формированию нравственно ценных мотивов, помогает переключать внимание ребенка с себя на других, учит замечать их нужды, состояние, вызывает чувства симпатии и сочувствие. При этих условиях "знаемые" мотивы становятся мотивами "действенными". Следует отметить, что эти положения свидетельствуют о подходе автора к проблеме формирования гуманных чувств, что является одной из ведущих проблем современности. [14, С. 231]

   

1.2. Роль трудового воспитания в нравственном становлении личности ребёнка дошкольного возраста

           Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

          Любая наша деятельность всегда целенаправленна, всегда вызвана определенными мотивами, которые внутренне побуждают нас совершать какие-то поступки, выполнять ту или иную работу. Но можно хорошо трудиться и быть безнравственным человеком. И когда говорят, что любой труд облагораживает, наверное, это не совсем верно.

          Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Потому что только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.

          Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, - нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.

          Общественные мотивы должны играть в воспитании трудолюбия преобладающую роль. Труд для других, для общества, частью которого являешься и ты, оказывает благотворное влияние на формирование личности. Он приносит глубокое моральное удовлетворение, сознание своей нужности, необходимости, вдохновляет человека на большие свершения, поднимает его в собственных глазах.

          Общественная жизнь ребенка начинается еще в дошкольном детстве. Поручения, которые выполняет он в детском саду, дома, связанные с интересами детского коллектива или семьи, направлены на общественную пользу.

Поэтому одна из основных задач семьи - всячески поддерживать стремление ребенка участвовать в общественной жизни, стараться, чтобы он жил интересами коллектива, чтобы занял в нем свое место.

          Во-первых, ребенок в возрасте уже четырех-пяти лет многое может сделать своими руками; это не значит, понятно, что до того о труде малыша не стоит думать, - просто в этом возрасте результаты его труда могут быть вполне реальными, он может, скажем, стать настоящим помощником взрослых в их домашних делах.

          Во-вторых, труд не обедняет жизнь дошкольника, а, напротив, обогащает ее - новыми впечатлениями, новыми поводами для игры, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями отношений с людьми.

Воспитание для труда и в труде - важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего развития личности.

          Труд полезен для здоровья ребенка, способствует его физическому развитию, конечно если он разумно организован, если соблюдены необходимые условия (исключить непосильное; не загружать малыша монотонной работой; следить за позой; обеспечить выполнение гигиенических требований: хорошее освещение, свежий воздух). Движения малыша, знакомого с трудом, всегда более точны и уверенны; он все лучше ориентируется в пространстве; ему понятнее ход времени.

          Включается в работу мышление, ведь ребенку надо сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело, устанавливать простейшие закономерности явлений. Чтобы выполнить трудовое задание (даже самое простое), ребенок должен представить себе, с чего он начнет, что станет делать потом - ведь в любом деле есть внутренняя логика, значит, свои действия надо спланировать, приноровляясь к этой логике. А умение планировать свое поведение (в широком смысле - управлять им) считается одним из важнейших показателей развития ребенка. [25, С.13]

          Труд, наконец, вносит неоценимый вклад в нравственное воспитание. Простое перечисление важных качеств личности, укрепляемых в труде, скажет нам об этом: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, то есть добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность; очень важно, что труд дает малышу возможность проявить реальную заботу о других людях, близких и далеких, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма - умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом.

          Задачи трудового воспитания не сводятся к выработке какого-то круга (пусть даже достаточно широкого) навыков и умений; пронизывая всю жизнь ребенка, оно многообразно. И хотя в повседневном семейном бытии разные стороны его сплавлены воедино, назовем эти стороны одну за другой.

          Воспитывать у детей желание и умение трудиться можно, выполняя некоторые педагогические требования - простые, но важные.

          Пусть родители глубоко осознают, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул.

         Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде.

          Необходимо создать надлежащие условия для труда малышей.

           В детском саду дети трудятся вместе. Надо и дома создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм. [25, С. 19]

          2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

         

2.1 Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

          Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

         Стремление к самостоятельности и активности детей среднего дошкольного возраста позволяет не только развивать у них чувство уверенности в своих силах при выполнении простейших процессов самообслуживания, но и включать в несложный хозяйственно-бытовой труд семьи и детского сада.

          Формируя у детей трудовые умения, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.

           Как же формируется целенаправленная деятельность детей в труде, каковы педагогические условия, способствующие воспитанию у ребенка умения сознательно ставить цель, каковы методические приемы развития у него способности планировать работу и достигать результата? Рассмотрим все эти компоненты, составляющие сущность трудовой деятельности детей, организованной в дошкольном учреждении.

          Цель перед ребенком вначале ставиться педагогом и должна быть рассчитана на возможность её осуществления. Формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы. Если же ребенок по своей инициативе берет сложную работу, ему надо дать возможность попытаться собственными силами её выполнить. И лишь тогда, когда педагог заметит, что ребенок испытывает затруднение, которое он сам не может преодолеть, оказать ему помощь[21, С. 78].

          Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать: обладают определенными трудовыми умениями, не отвлекаются от выполняемого дела, доводят его до конца, умеют действовать совместно. При таком подходе нельзя у всех детей развить умения и воспитать интерес к труду, желание трудиться. Необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

          Рассматривая труд как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность самостоятельно ставить цель и осуществлять её. Привычные действия, повторяющиеся изо дня в день, укрепляют навык выполнения той или иной работы, но не всегда ведут к развитию самостоятельности. Овладев навыком выполнения того или иного трудового процесса, ребенок утрачивает к нему интерес, так как от него уже не требуется усилия, и он спокойно относится к тому, что работу за него выполняют другие дети или взрослый.

          Дети среднего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, постирать кукольную одежду и многое другое. Педагог, направляя внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить. Однако не следует переоценивать возможности детей сознательно ставить перед собой цель. Опыт свидетельствует о том, что ребенок пятого года жизни ставит цель только в наиболее привычных условиях. В малопривычных ситуациях дети ждут, чтобы им указали, что и как надо делать. Педагогу следует это учесть.

          В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желании трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы [30, С. 13].

          Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности, практических умений и навыков работы. Можно выделить несколько видов мотивов:

          1) деятельность ребенка обуславливается требованием взрослого (что-то принести, подать, привести в порядок игрушки) - этот мотив чаще связан с поручениями. Здесь деятельность носит кратковременный характер, однако позволяет ребенку активно проявлять себя, почувствовать удовлетворение при положительной оценке его труда взрослым;

          2) готовность принять участие в труде взрослых, протекающем на глазах ребенка: приведение в порядок групповой комнаты, уход за растениями в уголке природы - это желание ребенка воспитатель должен заметить и, поощряя его усилия, указать, что и как он может делать;

          3) общественные мотивы труда, которые выступают у детей среднего дошкольного возраста в стремлении принести пользу окружающим.

          В передовом педагогическом опыте и в научных исследованиях отмечается, что у дошкольников устанавливается непосредственная зависимость между мотивом и продуктом деятельности. Для ребенка важно видеть связь между мотивом и продуктом деятельности, связь между тем, что делать, и тем, для чего делать. Необходимо, чтобы эта связь нашла опору в жизненном опыте ребенка.

          В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата. Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

          В среднем дошкольном возрасте дети уже могут выполнять элементарное планирование. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. Если же деятельность ребенка не направляется, он производит много ненужных действий, выполняет работу в такой последовательности, которая не обеспечивает достижения желаемого результата. При отсутствии навыков планирования ребенок становиться на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом [30, С. 23].

          Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. Для этого педагог должен дать ребенку пример. Важно упражнять его в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Что тебе для этого необходимо?»

          Обязательно детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности. Если трудовая задача ясна, дети среднего дошкольного возраста уже могут выполнить работу самостоятельно и успешно. Когда некоторые звенья трудового процесса детям неизвестны, они находят решение в ходе работы - осваивают новые операции, применяют разный инструмент, продумывают, какой материал нужен для этой работы и как его использовать. Поэтому важно выяснить характер побуждений детей и при необходимости оказывать помощь, направляя их к дальнейшим поискам успешного завершения работы.

          Перед детьми стоят задачи как сходные с теми, которые давались ранее с пояснениями педагога, так и новые, решая которые ребенок может опереться на имеющийся у него опыт [25, С. 28].

          Так в специальных трудовых процессах дети учатся планировать работу. Совершенствование умения планировать деятельность происходит в ежедневной работе (сервировка стола, мытье стульчиков, игрушек, стирка кукольного белья, уборка в групповой комнате). Важно, чтобы в этом труде дети действовали не хаотично, а продумывали последовательность операций. Существенную помощь при этом также могут оказать картинки, изображающие последовательность операций. Детям предлагается составить маленький рассказ по картинке. При накапливании опыта планирования конкретной работы дети среднего дошкольного возраста с подобными заданиями легко справляются.

          Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Дети замечают хорошее качество работы и плохое. Наглядное сравнение заставляет их задуматься над причиной успеха [21, С. 54].

          Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности. Большое влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата.

          По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Эти достижения следует отмечать, они заметны педагогу и в большей ловкости, и в быстроте движений ребенка в процессе работы и в способности не отвлекаясь, без напоминаний довести дело до конца, и в более высоком качестве результата.

         Таким образом, овладение навыками трудовой деятельности следует рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей привычки к трудовому усилию, желанию трудиться. От педагога требуется четкое знание того, какими умениями должны овладеть воспитанники его группы. Это дает ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием - терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения им - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения [23, С. 3].

          Анализ психолого-педагогической литературы показал, что задача педагога - учить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места), осваивать рациональные способы трудовых действий, самостоятельно контролировать качество результатов труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто и т.д.). Именно целостное освоение трудового процесса (способность получить результат) дает возможность ребенку стать действенным субъектом посильной ему трудовой деятельности, почувствовать свою умелость, самоутвердиться, вызывает желание взять на себя повседневные трудовые обязанности, освобождая от них взрослых (уборка игрового уголка, дежурство по столовой и пр.). Введение в этом возрасте дежурств, длительных трудовых поручений, коллективного труда важно для становления отношений со взрослыми и сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания, добросовестности, ответственности, товарищества и других личностных качеств [30, С. 54].

     

          2.2 Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет

В современной педагогике разрабатывается технологический подход к образованию. Трудовое воспитание не стало исключением, существуют педагогические технологии приобщения дошкольника к труду:

  • Технология развития трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста Л.И. Сайгушева;
  • Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет;
  • Технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде Ю.А. Мичурина.

Проанализировав перечисленные выше технологии, хотелось бы более подробно остановиться на технологии вхождения ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет.

          Особенности педагогической технологии трудового воспитания (М. В. Крулехт) связаны с конструированием педагогического процесса, направленного на целостное развитие ребенка как субъекта деятельности, создание условий для проявления его потенциальных возможностей и способностей, осознания значимости ценности труда по мере вхождения в современный мир, трудовые связи с близкими людьми. Конструирование педагогического процесса на основе методик взаимосвязи средств трудового воспитания определяет пошаговое приобщение воспитанников к современному миру в процессе разнообразной детской деятельности. [18, С. 10]

       Первый шаг в приобщении к современному миру — формирование знаний о предметах и труде взрослых (в младшей группе — наблюдение за изготовлением взрослым поделок, игрушек из бумаги, пришиванием пуговицы, шитьем шапочки для куклы и т. д.; в средней группе — знакомство с трудом сотрудников детского сада няни, прачки, повара; в старших группах — знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями дома — кулинария, рукоделие и др.).

       Второй шаг связан с овладением трудовыми умениями,способами самоконтроля и самооценки (в младшем возрасте это освоение процессов самообслуживания; в средней группе — освоение посильных процессовхозяйственно-бытовоготруда (сервировка стола к обеду, мытье игрушечной посуды); в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке пылесосом, элементарной починке одежды (пришить пуговицу, вешалку), приготовлению простейших блюд (бутерброды, винегрет, салат, сок и пр.).

          Третий шаг связан с вхождениемребенка в реальные трудовые связи

с близкими для него людьми (воспитатель, няня, родители). Для этого в группе создается специальная обстановка, учитывающая возрастные, индивидуально-половыеинтересы и склонности воспитанников. Мотивацию младших дошкольников к самообслуживанию стимулируют привлекательные дидактические пособия, помогающие освоить умения застегивать, зашнуровать, намылить играя. В старших группах создаются уголки детского творческого труда, где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов, конструктора, а девочки — шить, вышивать и пр. [18, С. 12]

       Взаимодействие с детьми в младшем возрасте активизирует любознательность к трудовой деятельности взрослых, поощряет инициативу и самостоятельность малышей в самообслуживании. Для этого необходимо эмоционально поддерживать ребенка, побуждая его самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания с удовлетворительным результатом при небольшой помощи взрослого и сверстников (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч). В каждом отдельном случае необходимо отмечать детские достижения и успехи («Как хорошо, что ты это делаешь сам», «Какой молодец, что сам оделся (вымыл руки)»), чтобы ребенок радовался своим достижениям, стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, похвалы взрослых за умелость.

          Необходимо поддерживать стремление малыша быть опрятным, обращаться к старшим с просьбой помочь устранить недостатки, учить пользоваться общепризнанными способами оказания и принятия помощи, благодарить словом, улыбкой, жестом. Дидактические игры и упражнения обеспечат развитие мелкой моторики, необходимой для самостоятельного выполнения действий самообслуживания. Воспитателю также необходимо создавать условия и побуждать детей отражать процессы самообслуживания в играх на бытовую тематику, когда ребенок в роли мамы учит «своих детей» умываться, кушать, причесываться, следить за своим внешним видом.

          В средней группе необходимо развивать познавательный интерес к миру взрослых, желание войти в естественные трудовые отношения через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Взаимодействие и сотрудничество с ребенком ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде. Необходимо способствовать приобщению детей к самообслуживанию в процессе режимных моментов в повседневной жизни детского сада. Например, помочь застегнуть сзади пуговицы на одежде, напомнить, что влажные вещи надо отнести в сушильный шкаф, и пр. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам и оборудованию (аккуратно вешать и складывать одежду, класть мыло в мыльницу, тщательно выключать воду после умывания).

          Эффективно использование игровых персонажей, позволяющих учить детей ставить цель, выбирать предметы и инструменты, организовывать себе рабочее место, выполнять трудовые действия в верной последовательности; осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля качества выполнения. Важно хвалить за проявления добросовестности, ответственности, активности и инициативы, стремление помочь взрослым, товарищам, включиться в трудовые дела, сопереживать неудачам ребенка, радоваться его успехам, давать почувствовать детям свою умелость.

          В старшей группе ребенку важно обеспечивать опыт вхождения в естественные трудовые связи со взрослыми и сверстниками в соответствии с возросшими физическими и психическими возможностями детей шестого года жизни.

       Включение ребенка в естественные трудовые связи в условиях детского сада и семьи становится содержанием повседневной жизни, позволяющим осознавать свое взросление.

       Поэтому необходимо расширять спектр детского самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (чистка одежды и обуви, несложная починка игрушек, книг, одежды, наведение порядка в групповой и на участке детского сада, в своей комнате, помощь родителям в уборке квартиры, совместное приготовление со взрослыми несложных блюд, уход за растениями и животными). Целесообразно включать детей как в отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, стирка кукольной одежды, поливка растений), так и целостные виды труда (уборка групповой, дежурство в уголке природы).

          Кроме того, следует проектировать включение всех воспитанников в повседневные трудовые дела в условиях детского сада. Развивать умения планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, договариваться о распределении обязанностей в небольшой группе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда.

       Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель создает условия для включения трудовых процессов с настоящими инструментами в игровой условный сюжет (шитье одежды для кукол, поделки из бумаги, дерева и других материалов). При этом нужно широко практиковать приемы, побуждающие к творческой разработке замысла, поиску необходимого для его реализации материала (детское экспериментирование, простейшие пооперационные карты).

       В подготовительной группе необходимо ориентировать детей на посильную помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде, последовательно расширяя круг поручений (протирать пыль на полках с игрушками, с подоконников, на мебели в спальной комнате, наводить порядок в хозяйственном шкафу и пр.). Развивать у детей умения осознанно принять задачу от взрослого или поставить ее самостоятельно, способность выбрать лучший способ решения, попытаться самостоятельно отыскать варианты, получить совет, дополнительную информацию от взрослого, оценить свои возможности, попросить при необходимости о помощи, контролировать себя, проявляя волевые усилия для достижения качественного результата трудовой деятельности.

       Важно учитывать предпочтения девочек и мальчиков к разным видам продуктивной деятельности: плетение из бисера, вышивание крестиком, вязание крючком, шитье кукольной одежды и мягких игрушек, поделки из бумаги, дерева, конструкторов, бросового и природного материала. В этих целях приемлемо организовывать детские мини-мастерские, студии творчества, кружки по интересам. В условиях поиска разных форм организации педагогического процесса актуальным является использование детского досуга.

      В исследованиях М. В. Крулехт и А. А. Крулехт разработаны программа «Самоделкино» и педагогическая технология организации досуговой деятельности мальчиков 5–6лет, связанная с конструированием из бросового материала. Авторы вслед за многими исследователями (И. Я. Базик, Р. С. Буре, Э. К. Гульянц, О. В. Дыбина, Т. А. Маркова, Ф. П. Филенко и др.) относят конструирование из бросового материала к ручному труду. Поэтому в предлагаемой технологии оно рассматривается в логике структуры трудового процесса: цель (создание поделки, реализация проекта), бросовый материал для труда, инструменты, трудовые действия по созданию поделки, сама поделка или проект как результат труда (В. И. Логинова). [18, С.68]

      Если конструирование используется в организации досуга детей, то с его помощью возможна реализация творческих проектов. Темы проектов («Космическое путешествие», «Конструкторское бюро», «От кареты до ракеты», «Город будущего», «Рыцарский замок», «Подарок маме») представляются детям в форме конструкторской задачи, например надо решить, что потребуется для космического путешествия, из чего можно сделать, кто будет делать и т. д.

       Предлагаемое содержание детской досуговой деятельности позволяет учитывать своеобразие субкультуры современного старшего дошкольника, соответствие возрастным и гендерным интересам и склонностям мальчиков и девочек 5–6лет. Предлагаемые технологии трудового воспитания дошкольников способствуют не только развитию трудолюбия ребенка, способности прикладывать интеллектуальные и физические усилия для достижения желаемого результата, но и укреплению детского сообщества, дружеских взаимоотношений, формированию специфической детской субкультуры.

2.3 Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста

   

          Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников.

          Поручения имеют свои особенности: всегда исходят от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

          В практике воспитательной работы с детьми среднего дошкольного возраста особенно распространены индивидуальные поручения в ходе которых, для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений. При этом более удобен контроль за действиями каждого ребенка, своевременное оказание помощи, дополнительный показ [8, С. 44].

          Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования умений предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (2-3 дня) отвечает за какое-то дело.

          У детей среднего дошкольного возраста поручения в таком виде труда, как хозяйственно-бытовой, занимают большое место в режиме дня. Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручений.  Например, чтобы убрать полку с игрушками, ребенок должен придвинуть к полке стол, переставить на него игрушки; достать таз, налить в него воды, поставить на стол, затем намочить и отжать тряпочку; сырой тряпочкой протереть полку, затем по очереди протирать и ставить на место каждую игрушку [22, С. 32].

          Дети среднего дошкольного возраста овладевают правилами организации и выполнения различных трудовых поручений. Приведем основные правила.

          Правила, помогающие ребенку организовать свою деятельность:

1) сначала внимательно выслушай задание, а потом начинай его выполнять;

2) приготовь все, что нужно для работы;

3) если работа закончена, скажи об этом взрослому.

          Правила, соблюдение которых повышает качество работы:

1) нельзя отвлекаться (убегать, играть, отвлекаться, когда трудишься);

2) любое задание старайся выполнять хорошо, аккуратно;

3) вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополоскать её и т.д. (в зависимости от содержания поручения).

          Овладев этими правилами, дети пятого года жизни могут действовать целенаправленно в первых несложных поручениях: приготавливать все необходимое для работы, рациональными способами достигать качественного результата. Затем следует ставить детей в условия, при которых необходимо самостоятельно обдумывать предстоящий процесс труда.

          Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем-втроем выполнить его. В подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто что будет делать. Важно не торопить детей подсказывать очередность действий. Навык верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность, исполнительность, в которой можно усмотреть начало ответственности, первые проявления самоконтроля.

          Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде всего, их содержанием. Определение содержания поручения зависит от интересов и склонностей воспитателя, от условий жизни детского сада и группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении и, конечно, географических условий. Содержание поручений определяется также педагогическими принципами организации труда детей, т.е. тем, что оказывает воздействие на достижение ребенком конечного результата. От количества действий, трудовых операций зависит сложность заданий. Иногда одно и то же поручение можно усложнить или облегчить, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка [23, С.3].

          Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

          Таким образом, для детей среднего дошкольного возраста ведущей формой организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. К критериям оценки уровня выполнения детьми разных видов поручений относятся:

1. сформированность общих трудовых умений: умение самостоятельно поставить цель труда; спланировать основные этапы работы; организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты; проконтролировать качество промежуточных и итоговых результатов.

2. сформированность специальных трудовых умений: умение намыливать, споласкивать; правильно раскладывать столовые приборы; умение получать теплую воду и т.д.

         

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ

          Исследования по использованию дежурства как формы организации детского труда в старшей группе проводилось мною в МДОУ «Детский сад №103» города Саранска.

          Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

         Дежурства: по уголку природы. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут карту здоровья растений.

         В ходе дежурства определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

          Труд в природе.

          1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

а) ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

б) ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

в) ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

          2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

а) самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

б) предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

в) не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

          3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

а) ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

б) результат труда определяет при помощи взрослого;

в) не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

          4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

а) ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

б) раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

в) не может спланировать последовательность трудовых действий.

          5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора, вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

а) самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

б) с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

в) не может выполнить задания.

          6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

а) все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

б) отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

в) качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты представлены в таблице 1.

                                                                                                           Таблица 1

Имя ребенка

Предлагается потрудиться.

Предлагается отобрать растения и рассказать, почему они нуждаются в уходе.

Объяснение последовательности трудовых действий

Отбор оборудования для труда

Умение ребенка предвидеть результат своего труда

Правильность выполнения основных действий.

Лера

а

а

а

а

а

а

Соня

а

а

а

б

б

а

Даша

а

б

б

б

б

а

Ваня

б

б

б

б

б

а

Коля

б

в

в

в

б

б

Вова

б

в

в

в

в

б

          Анализируя отношение детей, определим, к какой группе относится ребенок:

     низкий В - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

    средний Б - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

     высокий А - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

        Полученные данные занесем в таблицу 2 и выясним  уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями.

                                                                                                         Таблица 2

Уровень

Предлагается потрудиться.

Предлагается отобрать растения и рассказать, почему они нуждаются в уходе.

Умение ребенка предвидеть результат своего труда

Объяснение последовательности трудовых действий

Отбор оборудования для труда

Правильность выполнения основных действий.

высокий

3

2

1

2

1

4

средний

3

2

4

2

3

2

низкий

0

2

1

2

2

0

 

          Таким образом, низкий уровень трудовых умений и навыков имеют два ребенка, средний - два ребенка, высокий – два ребенка.

          В ходе эксперимента мы проанализировали и отношение детей к дежурству как целенаправленной деятельности, в процессе которой у детей развиваются трудовые умения и навыки и желание и интерес к данной деятельности Данное исследование проводилось вместе с детьми. За ними было проведено наблюдение в процессе дежурства по уголку природы. Дети дежурили по два человека. Нами проводилась смена дежурных каждые два дня, мы вместе с детьми оценивали качество работы, т. е. формировали самооценку.

          После завершения формирующего эксперимента я провела исследование развития у детей трудовых умений и навыков в дежурстве в уголке природы.

         Вновь сделала срез по определению уровня сформированности трудовых умений и навыков дежурства. Мною  была проведена работа, аналогичная первому этапу, все полученные данные я занесла в таблицу 3., на основе ее выяснила уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями.

                                                                                                           

                                                                                                             Таблица 3

Имя ребенка

Предлагается потрудиться.

Предлагается отобрать растения и рассказать, почему они нуждаются в уходе.

Объяснение последовательности трудовых действий

Отбор оборудования для труда

Умение ребенка предвидеть результат своего труда

Правильность выполнения основных действий.

Лера

а

а

а

а

а

а

Соня

а

а

а

а

а

а

Даша

а

а

а

а

а

а

Ваня

а

а

а

а

а

а

Коля

а

б

б

а

б

а

Вова

б

б

б

б

б

б

                                                                                                           Таблица 4

Уровень

Предлагается потрудиться.

Предлагается отобрать растения и рассказать, почему они нуждаются в уходе.

Умение ребенка предвидеть результат своего труда

Объяснение последовательности трудовых действий

Отбор оборудования для труда

Правильность выполнения основных действий.

высокий

5

4

4

5

4

5

средний

1

2

2

1

2

1

низкий

0

0

0

0

0

0

            В процессе ухода за растениями дети узнали, что их рост и развитие зависят не только от наличия объективных условий - солнечного света, тепла, влаги, почвы (для растений), но и ухода, овладели определенными навыками и умениями.

          Дети стали наблюдать за растениями, следить за сухостью земли в горшочке цветка, если видели, что она подсыхала, предлагали полить. Ребята научились выбирать соответствующее оборудование: для маленького цветка- маленькую лейку, для того, чтобы протереть пыль с цветка - дети брали - щеточку для фиалки и тряпочку для бегонии. Мы обратили внимание на то, что у детей появился интерес к дежурству в уголке природы.

          Таким образом, динамика трудовых умений и навыков показывает, что отсутствует низкий уровень, высокий - четыре ребенка и средний - два ребенка. Основными достижениями развития трудовых умений и навыков являются: дети поливают растения, умеют рыхлить землю, убирать с листочков пыль, дети способны найти среди растения те которые нуждаются в уходе и объяснить почему. Дети рассказывают, как могут измениться растения, если за ними правильно ухаживать. Ребята научились подбирать оборудование, для выполнения трудовых заданий.

           В целом дети научились планировать свое дежурство, они умеют выделять предмет труда и определять цель задания. Так ухаживая за закрепленными цветами, дети сначала проверяли состояние земли в горшке (сухая или влажная), состояние листиков цветка, удаляли сухие листики, при необходимости рыхлили землю, подкармливали цветы. Так же дети не забывали наполнять лейки водой после полива с целью подготовки к будущему поливу, чтобы вода согрелась и отстоялась. Дети научились организовывать рабочее пространство в уголке природы. Они следили за чистотой оборудования и не забывали убирать его на место. Дети с удовольствием вели карту здоровья цветов. Они показывали родителям, как красиво зацвели фиалки, в результате ухода за ними. Им был приятен, тот факт, что они причастны к результату.

          В результате мама Даши рассказала о том, что девочка очень умело, ухаживает за домашними цветами, сказала, что теперь цветы на подоконнике ее комнаты она доверяет поливать дочери, и их состояние целиком будет зависеть от нее. Мама Коли рассказала, что он уже ухаживает за цветами на кухонном окне и у них сейчас зацвели: фиалка, амарилиус и герань. Коля и его семья очень довольны, что мальчик с любовью и желанием следит за цветами дома. Таким образом, результаты повысились.


          Вывод:

          Мною была организована целенаправленная работа по дежурству в уголке природы. Дети с интересом ухаживали за растениями, они научились рыхлить землю, чистить листочки, подкармливать и поливать цветы, следить за состоянием растения, предвидеть результат своего труда, подпирать оборудование в соответствие с особенностью дежурства.

          Результаты эксперимента показали необходимость проведения различных занятий по изучению комнатных растений. У детей повысился уровень знаний по изучению комнатных растений, сформировалось представление о правилах ухода за растениями.

          Данные результаты свидетельствуют о том, что дети с удовольствием дежурят в уголке природы. Видно, что трудовые умения и навыки значительно повысилось.

Заключение

          Формирование общих и специальных трудовых умений предполагает осознанное понимание компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование, результат), овладение рациональными способностями организации и осуществления трудового процесса - что служит основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственной инициативе, успешно его завершать. Дети осознают, что, изучив основные этапы трудового процесса одного из видов поручений, можно использовать в идентичных поручениях.

          Проведенное исследование показало, что в результате предложенных педагогических условий дети способны использовать полученные знания в различных по содержанию трудовых поручениях. Это становится возможным благодаря тому, что ребенок среднего дошкольного возраста овладевает таким способом планирования как план-рассказ. Умение выражать план в словесной форме придает трудовому процессу осознанность, уверенность ребенка в своих силах и возможностях.

          Таким образом, сформировать трудовые умения возможно только в специальных педагогических условиях:

          при систематической работе с детьми;

          при последовательности обучения;

          при использовании разных форм обучения;

          при различной организации обучения;

          при использовании поручений разного содержания;

          при дифференцированном обучении детей.

          Сравнительные данные по всем видам поручений значительные. Это связано:

         с использованием различных игр и упражнений для развития мелкой моторики рук;

           с правильно подобранным наглядным пособием для формирования рациональных способов действий;

          с использованием комплекса занятий по одному виду поручений (мытье посуды), в ходе которого дети усвоили основные этапы работы, которые сходны и для других видов поручений;

          с дифференцированным подходом (от простых поручений к более сложным).

         Анализ педагогической и учебно-методической литературы, а также итоги данных экспериментальной работы позволили разработать методические рекомендации для применения в практике ДОУ.

          1.Создание экспериментальных уголков, где дети могли бы при самостоятельном проведении опытов получать знания о свойствах и качествах материалов.

          2.Проведение комплексов занятий по более глубокому осознанию детьми планирования и осуществления поэтапных действий для каждого вида поручений.

          3. Дифференцированное использование трудовых поручений в повседневной жизни детского сада.

          4.Создание проблемных ситуаций, в ходе которых дети закрепляют полученные знания на практике.

          5.Организация наблюдений за трудовыми действиями взрослых.

          6. Пополнить уголки сюжетно-ролевых игр материалом и предметами необходимыми для выполнения трудовых действий.

          7. Для формирования специальных трудовых умений проводить игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.


Список используемых источников

          1. Арнаутова, Е. О воспитании трудолюбия / Е. О. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2003 - №12 - С. 68-69.

          2. Буре, Р. С. Нравственно - трудовое воспитание детей в детском саду /Р.С. Буре.- М.,1987.

          3. Буре, Р.С., Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада. / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

          4. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / М.А. Васильева. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 207с.

          5. Васильева, М. А.-. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста./ М.А. Васильева. - М., 1984. – 233 с.

         6. Венгер, Л.А., Психология / Л.А. Вегнер, В.С. Мухина - М.: Просвещение, 1998 . - 335 с.

          7. Владимирова, Т.А. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Т.А. Владимирова, А.А. Анциферова, В.В. Гербова и др.; Сост. Т.М. Лямина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1982. - 256 с.

          8. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Книга для воспитателя детского сада (А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова и др.) Под ред В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

          9. Гордин, А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде. / А.Ю. Гордин. – М.: Просвещение, 1987. – 115 с.

           10. Дошкольная педагогика. /под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1999. – 415 с.

           11. Дошкольная педагогика. Часть 1 /под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1995. – 255 с.

           12. Дошкольная педагогика. Часть 2 /под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1995. - 269 с.

           13. Зорова, О.А. Нравственные и эстетические факторы в трудовом воспитании. Учебно-методическое пособие для вузов / О.А. Зорова. - М.: Высшая школа, 1986. – 28 с.

           14. История дошкольной педагогики в России /под редакцией М.Ф. Шабаевой - М.: Просвещение, 1976. – 432 с.

           15. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. - М.,1985. 122 с.

          16. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников./Под ред. С.А. Козловой. - М., 2002. – 167 с.

          17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

          18. Крулехт, М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Учеб. пособие к спецкурсу. / М.В. Крухлет. - СПб. : Акцидент, 1995.- 78 с.

          19. Крутецкий, В.А. Психология; Учебник для учащихся педагогических. училищ.-2-е изд, перераб. и доп. / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986, 316 с.

          20. Макаренко, С.А. Воспитание в труде./ С.А. Макаренко // Библиотека семейного чтения. - М.: Издательство политической литературы, 1986. – 367с.

          21. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.

          22. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений./ В.С. Мухина. - М. 1998. – 456 с.

          23. Пашков, А.Г. Труд как средство воспитания / А.Г. Пашков // Педагогика, 1992, № 7-8 с. 3-10.

          24. Пашков, А.Г.. Педагогика и психология / А.Г. Пашков - М.: Просвещение, 1989. - С. 76

           25. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»./ Д.В. Сергеева. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

          26. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. - М., 1987. – 56 с.

          27. Сухомлинский, А.В. Сердце отдаю детям./ А.В. Сухомлинский. //Библиотека семейного чтения. - М.: Издательство политической литературы, 1986. – 367 с.

          28. Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. / К.Д. Ушинский. // Библиотека семейного чтения. - М.: Издательство политической литературы, 1986. – 367 с.

          29. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.

         30. Учитель по имени труд / Сост. Л.Н. Гущин, В.Р. Хилтунен, - М. Политиздат, 1986. – 115 с.

         31. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде. / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990. - 104 с.