Статья "РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ"

Дербенева Кристина Александровна

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

 В ШКОЛЕ

Кристина Александровна Дербенева

студентка 4 курса филиала ОмГПУ в г. Таре

профиля «Экономическое образование»

Научный руководитель - О. С.Титова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx56.24 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

 В ШКОЛЕ

Кристина Александровна Дербенева

cristyna1996@mail.ru

студентка 4 курса филиала ОмГПУ в г. Таре

профиля «Экономическое образование»

Научный руководитель - О. С.Титова

Принимая на работу молодых специалистов, работодатель кроме уровня профессиональных навыков будущих работников оценивает также уровень их коммуникативных способностей. Поэтому перед всеми типами учебных заведений ставится задача подготовки выпускников, способных быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных условиях, предотвращая конфликтные ситуации.

В современной педагогике существуют различные технологии и методики, с помощью которых можно достичь развития перечисленных качеств. Одной из них является технология «Обучение в сотрудничестве».

Главная идея такого обучения: не просто выполнять вместе, а учиться вместе. Целью технологии является не только овладение учеником необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и достижение эффекта социализации, формирования коммуникативных навыков [2].

Сензитивным периодом развития коммуникативных способностей является старший подростковый возраст, поэтому объектом эксперимента стали учащиеся именно этой возрастной категории (15 – 17 лет) – ученики 10 класса. В исследовании приняли участие 8 школьников МБОУ «Седельниковская средняя школа № 1».

На констатирующем этапе педагогического эксперимента было проведено анкетирование учащихся по методике В.В. Синявского, В.А. Федорошина «КОС» с целью выявления их уровня коммуникативных навыков.

Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в диаграмме (рис.1):

Рис. 1. Уровень коммуникативных навыков учащихся 10 класса на констатирующем этапе эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента было проведено 6 уроков обществознания (раздела «Экономика») в 10 классе с использованием технологии обучения в сотрудничестве.

Первые 4 урока на темы «Доходы, расходы», «Сбережения. Заработная плата», «Банки и их операции», «Деньги и денежный рынок» были проведены с использованием метода обучение в команде. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими её членами при работе над заданием. Работа на уроке сводится к трем основным принципам:

а) общая «награда» всей команде;

б) личная ответственность каждого учащегося;

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха. [2]

Организация работы предусматривает разделение класса на группы по четыре человека разного уровня обученности. Сначала учителем объясняется новый материал, а затем ученикам предлагается закрепить его в группах. Для этого группам дается задание, которое выполняется либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом решение комментируется учеником вслух и проверяется всей группой. После его выполнения организуется обсуждение работ каждой отдельной группы. Когда закончится разбор материала, дается тест на проверку понимания и усвоения нового материала, который выполняется индивидуально. Оценки за него суммируются в группе, и объявляется общая оценка. [1]

На 5 уроке по теме «Фондовая биржа и фондовый рынок» была использована методика «Учимся вместе». В ее рамках необходимо было разбить класс на разнородные по уровню обученности группы по 3–5 человек. В нашем случае группы остались по 4 человека. Каждая группа выполняет задание, являющееся частью большой темы, над которой работает весь класс. Так, в рамках данного метода, ученикам было предложено поработать в группах с учебником по вопросам с раздаточного материала. В результате такой деятельности учащихся материал усваивается в полном объеме.

Внутри групп учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Группа имеет двойную задачу: академическую (достижение познавательной цели) и социальную (осуществление определенной культуры общения). Таким образом контролируется ещё и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу. [1]

Шестой урок был организован в виде контрольной работы и проводился в рамках метода «Пила»:

  1. На первом этапе учащиеся разделились на две «Домашние группы» (по 4 человека) по количеству частей в контрольной работе: часть 1 - задания с одним правильным ответом; часть 2 – кроссворд; часть 3 –задания с несколькими верными ответами, задания на соответствие, верно/неверно, задания с открытым ответом; часть 4 – задачи. Учащиеся распределили их между собой в группах и выполняли самостоятельно. В итоге каждый учащийся стал в своей группе «экспертом» по своей части.
  2. На втором этапе участники «Домашних групп» разошлись по своим «Экспертным группам», в которых они советовались друг с другом, сверяли ответы, а также подготавливали вариант объяснения своей работы участникам «Домашней группы». Их получилось четыре.
  3. На третьем этапе учащиеся вернулись в свои «Домашние группы» и объяснили ее участникам результаты своей работы. И, после завершения работы, сдали листы с заданиями.

На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное тестирование учащихся по методике В.В. Синявского, В.А. Федорошина «КОС» с целью диагностики изменения уровня их коммуникативных навыков. Данные, полученные на данном этапе эксперимента, представлены на рисунке 2:

Рис. 2. Уровень коммуникативных навыков учащихся 10 класса на контрольном этапе эксперимента.

Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента (рис. 3) показал, что технология обучения в сотрудничестве способствует развитию коммуникативных способностей учащихся.

Рис. 3. Динамика изменения уровня коммуникативных навыков учащихся.

Проведённый эксперимент позволил выделить следующие методические особенности применения исследуемой технологии:

  • технологию «Обучение в сотрудничестве» невозможно ввести одномоментно, сначала необходимо изучить особенности каждого ученика, обстановку взаимоотношений в самом классе, личные симпатии каждого, и только потом формировать из них группы;
  •  в процессе работы необходимо подобрать оптимальные составы всех групп для повышения эффективности работы каждого учащегося.

Несмотря на то, что работа с данной технологией довольно сложная, сама технология носит общепедагогический характер и может применяться на всех образовательных ступенях, на уроках по разным предметам и даже на внеклассных мероприятиях.

Список использованных источников:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — — 4-е изд., стер. — М.:Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
  2. Полат Е.С. о технологии обучения в сотрудничестве. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://fralla.nethouse.ru/articles/20150