Фонетика

Булыгина Анна Айдаровна

фонетика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetika.docx20.37 КБ
Файл fonetika_plotnikova.pptx95.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методика формирования фонетических знаний и умений в начальной школе

           Фонетика (от греч. phonetikos - звуковой, голосовой, phone - звук) - раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка, а именно: звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования, слогоделение, ударение, фонетическое слово.

Существуют различные определения предмета фонетики:

  • одни учёные предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др.),
  • другие учёные в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин и др.),
  • наконец, существует точка зрения, согласно которой предметом фонетики являются способы обозначения на письме звуковых единиц (графика), и правила написания значимых единиц - орфография (Л.В. Щерба)

          Обучение фонетике ставит целью прежде всего решение практических задач – привитие учащимся прочных навыков правильного русского произношения. Значение правильного произношения определяется его коммуникативной функцией, т.к. искажение произношения звуков, неправильная постановка ударения или неправильное интонирование могут затруднить понимание или привести к неправильному пониманию высказывания.

Поэтому, содержание обучения фонетике определяется программой по русскому языку, особое внимание уделяется совершенствованию артикуляционных навыков, работе над нормами ударения и интонацией.

В результате изучения данного раздела ставится цель сформировать следующие умения и навыки:

слышать и различать звуки;

различать звуки и буквы;

уметь акцентировать ударные слоги;

в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;

пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.

С фонетической системой русского языка учащиеся знакомятся еще в начальных классах, чисто практическим путем осваивая артикуляцию звуков родного языка, повторяя, подражая учителю. Ребенок учится выделению слов из речевого потока, выделению в слове слогов и звуков, определению места ударения, соотнесению звука и буквы.  В 5 классе осуществляется изучение систематического курса русской фонетики, на основе теоретических знаний, включающих знакомство с фонетической системой русского языка (гласные, согласные звуки; твердые, мягкие, глухие, твердые и т.д.); сведения о фонетических процессах (оглушение, озвончение); ударение и т.д. Далее (до 9 класса) вопросы фонетики рассматриваются в связи с изучением других разделов курса. Полученные знания имеют большое значение при изучении орфографии, морфологии, словообразования.

Обучение фонетике опирается на следующие методические (общеметодические) принципы:

экстралингвистический;

функциональный;

принцип межуровневых и внутриуровневых связей;

нормативно-стилистический;

 исторический.

При обучении фонетике следует учитывать частнометодические принципы:

опора на речевой слух учащихся;

рассмотрение звука в морфеме;

сопоставление звуков и букв.

В процессе изучения фонетического материала выполняются фонетические упражнения. Среди них выделяются следующие (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997):

  • деление речевого потока на слова; слогоделение; звуковой и слоговой синтез (составление слогов и слов из звуков); соотнесение звуков и букв;
  • выделение и характеристика отдельных звуков - гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр.;
  • обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин;
  • обнаружение и объяснение действия законов фонетики (редукция гласных [о], [а], оглушение звонких согласных и озвончение глухих);
  • транскрибирование с мотивировкой и пр.

Примеры таких упражнений:

  1. В данном тексте подчеркнуть слова, в которых количество звуков совпадает с количеством букв. Мир миру, дружба между народами, борьба за счастье людей – вот те ясные и благородные цели, которые ставит перед собой каждый человек.
  2. В каких из следующих слов есть по два рядом стоящих гласных звука? Клюет, поохотился, мобилизует, появление, своей, наугад, паять, неудачный, поющий, боевой, приоткрыл, боязнь.

Одним из видов языкового анализа в связи с изучением фонетического материала является фонетический разбор. В зависимости от учебных задач фонетический разбор может быть полным или выборочным, проводиться в письменной или устной форме. В

школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков и др.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ « ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ВОЛГОДОНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске) Факультет «Технологии и менеджмент» Кафедра «Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины» Презентация на тему: Методика формирования фонетических знаний и умений в начальной школе Выполнила студентка 4 курса А. А. Плотникова Преподаватель: к. соц. н., В.И. Лабунская Волгодонск 2017

Слайд 2

Фонетика (от греч. phonetikos - звуковой, голосовой, phone - звук) - раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка , а именно: звуки речи, их варианты , позиционные и исторические чередования, слогоделение , ударение, фонетическое слово.

Слайд 3

Существуют различные определения предмета фонетики: одни учёные предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А . Реформатский и др.), другие учёные в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин и др.), наконец, существует точка зрения, согласно которой предметом фонетики являются способы обозначения на письме звуковых единиц (графика), и правила написания значимых единиц - орфография (Л.В. Щерба)

Слайд 4

Щерба Лев Владимирович Российский и советский лингвист, академик АН СССР, внёсший большой вклад в развитие психолингвистики, лексикографии и фонологии. Один из создателей теории фонемы. Специалист по общему языкознанию, русскому, славянским и французскому языкам.

Слайд 5

Значение правильного произношения определяется его коммуникативной функцией , т.к. искажение произношения звуков, неправильная постановка ударения или неправильное интонирование могут затруднить понимание или привести к неправильному пониманию высказывания.

Слайд 6

Особое внимание уделяется: совершенствованию артикуляционных навыков работе над нормами ударения и интонацией. Ставится цель сформировать следующие умения и навыки: слышать и различать звуки; различать звуки и буквы; уметь акцентировать ударные слоги; в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме; пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.

Слайд 7

Методика преподавания фонетики руководствуется общедидактическими , общеметодическими и частнометодическими методическими принципами. К общедидактическим принципам относятся: принципы научности системности последовательности преемственности перспективности доступности связи теории с практикой наглядности учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Слайд 8

К общеметодическим следует отнести: экстралингвистический принцип, который предполагает сопоставление звуковых единиц языка и реалий, в которых реализуется их значение. функциональный принцип заключается в показе функций, т.е. роли языковых явлений в языке и речи . структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая единица .

Слайд 9

принцип внутриуровневых и межуровневых связей . Для фонетики внутриуровневые связи проявляются при сочетании звуков (озвончении, оглушении в определённых условиях). Межуровневые связи проявляются, н-р , с лексикологией, когда слабая позиция согласного в конце слова даёт основание для явления омофонии (кот и код). нормативно-стилистический принцип связан с выбором в речи нормированных /ненормированных языковых явлений. В связи с этим принципом при изучении фонетики должны закладывать основы разграничения стилей речи (полный, неполный и т.д .) исторический принцип предполагает учёт исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном русском языке.

Слайд 10

При обучении фонетике следует учитывать частнометодические принципы: опора на речевой слух учащихся; рассмотрение звука в морфеме; сопоставление звуков и букв.

Слайд 11

В процессе изучения фонетического материала выполняются фонетические упражнения (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997): деление речевого потока на слова; слогоделение ; звуковой и слоговой синтез (составление слогов и слов из звуков); соотнесение звуков и букв; выделение и характеристика отдельных звуков - гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр.; обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин; обнаружение и объяснение действия законов фонетики (редукция гласных [о], [а], оглушение звонких согласных и озвончение глухих); транскрибирование с мотивировкой и пр.

Слайд 12

Примеры таких упражнений: В данном тексте подчеркнуть слова, в которых количество звуков совпадает с количеством букв. Мир миру, дружба между народами, борьба за счастье людей – вот те ясные и благородные цели, которые ставит перед собой каждый человек. В каких из следующих слов есть по два рядом стоящих гласных звука? Клюет, поохотился, мобилизует, появление, своей, наугад, паять, неудачный, поющий, боевой, приоткрыл, боязнь.