Формирование коммуникативных умений

Булыгина Анна Айдаровна

Формирование коммуникативных умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommun_rech_um.doc56.5 КБ
Файл formirovanie_kommun_rech_um_plotnikova.pptx78.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

Формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников

             Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированного на личность ребенка, которая формируется прежде всего в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме выдвигается в настоящее время на первый план.

    Реализация данной задачи предполагает формирование школьников речевых умений: коммуникативных и некоммуникативных 

    Понятие “коммуникативные умения” (или коммуникативно-речевые) является стержневым в методике обучения речи, поскольку учить ребенка связно говорить/писать – значит формировать у него определенный комплекс основанных на речеведческих понятиях умений по созданию высказывания.

             Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев. Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и др. доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.

    В начальных классах развитие коммуникативно-речевых умений учащихся имеет большое значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание русского языка и литературы - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Овладение речью - это способ познания действительности. Школьник лучше расскажет или напишет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа или сочинения.

   Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

   В системе работы над развитием коммуникативно-речевых умений используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер.

  Пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся:

  • во-первых, это целенаправленная подготовка урока, чёткая цель, продуманность отбора материала, обязательное введение пословиц, ежеурочное введение новых слов, создание условий для свободных высказываний, внимательное отношение к речи учащихся, оценка, как стимул для овладения речевыми умениями;
  • во-вторых, обучение живому, очеловеченному языку. Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических. Традиционным дидактическим набором для отработки различных речевых умений являются пословицы и поговорки.

               Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на мой взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Такая работа менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой.

               Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.

               Однако можно привлекать другие формы, например, проектная деятельность. Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Использование метода проектов повышает познавательную активность школьников, способствует расширению кругозора учащихся, способствует получению более глубоких знаний, развивает устную и письменную речь, умение творчески мыслить. Данный метод является эффективным средством повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся. Учащиеся выступают на школьных конференциях, представляя защиту своей работы.

В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности

– это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ « ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ВОЛГОДОНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске) Факультет «Технологии и менеджмент» Кафедра «Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины» Презентация на тему: Формирование коммуникативно-речевых умений у младших школьников Выполнила студентка 4 курса А. А. Плотникова Преподаватель: к. соц. н., В.И. Лабунская Волгодонск 2017

Слайд 2

Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированного на личность ребенка, которая формируется прежде всего в ходе деятельности и общения . Формирование у школьников речевых умений: коммуникативных некоммуникативных.

Слайд 3

Понятие “коммуникативные умения” (или коммуникативно-речевые) является стержневым в методике обучения речи, поскольку учить ребенка связно говорить/писать – значит формировать у него определенный комплекс основанных на речеведческих понятиях умений по созданию высказывания. Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л.С. Выготский , В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев . Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.А. Кидрона , А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и др. доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения.

Слайд 4

Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме . Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении. В системе работы над развитием коммуникативно-речевых умений используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу , работу над словосочетанием и предложением , логическую работу и носящих тренировочный характер.

Слайд 5

Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Использование метода проектов повышает познавательную активность школьников, способствует расширению кругозора учащихся, способствует получению более глубоких знаний, развивает устную и письменную речь, умение творчески мыслить.