Типы речи: повествование(рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев)

Булыгина Анна Айдаровна

Типы речи: повествование(рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnikova_teoriya_lit_cht.pptx89.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ « ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ВОЛГОДОНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске ) Факультет «Технологии и менеджмент » Кафедра «Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины» Презентация на тему: Типы речи: повествование(рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев) Выполнила студентка 4 курса А . А. Плотникова Преподаватель: к. соц. н., В.И . Лабунская Волгодонск 2017

Слайд 2

Тип речи — это способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. Три типа речи : повествование, описание и рассуждение.

Слайд 3

Повествование — функционально-смысловой тип текста, который содержит рассказ о событиях в их временной последовательности. Основные вопросы , характерные для данного типа речи: Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом? Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья (И. Орешкин).

Слайд 4

Экспозиция: Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Завязка: Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Развитие действия: Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты. Кульминация: Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Развязка: Под мышками он нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М.Ю.Лермонтов).

Слайд 5

Описание — функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Основные вопросы , характерные для данного типа речи: Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик . Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн).

Слайд 6

Описательный текст строится по следующей композиционной схеме: общее впечатление (или общий признак), признаки предмета, человека, явления или животного. В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными : Яблоня — «Ранет» пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

Слайд 7

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами: Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки (В. Солоухин).

Слайд 8

Рассуждение как функционально-смысловой тип текста принципиально отличается от описания и повествования. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Основные вопросы, характерные для данного типа речи: Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит? На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

Слайд 9

Рассуждение строится по следующей композиционной схеме : тезис , т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; обоснование высказанной мысли , доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; вывод , заключение (могут отсутствовать в тексте). Примечания: Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. Например , в отрывке из повести К. Паустовского «Золотая роза» последовательно сменяют друг друга все типы речи — повествование, описание и рассуждение. В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания» ).