Программа курса внеурочной деятельности для учащихся с задержкой психического развития (1-4 класс) "Логопедическая гимнастика"

Аглюлина Оксана Альфарисовна

Программа создана для детей с задержкой психического развития для корреционной школы (1-4)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 122»

РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению

Методическим советом

МБОУ СКОШ № 122

от _________ Протокол №1

                                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

приказом                                                                                                      от __________ № __

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Логопедическая гимнастика»

       

Направление:  общеинтеллектуальное

Возраст обучающихся:  7-12 лет

Составитель:  Аглюлина Оксана Альфарисовна,

    учитель начальных классов

Снежинск-2017

1. Пояснительная записка

Логопедическая гимнастика в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Логопедическая гимнастика предполагает коррекцию не только речевых нарушений, но и личности детей в целом. Среди учащихся с задержкой психического развития высок процент тех, у кого имеются проблемы с речью, развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.

 Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки.

        Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, «Программа логопедической гимнастики для учащихся с ЗПР 1 – 4 классов специальной коррекционной школы» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;

- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретической основой  для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Цели и задачи программы

Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Логопедическая гимнастика» составлена для учащихся с ОВЗ (ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями зрения) в 1-4 классах.

Объём программного времени:  в 1 классе – 1 час в неделю/ 33 часа в год;

                                                   во 2-4 классах – по 1 часу в неделю/ 34 часа в год.

Тип образовательной программы курса внеурочной деятельности «Логопедическая гимнастика» –  программа, ориентированная на достижение воспитательных результатов первого и второго уровней (приобретение школьником социальных знаний и умений).

Направление курса – общеинтеллектуальное.

Вид направления деятельности – познавательная.

Форма деятельности – коррекционно-развивающий курс

Основные направления работы:

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

Наименование технологии

Цель использования

Частота применения

Дыхательная гимнастика

Установить правильное дыхание и как подготовка к правильному звукопроизношению. Профилактика ОРЗ.

на каждом занятии

Артикуляционная гимнастика

Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

на каждом занятии по автоматизации поставленных звуков, по звуко-буквенному анализу

Физкультминутки

Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

на каждом занятии

Самомассаж

Снятие мышечного напряжения, стимуляция речевых зон.

на занятиях по звукопостановке и автоматизации поставленных звуков

Пальчиковые игры

Стимуляция  развития речи и повышение работоспособности коры головного мозга.

на каждом занятии

Ритмическая гимнастика

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, стимуляция речевой деятельности.

на каждом занятии

Кинезиологические упражнения (развивающие межполушарное взаимодействие)

Стимуляция мыслительных процессов, снятие стресса.

на каждом занятии

Создание положительной эмоциональной атмосферы.

Создание положительного настроя на учебную деятельность, снятие эмоционального напряжения.

на каждом занятии

Повышение самооценки учащихся с трудностями в обучении

Снятие эмоционального напряжения.

на каждом занятии

Релаксация

Снятие эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня.

на каждом занятии

Гимнастика для глаз

Снятие мышечного напряжения глазных мышц.

периодически, при значительных зрительных нагрузках

Игры

Объяснение в доступной форме учебного материала (помоги, подскажи, исправь, найди, выведи из лабиринта, наведи порядок)

на каждом занятии

3. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедическая гимнастика»

Личностные результаты:

  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
  • Выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД: 

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Регулятивные УУД: 

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
  • Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Познавательные УУД:

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием коррекционного курса «Логопедическая гимнастика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием коррекционного курса «Логопедическая гимнастика».
  • Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
  • Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя),
  • Выделять главное в учебном материале с помощью учителя.

1 класс

  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
  • Воспитание правильного речевого и физиологического дыхания.
  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
  • Знание оздоровительных упражнений для улучшения осанки, дыхательных и пальчиковых  упражнений.
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

2 класс

  • Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
  •  Развитие  модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
  • Закрепление произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения.
  • Умение ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.
  • Координация движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстрая реакция на смену движений.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

3 класс

  • Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
  •  Развитие  модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
  • Закрепление произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения.
  • понимание и использование в речи отработанной лексики, слов и выражений с переносным значением; подбор синонимов, антонимов.
  • составление устных рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке.

4 класс

  • четкое и правильное произношение звуков русского языка;
  • владение способами звукового анализа слов различной слоговой структуры;

 понимание и активное использование в речи отработанной лексики, слов и выражений с переносным значением; подбор синонимов, антонимов;

  • правильное использование в речи глаголов с различными приставками;
  • согласование прилагательных и существительных во всех падежах единственного и множественного числа без предлогов и с предлогами;
  • употребление в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих пространственные, временные, причинно-следственные отношения;
  • составление устных рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, на заданную тему, по личным наблюдениям;
  • грамотное списывание и написание под диктовку текстов, включающих изученные орфограммы и оппозиционные звуки.

Ожидаемый результат от применения логопедической гимнастики:

  • Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.

Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.

  • Лексико-грамматический строй речи.

Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания.

  • Предложение и связная речь.

Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану.

  • Положительный эмоциональный настрой ребенка на учебу
  • Выработка правильной осанки
  • Снятие мышечного и психического напряжения.
  • Установка правильного дыхания и голосоподачи
  • Развитие произвольного внимания, памяти, мышления
  • Развитие межполушарного взаимодействия
  • Повышение уровня успеваемости
  • Формирование трудолюбия, упорства в достижении хороших результатов.

4. Тематическое планирование курса

№ урока

               Тема  урока

Общее количество часов

Часы теоретических занятий

Часы практичес

ких занятий

1

Вводные упражнения.

1

0

1

Артикуляционная гимнастика – 4 часа

2-3

Артикуляционная гимнастика. Статические упражнения "Лопаточка", "Чашечка".

2

0

2

4-5

Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Статические упражнения "Иголочка", "Горка".

2

0

2

Развитие общей моторики – 4 часа

6-7

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям. Пальчиковые игры " Золотой петушок", "Заинька".

2

1

1

8-9

Развитие мелкой и крупной моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, эмоциональной памяти. Динамические упражнения "Маляр", "Катушка".

2

0

2

Упражнения на развитие мимических мышц – 5 часов

10

Упражнения на развитие мимических мышц. Танцы, сценические упражнения. Статическое упражнение "Трубочка".

1

0

1

11-12

Развитие речи, внимания, вестибулярного аппарата.

Развитие чувства ритма и пространственного воображения. Динамические упражнения"Вкусное варенье", "Змейка".

2

1

1

13-14

Коммуникативные игры.  Игры "Добрые пожелания", "Тропинки".

2

0

2

Словотворчество – 9 часов

15-16

Упражнение на развитие словотворчества. Игры "Я - хороший", "Коробка добрых поступков".

2

1

1

17

Декламация для автоматизации и дифференциации звуков. Динамические упражнения "Часики", "Лошадка".

1

0

1

18-19

Упражнения на развитие словотворчества. Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. Динамические упражнения" Грибок", "Качели".

2

1

1

20-21

Слог. Ударение.  Игры "Комплименты", "Интервью", "Изобрази пословицу".

2

0

2

22-23

Расширение активного лингвистического  запаса. Игры "Посмотри на меня", "Сломанный телефон".

2

2

0

Формирование двигательной памяти – 9 часов

24-25

Движения на координацию. Пальчиковое упражнение "Заведи мотор". Игра "Змея".

2

1

1

26-28

Движение и слово. Игры "Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся", "Пойми меня", "Замри".

3

1

1

29-30

Хореографическая гимнастика. Игра "Подарок для всех" , "Морская фигура - замри".

2

1

1

31-32

Формирование двигательной памяти. Игра "Ситуация",  "Радио".

2

1

1

Итоговые занятия – 2 часа (1-2 класс)

                                     3 часа (3-4 класс)

33-34

Мини-спектакли. Конкурс чтецов.

2/3

0

2/3

5. Содержание программы курса внеурочной деятельности

Форма работы – групповые занятия

  • Продолжительность занятий – 40 мин.
  • Занятия проводятся: групповые  – 1 раз в неделю.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично, под счёт. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата, упражнения, регулирующие мышечный тонус: игры на месте; малоподвижные, подвижные и сюжетно-ролевые игры; игры с элементами спорта; игры-драматизации; творческие задания и упражнения; упражнения на расслабление (релаксацию).

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  

Развитие общей моторики

Формирование тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений, для чего используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Развитие плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, эмоциональной памяти.

1-2  класс

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать».

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.

Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков».

3-4  класс

         Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Рыбки», «Морские свинки», «Буратино».

Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;

Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль».

Упражнения на развитие мимических мышц

Тема реализуется через разнообразный игровой материал, сценические упражнения.

Игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка; формировать и развивать основные движения; развивать  внимание, сообразительность, мышление речь, воображение; воспитывать чувство коллективизма. 

Игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве. Танцевальные движения входят в музыкально-ритмические движения. Применение упражнений корректирует эмоционально-поведенческие расстройства, активизирует  исполнительскую  деятельность. Умения согласования движения с музыкой в разном темпе (хлопки, ходьба, бег, подскоки, движения рук) способствуют развитию зрительного и слухового восприятия.  Отрабатываются упражнения: бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочерёдно, шаг галопа, кружение через правое плечо, кружение парами, пляски по показу с речевым сопровождением  и т.д., вводятся театрализованные представления под музыку.

1-2 класс

Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с  хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

3-4 класс

Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Театральные этюды.  Очень часто у детей  маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Словотворчество

1-2 класс

         Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.

Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания и голоса, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы.

Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Выразительность голоса воспитывается с помощью чтения потешек, стихотворений с различными интонациями.

Первоначальные представления о предложении, слове, словосочетании. Обогащение  активного и пассивного словаря  (звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые - мягкие согласные, звонкие - глухие согласные).

3-4 класс

         Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

В проведении занятий используются упражнения на уточнение лексического значения слова (слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы), на обогащение активного и пассивного словаря путем введения новых слов в сюжетно-ролевые игры, инсценировки. Знакомство со словами, обозначающими предметы, признаки предметов, действия предметов.

На практических занятиях используются дидактические, ролевые игры: «Наоборот», «Лото», «Местное радио», «Узнай по описанию», инсценировки сказок.

Формирование двигательной памяти

1-2 класс

Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

3-4 класс

 «Рассказывание» стихов с помощью рук способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, эффективности запоминания, автоматизации звукопроизношения. Это упражнения на соотнесение движений руками, ногами, туловищем с ритмом речи, на понимание логической связи между текстом и движением.

6. Ресурсное обеспечение реализации программы

Литература, используемая в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.

9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

10.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

21. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.

Приложение