Народная культура (фольклор) в начальной школе (детском саду)

Горохова Мария Алексеевна

Реферат по дисциплине "Теория и методика музыкального воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего

Образования Московской области

«Государственный социально-гуманитарный Университет»

Педагогический факультет

Кафедра НДО

Народная культура (фольклор) в начальной школе (детском саду)

Контрольная работа по теории и методике музыкального воспитания

Горохова Мария Алексеевна,

Студентка 3 курса

Заочного отделения (Нач/Дош)

Преподаватель: Губанова Н.Ф., кпн, доцент

Коломна, 2018

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……...3

Понятие «Народная культура» ……………………………………….………...5

Народная культура и традиции в детском саду ………….……………………7

Народная культура в начальной школе ………………………….…………...10

Заключение ………………………………………………………….………….14

Список литературы ………………………………………………….………....15

Введение

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

Мы живем в современном мире, наука не стоит на месте. Перед нашими детьми открывается огромный мир развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти вещи не развивают эстетические качества. Родители, в силу своей занятости, не могут уделять детям достаточно времени, водить по музеям, выставкам…

На сегодняшний день одной из основных задач современных детского сада и начальной школы является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Многие исследователи считают, что педагогический процесс должен быть направлен на раскрытие у ребенка богатств его внутренней духовной культуры (В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Б. Т. Лихачев и др.). В связи с этим огромное значение приобретает формирование у младших школьников эстетических качеств.

Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова, В. С.  Кузин и др. уделяют большое значение эстетическому воспитанию учащихся начальной школы. А что же мы понимаем под определением «эстетическое воспитание»?

К. Маркс дал следующее определение «эстетическое воспитание» – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты».

Формировать личность и эстетическую культуру особенно актуально именно в младшем школьном возрасте. Ведь чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает психические процессы.

Понятие «Народная культура»

        Народная культура — традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.

Народная культура в разных своих проявлениях - народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и верования, целительство и предания, современная массовая любительская практика - стала объектом изучения разных научных дисциплин преимущественно гуманитарного профиля. Имеются в виду история и философия культуры, искусствоведение, фольклористика, этнография, филология, эстетика и др. 

Традиционная народная культура прошлого универсальна. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.

        Народная культура нового и новейшего времени существенно отличается от прошлых и классических фольклорных форм. Эти изменения связаны прежде всего с общей динамикой в системах культуры и общества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур народов в новых условиях.

Развиваясь вместе с обществом (сообществом), культура становится все более сложной, разветвленной и многоуровневой. С возникновением национально-государственных образований, укреплением социальных структур, постепенно складывается общенациональный вариант языка и культуры, по отношению к которым регионально-этнические культурные традиции при всей своей исконности и аутентичности занимают как бы подчиненное положение, оставаясь культурой повседневности, разговорным языком, сферой бытового общения, а также исторической памятью рода, семьи. Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям11. Возникает культура земледельческая, художественная, религиозная, правовая, политическая и пр. Складывается представление о культуре духовной (религиозной) и светской, официальной и частной, сословной и общенациональной, региональной и мировой.

Традиционные формы культуры в прошлом (для разных народов оно может быть отнесено к разным периодам) воплощали некие базовые жизненные ценности, определяющие основы социального бытия сообщества. Теперь картина мира современного человека в значительной мере строится на иных представлениях и способах ориентации в социальном и природном пространстве. Они во многом выработаны уже достаточно давней профессиональной традицией, в которой элементы народного миросозерцания присутствуют лишь фрагментарно. Обращение к народной культуре - это часто сфера специальных интересов отдельных групп, приверженность к ритуалам, обычаям, связанным с определенными обстоятельствами жизни, тяготение к историческим культурным формам.

Народная культура в детском саду

В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое окружало с первого дня рождения.

С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Долгие годы дети в дошкольных учреждениях были изолированы от серьёзной и взрослой культуры. Лишь в последнее время в исследованиях известных педагогов и психологов было доказано, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства. Народная культура относится, прежде всего, к общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве. Она является поистине феноменом педагогического процесса, поскольку, отражает весь окружающий нас мир (природу, социальные отношения, внутренний мир человека) и выражает своеобразие национального менталитета. Народная культура родного края не перестаёт нас удивлять и восхищать своим глубоким содержанием, к ней стали обращать взоры историки, педагоги, искусствоведы. Обратиться к её истокам поможет фольклор – богатейший источник и побудитель высоких чувств: нравственных, духовных, интеллектуальных и эстетических. В фольклоре отражаются жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, чувства, переживания. Фольклор ставит перед ребёнком вечно волнующие человека вопросы: что такое Добро и Зло, Красота и Жизнь, Справедливость и Сострадание. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нём специально создано для детей и ради детей, продиктовано заботой о подрастающем поколении.

Знакомя дошкольников с народными традициями и праздниками, формируется представление детей о взаимосвязи устного народного творчества, музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства.

Для приобщения детей к народной культуре в детском саду используются различные методы и формы работы.

Например, проект «Приобщение детей к народной культуре через народные традиции и праздники» основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной и театрализованной деятельности. Ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребёнка радостное настроение, эмоциональный подъём и формировать праздничную культуру. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, оформлении группы, зала. Это способствует социализации ребёнка, формирует его активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

С чем дети знакомятся, пока участвуют в похожих проектах?  

- с традиционно-бытовой культурой русского народа (горница, изба, домашняя утварь);

- приобщение детей к русскому фольклору, развитие речи;

- знакомство с народной игрушкой – матрешкой, как символ русского народного искусства;

- знакомство с предметами быта в горнице, и их назначением, развивать интерес к предметам рукотворного мира;

- развитие интереса к жизни в русской деревне, знакомить с русскими народными традициями, хороводами, песнями, плясками, играми;

- знакомить с русскими народными сказками, обогащать словарный запас;

- Вызвать желание детей рисовать по мотивам русских народных сказок;

- знакомство с предметами быта в избе, и их назначением, развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого;

- знакомство с предметами домашнего обихода в старину, воспитывать бережное отношение к старинным вещам;

- знакомство русскими народными традициями, приобщать детей к русскому народному фольклору;

- знакомство детей с русским национальным костюмом;

- знакомство с прикладным искусством – возрождение искусства работы по бересте, показать необходимость берестяной посуды и ее разновидности.

Народная культура в начальной школе

«Настоящую культуру, вкус к ней необходимо прививать в прямом смысле слова, постоянно культивировать и не бояться делать это последовательно и настойчиво, не обращая внимания на призывы к толерантному отношению к духовным сорнякам. Это провокация, на некультивируемой почве сорняки неизбежно заглушат пшеницу. Для нашей страны приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом - это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений. Здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе и культуре в национальных республиках наравне с изучением местной национальной культуры» (Из выступления Архимандрита Тихона на Валдайском форуме).

Вместе с тем, до настоящего времени в ФГОС общего образования русской культуре, этнокультурной компетентности учащихся уделено недостаточно внимания. Отдельные компоненты русской культуры мозаично и разрозненно представлены в содержании различных предметных областей, но целостного представления о русской культуре они не дают. Значительная часть московских школьников недостаточно хорошо знакома с русским народным творчеством, традиционными народными календарными праздниками, с «живыми» культурно-историческими и национально-культурными традициями русского народа, русским культурным наследием, с деятельностью учреждений культуры (столичных музеев, театров, художественно-творческих коллективов и др.) по сохранению и развитию традиционной русской народной культуры, а также с культурным наследием Русской Православной Церкви, хранящемся в московских православных храмах, другими сокровищами традиционной культуры русского народа.

В частности, отмечается, что русская культура - это культура русского народа и, одновременно, культурное достояние всего человечества. Она представляет собой совокупность духовно-нравственных ценностей, воплощенных в памятниках материальной культуры, в нематериальном культурном наследии и в современных явлениях культуры. Среди этих ценностей важнейшими являются Родина, родная природа, народ, родной дом, семья, мать и материнство, героизм, доброта, дружелюбие, справедливость, милосердие, сострадание, трудолюбие, учение и учитель, красота в природе и в жизни, уважительное отношение к другим народам, их культурам и традициям, открытость во внешний мир, и др. Их можно определить как универсальные духовно-нравственные ценности этнических культур. Аналогичные русской культуре виды ценностей характерны практически для большинства других традиционных и современных этнических культур, но язык их выражения, некоторые смыслы, а также формы бытования и воплощения в объектах культуры и культурного наследия разные. Русская культура неотделима от русского языка, как любая другая этническая культура от родного языка ее создателей и носителей. Поэтому, изучение русского языка необходимо осуществлять в интеграции с изучением русской культуры.

В художественно – эстетический цикл входят уроки изобразительного искусства, музыки, технологии, где дети формируют эстетические и морально – нравственные ценности, знакомятся с основами народной культуры.

На уроках художественно-эстетического цикла рассматриваются общие закономерности развития различных видов искусств, связанных друг с другом; анализируются их корни, особенности влияния на жизнь человека. Народная культура – традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ – коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Эта культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.

Народная культура характеризуется познавательной, развивающей, корректирующей функцией, выступая средством приобщения детей к народным традициям, что воспитывает духовность, формирует систему нравственно – эстетических, общечеловеческих ценностей. Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. В современной ситуации развития общества, когда утрачены традиционные ценности, важно возрождать нравственные устои, патриотические чувства, прививая детям любовь к русской культуре. Изучение народной культуры является источником знаний ребенка об окружающей действительности и средством формирования понятий о добре и зле.

Изучение основ народной культуры младшими школьниками может реализовываться через следующие аспекты: - изучение пластов народного искусства (фольклор, прикладное искусство); - изучение народного творчества, истории народа, его традиций и обычаев; - изучение культуры и искусства малой Родины, своего края, их традиций, обычаев, музыки. Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Воспитание младших школьников на материале народного искусства и культуры является одним из важных, интересных и перспективных в современных условиях жизни общества направлений. Таким образом, изучение народного искусства тесно связано с изучением народных традиций, обычаев, что в целом и составляет народную культуру.

В младшем школьном возрасте дети учат народные песни, танцы, изучают культурные традиции и обычаи русского народа с помощью экскурсий, занятий и уроков (лекций, спектаклей, путешествий, викторин, конкурсов, уроков «открытых мыслей», уроков-конференций и др.). В подаче педагогом материала о народной культуре важен творческий подход, необходимо учитывать возрастные особенности детей, быть в курсе инновационных технологий. Кроме организации уроков, обучение и воспитание основ народного искусства важно осуществлять во внеклассной работе с младшими школьниками, используя традиционные и нетрадиционные формы: путешествия, выставки народного творчества, занятия с видеоматериалами, тематические мероприятия, народные праздники с народными песнями и костюмами, музейные уроки.

Заключение

Сформированные личностные универсальные учебные действия младшего школьника позволяют ему эффективно выполнять учебные задания, следовать школьному режиму, регулировать свое поведение и эмоциональное состояние, ставить цели и достигать нужного результата, что в свою очередь способствует успешности в процессе обучения. Знакомство младших школьников с народной культурой на уроках художественно-эстетического цикла воспитывает духовность, любовь к Родине, формирует систему нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, и как следствие может повлиять на формирование личностных качеств.

Таким образом, народное искусство как никакой другой вид учебно-творческой  работы школьников позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.

Кроме того, отсутствие на уроке или занятии художественного цикла теоретического материала об искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях является главным его недостатком.

Важную роль в этом процессе играют уроки или занятия изобразительного искусства. Однако в современной программе по изобразительному творчеству для начальной школы и детского сада не включено изучение народной культуры, что как показал анализ психолого-педагогической литературы  затрудняет эстетическое воспитание младших школьников. В связи с этим, разработка методических подходов направленных на повышение эффективности эстетического воспитания, является актуальной для начального образования.

Список использованной литературы

  1. Бакланова Т.И., Медведь Э.И. Сохранение и развитие традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях как компонент содержания учебно-методического комплекта «Русская культура» для начальной школы// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
  2. Василенко В.М. Русское народное искусство VI11—XIX вв. : (Художественная культура русской деревни) : Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 1970.
  3. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура : Теоретические очерки. - СПб., 1993.
  4. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1985. - С. 78.
  5. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. - М., 1983; Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4: Народные знания. Фольклор. Народное искусство. - М., 1991.
  6. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994.
  7. Фольклор. Народная культура // Культурология. XX в. Энциклопедия. - СПб., 1998 - Т. 2.