Республиканское выступление.

Абдуллова Диана Гафиятевна

Выступление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Абдуллова Д.Г.

Интеграция уроков географии с другими предметами школьного цикла.

      Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Однако учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

      Обучая своему предмету, я сознательно или невольно формирую у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом моей работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают своё отношение к предмету чётко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв является одним из критериев оценки моей работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но мне необходимо выявить наиболее существенные из них.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе –интегрированные уроки.

     Природа – наш общий дом, в котором всё взаимосвязано между собой, поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие при изучении предметов школьного курса. Школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без неё нельзя понять и полноценно изучить суть многих явлений природы. Учащиеся, как правило, не умеют применять знания по одному предмету при изучении других. Отсюда и возникает необходимость давать интегрированные уроки. Интегрированное обучение создаёт новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учащимися учебного материала. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин. Интегрированные уроки позволяют создать атмосферу заинтересованности и творчества; рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

      Таким образом, главными задачами учителя при осуществлении интегрированного подхода в обучении являются:

-Опираясь на психологические особенности учащихся определённого возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес;

-Помогать им не только усваивать знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах;

-Раскрепощать ученика, создавать на уроке атмосферу творчества и сотрудничества;

-Научить работать с различными источниками информации, получать, передавать и анализировать такую информацию, использовать её для постановки географических вопросов и заданий и ответов на них;

-Совершенствовать навыки работы с современными информационными технологиями, обладать необходимой компьютерной грамотностью, приобрести начальные навыки моделирования и прогнозирования;

-Воспитывать трудолюбие, усидчивость, чувство долга, ответственность.

      География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной. Приведу примеры из разных тем географии.  При изучении «Начального курса географии» следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике, химии и биологии, чтобы обеспечить естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о природных процессах и основах материального производства.

     При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.

       В курсе математики 6 класса вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И это очень кстати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси – нахождения амплитуды температуры воздуха.  Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые  делают выводы, составляют прогнозы. Результатом совместной работы с учителем математики может являться интегрированный урок (математика  + география), где дети применяют знания в конкретной ситуации и решают практические задачи.

     Так, на уроке математики изучается тема "Масштаб", а более подробно эта тема изучается в курсе географии в теме "План и карта". Учащиеся с помощью математических умений измеряют расстояния на карте, переводят численный масштаб в именованный и наоборот. Поэтому возможно проведение интегрированного урока по математике и географии по теме "Масштаб и его применение в географии".

     Тема "Землетрясения" даётся в курсе географии очень кратко: понятие, причины, районы землетрясений. В курсе же ОБЖ на изучение этой темы отводится больше часов: рассматриваются шкала Рихтера, правила поведения во время землетрясений, оказание первой помощи. Возможен интегрированный урок по географии, ОБЖ и информатике на тему "Стихийные природные явления, связанные с литосферой и правила поведения в экстремальных ситуациях".

      Интегрированный урок "Реки и человек" (география + биология + химия) помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека освещает биолог, а химик говорит с ребятами о негативных последствиях хозяйственной деятельности - загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами. Тип урока - урок изучения нового материала.

     Краеведение изучается на уроках разных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии, истории, литературы. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Наиболее полное изучение родного края возможно при проведении интегрированного курса "Мой родной край", который могут вести учителя географии, биологии, истории.

   Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.

Интеграция помогает сблизить учебные предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин.

      Таким образом, межпредметность –  это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

     Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению Сухомлинского, дает “желанное пробуждение мысли”. На интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.

Литература

  1. География. Интегрированные уроки. 6 – 10 классы/Сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 100с.
  2. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии.// География в школе, 1995, № 5,с.60
  3. Кленова А. В. И др. Интегрированный урок./ «Учитель», 2001
  4. Косик Т. С. Реализация межпредметных связей в преподавании географии. www.festival. 1 september. ru