К вопросу о формировании профессионально-ориентированной языковой компетенции студентов технического вуза, 2016 г.

Старкова (Позгалева) Екатерина Константиновна

В данной статье приведены особенности обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya_pozgaleva.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Позгалева Е.К.

К вопросу о формировании профессионально-ориентированной языковой компетенции студентов технического вуза

Меняющиеся социально-политические и экономические условия делают очевидной общественную потребность в специалистах, для которых практическое владение одним или несколькими иностранными языками является необходимой составной частью личной и профессиональной жизни, становится нормой и условием для получения престижной и хорошо оплачиваемой работы.

Иностранный язык, в силу изменения отношения общества к иноязычному образованию, из учебного предмета превратился в один из основных элементов современной системы высшего профессионального образования [Cовершенствование процесса обучения иностранным языкам в магистратуре технического вуза. Четырнадцатая межвузовская учебно-методическая конференция: материалы конф./Т.И. Кузнецова, А.Н. Марченко, Н.Г. Коваленко. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2014. – 140 с.] .

Изменение позиций иностранного языка в обществе повлекло за собой ряд обновлений в процессе обучения: пересмотр целей обучения и программ, внедрение инновационных методов, совершенствование приемов, необходимых для личностного развития обучаемого.

В настоящее время, конечным «продуктом» любого вуза общество хочет видеть специалиста с соответствующим уровнем профессионализма не только в своей сфере труда, но и с достаточно высокоразвитой иноязычной компетентностью.

Языковое образование выступает как ценность, элемент целостного процесса профессиональной социализации будущего специалиста. Компетентностный подход лежит в основе проектирования языкового образования в высшей школе в контексте интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативных компетенций в соответствии с будущей профессиональной деятельностью специалиста.

Разрабатываемые Государственные образовательные стандарты ставят перед высшими учебными заведениями цель – формировать у выпускников универсальные и профессиональные компетенции.

Как известно, основная цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе состоит в том, чтобы научить студентов технических специальностей читать и понимать общетехническую и специализированную литературу [Теория и практика обучения английскому языку в техническом вузе/Т.И. Кузнецова, А.Н. Марченко, И.А. Кузнецов.- М.: РХТУ им.Д. И. Менделеева; 2014. 79c.]

Следует отметить, что процесс обучения иностранному языку в техническом вузе специфичен, так как большая часть образовательной программы в нем посвящена точным, а не гуманитарным наукам. Отсюда следует, что одной из главных задач преподавателей иностранного языка в техническом вузе является научить студентов работать с иноязычной научной литературой по своей специальности и общаться на иностранном языке в сфере своей профессии.

Опыт работы в химико-технологическом вузе показал, что для решения данной задачи, для эффективного формированию у студентов технических вузов профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности, целесообразно посвящать практическое занятие по иностранному языку овладению студентами лексико-грамматической и коммуникативной компетенциями, и, конечно же, работе с профессионально- ориентированными текстами на иностранном языке, что, в том числе,  подразумевает развитие практических навыков по составлению аннотаций и реферированию. Отдельно необходимо упомянуть о переводческом аспекте, который является неотъемлемой частью  иноязычной подготовки студентов технических вузов. Развитие переводческих компетенций студентов является важнейшей, актуальной задачей в процессе формирования профессионально ориентированной языковой компетенции студентов в образовательном процессе технического вуза.

Итак, с целью эффективного формирования у студентов иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности преподавателям вузов следует прибегать к тем методам и приемам, которые будут способствовать эффективному усвоению иностранного языка с дальнейшим применением этого знания в профессиональной области. К подобным методам и приемам можно отнести компрессированные виды работы с научно- технической литературой, компьютерное тестирование и модульное обучение.

Упомянутые выше методы способствуют формированию у студентов иноязычной компетентности и, что не менее важно – приучают студентов к самостоятельной работе с текстом. Сейчас самостоятельность рассматривается как одно из важнейших личностных качеств, необходимых для формирования самообразовательной компетентности. Самообразование является неотъемлемой частью профессиональной компетентности специалиста.

В связи с этим современные педагогические технологии должны способствовать развитию у учащегося навыков самостоятельного приобретения знания. Организация профессионально ориентированного обучения иностранному языку в технических вузах подразумевает необходимость организации целенаправленного процесса обучения, ориентированного на профессию, включающего новые (технологии моделирования и проектирования, кейс-технологии, креативно ориентированные технологии) и традиционные педагогические технологии, организационно-педагогические условия, соблюдение которых будет способствовать повышению мотивации студентов.

Подводя итог, можно заключить, что одной из приоритетных задач, стоящих перед высшим образованием, является формирование и развитие у студентов системы компетентностей, в частности, коммуникативной компетентности как компонента профессионального общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как важная детерминанта профессионального общения, поскольку наличие данного личностного качества субъекта обеспечивает эффективность процесса профессионального общения.