Статья на тему "Логодосуги как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР"

Анисимова Лариса Гурьевна

       В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетентности у дошкольников в новых условиях, продиктованных ФГОС.

Л.Г. Анисимова,

учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 22»

г. Ростов Ярославской области

Логопедические досуги как средство развития коммуникативной компетентности  дошкольников с ОНР

 

            Проблема речевой коммуникации является одной из основных в психологии, лингвистике, психолингвистике, педагогике и дефектологии, так как речевое общение является главным видом человеческой деятельности, основным условием развития речи, мышления ребенка, формирует его отношение к окружающим, создает специфические способы социального контакта. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. В работе с детьми, имеющими первичное нарушение – недоразвитие речи разной степени выраженности – основной задачей выступает формирование языковых средств. В то же время следствием недостаточного развития языковых средств является нарушение речевой коммуникации с окружающими (Левина Р.Е., Спирова Л.Ф., Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. и др.). Важно, чтобы педагоги планировали усвоение детьми языковой системы в непосредственном общении, чтобы дети научились применять отработанные речевые действия в аналогичных и новых ситуациях, использовать усвоенные умения и навыки в разных видах деятельности. Таким образом, коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков, предполагает наличие качеств, позволяющих человеку самостоятельно создавать средства и способы его собственных целей общения в различных ситуациях.

С точки зрения многих отечественных авторов, основной принцип организации работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников – опережающая инициатива взрослого. Взрослый дает образцы общения, которыми ребенок не владеет. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога.  

В настоящее время важно создавать педагогические условия, способствующие развитию речевой коммуникации дошкольников, особенно с тяжелыми нарушениями речи, ведь коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности. Необходимо включать ребенка в разные ситуации общения (деловые, познавательные, личностные). Весь коррекционный процесс должен иметь четкую коммуникативную направленность. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реально­го общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творче­ским видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую дея­тельность, результатом которой является коммуникация.

Важное место в социальной среде отводится досугу и культурно-досуговой деятельности, поскольку среда досугового общения рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативы, самостоятельности, творческих проявлений. Эффективной формой реализации коммуникативного подхода в речевом и социально-коммуникативном развитии детей с ТНР старшего дошкольного возраста логопедической группы МДОУ «Детский сад №22» г. Ростова являются логопедические досуги (речевые праздники и развлечения). Речевые праздники проводятся в рамках проектов «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», «Познавательная азбука «От А до Я», «Почему ласковое слово согревает?».

Цель проведения логопедических досугов: формирование коммуникативной компетентности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В ходе проведения логопедических досугов решаются следующие задачи:

  1. Знакомство детей с языковыми средствами родного языка
  2. Формирование познавательных процессов
  3. Развитие речевых навыков и умений
  4. Развитие образности, выразительности речи
  5. Развитие инициативности, мотивации общения
  6. Развитие навыков продуктивного активного общения, сотрудничества
  7. Развитие эмоциональной сферы дошкольников
  8. Формирование у дошкольников основ социального взаимодействия
  9. Развитие системы восприятия, внимания, творческого воображения
  10. Воспитание коммуникативной и нравственной культуры
  11. Формирование у дошкольников чувства собственной значимости, уверенности в себе
  12. Формирование у детей адекватного отношения к позитивным и негативным ситуациям.
  13.  Воспитание бережного отношения к литературе и родному языку

Речевые праздники и развлечения должны отвечать основным требованиям к условиям реализации в области коммуникативного развития:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития общения дошкольников с ОНР
  • Опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР
  • Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников с ОНР положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения
  • Создание условий для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка с ОНР

Длительность речевых праздников и развлечений 30 – 40 минут.

Логопедические досуги планируются в соответствии с календарными праздниками:

14 декабря – День Наума грамотника

21 февраля – Международный день родного языка

21 марта – День поэзии

2 апреля – День детской книги

24 мая – День славянской письменности. Праздник азбуки.

6 июня – День русского языка. День рождения А.С.Пушкина. Праздник правильной речи.

            Речевые праздники проводятся в форме викторин, игр познавательного, соревновательного и творческого характера, речевых упражнений, разгадывания ребусов, дорисовывания недостающих деталей, подбора подходящих картинок, инсценировок, подготовленных номеров. У каждого праздничного сценария есть тема, сюжет. Материал праздников носит развивающий характер, имеет воспитательную ценность. Эмоциональность восприятия материала усиливается сюрпризными моментами (пришла посылка, телеграмма, письмо; сценки, шуточные игры). Присутствие на празднике сказочных персонажей Буратино, Незнайки, кота ученого, клоунов Клепы и Шпильки усиливают зрелищность, интерес дошкольников к речевой деятельности, повышают мотивацию к речевому действию.

            День Наума грамотника – покровителя знаний и учения открывает Буратино. Он знакомит детей с названием данного праздника, пословицами о Науме, краткой историей создания праздника. С этого дня в деревне начинали обучать детей грамоте, дети шли в школу. Логопед читает рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок». Педагог вместе с детьми обсуждают содержание и идею произведения. Дети ищут ответы на проблемные вопросы: «Зачем учиться грамоте? С чего начинается изучение грамоты?» Дети знакомятся с пословицами о грамоте, размышляют о значении этих пословиц, делятся своим мнением. Буратино приносит азбуку и предлагает выбрать из различных символов знаки (буквы), с помощью которых можно читать и писать, рассказывает стихотворение о буквах Б. Заходера «Песенка – азбука». Чтобы продолжить увлекательные игровые упражнения, необходимо попасть в звуко-буквоград. Дети строят поезд из кубиков Зайцева, подбирают слоги с буквой А.  Завершается праздник вручением памятных медалей с изображением Наума и датой праздника.

            Международный день родного языка проводится в форме викторины. Логопед знакомят детей с названием праздника, спрашивает, как они понимают название этого праздника. Выясняется, зачем человеку язык. Выясняется многозначность этого слова. Дети знакомятся с пословицами о языке и слове, объясняют, как они понимают их значение. Им предлагается проверить свои знания, умения, навыки, посоревноваться в дружеских командах. Проводится жеребьевка. Устанавливаются правила игры. Проводится установка на чувство сопричастности, принятия любого результата игры, умения радоваться победе соперников, умения проигрывать без ссор и обид.  Дети упражняются в проговаривании скороговорок, разгадывании ребусов, в играх на развитие фонематического слуха, в подборе рифм, отгадывании загадок, в договаривании слов, в графомоторных навыках, в упражнениях на развитие памяти, внимания, воображения, мышления. Для расслабления и отдыха проводятся динамические паузы. После подведения итогов детям вручаются памятные медали.

            В день поэзии проводится конкурс чтецов. Это домашняя заготовка дошкольников. Под музыку Э. Грига «Утро» дети входят в зал. Открыв книгу они попадают в стихотворную страну, в мир поэзии, где слушают стихи в исполнении актеров. Логопед проводит беседу с детьми о поэтах, поэзии, рифме. На праздник приходит Незнайка. Он хочет стать поэтом, дети помогают ему подбирать рифмы. Затем проводится конкурс чтецов, Жюри подводит итоги. Незнайка вручает медали. Всем участникам вручаются книжки со стихами.

            В день детской книги дети приносят из дома свою любимую книгу. Устраивается выставка книг. Дети рассматривают их, рассказывают о книгах и произведениях. Дошкольники рассказывают какие жанры художественной литературы им больше нравится и почему, чем отличаются детские книги. Появляется волшебный клубок. Он предлагает отправится в путешествие-соревнование по страницам книг. Дети делятся на две команды. Первая остановка «Сказочное королевство». Дети подбирают сказочным героям подходящие предметы, отгадывают загадки о сказочных героях. Затем детям предлагается игра «Что сначала, что потом?» - выложить в правильной последовательности 10 картинок с сюжетами сказок «Три поросенка», «Три медведя». Вторая остановка «Край рассказов». Дети отгадывают из какого произведения отрывок. Третья остановка «Мир стихов». Дети договаривают слова и фразы из стихов. Последнее испытание – отгадать, чей портрет? Детям демонстрируются портреты детских писателей, поэтов. Подводятся итоги путешествия. По окончании путешествия вручаются раскраски с героями детских произведений. Детям предлагается узнать героев произведений, раскрасить иллюстрации и объединить их в общую книгу, по которой можно придумывать новые произведения, например «Салат из сказок»

            Праздник азбуки, посвященной Дню славянкой письменности и культуры начинается с заставки передачи и песни «АБВГДейка». В гости приходят клоуны Клепа и Шпилька, объявляют день рождения азбуки, в непринужденном диалоге они знакомят с историей этого праздника, с первоначальными названиями букв. Дети отгадывают загадки, проговаривают пословицы, скороговорки, «лечат буквы», ищут тень букв и другие задания. Клепа и Шпилька разыгрывают сценку про букву Я. Дети украшают буквы, подбирают картинки со словами, в которых есть звук, обозначающий букву. Дети собирают буквы в общую азбуку. Клоуны прощаются. Звучит заключительная песня передачи «АБВГДейка».

            День русского языка проводится как праздник правильной речи, где дети демонстрируют свои достижения в преодолении речевого недоразвития. Они читают стихи о правильной, красивой речи, о вежливых словах. Проводятся упражнения в договаривании пословиц, поговорок. В этот день родился А.С. Пушкин. В честь этого события проводятся игровые речевые задания и упражнения, ритмопластика по произведениям великого русского поэта и писателя. На праздник приходит кот ученый. Он просит навести порядок в сказках – герои заблудились, потеряли свою сказку. Дети помогают коту навести порядок, играют с ним.

            Игры включаются во все части развлечений и служат диагностическим, познавательным, развлекательным, коррекционным задачам. Совместное участие формирует у дошкольников с ОНР инициативу, самостоятельность в общении, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам, устанавливать положительное отношение к другим людям. Ярко выраженный интерес к разным ситуациям общения, высокая инициативность и чувствительность к партнеру во время общения и является показателем коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

 

Библиографический список

  1. Лаповская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 56 с.
  2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Воронеж,1996.
  3. Хузеева Г.Р. Становление Коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО [Текст] //ВОСПИТАТЕЬ дошкольного образовательного учреждения. -2015.- №2. – С.46-56.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  [Текст] //Российская газета. – 25 ноября 2013 г.
  5. Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: Изучение, диагностика, развитие. – М., Национальный книжный центр, 2011. 192 с.

           

           

           

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетентности у дошкольников в новых условиях, продиктованных ФГОС.

Л.Г. Анисимова,

учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 22»

г. Ростов Ярославской области

Логопедические досуги как средство развития коммуникативной компетентности  дошкольников с ОНР

                Проблема речевой коммуникации является одной из основных в психологии, лингвистике, психолингвистике, педагогике и дефектологии, так как речевое общение является главным видом человеческой деятельности, основным условием развития речи, мышления ребенка, формирует его отношение к окружающим, создает специфические способы социального контакта. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. В работе с детьми, имеющими первичное нарушение – недоразвитие речи разной степени выраженности – основной задачей выступает формирование языковых средств. В то же время следствием недостаточного развития языковых средств является нарушение речевой коммуникации с окружающими (Левина Р.Е., Спирова Л.Ф., Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. и др.). Важно, чтобы педагоги планировали усвоение детьми языковой системы в непосредственном общении, чтобы дети научились применять отработанные речевые действия в аналогичных и новых ситуациях, использовать усвоенные умения и навыки в разных видах деятельности. Таким образом, коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков, предполагает наличие качеств, позволяющих человеку самостоятельно создавать средства и способы его собственных целей общения в различных ситуациях. 

С точки зрения многих отечественных авторов, основной принцип организации работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников – опережающая инициатива взрослого. Взрослый дает образцы общения, которыми ребенок не владеет. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога.  

В настоящее время важно создавать педагогические условия, способствующие развитию речевой коммуникации дошкольников, особенно с тяжелыми нарушениями речи, ведь коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности. Необходимо включать ребенка в разные ситуации общения (деловые, познавательные, личностные). Весь коррекционный процесс должен иметь четкую коммуникативную направленность. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

Важное место в социальной среде отводится досугу и культурно-досуговой деятельности, поскольку среда досугового общения рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативы, самостоятельности, творческих проявлений. Эффективной формой реализации коммуникативного подхода в речевом и социально-коммуникативном развитии детей с ТНР старшего дошкольного возраста логопедической группы МДОУ «Детский сад №22» г. Ростова являются логопедические досуги (речевые праздники и развлечения). Речевые праздники проводятся в рамках проектов «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», «Познавательная азбука «От А до Я», «Почему ласковое слово согревает?».

Цель проведения логопедических досугов: формирование коммуникативной компетентности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В ходе проведения логопедических досугов решаются следующие задачи:

  1. Знакомство детей с языковыми средствами родного языка
  2. Формирование познавательных процессов
  3. Развитие речевых навыков и умений
  4. Развитие образности, выразительности речи
  5. Развитие инициативности, мотивации общения
  6. Развитие навыков продуктивного активного общения, сотрудничества
  7. Развитие эмоциональной сферы дошкольников
  8. Формирование у дошкольников основ социального взаимодействия
  9. Развитие системы восприятия, внимания, творческого воображения
  10. Воспитание коммуникативной и нравственной культуры
  11. Формирование у дошкольников чувства собственной значимости, уверенности в себе
  12. Формирование у детей адекватного отношения к позитивным и негативным ситуациям.
  13.  Воспитание бережного отношения к литературе и родному языку

Речевые праздники и развлечения должны отвечать основным требованиям к условиям реализации в области коммуникативного развития:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития общения дошкольников с ОНР
  • Опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР
  • Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников с ОНР положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения
  • Создание условий для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка с ОНР

Длительность речевых праздников и развлечений 30 – 40 минут.

Логопедические досуги планируются в соответствии с календарными праздниками:

14 декабря – День Наума грамотника

21 февраля – Международный день родного языка

21 марта – День поэзии

2 апреля – День детской книги

24 мая – День славянской письменности. Праздник азбуки.

6 июня – День русского языка. День рождения А.С.Пушкина. Праздник правильной речи.

        Речевые праздники проводятся в форме викторин, игр познавательного, соревновательного и творческого характера, речевых упражнений, разгадывания ребусов, дорисовывания недостающих деталей, подбора подходящих картинок, инсценировок, подготовленных номеров. У каждого праздничного сценария есть тема, сюжет. Материал праздников носит развивающий характер, имеет воспитательную ценность. Эмоциональность восприятия материала усиливается сюрпризными моментами (пришла посылка, телеграмма, письмо; сценки, шуточные игры). Присутствие на празднике сказочных персонажей Буратино, Незнайки, кота ученого, клоунов Клепы и Шпильки усиливают зрелищность, интерес дошкольников к речевой деятельности, повышают мотивацию к речевому действию.

        День Наума грамотника – покровителя знаний и учения открывает Буратино. Он знакомит детей с названием данного праздника, пословицами о Науме, краткой историей создания праздника. С этого дня в деревне начинали обучать детей грамоте, дети шли в школу. Логопед читает рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок». Педагог вместе с детьми обсуждают содержание и идею произведения. Дети ищут ответы на проблемные вопросы: «Зачем учиться грамоте? С чего начинается изучение грамоты?» Дети знакомятся с пословицами о грамоте, размышляют о значении этих пословиц, делятся своим мнением. Буратино приносит азбуку и предлагает выбрать из различных символов знаки (буквы), с помощью которых можно читать и писать, рассказывает стихотворение о буквах Б. Заходера «Песенка – азбука». Чтобы продолжить увлекательные игровые упражнения, необходимо попасть в звуко-буквоград. Дети строят поезд из кубиков Зайцева, подбирают слоги с буквой А.  Завершается праздник вручением памятных медалей с изображением Наума и датой праздника.

        Международный день родного языка проводится в форме викторины. Логопед знакомят детей с названием праздника, спрашивает, как они понимают название этого праздника. Выясняется, зачем человеку язык. Выясняется многозначность этого слова. Дети знакомятся с пословицами о языке и слове, объясняют, как они понимают их значение. Им предлагается проверить свои знания, умения, навыки, посоревноваться в дружеских командах. Проводится жеребьевка. Устанавливаются правила игры. Проводится установка на чувство сопричастности, принятия любого результата игры, умения радоваться победе соперников, умения проигрывать без ссор и обид.  Дети упражняются в проговаривании скороговорок, разгадывании ребусов, в играх на развитие фонематического слуха, в подборе рифм, отгадывании загадок, в договаривании слов, в графомоторных навыках, в упражнениях на развитие памяти, внимания, воображения, мышления. Для расслабления и отдыха проводятся динамические паузы. После подведения итогов детям вручаются памятные медали.

        В день поэзии проводится конкурс чтецов. Это домашняя заготовка дошкольников. Под музыку Э. Грига «Утро» дети входят в зал. Открыв книгу они попадают в стихотворную страну, в мир поэзии, где слушают стихи в исполнении актеров. Логопед проводит беседу с детьми о поэтах, поэзии, рифме. На праздник приходит Незнайка. Он хочет стать поэтом, дети помогают ему подбирать рифмы. Затем проводится конкурс чтецов, Жюри подводит итоги. Незнайка вручает медали. Всем участникам вручаются книжки со стихами.

        В день детской книги дети приносят из дома свою любимую книгу. Устраивается выставка книг. Дети рассматривают их, рассказывают о книгах и произведениях. Дошкольники рассказывают какие жанры художественной литературы им больше нравится и почему, чем отличаются детские книги. Появляется волшебный клубок. Он предлагает отправится в путешествие-соревнование по страницам книг. Дети делятся на две команды. Первая остановка «Сказочное королевство». Дети подбирают сказочным героям подходящие предметы, отгадывают загадки о сказочных героях. Затем детям предлагается игра «Что сначала, что потом?» - выложить в правильной последовательности 10 картинок с сюжетами сказок «Три поросенка», «Три медведя». Вторая остановка «Край рассказов». Дети отгадывают из какого произведения отрывок. Третья остановка «Мир стихов». Дети договаривают слова и фразы из стихов. Последнее испытание – отгадать, чей портрет? Детям демонстрируются портреты детских писателей, поэтов. Подводятся итоги путешествия. По окончании путешествия вручаются раскраски с героями детских произведений. Детям предлагается узнать героев произведений, раскрасить иллюстрации и объединить их в общую книгу, по которой можно придумывать новые произведения, например «Салат из сказок»

        Праздник азбуки, посвященной Дню славянкой письменности и культуры начинается с заставки передачи и песни «АБВГДейка». В гости приходят клоуны Клепа и Шпилька, объявляют день рождения азбуки, в непринужденном диалоге они знакомят с историей этого праздника, с первоначальными названиями букв. Дети отгадывают загадки, проговаривают пословицы, скороговорки, «лечат буквы», ищут тень букв и другие задания. Клепа и Шпилька разыгрывают сценку про букву Я. Дети украшают буквы, подбирают картинки со словами, в которых есть звук, обозначающий букву. Дети собирают буквы в общую азбуку. Клоуны прощаются. Звучит заключительная песня передачи «АБВГДейка».

        День русского языка проводится как праздник правильной речи, где дети демонстрируют свои достижения в преодолении речевого недоразвития. Они читают стихи о правильной, красивой речи, о вежливых словах. Проводятся упражнения в договаривании пословиц, поговорок. В этот день родился А.С. Пушкин. В честь этого события проводятся игровые речевые задания и упражнения, ритмопластика по произведениям великого русского поэта и писателя. На праздник приходит кот ученый. Он просит навести порядок в сказках – герои заблудились, потеряли свою сказку. Дети помогают коту навести порядок, играют с ним.

        Игры включаются во все части развлечений и служат диагностическим, познавательным, развлекательным, коррекционным задачам. Совместное участие формирует у дошкольников с ОНР инициативу, самостоятельность в общении, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам, устанавливать положительное отношение к другим людям. Ярко выраженный интерес к разным ситуациям общения, высокая инициативность и чувствительность к партнеру во время общения и является показателем коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

Библиографический список

  1. Лаповская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 56 с.
  2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Воронеж,1996.
  3. Хузеева Г.Р. Становление Коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО [Текст] //ВОСПИТАТЕЬ дошкольного образовательного учреждения. -2015.- №2. – С.46-56.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  [Текст] //Российская газета. – 25 ноября 2013 г.
  5. Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: Изучение, диагностика, развитие. – М., Национальный книжный центр, 2011. 192 с.

        

        

        

 



Предварительный просмотр:

                В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетентности у дошкольников в новых условиях, продиктованных ФГОС.

Л.Г. Анисимова,

учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 22»

г. Ростов Ярославской области

Логопедические досуги как средство развития коммуникативной компетентности  дошкольников с ОНР

                Проблема речевой коммуникации является одной из основных в психологии, лингвистике, психолингвистике, педагогике и дефектологии, так как речевое общение является главным видом человеческой деятельности, основным условием развития речи, мышления ребенка, формирует его отношение к окружающим, создает специфические способы социального контакта. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. В работе с детьми, имеющими первичное нарушение – недоразвитие речи разной степени выраженности – основной задачей выступает формирование языковых средств. В то же время следствием недостаточного развития языковых средств является нарушение речевой коммуникации с окружающими (Левина Р.Е., Спирова Л.Ф., Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. и др.). Важно, чтобы педагоги планировали усвоение детьми языковой системы в непосредственном общении, чтобы дети научились применять отработанные речевые действия в аналогичных и новых ситуациях, использовать усвоенные умения и навыки в разных видах деятельности. Таким образом, коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков, предполагает наличие качеств, позволяющих человеку самостоятельно создавать средства и способы его собственных целей общения в различных ситуациях. 

С точки зрения многих отечественных авторов, основной принцип организации работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников – опережающая инициатива взрослого. Взрослый дает образцы общения, которыми ребенок не владеет. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога.  

В настоящее время важно создавать педагогические условия, способствующие развитию речевой коммуникации дошкольников, особенно с тяжелыми нарушениями речи, ведь коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности. Необходимо включать ребенка в разные ситуации общения (деловые, познавательные, личностные). Весь коррекционный процесс должен иметь четкую коммуникативную направленность. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

Важное место в социальной среде отводится досугу и культурно-досуговой деятельности, поскольку среда досугового общения рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативы, самостоятельности, творческих проявлений. Эффективной формой реализации коммуникативного подхода в речевом и социально-коммуникативном развитии детей с ТНР старшего дошкольного возраста логопедической группы МДОУ «Детский сад №22» г. Ростова являются логопедические досуги (речевые праздники и развлечения). Речевые праздники проводятся в рамках проектов «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», «Познавательная азбука «От А до Я», «Почему ласковое слово согревает?».

Цель проведения логопедических досугов: формирование коммуникативной компетентности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В ходе проведения логопедических досугов решаются следующие задачи:

  1. Знакомство детей с языковыми средствами родного языка
  2. Формирование познавательных процессов
  3. Развитие речевых навыков и умений
  4. Развитие образности, выразительности речи
  5. Развитие инициативности, мотивации общения
  6. Развитие навыков продуктивного активного общения, сотрудничества
  7. Развитие эмоциональной сферы дошкольников
  8. Формирование у дошкольников основ социального взаимодействия
  9. Развитие системы восприятия, внимания, творческого воображения
  10. Воспитание коммуникативной и нравственной культуры
  11. Формирование у дошкольников чувства собственной значимости, уверенности в себе
  12. Формирование у детей адекватного отношения к позитивным и негативным ситуациям.
  13.  Воспитание бережного отношения к литературе и родному языку

Речевые праздники и развлечения должны отвечать основным требованиям к условиям реализации в области коммуникативного развития:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития общения дошкольников с ОНР
  • Опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР
  • Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников с ОНР положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения
  • Создание условий для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка с ОНР

Длительность речевых праздников и развлечений 30 – 40 минут.

Логопедические досуги планируются в соответствии с календарными праздниками:

14 декабря – День Наума грамотника

21 февраля – Международный день родного языка

21 марта – День поэзии

2 апреля – День детской книги

24 мая – День славянской письменности. Праздник азбуки.

6 июня – День русского языка. День рождения А.С.Пушкина. Праздник правильной речи.

        Речевые праздники проводятся в форме викторин, игр познавательного, соревновательного и творческого характера, речевых упражнений, разгадывания ребусов, дорисовывания недостающих деталей, подбора подходящих картинок, инсценировок, подготовленных номеров. У каждого праздничного сценария есть тема, сюжет. Материал праздников носит развивающий характер, имеет воспитательную ценность. Эмоциональность восприятия материала усиливается сюрпризными моментами (пришла посылка, телеграмма, письмо; сценки, шуточные игры). Присутствие на празднике сказочных персонажей Буратино, Незнайки, кота ученого, клоунов Клепы и Шпильки усиливают зрелищность, интерес дошкольников к речевой деятельности, повышают мотивацию к речевому действию.

        День Наума грамотника – покровителя знаний и учения открывает Буратино. Он знакомит детей с названием данного праздника, пословицами о Науме, краткой историей создания праздника. С этого дня в деревне начинали обучать детей грамоте, дети шли в школу. Логопед читает рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок». Педагог вместе с детьми обсуждают содержание и идею произведения. Дети ищут ответы на проблемные вопросы: «Зачем учиться грамоте? С чего начинается изучение грамоты?» Дети знакомятся с пословицами о грамоте, размышляют о значении этих пословиц, делятся своим мнением. Буратино приносит азбуку и предлагает выбрать из различных символов знаки (буквы), с помощью которых можно читать и писать, рассказывает стихотворение о буквах Б. Заходера «Песенка – азбука». Чтобы продолжить увлекательные игровые упражнения, необходимо попасть в звуко-буквоград. Дети строят поезд из кубиков Зайцева, подбирают слоги с буквой А.  Завершается праздник вручением памятных медалей с изображением Наума и датой праздника.

        Международный день родного языка проводится в форме викторины. Логопед знакомят детей с названием праздника, спрашивает, как они понимают название этого праздника. Выясняется, зачем человеку язык. Выясняется многозначность этого слова. Дети знакомятся с пословицами о языке и слове, объясняют, как они понимают их значение. Им предлагается проверить свои знания, умения, навыки, посоревноваться в дружеских командах. Проводится жеребьевка. Устанавливаются правила игры. Проводится установка на чувство сопричастности, принятия любого результата игры, умения радоваться победе соперников, умения проигрывать без ссор и обид.  Дети упражняются в проговаривании скороговорок, разгадывании ребусов, в играх на развитие фонематического слуха, в подборе рифм, отгадывании загадок, в договаривании слов, в графомоторных навыках, в упражнениях на развитие памяти, внимания, воображения, мышления. Для расслабления и отдыха проводятся динамические паузы. После подведения итогов детям вручаются памятные медали.

        В день поэзии проводится конкурс чтецов. Это домашняя заготовка дошкольников. Под музыку Э. Грига «Утро» дети входят в зал. Открыв книгу они попадают в стихотворную страну, в мир поэзии, где слушают стихи в исполнении актеров. Логопед проводит беседу с детьми о поэтах, поэзии, рифме. На праздник приходит Незнайка. Он хочет стать поэтом, дети помогают ему подбирать рифмы. Затем проводится конкурс чтецов, Жюри подводит итоги. Незнайка вручает медали. Всем участникам вручаются книжки со стихами.

        В день детской книги дети приносят из дома свою любимую книгу. Устраивается выставка книг. Дети рассматривают их, рассказывают о книгах и произведениях. Дошкольники рассказывают какие жанры художественной литературы им больше нравится и почему, чем отличаются детские книги. Появляется волшебный клубок. Он предлагает отправится в путешествие-соревнование по страницам книг. Дети делятся на две команды. Первая остановка «Сказочное королевство». Дети подбирают сказочным героям подходящие предметы, отгадывают загадки о сказочных героях. Затем детям предлагается игра «Что сначала, что потом?» - выложить в правильной последовательности 10 картинок с сюжетами сказок «Три поросенка», «Три медведя». Вторая остановка «Край рассказов». Дети отгадывают из какого произведения отрывок. Третья остановка «Мир стихов». Дети договаривают слова и фразы из стихов. Последнее испытание – отгадать, чей портрет? Детям демонстрируются портреты детских писателей, поэтов. Подводятся итоги путешествия. По окончании путешествия вручаются раскраски с героями детских произведений. Детям предлагается узнать героев произведений, раскрасить иллюстрации и объединить их в общую книгу, по которой можно придумывать новые произведения, например «Салат из сказок»

        Праздник азбуки, посвященной Дню славянкой письменности и культуры начинается с заставки передачи и песни «АБВГДейка». В гости приходят клоуны Клепа и Шпилька, объявляют день рождения азбуки, в непринужденном диалоге они знакомят с историей этого праздника, с первоначальными названиями букв. Дети отгадывают загадки, проговаривают пословицы, скороговорки, «лечат буквы», ищут тень букв и другие задания. Клепа и Шпилька разыгрывают сценку про букву Я. Дети украшают буквы, подбирают картинки со словами, в которых есть звук, обозначающий букву. Дети собирают буквы в общую азбуку. Клоуны прощаются. Звучит заключительная песня передачи «АБВГДейка».

        День русского языка проводится как праздник правильной речи, где дети демонстрируют свои достижения в преодолении речевого недоразвития. Они читают стихи о правильной, красивой речи, о вежливых словах. Проводятся упражнения в договаривании пословиц, поговорок. В этот день родился А.С. Пушкин. В честь этого события проводятся игровые речевые задания и упражнения, ритмопластика по произведениям великого русского поэта и писателя. На праздник приходит кот ученый. Он просит навести порядок в сказках – герои заблудились, потеряли свою сказку. Дети помогают коту навести порядок, играют с ним.

        Игры включаются во все части развлечений и служат диагностическим, познавательным, развлекательным, коррекционным задачам. Совместное участие формирует у дошкольников с ОНР инициативу, самостоятельность в общении, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам, устанавливать положительное отношение к другим людям. Ярко выраженный интерес к разным ситуациям общения, высокая инициативность и чувствительность к партнеру во время общения и является показателем коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

Библиографический список

  1. Лаповская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 56 с.
  2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Воронеж,1996.
  3. Хузеева Г.Р. Становление Коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО [Текст] //ВОСПИТАТЕЬ дошкольного образовательного учреждения. -2015.- №2. – С.46-56.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  [Текст] //Российская газета. – 25 ноября 2013 г.
  5. Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: Изучение, диагностика, развитие. – М., Национальный книжный центр, 2011. 192 с.