Логоритмика в детском саду. Тема: Космическое путешествие

Анисимова Лариса Гурьевна

Занятие по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

с ОНР (II - III уровня), ЗПР  

Лексическая тема:  Космос

Тема занятия: Космическое путешествие

Цель: Развитие  психических процессов и коррекция речевых нарушений

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь по теме «Космос»

- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в речи детей

- формировать певческие навыки

- развивать основные виды движений (маршировка, покачивания, легкий бег, пружинные

  движения ног)

- отрабатывать общеразвивающие движения (движения рук, подвижность суставов

- развивать выразительность танцевальных движений

- формировать навыки игры на музыкальных и шумовых инструментах

Коррекционные:

- развивать артикуляционный аппарат и дыхательную систему, мимическую мускулатуру,

   общую моторику

- развивать координацию движений, нормализовать их темп и ритм

- формировать слоговую структуру слова

- развивать эмоционально-волевые качества

- развивать внимание, слуховое, зрительное, пространственное восприятие, зрительную,

  слуховую, двигательную память

Оздоровительные:

- укреплять сердечно-сосудистую систему, двигательную систему

- укреплять психическое, физическое и социальное здоровье дошкольников

- развивать выносливость

Воспитательные:

- воспитывать музыкальную культуру

- воспитывать этические отношения и эстетические чувства

- развивать социально-коммуникативное поведение

Развивающие:

- развивать саморегуляцию и самоконтроль

- развивать познавательные психические процессы

- развивать интерес к музыкально-ритмической деятельности

- развивать творческое воображение

 

Оборудование: ноутбук, динамики, мультимедиа, презентация, аудиозаписи, музыкальные и шумовые инструменты (металлофоны, колокольчики, треугольники, хрустальные фужеры, деревянные палочки, бубенцы), мяч, шляпа звездочета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Слайд № 1

I. Вводная часть. Введение в тему.

Задачи: Создание мотивации к логоритмической деятельности. Формирование общей произвольной моторики. Развитие чувства ритма.

Логопед: - Ребята, а вы хотите поиграть в космонавтов и отправиться в космическое путешествие? Центр управления полетов поручил выполнить космическое путешествие по заданному маршруту. Объекты для исследования будут показаны на космическом мониторе, экране.  Отряд космонавтов, направо, на космодром шагом марш!

Слайд № 2

I.1. Марш юных космонавтов в исполнении БДХ  (2 минуты)

I.2. Речь с движениями. Задачи: Развитие речедвигательной координации. Развитие ритмичности при выполнении двигательных элементов, согласованности темпа и ритма действий со словами чистоговорки. Выработка активности в деятельности.

Логопед: -  Для космического полета поручено построить звездолет.

Полет в космос

Мы построим, мы построим

Самый лучший звездолет:

(Ударяют кулачками друг о друга (8 ударов))

Все проверим, все устроим

И отправимся в полет.                         

(Пальцы попеременно соединять «колечками»

с большим пальцем (2 подхода по 4 колечка))

Та-та-та, та-та-та,

Не страшна нам высота.

(Руки подняты над головой,

ритмично хлопать в ладоши над головой)

Ете-ете-ете – полетим в ракете.                    

Руки вверху, сжимают и разжимают пальцы       

Ты-ты-ты, ты-ты-ты –

Хлопки в ладоши (вправо – влево по 3 раза)

Все будет видно с высоты.        

Приставляют ладонь к глазам.

Слайд № 3

I.3. Развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции.

Задачи: Удлинение речевого выдоха. Регулирование высоты и силы голоса. Длительное удерживание вытянутых губ («Трубочкой»).

Логопед: - Ракета-звездолет на старте. Космонавты, займите свои места в ракете. (Дети приседают на корточки, вытянутые руки сомкнуты над головой). Ракета взлетает: «У-У-у-у-у-у» (Дети приподнимаются, встают прямо. Произносят звук от низкого до высокого звучания).

Слайд № 4

II. Основная часть

II.1. Распевка (разминка для фонационного дыхания и артикуляции, голоса) Упражнение № 4  муз. Г.Анисимовой

Логопед: - Ракета прошла плотные слои атмосферы и вышла в открытый космос. Отправим космическое сообщение в Ценр управления полетов. Открывайте шире рот на звук [а], четко проговаривайте согласные: [й], [б], [д], [в], [г]

Слайды № 5, № 6

II.2. Развитие слухо-двигательной координации, пространственного восприятия,  зрительного внимания и зрительной памяти. Игра «Невесомость». Задачи: Выполнять произвольные движения в пространстве в соответствии с темпом музыки. Развитие концентрации зрительного внимания и зрительной памяти.

Логопед: - Посмотрите, все предметы перепутались. Что происходит в космосе? (Невесомость). Двигайтесь под музыку врассыпную, выполняя плавные движения, кружение. Посмотрите, что изменилось? Какие предметы поменялись местами?

Слайды № 7, № 8

II.3.  Пение. Песня о луне.

Задачи: Развитие певческих навыков: звукообразования, дыхания, дикции, интонации, эмоциональной выразительности. Активизировать словарный запас, развивать связную речь.

Логопед: - Ребята, посмотрите что за небесный объект находится рядом? Как вы узнали? Вы мечтаете побывать на луне? Давайте споем о своей мечте? (Дети поют стоя, выполняя покачивание влево-вправо, носочек не отрывать от пола).

Слайды № 9, № 10

II.4. Развитие мышления. Задачи: развивать концентрацию слухового внимания, логического, образного мышления.

Логопед: - Наш полет продолжается. Внимание! Нам поступило сообщение из Центра управления полетов. Разгадайте загадку:

Ночка, ночка, расскажи,
Что ты делала в тиши?
- Я в своей чудо-печи
Выпекала куличи,
Разложила их по небу,
Чтоб сияли с высоты.
Что, скажи, за куличи
Выпекала ночь в печи? (Звезды)

Слайд № 10

II.5. Игра на музыкальных инструментах. Песня «Звездочки» Л. Гусевой. Задачи: Развивать слуховое восприятие. Узнавать фрагмент песни. Развивать навыки игры на музыкальных инструментах. Развивать умение воспроизводить ритмический рисунок в ритме качания (хореической форме), выделять сильную долю.

 

Логопед: - А теперь отгадайте музыкальную загадку. (Дети узнают песню по музыкальному отрывку). Поиграем со звездами? Изобразим с помощью музыкальных инструментов, как они кружатся в танце. Какой танец они танцуют? (Вальс). Ударяйте по треугольникам, фужерам и металлофону на сильную долю, позвените в колокольчики, бубенцы, раскачивайте их по музыку.

 

Сдайд № 11

II.6. Игра с правилами «Созвездие». Задачи: Развивать слуховое внимание, быстроту реакции, преодоление двигательного автоматизма. Формировать дружеские навыки, чувсва коллективизма, умение договариваться со сверстниками.

Логопед: - Звезды образуют группы – созвездия. Под музыку они кружатся. С остановкой музыки образуют созвездия. Количество звезд в созвездии вы узнаете по команде. Если «Два» - встаньте парами, если «Три» - по три человека и т. д. Кому не хватило пары, выбывают из игры.

Слайд № 12

II.7. Танец «Мы маленькие звезды» Задачи: Выполнять приставные шаги с приседаниями, поднимание рук, сгибание и разгибание локтей, пальцев, вытягивание рук вперед, в стороны, ходьбу вперед, покачивание туловища, бедер. Передавать характер и ритм музыки выразительными движениями.

Слайд № 13

II.8. Слушание музыки Густава Холста «Марс воинствующий». Задачи: Развивать слуховое восприятие. Развивать умение описывать музыкальные образы, передавать свои эмоциональные переживания.

Логопед: - На нашем космическом маршруте какая-то планета. Вы узнали ее? Как вы догадались? Послушайте как рассказал о ней композитор Густав Холст. Какое настроение вызвала эта музыка? Почему? Как звучала музыка?  Планета Марс названа в честь древне- римского бога войны Марса. Произведение так и называется: «Марс воинствующий».

Слайды № 14, 15

III. Заключительная часть

III.1. Игра «Звездочет». Задачи: совершенствовать навыки речедвигательной и речеслуховой координации, быстроты реакции, скорости бега, навыка движения в хороводе.

Логопед: - Наш полет продолжается. Мы попали на парад планет солнечной системы. Посчитаете их? Поиграем?

(Выбирается звездочет. Он несет мяч – «планету». Дети идут по кругу в хороводе. Звездочет двигается противоходом внутри круга. По окончании считалки звездочет останавливается и кладет мяч между двумя детьми. Те разбегаются в разные стороны. Кто первый схватил мяч – тот звездочет.

 

На земле жил звездочет.

Он планетам вел подсчет:

Меркурий – раз,

Венера – двас,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун,

Девять, дальше всех –  Плутон.

Кто не верит, выйди вон!

 

Слайд № 16

III.2. Завершение игрового сюжета. Задачи: Обеспечить завершение сюжетной линии, умения логически закончить начатую игру.

Логопед: - Программа космического путешествия выполнена. Пора приземляться. (Дети встают в круг. Руки над головой. Приседают. Произносят: «УУууууу»

Слайд № 17

III.3. Заключительная ходьба с пением песни « Поскорей бы подрасти»

муз. М Магиденко, сл. Н.Найденовой

Задачи: Переключение внимания  от активной деятельности к спокойной, формирование чувства равновесия эмоциональных переживаний.

Логопед: - Юные космонавты успешно вернулись на родную землю. Пройдемте в звездный городок с песней: «Поскорей бы подрасти».

Слайд № 18

III.3. Итог

Логопед: - Центр управления полетов просит провести отчет о полете. Передайте в центр точную информацию. Как проходил полет? За какими небесными объектами и явлениями мы наблюдали? Какие игры, песни, упражнения, танцы запомнили? Что получилось лучше всего? В чем затруднялись?

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

с ОНР (II - III уровня), ЗПР  

Лексическая тема:  Космос

Тема занятия: Космическое путешествие

Цель: Развитие  психических процессов и коррекция речевых нарушений

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь по теме «Космос»

- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в речи детей

- формировать певческие навыки

- развивать основные виды движений (маршировка, покачивания, легкий бег, пружинные

  движения ног)

- отрабатывать общеразвивающие движения (движения рук, подвижность суставов

- развивать выразительность танцевальных движений

- формировать навыки игры на музыкальных и шумовых инструментах

Коррекционные:

- развивать артикуляционный аппарат и дыхательную систему, мимическую мускулатуру,

   общую моторику

- развивать координацию движений, нормализовать их темп и ритм

- формировать слоговую структуру слова

- развивать эмоционально-волевые качества

- развивать внимание, слуховое, зрительное, пространственное восприятие, зрительную,

  слуховую, двигательную память

Оздоровительные:

- укреплять сердечно-сосудистую систему, двигательную систему

- укреплять психическое, физическое и социальное здоровье дошкольников

- развивать выносливость

Воспитательные:

- воспитывать музыкальную культуру

- воспитывать этические отношения и эстетические чувства

- развивать социально-коммуникативное поведение

Развивающие:

- развивать саморегуляцию и самоконтроль

- развивать познавательные психические процессы

- развивать интерес к музыкально-ритмической деятельности

- развивать творческое воображение

 

Оборудование: ноутбук, динамики, мультимедиа, презентация, аудиозаписи, музыкальные и шумовые инструменты (металлофоны, колокольчики, треугольники, хрустальные фужеры, деревянные палочки, бубенцы), мяч, шляпа звездочета

Ход занятия:

Слайд № 1

I. Вводная часть. Введение в тему.

Задачи: Создание мотивации к логоритмической деятельности. Формирование общей произвольной моторики. Развитие чувства ритма.

Логопед: - Ребята, а вы хотите поиграть в космонавтов и отправиться в космическое путешествие? Центр управления полетов поручил выполнить космическое путешествие по заданному маршруту. Объекты для исследования будут показаны на космическом мониторе, экране.  Отряд космонавтов, направо, на космодром шагом марш!

Слайд № 2

I.1. Марш юных космонавтов в исполнении БДХ  (2 минуты)

I.2. Речь с движениями. Задачи: Развитие речедвигательной координации. Развитие ритмичности при выполнении двигательных элементов, согласованности темпа и ритма действий со словами чистоговорки. Выработка активности в деятельности.

Логопед: -  Для космического полета поручено построить звездолет.

Полет в космос

Мы построим, мы построим

Самый лучший звездолет:

(Ударяют кулачками друг о друга (8 ударов))

Все проверим, все устроим

И отправимся в полет.                          

(Пальцы попеременно соединять «колечками»

с большим пальцем (2 подхода по 4 колечка))

Та-та-та, та-та-та,

Не страшна нам высота.

(Руки подняты над головой,

ритмично хлопать в ладоши над головой) 

Ете-ете-ете – полетим в ракете.                    

Руки вверху, сжимают и разжимают пальцы       

Ты-ты-ты, ты-ты-ты –

Хлопки в ладоши (вправо – влево по 3 раза) 

Все будет видно с высоты.        

Приставляют ладонь к глазам.

Слайд № 3

I.3. Развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции.

Задачи: Удлинение речевого выдоха. Регулирование высоты и силы голоса. Длительное удерживание вытянутых губ («Трубочкой»).

Логопед: - Ракета-звездолет на старте. Космонавты, займите свои места в ракете. (Дети приседают на корточки, вытянутые руки сомкнуты над головой). Ракета взлетает: «У-У-у-у-у-у» (Дети приподнимаются, встают прямо. Произносят звук от низкого до высокого звучания).

Слайд № 4

II. Основная часть

II.1. Распевка (разминка для фонационного дыхания и артикуляции, голоса) Упражнение № 4  муз. Г.Анисимовой

Логопед: - Ракета прошла плотные слои атмосферы и вышла в открытый космос. Отправим космическое сообщение в Ценр управления полетов. Открывайте шире рот на звук [а], четко проговаривайте согласные: [й], [б], [д], [в], [г]

Слайды № 5, № 6

II.2. Развитие слухо-двигательной координации, пространственного восприятия,  зрительного внимания и зрительной памяти. Игра «Невесомость». Задачи: Выполнять произвольные движения в пространстве в соответствии с темпом музыки. Развитие концентрации зрительного внимания и зрительной памяти.

Логопед: - Посмотрите, все предметы перепутались. Что происходит в космосе? (Невесомость). Двигайтесь под музыку врассыпную, выполняя плавные движения, кружение. Посмотрите, что изменилось? Какие предметы поменялись местами?

Слайды № 7, № 8

II.3.  Пение. Песня о луне.

Задачи: Развитие певческих навыков: звукообразования, дыхания, дикции, интонации, эмоциональной выразительности. Активизировать словарный запас, развивать связную речь.

Логопед: - Ребята, посмотрите что за небесный объект находится рядом? Как вы узнали? Вы мечтаете побывать на луне? Давайте споем о своей мечте? (Дети поют стоя, выполняя покачивание влево-вправо, носочек не отрывать от пола).

Слайды № 9, № 10

II.4. Развитие мышления. Задачи: развивать концентрацию слухового внимания, логического, образного мышления.

Логопед: - Наш полет продолжается. Внимание! Нам поступило сообщение из Центра управления полетов. Разгадайте загадку:

Ночка, ночка, расскажи,
Что ты делала в тиши?
- Я в своей чудо-печи
Выпекала куличи,
Разложила их по небу,
Чтоб сияли с высоты.
Что, скажи, за куличи
Выпекала ночь в печи? (Звезды)

Слайд № 10

II.5. Игра на музыкальных инструментах. Песня «Звездочки» Л. Гусевой. Задачи: Развивать слуховое восприятие. Узнавать фрагмент песни. Развивать навыки игры на музыкальных инструментах. Развивать умение воспроизводить ритмический рисунок в ритме качания (хореической форме), выделять сильную долю.

Логопед: - А теперь отгадайте музыкальную загадку. (Дети узнают песню по музыкальному отрывку). Поиграем со звездами? Изобразим с помощью музыкальных инструментов, как они кружатся в танце. Какой танец они танцуют? (Вальс). Ударяйте по треугольникам, фужерам и металлофону на сильную долю, позвените в колокольчики, бубенцы, раскачивайте их по музыку.

Сдайд № 11

II.6. Игра с правилами «Созвездие». Задачи: Развивать слуховое внимание, быстроту реакции, преодоление двигательного автоматизма. Формировать дружеские навыки, чувсва коллективизма, умение договариваться со сверстниками.

Логопед: - Звезды образуют группы – созвездия. Под музыку они кружатся. С остановкой музыки образуют созвездия. Количество звезд в созвездии вы узнаете по команде. Если «Два» - встаньте парами, если «Три» - по три человека и т. д. Кому не хватило пары, выбывают из игры.

Слайд № 12

II.7. Танец «Мы маленькие звезды» Задачи: Выполнять приставные шаги с приседаниями, поднимание рук, сгибание и разгибание локтей, пальцев, вытягивание рук вперед, в стороны, ходьбу вперед, покачивание туловища, бедер. Передавать характер и ритм музыки выразительными движениями.

Слайд № 13

II.8. Слушание музыки Густава Холста «Марс воинствующий». Задачи: Развивать слуховое восприятие. Развивать умение описывать музыкальные образы, передавать свои эмоциональные переживания.

Логопед: - На нашем космическом маршруте какая-то планета. Вы узнали ее? Как вы догадались? Послушайте как рассказал о ней композитор Густав Холст. Какое настроение вызвала эта музыка? Почему? Как звучала музыка?  Планета Марс названа в честь древне- римского бога войны Марса. Произведение так и называется: «Марс воинствующий».

Слайды № 14, 15

III. Заключительная часть

III.1. Игра «Звездочет». Задачи: совершенствовать навыки речедвигательной и речеслуховой координации, быстроты реакции, скорости бега, навыка движения в хороводе.

Логопед: - Наш полет продолжается. Мы попали на парад планет солнечной системы. Посчитаете их? Поиграем?

(Выбирается звездочет. Он несет мяч – «планету». Дети идут по кругу в хороводе. Звездочет двигается противоходом внутри круга. По окончании считалки звездочет останавливается и кладет мяч между двумя детьми. Те разбегаются в разные стороны. Кто первый схватил мяч – тот звездочет.

На земле жил звездочет.

Он планетам вел подсчет:

Меркурий – раз,

Венера – двас,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун,

Девять, дальше всех –  Плутон.

Кто не верит, выйди вон!

Слайд № 16

III.2. Завершение игрового сюжета. Задачи: Обеспечить завершение сюжетной линии, умения логически закончить начатую игру. 

Логопед: - Программа космического путешествия выполнена. Пора приземляться. (Дети встают в круг. Руки над головой. Приседают. Произносят: «УУууууу»

Слайд № 17

III.3. Заключительная ходьба с пением песни « Поскорей бы подрасти»

муз. М Магиденко, сл. Н.Найденовой

Задачи: Переключение внимания  от активной деятельности к спокойной, формирование чувства равновесия эмоциональных переживаний.

Логопед: - Юные космонавты успешно вернулись на родную землю. Пройдемте в звездный городок с песней: «Поскорей бы подрасти».

Слайд № 18

III.3. Итог

Логопед: - Центр управления полетов просит провести отчет о полете. Передайте в центр точную информацию. Как проходил полет? За какими небесными объектами и явлениями мы наблюдали? Какие игры, песни, упражнения, танцы запомнили? Что получилось лучше всего? В чем затруднялись?