Автоматизация звука Ч

Анисимова Лариса Гурьевна

Сценарий образовательного события для детей логопедической группы

с ОНР (III уровня), ФФНР, ЗПР (СНР)старшего дошкольного возраста.

Подготовила и провела учитель-логопед МДОУ д/с № 22 г. Ростова Анисимова Л.Г.

Тема: Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, фразах, чистоговорках по лексическим темам «Посуда», «Продукты».

Цель: Развивать у детей навыки правильного звукопроизношения.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес.
  2. Закреплять правильное произношение звука [ч] в словах, фразах, чистоговорках.
  3. Развивать навыки согласования прилагательных и числительных с существительными.
  4. Развивать навыки словообразования родственных слов к слову чай.
  5. Развивать навыки связного построения и проговаривания предложений.
  6. Развивать просодическую сторону речи.
  7. Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление.
  8. Воспитывать внимательное отношение к собеседнику, выслушивать собеседника, не перебивать, понимать эмоциональное настроение другого.

Оборудование: индивидуальные зеркала,комплектыдидактических игр «Волшебные треугольники», «Квадрат Пифагора» на каждого ребенка, картинки чайников (разной формы, назначения, разного материала), картинка чайки, чайных листьев пиктограммы настроения на чайниках, схемы родственных слов, картинки родственных слов к слову чай, ноутбук, мультимедиа, презентация, энциклопедии, словари.

Ход события:

Дети приветствуют гостей.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Логопед: - Ребята, вы были в городе мастеров? А хотите попасть туда?Чтобы попасть в одну из мастерских этого города, нужно повторить волшебную чистоговорку:

Чу – чу-чу – я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Ча – ча - ча – водичка горяча.

Чо – чо – чо – осторожно, горячо!

Чу - чу – чу – угостить гостей хочу.

Логопед: - Вот мы и в мастерской. Мастера изготовили такие предметы. Что это?(На столах лежат картинки – схемы чайников из геометрических фигур). Как вы догадались, что это чайники?

  1. Актуализация знаний.

II.1. Словоизменение, словообразование, предложение.

Дети называют части чайника, предложения с этими словами:

- У чайника носик. У чайника ручка. У чайника крышка. У чайника донышко. У чайника стенки.

Логопед: - Ребята, а зачем нужны чайники?

Дети: - Кипятить воду, заваривать чай.

Логопед: - Чайники бывают одинаковые или разные?

Дети: - Разные.

Логопед:- Тут целая выставка чайников. (Показывает картинки).Какие чайники бывают по назначению?

Дети:- Кухонный чайник, электрический чайник, заварочный чайник.

Логопед: - Какие чайники бывают по форме и размеру?(Показывает картинки)

Дети: - Круглый чайник, треугольный чайник, квадратный чайник, овальный чайник, цилиндрический чайник, высокий чайник, низкий чайник, узкий чайник, широкий чайник, большой чайник, маленький чайник.

Логопед: - Из какого материала делают чайники? (Показывает картинки)

Из стекла какой? (Стеклянный чайник)

Из фарфора? (Фарфоровый чайник)

Из керамики? (Керамический чайник)

Из металла? (Металлический чайник)

Из стали? (Стальной чайник)

Из пластмассы? (Пластмассовый чайник)

Из глины? (Глиняный чайник)

Покрытый эмалью? (Эмалированный чайник)

Логопед: - Хотитестать мастерами и изготовить разные чайники?

(Дети по выбору собирают чайники из  восьми треугольников или из фигур квадрата Пифагора).

Логопед: - Посчитаем сколько чайников получилось?

Дети: - Один чайник, два чайника, три чайника, четыре чайника, пять чайников…

II.2.Мимическая гимнастика.

Логопед: - Ребята, как вы думаете, у чайника бывает настроение?

Дети: - Нет, он неживой.

Логопед: -  Попробуем оживить чайники.Вот у них появились глаза, брови, рот. (Пиктограммы на чайниках). Определите и покажите их настроение. Пофантазируйте, от  чего у чайника может измениться настроение?

(Дети перед зеркалом копируют мимику, изображенную на чайниках, высказывают свои предположения).

II.3. Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки –

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки – голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника)

 

(Приседают, одна рука на поясе)

 

(Кружатся, рисуя руками круг)

 (Руки поднять вверх и сомкнуть над головой)

 (Руки вытянуть вперед, ладонями вверх)

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Логопед: - Слово чай  хочет собрать и поселить родственные слова в свой дом. Но не знает, как это сделать. Хотите помочь слову чай собрать семью? А вы знаете, что такое родственные слова? (Нет). Родственники похожи? (Да. Родственники имеют общие черты). Значит, какие слова нам нужно подобрать? (Похожие). Как мы сможем узнать, что они похожи? (Услышим). Надо искать одинаковые части в словах, которые повторяются? На какое слово должны быть похожи слова в этой семейке, в этом домике? Какой вывод мы можем сделать? (Слова должны звучать похоже, иметь общую часть, должны быть похожи на слово чай).

Логопед: - Вот уже собрались некоторые слова. Выставляются и называются картинки: чай, чайник, чайка, чаинка. Все слова подходят к слову чай?

Дети: -  Не подходит слово чайка.

Логопед: - Почему чайка лишнее слово?

Дети: - Это птица.

Логопед: - А что такое чай?

Дети: - Это напиток.

Логопед: -  Имеет ли чайка отношение к слову чай?

Дети: - В этом слове спряталось слово чай. Оно звучит похоже. Но по смыслу оно не подходит.

Логопед: - Почему? Объясните. Как это можно подтвердить? Где об этом можно узнать?

Дети: - В словаре, в энциклопедии, в интернете.

Логопед показывает видеоролик и комментирует:  - Чай – это кустовое растение, которое специально выращивают в теплых краях целыми плантациями в горных районах. Собирают листья с кустов вручную, их засушивают, сортируют и упаковывают. Чай бывает разных сортов. Чай бывает белый, зеленый, черный. Традиционно чайным ароматным напитком угощают гостей. Подается чай горячим.

Чайка – это птица, обитающая на водоёмах.

Логопед: - Какой мы сделаем вывод?

Дети: - Нужно подбирать только те слова, которые имеют отношение к растению, напитку.

  1. Открытие нового знания.

Логопед: -  Поможем слову чай заселить слова-родственники в свой дом, согласно схемам и вопросам.

Главное слово-предмет: чай. Можем  назвать его папой. Он глава в семье.

Сыночка назовем ласково: чаёк.

А дочку: чаинка

Дедушку назовем с увеличительным, возвышенным значением: чаище.

Когда их несколько  (много) разных? (чаи)

Как называется посуда для чая? (чайник, чашка)

Сервиз для чаепития какой? Листок чая какой? Ложка какая? (Слова – признаки:  чайный, чайная)

Приглашаем гостей на чай что делать?(Слово – действие: чаёвничать)

Сложное слово из двух простых: чай, пить? (чаепитие)     

Логопед: - Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: В семейку можно собрать слова, которые похожи на главное слово и имеют общее значение, смысл.

Логопед: - Нам пора возвращаться из города мастеров в детский сад. Нам это удастся, если вы отгадаете загадку:

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

Логопед: - Как вы догадались? (Дети отвечают). Вот мы снова в детском саду.

 

 

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Логопед:- Поэт Г. Сапгир сочинил шуточную считалку-загадку с нашими знакомыми словами. Послушайте:

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

- Приходите все на чай!

Сколько чаек – отвечай?!

Логопед: - Сколько же чаек всего? Сколько понадобится чашек?

Хотите выучить эту загадку, чтобы загадать своим друзьям и членам вашей семьи?

(Обратить внимание на восклицательную и вопросительную интонации).

(Считалка повторяется хором, по цепочке, по одному)

  1. Заключение.

Логопед: - Ребята, куда мы сегодня путешествовали? Что запомнилось, понравилось? Что нового вы узнали? Что научились делать? Кому было трудно? В чем испытывали затруднения? Что помогло справиться с затруднениями?

Логопед хвалит детей за успешное выполнение заданий.

Дети прощаются с гостями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaynaya_tseremoniya.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательного события для детей логопедической группы

с ОНР (III уровня), ФФНР, ЗПР (СНР)старшего дошкольного возраста.

Подготовила и провела учитель-логопед МДОУ д/с № 22 г. Ростова Анисимова Л.Г.

Тема: Путешествие в город мастеров. Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, фразах, чистоговорках по лексическим темам «Посуда», «Продукты».

Цель: Развивать у детей навыки правильного звукопроизношения.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес.
  2. Закреплять правильное произношение звука [ч] в словах, фразах, чистоговорках.
  3. Развивать навыки согласования прилагательных и числительных с существительными.
  4. Развивать навыки словообразования родственных слов к слову чай.
  5. Развивать навыки связного построения и проговаривания предложений.
  6. Развивать просодическую сторону речи.
  7. Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление.
  8. Воспитывать внимательное отношение к собеседнику, выслушивать собеседника, не перебивать, понимать эмоциональное настроение другого.

Оборудование: индивидуальные зеркала,комплектыдидактических игр «Волшебные треугольники», «Квадрат Пифагора» на каждого ребенка, картинки чайников (разной формы, назначения, разного материала), картинка чайки, чайных листьев пиктограммы настроения на чайниках, схемы родственных слов, картинки родственных слов к слову чай, ноутбук, мультимедиа, презентация, энциклопедии, словари.

Ход события:

Дети приветствуют гостей.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Логопед: - Ребята, вы были в городе мастеров? А хотите попасть туда?Чтобы попасть в одну из мастерских этого города, нужно повторить волшебную чистоговорку:

Чу – чу-чу – я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Ча – ча - ча – водичка горяча.

Чо – чо – чо – осторожно, горячо!

Чу - чу – чу – угостить гостей хочу.

Логопед: - Вот мы и в мастерской. Мастера изготовили такие предметы. Что это?(На столах лежат картинки – схемы чайников из геометрических фигур). Как вы догадались, что это чайники?

  1. Актуализация знаний.

II.1. Словоизменение, словообразование, предложение.

Дети называют части чайника, предложения с этими словами:

- У чайника носик. У чайника ручка. У чайника крышка. У чайника донышко. У чайника стенки.

Логопед: - Ребята, а зачем нужны чайники?

Дети: - Кипятить воду, заваривать чай.

Логопед: - Чайники бывают одинаковые или разные?

Дети: - Разные.

Логопед:- Тут целая выставка чайников. (Показывает картинки).Какие чайники бывают по назначению?

Дети:- Кухонный чайник, электрический чайник, заварочный чайник.

Логопед: - Какие чайники бывают по форме и размеру?(Показывает картинки)

Дети: - Круглый чайник, треугольный чайник, квадратный чайник, овальный чайник, цилиндрический чайник, высокий чайник, низкий чайник, узкий чайник, широкий чайник, большой чайник, маленький чайник.

Логопед: - Из какого материала делают чайники? (Показывает картинки)

Из стекла какой? (Стеклянный чайник)

Из фарфора? (Фарфоровый чайник)

Из керамики? (Керамический чайник)

Из металла? (Металлический чайник)

Из стали? (Стальной чайник)

Из пластмассы? (Пластмассовый чайник)

Из глины? (Глиняный чайник)

Покрытый эмалью? (Эмалированный чайник)

Логопед: - Хотитестать мастерами и изготовить разные чайники?

(Дети по выбору собирают чайники из  восьми треугольников или из фигур квадрата Пифагора).

Логопед: - Посчитаем сколько чайников получилось?

Дети: - Один чайник, два чайника, три чайника, четыре чайника, пять чайников…

II.2.Мимическая гимнастика.

Логопед: - Ребята, как вы думаете, у чайника бывает настроение?

Дети: - Нет, он неживой.

Логопед: -  Попробуем оживить чайники.Вот у них появились глаза, брови, рот. (Пиктограммы на чайниках). Определите и покажите их настроение. Пофантазируйте, от  чего у чайника может измениться настроение?

(Дети перед зеркалом копируют мимику, изображенную на чайниках, высказывают свои предположения).

II.3. Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки –

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки – голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника)

(Приседают, одна рука на поясе)

(Кружатся, рисуя руками круг)

 (Руки поднять вверх и сомкнуть над головой)

 (Руки вытянуть вперед, ладонями вверх)

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Логопед: - Слово чай  хочет собрать и поселить родственные слова в свой дом. Но не знает, как это сделать. Хотите помочь слову чай собрать семью? А вы знаете, что такое родственные слова? (Нет). Родственники похожи? (Да. Родственники имеют общие черты). Значит, какие слова нам нужно подобрать? (Похожие). Как мы сможем узнать, что они похожи? (Услышим). Надо искать одинаковые части в словах, которые повторяются? На какое слово должны быть похожи слова в этой семейке, в этом домике? Какой вывод мы можем сделать? (Слова должны звучать похоже, иметь общую часть, должны быть похожи на слово чай).

Логопед: - Вот уже собрались некоторые слова. Выставляются и называются картинки: чай, чайник, чайка, чаинка. Все слова подходят к слову чай?

Дети: -  Не подходит слово чайка.

Логопед: - Почему чайка лишнее слово?

Дети: - Это птица.

Логопед: - А что такое чай?

Дети: - Это напиток.

Логопед: -  Имеет ли чайка отношение к слову чай?

Дети: - В этом слове спряталось слово чай. Оно звучит похоже. Но по смыслу оно не подходит.

Логопед: - Почему? Объясните. Как это можно подтвердить? Где об этом можно узнать?

Дети: - В словаре, в энциклопедии, в интернете.

Логопед показывает видеоролик и комментирует:  - Чай – это кустовое растение, которое специально выращивают в теплых краях целыми плантациями в горных районах. Собирают листья с кустов вручную, их засушивают, сортируют и упаковывают. Чай бывает разных сортов. Чай бывает белый, зеленый, черный. Традиционно чайным ароматным напитком угощают гостей. Подается чай горячим.

Чайка – это птица, обитающая на водоёмах.

Логопед: - Какой мы сделаем вывод?

Дети: - Нужно подбирать только те слова, которые имеют отношение к растению, напитку.

  1. Открытие нового знания.

Логопед: -  Поможем слову чай заселить слова-родственники в свой дом, согласно схемам и вопросам.

Главное слово-предмет: чай. Можем  назвать его папой. Он глава в семье.

Сыночка назовем ласково: чаёк.

А дочку: чаинка

Дедушку назовем с увеличительным, возвышенным значением: чаище.

Когда их несколько  (много) разных? (чаи)

Как называется посуда для чая? (чайник, чашка)

Сервиз для чаепития какой? Листок чая какой? Ложка какая? (Слова – признаки:  чайный, чайная)

Приглашаем гостей на чай что делать?(Слово – действие: чаёвничать)

Сложное слово из двух простых: чай, пить? (чаепитие)        

Логопед: - Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: В семейку можно собрать слова, которые похожи на главное слово и имеют общее значение, смысл.

Логопед: - Нам пора возвращаться из города мастеров в детский сад. Нам это удастся, если вы отгадаете загадку:

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

Логопед: - Как вы догадались? (Дети отвечают). Вот мы снова в детском саду.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Логопед:- Поэт Г. Сапгир сочинил шуточную считалку-загадку с нашими знакомыми словами. Послушайте:

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

- Приходите все на чай!

Сколько чаек – отвечай?!

Логопед: - Сколько же чаек всего? Сколько понадобится чашек?

Хотите выучить эту загадку, чтобы загадать своим друзьям и членам вашей семьи?

(Обратить внимание на восклицательную и вопросительную интонации).

(Считалка повторяется хором, по цепочке, по одному)

  1. Заключение.

Логопед: - Ребята, куда мы сегодня путешествовали? Что запомнилось, понравилось? Что нового вы узнали? Что научились делать? Кому было трудно? В чем испытывали затруднения? Что помогло справиться с затруднениями?

Логопед хвалит детей за успешное выполнение заданий.

Дети прощаются с гостями.

Анализ образовательного события.

В образовательном событии участвовала подгруппа детей с ОНР (III уровня), ФФНР логопедической группы в количестве 10 человек. Тема события определялась согласно перспективному планированию, цели и задачи соответствовали возрасту детей. Целевым ориентиром выступало овладение дошкольниками правильной устной речью. Событие проходило в игровой форме, на протяжении которого прослеживалась единая сюжетная линия. Событие обеспечивало интеграцию образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». На протяжении всего образовательного события обеспечивался деятельностный подход в соответствие с требованиями ФГОС. Сценарий события состоял из шести этапов. На первом этапе «Введение» была создана игровая ситуация, обеспечивающая условия, мотивацию включения детей в образовательную деятельность, а также автоматизацию звука [ч] в чистоговорках.  На втором этапе «Актуализация знаний»  уточнялись знания детей по теме «Посуда», «Продукты питания», которые фиксировались в речи. Обращалось внимание на правильное употребление в речи звука [ч], слогов, окончаний слов и построение связного высказывания. Была проведена работа по формированию просодической стороны речи, понимания эмоциональных проявлеий. Для предупреждения переутомления дошкольников была проведена игровая речевая физкультминутка, обеспечивающая закрепление знаний по изучаемой лексической теме, формированию чувства ритма в речи и движениях, развитию памяти, активизации словарного запаса и формированию связной речи. На третьем этапе «Затруднение в игровой ситуации» была создана ситуация поиска, совместно с детьми выдвинуто предположение и определено правило для преодоления затруднения в подборе родственных слов. Вместе с детьми был определен поиск путей решения проблемы, подтверждения предположения. На четвертом этапе «Открытие нового знания» использовались знаковые обозначения, обеспечивающие алгоритм подбора родственных слов в дальнейшем, вопросы, сравнение с жизненной ситуацией, обеспечивающие успешность усвоения материала детьми. Так же использовались приемы сравнения, анализа слов. Благодаря этому дошкольники справились с затруднениями, исследовательским путем получили новые знания и закрепили их в речи. На пятом этапе «Включение нового знания в систему знаний» использовалось речевое упражнение. Стихотворное произведение соответствовало изучаемой теме и цели занятия, способствовало развитию внимания, памяти, мышления  и речевых навыков. Данная считалка может быть использована в дальнейшей игровой деятельности. В заключении детьми совместно с логопедом был проведен анализ деятельности данного образовательного события. Дети затруднялись в оформлении связного речевого высказывания. Это обусловлено особенностями детей с нарушением речевого развития. Поэтому им требуется помощь взрослого на этом этапе. Все дети пребывали в хорошем настроении. Это подтверждает состояние эмоционального благополучия и уверенности в своих достижениях дошкольников. Цели и задачи образовательного события были достигнуты благодаря достаточному подбору наглядного материала, продуманности вопросов, использованию игровых, исследовательских приемов, постепенном усложнении и последовательной подаче  речевого материала.