ОСОБЕННОСТИ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ткачёва Татьяна Александровна

Аннотация. В статье представлен этимологический анализ понятия «партнерские взаимоотношения». Дана характеристика компонентов партнерских взаимоотношений. Выделены особенности установления партнерских взаимоотношений родителей и педагогов дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: партнерство, партнерские взаимоотношения родителей и педагогов дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partnerstvo_ot_25.10.17.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378. 2

Т.А. Ткачёва

Воспитатель МАДОУ №1

ОСОБЕННОСТИ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлен этимологический анализ понятия «партнерские взаимоотношения». Дана характеристика компонентов партнерских взаимоотношений. Выделены особенности установления партнерских взаимоотношений родителей и педагогов дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: партнерство, партнерские взаимоотношения родителей и педагогов дошкольной образовательной организации.

Нововведения государственной политики в системе дошкольного образования (внедрение Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №115; «Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 18.10.213г. №544N) повлияли на пересмотр содержания образовательной и воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации; разработку и внедрение новых подходов и педагогических технологий; создание условий для профессионального роста педагогов; поиск творческих и инновационных процессов в управлении качеством дошкольного образования. Для более эффективного решения поставленных задач является внедрение партнерских взаимоотношений в систему дошкольного образования.

Этимологический анализ «партнерство» выявил, что в середине 19-го века под «партнерством» подразумевалось значение участника по отношению к другому участнику выступления, танца, игр [2, с.98]. В 20 веке оно приобрело экономическое значение – деловой партнер, торговый партнер, участник совместной деятельности.

Идея партнерских, общественных взаимоотношений сформировалась и реализовывалась в производственной сфере, затем проникла в социально-трудовую и экономическую сферу, трактующих данные взаимоотношения как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, как специфический тип общественных отношений, как способ взаимодействия между различными социальными группами.

В научной - педагогической и методологической, литературе понятие «партнёрские взаимоотношения» рассматривалось следующими авторами: О.П. Гришакина, О.Д. Никольская, Е.В. Новоженина, Н.Г. Саттарова, А.И. Штыркина и др. (педагогические науки), М.Е. Балакшин, Л.Е. Елшина, О.И. Титова и др. (психологические науки), Л.С. Богданова, А.В. Калашникова и др. (социологические науки).

В тезаурусе «Новых ценностей образования» выделено следующее определение «партнерство» - особый тип совместной деятельности между родителями и образовательным учреждением, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.

В национальной психологической энциклопедии Ребера понятие «взаимоотношение» характеризуется как продолжительные отношения, основанные на эмоциональных связях и взаимных обязательствах.

В своих научных трудах, О.П. Гришакина характеризует партнерские взаимоотношения в общем образовании как систему отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории, ориентированная на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения региона и общих требований к образованию на современном этапе. Она выделяет следующие показатели: 1) наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования; 2) взаимная заинтересованность всех партнеров; 3) соответствующие юридические документы, оформляющие партнерство и закрепляющие цели и ответственность сторон; 4) определение роли каждого социального партнера; 5) адекватная система взаимодействия и управления; 6) точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон: воспитанников, родителей, педагогов, представителей учреждений дополнительного образования, предприятий и организаций; 7) желание работать в команде для достижения общих результатов по подготовке молодого поколения к жизни в обществе, инициативность участников [5, с.61-65].

О.Д. Никольская рассматривает партнерские взаимоотношения в сфере дошкольного образования как особый тип взаимодействия образовательных организаций с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на согласование и реализацию интересов участников этого процесса и выделяет главный показатель - согласование и реализация интересов участников процесса взаимодействия. Согласованность действий педагогов, родителей и общественности в интересах детей [1, с.30].

А.И. Штыркина, делает акцент на содружестве семьи и образовательной организации, о неком равноправии. Субъекта взаимоотношений имеют равные права и в равной степени отвечают за качество результатов. Основными показателями являются: диалог, равноправие и ответственность за педагогический результат.

Обобщенный анализ понятия «партнерские взаимоотношения» позволил сделать вывод: партнерские взаимоотношения - разновидность цивилизованных взаимоотношений (взаимовыгодные, конструктивные взаимоотношения; особый тип взаимодействия), организуемые в процессе совместной деятельности по достижению общих целей и задач.

Партнерские взаимоотношения родителей и педагогов дошкольной образовательной организации представляют собой определенную форму взаимоотношений между субъектами деятельности, в которой присутствуют диалог, равноправие, согласованность и добровольность участия в совместной деятельности, взаимная заинтересованность сторон.

Анализ содержания понятия «партнерские взаимоотношения родителей и педагогов дошкольной образовательной организации» позволил выделить четыре основных его компонента: мотивационный, когнитивный, коммуникативный, деятельностный, каждый из которых непосредственно влияет на эффективное установление партнерских взаимоотношений родителей и педагогов дошкольной образовательной организации.

  1. Мотивационный компонент заключается в стремлении к постоянному профессиональному росту, наличие системы психолого-педагогических убеждений, любви к педагогической профессии; повышенную требовательность к себе, развитие потребности в самосовершенствовании. 2) Когнитивный компонент характеризуется: системой общих историко - теоретических и специальных знаний, соответствующих возрастной педагогике и психологии; осознанностью и ответственностью к избранной профессии, знанием профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; подразумевает знание сущности, особенностей и технологию установления партнерских взаимоотношений. 3) Коммуникативный компонент заключается в способности: всесторонне и объективно воспринимать человека-партнера по общению; вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности; воспринимать и учитывать критику, соответственно перестраивая свое поведение и деятельность. 4) Деятельностный компонент прослеживается взаимоотношения, взаимодействие, сотрудничество, планирование и организацию совместной деятельности.

В своих работах исследователи (О.П. Гришакина, О.Д. Никольская, Е.В. Новоженина, Н.Г. Саттарова, А.И. Штыркина, М.Е. Балакшин, Л.Е. Елшина, О.И. Титова, А.В. Калашникова) сходятся во мнении и выделяют следующие особенности установления партнерских взаимоотношений родителей и педагогов дошкольной образовательной организации: 1) Родители заинтересованы в воспитании и образовании собственного ребенка и осознают, что именно они должны создавать условия для развития ребенка в семье, помогать и контролировать создание таких условий в образовательной организации; 2) Партнерские взаимоотношения возможны только при наличии у родителей положительного отношения и готовности к взаимодействию с дошкольной образовательной организацией; 3) Родители в достаточной мере представляют пути и средства формирования у ребенка определенных личностных качеств, информированы о способах выявления и развития его способностей, условиях успешной социализации, а также обладают определенными умениями эффективного взаимодействия с ребенком; 4) Дошкольная образовательная организация обладает достаточным ресурсом для предоставления родителям возможности реального, а не номинального участия в самоуправлении, передачи содержательных (а не только финансовых) полномочий в образовательном процессе [1-6].

Установление партнерских взаимоотношений родителей и педагогов дошкольной образовательной организации будет успешной, если: a) учитывается интерес каждой из сторон партнерства; b) существует взаимная зависимость и ответственность; c) имеется равноправие участников при выборе средств для достижения общей цели; d) согласованны действия партнеров на всех уровнях и этапах совместной работы; i) выработаны четкие правила действий и норм взаимодействия, принимаемых всеми участниками взаимоотношений; f) основной способ общения между партнерами – диалог; j) адекватность восприятия партнерами «положительных» и «отрицательных» черт друг друга; h) взаимоотношения строится на основе уважения, доверия, свободы выбора в обсуждении вопросов, терпимости к иному мнению (толерантности), взаимных уступок (компромиссе) [6, с.26-31]

Соблюдение выше перечисленных условий со стороны родителей и педагогов приведет к эффективному установлению партнерских взаимоотношений родителей и педагогов дошкольной образовательной организации, а так же позволит решить проблемы духовно-нравственного воспитания и развития детей с участием общества, государства и семьи.

Список использованной литературы:

  1. Буева И. А. Социальное партнерство. Детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. 2008. № 7. С. 30–31;
  2. Головинская Е. А., Пивчук Е. А. Сетевое партнерство: пространство развития: методическое пособие. СПб.:Политех. ун-т, 2014. С. 155;
  3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб.пособие. — М.: Гардарики, 2003. С.480;
  4. Костюкова Т. А, Грибоедова Т. П. Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству // Вестник ТГПУ. 2008.№3.С.22-25;
  5. Маралова Е. А., Данилина Т. А. Управление социально-педагогическим партнерством в современ- ном образовании // Человек и образование. 2010. № 3 (24). С. 61–65;
  6. Федотова, Е. Н., Деревцова, Е. Н. Готовность к партнерским отношениям как качественный показатель профессиональной компетентности социального педагога// Вестник ТГПУ. 2013. № 9 (137). С. 26-31.

© Т. А. Ткачёва, 2017