Статья. Арт-терапиия - эффективное средство гармоничного развития личности дошкольников через искусство

Анисимова Лариса Гурьевна

Анисимова Л.Г. учитель-логопед МДОУ "Детский сад №22" Г.Ростов Ярославской области

Арт-терапия - эффективное средство гармоничного развития личности дошкольников через искусство

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея развивающейся личности в развивающемся мире. Цель современного дошкольного образования - создание благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, сохранение и укрепление его здоровья. Гуманно-личностное отношение к ребенку направлено на его всестороннее развитие, формирование духовных общечеловеческих качеств, а также способностей и интегративных качеств. Наиболее значимым и актуальным становится применение арт-терапии, эффективного средства гармоничного развития личности посредством формирования способностей к самовыражению и познанию через искусство.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей. Искусство является своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах и играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка. Искусство заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. Искусство помогает детям развиваться и жить. Русский врач Г. Трошин (1901г.), занимаясь изучением физической природы человека, заметил влияние эмоций на его психическую жизнь. При этом он выделяет первичные эмоции (ощущения) и эмоции высшего порядка (интеллектуальные, эстетические и т.д.). Под воздействием эмоций происходят положительные изменения в деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, кровеносных сосудах, дыхании, т.е. в деятельности почти всего организма человека.

Цель арт-терапии в ДОУ:

 Профилактика и коррекция личностных нарушений, формирование способностей к самовыражению и познанию.

Основными функциями арт-терапии являются:

  • катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
  • регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния)
  • коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки)

Задачи арт-терапии в детском саду:

  1. Снятие эмоциональных зажимов
  2. Создание ситуации успеха, принятия ребенка
  3. Развитие психических процессов
  4. Развитие чувства уверенности в себе
  5. Формирование чувства прекрасного
  6. Развитие творческих способностей

Социально-педагогическое направление арт-терапии с детьми осуществляется двумя путями:

— путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;

— путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой).

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздействие движениями) и т. д.

Эффективность использования разных видов арттерапии в коррекции и лечении подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева и др.), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотерапии (А. И. Захаров, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бурно и др.), библиотерапии (В. В. Мурашевский, А. М. Миллер, Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасова и др.), имаготерапии (И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров).

Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

Выявлено, что отдельные элементы музыки вызывают адекватные характеру раздражителя психические состояния, а при восприятии музыки различных направлений и стилей меняются частотные характеристики ЭЭГ (В. Н. Мясищев, А. Л. Готендинер, 1975)

Музыка, оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека.

Наблюдения психотерапевта С. Мамулова показали, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы помогает музыка, исполняемая на кларнете и скрипке.

Воздействие мелодичной музыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И. М. Гринева).

Занятия театрализованной деятельностью дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории (Е. А. Медведева).

В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в арт-педагогике.

 Но чувство прекрасного формируется у дошкольника не только путем созерцания. Оно развивается в условиях активных действий в разных видах искусства: в театрализованно-игровой, музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности и художественно-ручном труде.

В процессе этих видов деятельности создаются возможности не только художественного развития, формирования основ художественной культуры, но и благоприятные условия для коррекции познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка с проблемами, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и художественных способностей.

Художественно-речевая деятельность обогащает опыт детей знаниями народных сказок с доступным содержанием, образами сказочных героев, воспитывает интерес к литера-туре.

Задачами художественно-речевой деятельности детей являются:

—    открытие мира словесного искусства

—    воспитание интереса и любви к книге

— формирование умения слушать, понимать содержание художественных произведений и эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям

— формирование навыков ритмической организации речи, ее интонационной выразительности в поэзии и прозе.

Работа по формированию художественно-речевой деятельности у дошкольников   осуществляется в двух направлениях:

— знакомство с художественными, литературными произведениями, их восприятие и формирование эмоциональной отзывчивости и оценочного отношения к ним;

— формирование способности самостоятельного повествования ребенком малых фольклорных форм (потешек, стихов, песенок), сказок, рассказов.

Театрализованно-игровая деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности.  

Рассматривая игру ребенка как синкретическую художественную деятельность, как первичную драматическую форму, Л. С. Выготский подчеркивает ее ценность в том, что «артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице», что творчество ребенка в ней имеет характер синтеза.

Исследователи, изучавшие театрализованно-игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами, указывают на важность ее как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Е. А. Медведева).

Театрализованно-игровая деятельность (имаготерапия) — это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослым или самостоятельно детьми.

Эти игры могут быть различны по организации и задачам:

режиссерские (в которых сначала взрослый, а затем сам ребенок создает сцены и театрализованное действие, изображая роли всех персонажей и используя в качестве выразительных средств интонацию и мимику). Этот вид игр включает в себя как настолько-театрализованные (театр игрушек, на катушке, плоскостной), так и стендовые (стенд-книжка, фланелеграф)

образно-ролевые игры с куклами (пальчиковый театр, би-ба-бо) и без них, где дети разыгрывают роли через драматизацию.

Своеобразие театрализованно-игровой деятельности проявляется в сочетании как зачатков ролевой игры, так и зачатков театрального искусства.

Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов). Вследствие того, что в театрализованных играх готовый сюжет как бы ведет за собой действие игры, они используются в обучении дошкольников с проблемами в качестве пропедевтического этапа в формировании навыков сюжетно-ролевой игры, где детям необходимо создавать собственный замысел, воображаемую ситуацию на основе своего опыта и представлений об окружающем.

Исследователи, изучавшие театрализованно-игровую деятельность детей указывают на важность ее как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Е. А. Медведева).

Драматизации возможны не только с помощью живых актеров, но и с помощью кукольного театра (марионеток, би-ба-бо). Важно, чтобы костюмы актеров, куклы были выразительными, вызывали положительные эмоции, желание работать с ними.

Специальный курс психогимнастики используется обычно в случаях, если у ребенка обнаружены нарушения психомоторики или эмоциональной сферы, когда малыш страдает от детских страхов, имеет трудный характер. С помощью пихогимнастики - языка жестов, мимики, в позах, движениях всегда отражается внутреннее эмоциональное, душевное состояние ребенка. В детских садах психогимнастика используется в виде активных ролевых игр.  

Среди видов арттерапии для психологической коррекции дошкольников используется кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия). О взаимосвязи эмоционального состояния и мышечного тонуса, состояния тела указывал И. М. Сеченов.    

Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом разных видов кинезитерапии. В связи с этим использование танцетерапии, коррекционной ритмики в работе с дошкольниками обеспечивает снятие эмоциональных зажимов. При этом танец и ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения. Танцетерапия с дошкольниками предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец-импровизация или современный детский или народный танец. В занятия могут быть включены также элементы хореографической гимнастики, формирующие правильную осанку тела. 

По мнению М. Р. Тумбе, для этой формы психологической разрядки наиболее подходят современные танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации. Публикации зарубежных врачей и психологов показывают, что использование танцетерапии эффективно для создания лечебно-охранительного режима, а также для тренировки не только мышечной, но сердечнососудистой и нервной систем.

Кинезитерапия с дошкольниками может проводиться в форме тематических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей. В занятие включаются различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы. 

Можно использовать и библиотерапию как чтение и последующее обсуждение специально подобранной литературы. Не уменьшаются и возможности сказкотерапии. Для прослушивания и обсуждения используются и народные, и литературные, и авторские сказки. Они могут быть большего объема, более метафоричны.

 Другим видом арттерапии, дающим положительные результаты в психокоррекционной работе с дошкольниками, является музыкотерапия. Музыка является внутренним стимулом активности ребенка, вызывая у него чувства, эмоциональную энергию, способность к творческим действиям, то есть эмоциональную отзывчивость, интеллектуальное и двигательное внимание.

Занятия по вокалотерапии проводятся как в индивидуальной форме, так и групповой. Они направлены на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. С этой целью могут использоваться песни-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка. Отдельные песенки, основанные на самовнушении положительных установок (автор В. И. Петрушин), эффективны в коррекционной работе с детьми с проблемами, например «Колыбельная самому себе» или «Я хороший, ты хороший», «Формула радости» и др.

Помимо жизнеутверждающих песен-формул в занятия с дошкольниками включаются знакомые оптимистические по содержанию детские песни, которые могут исполняться под фонограмму группой детей. Такое исполнение в процессе сеанса является коррекционной поддержкой, дающей возможность ребенку почувствовать уверенность во время пения, наполняющей положительными эмоциями от коллективной вокальной деятельности.

Коррекционная ритмика широко используется в коррекционной работе с дошкольниками с разными вариантами отклонений в специальном образовательном учреждении. Этот вид кинезитерапии помимо коррекции психоэмоциональных и психомоторных нарушений эффективен и в преодолении отклонений в развитии внимания, памяти, воображения, речи. Коррекционная ритмика подразделяется на несколько видов в зависимости от того, с каким видом нарушений осуществляется работа посредством ритма: логопедическая ритмика (для детей с нарушениями речи), фонетическая ритмика в сочетании с музыкально-ритмическими движениями (для детей с нарушением слуха), коррекционная ритмика для детей с нарушениями зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью.

Изотерапия -  это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая клиенту справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Творческая атмосфера арт-терапии помогает превратить скучные занятия в творческую мастерскую, где дети, участники процесса, ощущают радость самовыражения, а заодно решают психологические проблемы. Арт-терапия в ДОУ — это увлекательный, эффективный способ психолого-коррекционной помощи, основанный на творчестве и игре.

Список литературы:

  1. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского,2006. – Часть 2.-51 с.
  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
  2. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М., 1995.
  3. Асмолов А. Психология, искусство, образование// Искусство в школе. - 1993. - № 6.
  4. http://nadww1304.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт-терапия

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея развивающейся личности в развивающемся мире. Цель современного дошкольного образования - создание благоприятных условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, сохранение и укрепление его здоровья. Гуманно-личностное отношение к ребенку направлено на его всестороннее развитие, формирование духовных общечеловеческих качеств, а также способностей и интегративных качеств. Наиболее значимым и актуальным становится применение арт-терапии, эффективного средства гармоничного развития личности посредством формирования способностей к самовыражению и познанию через искусство.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей. Искусство является своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах и играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка. Искусство заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. Искусство помогает детям развиваться и жить. Русский врач Г. Трошин (1901г.), занимаясь изучением физической природы человека, заметил влияние эмоций на его психическую жизнь. При этом он выделяет первичные эмоции (ощущения) и эмоции высшего порядка (интеллектуальные, эстетические и т.д.). Под воздействием эмоций происходят положительные изменения в деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, кровеносных сосудах, дыхании, т.е. в деятельности почти всего организма человека.

Цель арт-терапии в ДОУ:

 Профилактика и коррекция личностных нарушений, формирование способностей к самовыражению и познанию.

Основными функциями арт-терапии являются: 

  • катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
  • регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния)
  • коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки)

Задачи арт-терапии в детском саду:

  1. Снятие эмоциональных зажимов
  2. Создание ситуации успеха, принятия ребенка
  3. Развитие психических процессов
  4. Развитие чувства уверенности в себе
  5. Формирование чувства прекрасного
  6. Развитие творческих способностей

Социально-педагогическое направление арт-терапии с детьми осуществляется двумя путями:

— путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;

— путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой).

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздействие движениями) и т. д.

Эффективность использования разных видов арттерапии в коррекции и лечении подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева и др.), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотерапии (А. И. Захаров, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бурно и др.), библиотерапии (В. В. Мурашевский, А. М. Миллер, Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасова и др.), имаготерапии (И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров).

Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

Выявлено, что отдельные элементы музыки вызывают адекватные характеру раздражителя психические состояния, а при восприятии музыки различных направлений и стилей меняются частотные характеристики ЭЭГ (В. Н. Мясищев, А. Л. Готендинер, 1975)

Музыка, оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека.

Наблюдения психотерапевта С. Мамулова показали, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы помогает музыка, исполняемая на кларнете и скрипке.

Воздействие мелодичной музыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И. М. Гринева).

Занятия театрализованной деятельностью дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории (Е. А. Медведева).

В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в арт-педагогике.

 Но чувство прекрасного формируется у дошкольника не только путем созерцания. Оно развивается в условиях активных действий в разных видах искусства: в театрализованно-игровой, музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности и художественно-ручном труде.

В процессе этих видов деятельности создаются возможности не только художественного развития, формирования основ художественной культуры, но и благоприятные условия для коррекции познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка с проблемами, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и художественных способностей.

Художественно-речевая деятельность обогащает опыт детей знаниями народных сказок с доступным содержанием, образами сказочных героев, воспитывает интерес к литера-туре.

Задачами художественно-речевой деятельности детей являются:

—    открытие мира словесного искусства

—    воспитание интереса и любви к книге

— формирование умения слушать, понимать содержание художественных произведений и эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям

— формирование навыков ритмической организации речи, ее интонационной выразительности в поэзии и прозе.

Работа по формированию художественно-речевой деятельности у дошкольников   осуществляется в двух направлениях:

— знакомство с художественными, литературными произведениями, их восприятие и формирование эмоциональной отзывчивости и оценочного отношения к ним;

— формирование способности самостоятельного повествования ребенком малых фольклорных форм (потешек, стихов, песенок), сказок, рассказов.

Театрализованно-игровая деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности.  

Рассматривая игру ребенка как синкретическую художественную деятельность, как первичную драматическую форму, Л. С. Выготский подчеркивает ее ценность в том, что «артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице», что творчество ребенка в ней имеет характер синтеза.

Исследователи, изучавшие театрализованно-игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами, указывают на важность ее как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Е. А. Медведева).

Театрализованно-игровая деятельность (имаготерапия) — это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослым или самостоятельно детьми.

Эти игры могут быть различны по организации и задачам:

режиссерские (в которых сначала взрослый, а затем сам ребенок создает сцены и театрализованное действие, изображая роли всех персонажей и используя в качестве выразительных средств интонацию и мимику). Этот вид игр включает в себя как настолько-театрализованные (театр игрушек, на катушке, плоскостной), так и стендовые (стенд-книжка, фланелеграф)

образно-ролевые игры с куклами (пальчиковый театр, би-ба-бо) и без них, где дети разыгрывают роли через драматизацию.

Своеобразие театрализованно-игровой деятельности проявляется в сочетании как зачатков ролевой игры, так и зачатков театрального искусства.

Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов). Вследствие того, что в театрализованных играх готовый сюжет как бы ведет за собой действие игры, они используются в обучении дошкольников с проблемами в качестве пропедевтического этапа в формировании навыков сюжетно-ролевой игры, где детям необходимо создавать собственный замысел, воображаемую ситуацию на основе своего опыта и представлений об окружающем.

Исследователи, изучавшие театрализованно-игровую деятельность детей указывают на важность ее как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Е. А. Медведева).

Драматизации возможны не только с помощью живых актеров, но и с помощью кукольного театра (марионеток, би-ба-бо). Важно, чтобы костюмы актеров, куклы были выразительными, вызывали положительные эмоции, желание работать с ними.

Специальный курс психогимнастики используется обычно в случаях, если у ребенка обнаружены нарушения психомоторики или эмоциональной сферы, когда малыш страдает от детских страхов, имеет трудный характер. С помощью пихогимнастики - языка жестов, мимики, в позах, движениях всегда отражается внутреннее эмоциональное, душевное состояние ребенка. В детских садах психогимнастика используется в виде активных ролевых игр.  

Среди видов арттерапии для психологической коррекции дошкольников используется кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия). О взаимосвязи эмоционального состояния и мышечного тонуса, состояния тела указывал И. М. Сеченов.    

Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом разных видов кинезитерапии. В связи с этим использование танцетерапии, коррекционной ритмики в работе с дошкольниками обеспечивает снятие эмоциональных зажимов. При этом танец и ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения. Танцетерапия с дошкольниками предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец-импровизация или современный детский или народный танец. В занятия могут быть включены также элементы хореографической гимнастики, формирующие правильную осанку тела.  

По мнению М. Р. Тумбе, для этой формы психологической разрядки наиболее подходят современные танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации. Публикации зарубежных врачей и психологов показывают, что использование танцетерапии эффективно для создания лечебно-охранительного режима, а также для тренировки не только мышечной, но сердечнососудистой и нервной систем.

Кинезитерапия с дошкольниками может проводиться в форме тематических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей. В занятие включаются различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы.  

Можно использовать и библиотерапию как чтение и последующее обсуждение специально подобранной литературы. Не уменьшаются и возможности сказкотерапии. Для прослушивания и обсуждения используются и народные, и литературные, и авторские сказки. Они могут быть большего объема, более метафоричны.

 Другим видом арттерапии, дающим положительные результаты в психокоррекционной работе с дошкольниками, является музыкотерапия. Музыка является внутренним стимулом активности ребенка, вызывая у него чувства, эмоциональную энергию, способность к творческим действиям, то есть эмоциональную отзывчивость, интеллектуальное и двигательное внимание.

Занятия по вокалотерапии проводятся как в индивидуальной форме, так и групповой. Они направлены на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. С этой целью могут использоваться песни-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка. Отдельные песенки, основанные на самовнушении положительных установок (автор В. И. Петрушин), эффективны в коррекционной работе с детьми с проблемами, например «Колыбельная самому себе» или «Я хороший, ты хороший», «Формула радости» и др.

Помимо жизнеутверждающих песен-формул в занятия с дошкольниками включаются знакомые оптимистические по содержанию детские песни, которые могут исполняться под фонограмму группой детей. Такое исполнение в процессе сеанса является коррекционной поддержкой, дающей возможность ребенку почувствовать уверенность во время пения, наполняющей положительными эмоциями от коллективной вокальной деятельности.

Коррекционная ритмика широко используется в коррекционной работе с дошкольниками с разными вариантами отклонений в специальном образовательном учреждении. Этот вид кинезитерапии помимо коррекции психоэмоциональных и психомоторных нарушений эффективен и в преодолении отклонений в развитии внимания, памяти, воображения, речи. Коррекционная ритмика подразделяется на несколько видов в зависимости от того, с каким видом нарушений осуществляется работа посредством ритма: логопедическая ритмика (для детей с нарушениями речи), фонетическая ритмика в сочетании с музыкально-ритмическими движениями (для детей с нарушением слуха), коррекционная ритмика для детей с нарушениями зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью.

Изотерапия -  это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая клиенту справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Творческая атмосфера арт-терапии помогает превратить скучные занятия в творческую мастерскую, где дети, участники процесса, ощущают радость самовыражения, а заодно решают психологические проблемы. Арт-терапия в ДОУ — это увлекательный, эффективный способ психолого-коррекционной помощи, основанный на творчестве и игре.

Список литературы:

  1. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.

      Ушинского,2006. – Часть 2.-51 с.

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с. 
  2. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М., 1995.
  3. Асмолов А. Психология, искусство, образование// Искусство в школе. - 1993. - № 6.
  4. http://nadww1304.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html