Статья. Библиотерапия

Анисимова Лариса Гурьевна

Анисимова Л. Г. учитель-логопед МДОУ "Детский сад №22" г. Ростов Ярославсой области

Библиотерапия - эффективное средство осуществления и оптимизации духовно-нраственного воспитания дошкольников с ОНР и ЗПР

Одной из важных задач дошкольного воспитания является духовно-нравственное развитие детей. Это становится актуальным в русле выполнения требований ФГОС ДО при решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Духовно-нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс развития эмоционально-личностной сферы детей, создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, определяющих дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование личности, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные ценности, соответствующие современному образу жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются понятия добра, счастья, честность, верность, справедливость, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность проявляется в своей направленности на другого человека, что на практике находит своё выражение в нравственных отношениях. По нашему мнению, библиотерапия – эффективное средство осуществления и оптимизации духовно - нравственного воспитания дошкольников с ОНР и ЗПР.

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia – забота, лечение) - использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства. [3]

Вопросы библиотерапии в разные периоды освещали такие авторы, как Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, И.Н. Казаринова, Б.С. Крейденко Б.А. Симонов, Р. Скаллер.

Библиотерапия по мнению ведущих отечественных библиотековедов - это профилактика, способ прививки от душевной черствости, агрессивности и бескультурья.

«Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния». [2 c. 178]

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто — это сказка. Сказка также является средством библиотерапии и даже переродилась в самостоятельную терапию – сказкотерапию.

А.М.Горький утверждал, что именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности. В сказке заключены все нравственные проблемы, которыми «богата» наша жизнь. [1. C.10]

Сказка – благодатный материал для воспитания эмоций, нравственных качеств личности. Исследования ученых показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное человека. Метафорическое сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий. Язык метафор, образов активизирует, пробуждает сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействия с окружающим миром. А. К. Аксёнова говорит об огромной воспитательной силе сказки: «…моральные принципы не декламируются в ней, а выражаются в ярких поступках героев. Это усиливает воздействие сказки на душу ребёнка». С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств). Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувства, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувст и переживаний.

Главные лекарства сказки — это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные способы, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их. Сказка способна излечить ребенка дошкольного возраста от эмоциональных нарушений поведения: агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт и эмоциональная неустойчивость личности (гневом, страхом).

Иногда уход в сказку — это реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства.

В руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, для этих целей особенно успешно и широко используются стихи А.Барто «Девочка чумазая», сказки К.Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» и другие произведения детской литературы.

В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

Правильно отобранный материал для чтения имеет терапевтическую ценность, в первую очередь в том случае, когда чтение заменяет отрицательные эмоции положительными. Человек, применяющий библиотерапию, должен обладать литературной компетентностью.

Основные цели и задачи библиотерапии:

1) дать дошкольникам- слушателям информацию о своих проблемах

2) помочь проникнуть в их суть

3) обсудить новые ценности и отношения

4) расширить возможность вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта

5) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали. 

Библиотерапию можно условно разделить на 2 вида:

1.      Целенаправленная — способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.

2.      Нецеленаправленная — служащая для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.

Библиотерапия может применяться и как вспомогательный метод для решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях, конфликтных ситуациях и т.д.

Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др. Библиотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:

измененные - для их нормализации;

нормальные - для их уравновешивания.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

В начале учебного года нами был проведен мониторинг сформированности показателей социально-коммуникативного развития (Приложение 1). По результатам мониторинга,  а также с учетом индивидуальных и возрастных особенностей докольников с ОНР и ЗПР, мы составили библиотерапевтический список  различных жанров (сказок, стихов, рассказов) на весь учебный год, который можно корректировать в зависимости от формирования межличностных взаимоотношений дошкольников, их поступков и интересов, составили тематический план формирования нравственных ценностей и отношений на весь учебный год, определили цели и задачи библиотерапии с дошкольниками с ОНР и ЗПР.

Цель библиотерапии:

Совершенствование положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром

Задачи библиотерапии:

  1. Формировать умение анализировать текст, давать оценку героям произведений, адекватно оценивать их поступки
  2. Развивать способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать
  3. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации
  4. Формировать желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами, принятыми в обществе

Библиотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме 1 раз в неделю в режимном процессе. После прочтения материал обязательно прорабатывается, проводится рефлексия, происходит совместный разбор содержания.

Правильно отобранный материал для чтения имеет терапевтическую ценность, в первую очередь в том случае, когда чтение заменяет отрицательные эмоции положительными. Педагог, применяющий библиотерапию, должен обладать литературной компетентностью. Особенно эффективным и актуальным влияние художественного произведения будет, если имеется сходство ситуации художественного произведения с ситуацией, в которой оказались дети данной группы. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.

Наша работа строится  на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Важным условием деятельности является учет  возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. В группе создаем положительный эмоциональный фон и благоприятный психологический климат во взаимоотношениях детей, воспитателей и родителей. Поощряем проявления заинтересованности детей в чтении художественной литературы, включаем в этот процесс родителей.

Результатом проведенной работы  явились желание у дошкольников поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.  Дети научились давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям, понимать скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликаться

- развивать способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;

- формировать умение анализировать текст, давать оценку героям произведений, оценивать их поступки;

Список литературы:

  1. «Лекарство для души»: применение библиотерапии в библиотеке: Метод. рекомендации / Сост. Аверьянова Н.В.- Тамбов, 2004. — 24 с. — (Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А.С. Пушкина; Научно-методический отдел).
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.:  2002 Г. C. 178-186.
  3. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006
  4. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности //Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62.
  5. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации – М.: ЦГЛ,2006.-144 с.
  6. Сказка как средство коррекции и развития детей, имеющих задержку  психического   развития: Методическое пособие /сост. Е.В. Коточигова.– Ярославль: Институт развития образования, 2004.–31с.    
  7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 224с.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_biblioterapiya.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотерапия

Одной из важных задач дошкольного воспитания является духовно-нравственное развитие детей. Это становится актуальным в русле выполнения требований ФГОС ДО при решении задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Духовно-нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс развития эмоционально-личностной сферы детей, создание условий для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, определяющих дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование личности, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные ценности, соответствующие современному образу жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются понятия добра, счастья, честность, верность, справедливость, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность проявляется в своей направленности на другого человека, что на практике находит своё выражение в нравственных отношениях. По нашему мнению, библиотерапия – эффективное средство осуществления и оптимизации духовно - нравственного воспитания дошкольников с ОНР и ЗПР.

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia – забота, лечение) - использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства. [3]

Вопросы библиотерапии в разные периоды освещали такие авторы, как Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, И.Н. Казаринова, Б.С. Крейденко Б.А. Симонов, Р. Скаллер.

Библиотерапия по мнению ведущих отечественных библиотековедов - это профилактика, способ прививки от душевной черствости, агрессивности и бескультурья.

«Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния». [2 c. 178]

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто — это сказка. Сказка также является средством библиотерапии и даже переродилась в самостоятельную терапию – сказкотерапию.

А.М.Горький утверждал, что именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности. В сказке заключены все нравственные проблемы, которыми «богата» наша жизнь. [1. C.10]

Сказка – благодатный материал для воспитания эмоций, нравственных качеств личности. Исследования ученых показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное человека. Метафорическое сказочное воздействие активизирует ресурсы личности, выводит ребенка на путь самостоятельных открытий. Язык метафор, образов активизирует, пробуждает сознание ребенка, открывает новые возможности его взаимодействия с окружающим миром. А. К. Аксёнова говорит об огромной воспитательной силе сказки: «…моральные принципы не декламируются в ней, а выражаются в ярких поступках героев. Это усиливает воздействие сказки на душу ребёнка». С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств). Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувства, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувст и переживаний.

Главные лекарства сказки — это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные способы, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их. Сказка способна излечить ребенка дошкольного возраста от эмоциональных нарушений поведения: агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт и эмоциональная неустойчивость личности (гневом, страхом).

Иногда уход в сказку — это реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства.

В руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, для этих целей особенно успешно и широко используются стихи А.Барто «Девочка чумазая», сказки К.Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» и другие произведения детской литературы.

В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

Правильно отобранный материал для чтения имеет терапевтическую ценность, в первую очередь в том случае, когда чтение заменяет отрицательные эмоции положительными. Человек, применяющий библиотерапию, должен обладать литературной компетентностью.

Основные цели и задачи библиотерапии:

1) дать дошкольникам- слушателям информацию о своих проблемах

2) помочь проникнуть в их суть

3) обсудить новые ценности и отношения

4) расширить возможность вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта

5) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.  

Библиотерапию можно условно разделить на 2 вида:

1.        Целенаправленная — способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.

2.        Нецеленаправленная — служащая для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.

Библиотерапия может применяться и как вспомогательный метод для решения частных задач во время коррекционных мероприятий, носящих узкую направленность: коррекция детско-родительских отношений, при эмоционально стрессовых нарушениях, конфликтных ситуациях и т.д.

Достоинствами библиотерапии являются: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др. Библиотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:

измененные - для их нормализации;

нормальные - для их уравновешивания.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

В начале учебного года нами был проведен мониторинг сформированности показателей социально-коммуникативного развития (Приложение 1). По результатам мониторинга,  а также с учетом индивидуальных и возрастных особенностей докольников с ОНР и ЗПР, мы составили библиотерапевтический список  различных жанров (сказок, стихов, рассказов) на весь учебный год, который можно корректировать в зависимости от формирования межличностных взаимоотношений дошкольников, их поступков и интересов, составили тематический план формирования нравственных ценностей и отношений на весь учебный год, определили цели и задачи библиотерапии с дошкольниками с ОНР и ЗПР.

Цель библиотерапии:

Совершенствование положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром

Задачи библиотерапии:

  1. Формировать умение анализировать текст, давать оценку героям произведений, адекватно оценивать их поступки
  2. Развивать способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать
  3. Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации
  4. Формировать желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами, принятыми в обществе

Библиотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме 1 раз в неделю в режимном процессе. После прочтения материал обязательно прорабатывается, проводится рефлексия, происходит совместный разбор содержания.

Правильно отобранный материал для чтения имеет терапевтическую ценность, в первую очередь в том случае, когда чтение заменяет отрицательные эмоции положительными. Педагог, применяющий библиотерапию, должен обладать литературной компетентностью. Особенно эффективным и актуальным влияние художественного произведения будет, если имеется сходство ситуации художественного произведения с ситуацией, в которой оказались дети данной группы. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.

Наша работа строится  на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Важным условием деятельности является учет  возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. В группе создаем положительный эмоциональный фон и благоприятный психологический климат во взаимоотношениях детей, воспитателей и родителей. Поощряем проявления заинтересованности детей в чтении художественной литературы, включаем в этот процесс родителей.

Результатом проведенной работы  явились желание у дошкольников поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.  Дети научились давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям, понимать скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликаться

- развивать способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;

- формировать умение анализировать текст, давать оценку героям произведений, оценивать их поступки;

Список литературы:

  1. «Лекарство для души»: применение библиотерапии в библиотеке: Метод. рекомендации / Сост. Аверьянова Н.В.- Тамбов, 2004. — 24 с. — (Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А.С. Пушкина; Научно-методический отдел).
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.:  2002 Г. C. 178-186.
  3. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006
  4. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности //Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 5. - С. 59-62.
  5. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации – М.: ЦГЛ,2006.-144 с.
  6. Сказка как средство коррекции и развития детей, имеющих задержку  психического   развития: Методическое пособие /сост. Е.В. Коточигова.– Ярославль: Институт развития образования, 2004.–31с.    
  7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 224с.

Приложение 1

Область «Социально-коммуникативное развитие»

Мониторинг нравственного развития дошкольников старшего дошкольного возраста.

 

п/п

ФИО

ребенка

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам / действиям

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики

Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Приложение 2

Сказки по темам недели

Период

Идейная сущность

Тема недели

Художественная литература (сказки)

Виды работы

осень

Наблюдения за изменениями в природе

«Осень»

«Детская сказка про осень» Ирис Ревю

Пересказ с опорой на картинки, речь с движениями

Доверчивость, порядочность, взаимопомощь, справедливость, дружба

«Овощи, фрукты, ягоды»

«Яблоко» В. Г. Сутеев

Пересказ с опорой на графический план. Игра – драматизация.

Дружба, взаимопомощь, сплоченность

«Деревья, грибы»

«Под грибом» В. Г. Сутеев

Пересказ с опорой на графический план. Пантомимы: изображения животных.

Хитрость, обман, жадность, справедливость

«Дикие животные и птицы готовятся к зиме»

«Сорока» А. Толстой

Диалоги. Игра – драматизация.

Справедливость, трусость, смелость, отзывчивость, хвастовство

«Домашние животные и птицы»

Русская народная сказка «Коза-дереза»

Пересказ с опорой на графический план. Игра – драматизация

Дружба, доброта

«Животные жарких и холодных краев. Зоопарк»

«Сказка про слона в бантиках»

Беседа по содержанию сказки. Установление последовательности событий.

Лень, труд, дружба, взаимопомощь

«Дом. Адрес. Город. Село. Профессии на стройке»

«Три поросенка» Сергей Михалков

Пересказ с помощью мнемотаблиц. Пение песни поросят «Нам не страшен серый волк». Мимическая гимнастика.

Знакомство с миром вещей

«Мебель»

Сказка про мебель: как Ежик Буль побывал в волшебном городе

Мимическая гимнастика.

Пересказ с опорой на графический план

зима

Ответственность, забота, доверчивость, отзывчивость, взаимовыручка, уважение, высокомерность, вежливость

«Я – Человек. Семья»

«Гуси – лебеди» А. Н.Толстой

Пересказ с опорой на графический план. Диалоги. Речь с движениями.

Наблюдения за изменениями в природе

«Зима. Зимние забавы»

«Сказка о зиме детям» Ирис Ревю

Изобрази зимнюю картину движениями под музыку. Пересказ с опорой на графический план

Повадки птиц, особенности их поведения

«Зима. Зимующие птицы»

«Почему у снегиря грудка красная» Присич Екатерина

Пересказ с опорой на графический план. Игра- драматизация.

Трудолюбие, порядок

«Спорт»

Сказка «Влияние лени на здоровый образ жизни»

Подвижная игра «Горелки»

Добро, зло, чудо , волшебство, взаимопомощь, справедливость, порядочность, грубость, жадность, несправедливость

«Новый год»

«12 месяцев» С. Я.  Маршак

Беседа по содержанию сказки. Установление последовательности событий.

Лень, труд, бережливость

«Одежда. Профессии»

«Носок под кроватью, или Сказка про непослушного мальчика»

Пересказ с опорой на графический план.

Знакомство с миром вещей

«Обувь. Головные уборы»

«Башмачки» Ирина Склярова

Пересказ с опорой на графический план. Ответы на вопросы. Рассуждения детей. Речь с движениями.

Жадность, доброта, зависть, чудо, смекалка, отважность

«Продукты питания. Профессии»

С. Топелиус « Три ржаных колоска»

Пересказ с опорой на наглядное моделирование. Психогимнастика

Справедливость, бережливость, оптимизм, взаимопомощь, доброта, чудо

«Посуда»

«Чайник» Г. Х. Андерсен

«Горшочек каши» Братья Гримм

Сочинительство, рассказывание по опорным схемам.

Знакомство с явлениями природы и жизни

«Бытовая техника»

Сказка «Дядюшка Ток»

автор Полина Игнатьева-Крук

Пересказ с опорой на наглядное моделирование. Психогимнастика

Доброта, забота, чудо, кротость, забота, дружба, любовь

«Армия»

«Оловянный солдатик» Г. Х. Андерсен

Танец  «Яблочко»

Знакомство с миром профессий

«Профессии»

«Все профессии важны, все профессии нужны» Моллекер Светлана

Пересказ с опорой на наглядное моделирование. Психогимнастика

весна

Наблюдения за природными явлениями, изменениями

«Весна. Праздник мам»

«Камень, ручей, сосулька и Солнце» Э. Шим

Диалоги. Игра – драматизация.

Наблюдения за природными явлениями, изменениями

«Перелетные птицы»

«На озере» Е. Роголева

Ответы на вопросы. Рассуждение детей.

Непослушание, происшествие,  трусость, взаимопомощь, ответственность, дружба, забота,

«Транспорт. Правила дорожного движения»

«Как незнайка катался на газированном автомобиле» Н.Носов

Беседа по содержанию сказки. Установление последовательности событий

Дружба, гостеприимство

«Театр. Цирк»

Русская народная сказка « Теремок»

Пересказ с опорой на графический план. Диалог: -Пустите к себе жить! Хоровод ( игра – драматизация)

Лень, трудолюбие

«Водные обитатели»

«Два ручья» сказка шорцев

Пересказ с опорой на графический план. Сочинительство.

Знакомство с явлениями жизни

«Космос. Планета Земля

«Детская сказка про космос» Ирис Ревю

Пересказ с опорой на графический план. Сочинительство

Доброта, вредность, красота, бережное отношение к природе

«Цветы»

«Под кустом» Н. Павлов

Пересказ с опорой на наглядное моделирование. Психогимнастика, пантомимы.

Наблюдения за изменениями в природе, вежливость, скромность

«Насекомые»

«Счастливый жучок» Г. А. Скребицкий

Беседа по содержанию сказки. Установление последовательности событий

Бережливость

«Школьные

принадлежности»

«Сказка про школьные принадлежности» Ирис Ревю

Пересказ с опорой на графический план. Сочинительство

Труд, лень, жадность, настойчивость

«Cкоро лето»

«Дудочка и кувшинчик» В. Катаев

Беседа по содержанию сказки. Установление последовательности событий. Игра – драматизация.