Статья. Использование игровых технологий как игротерапевтического средства у дошкольников

Анисимова Лариса Гурьевна

Анисимова Л.Г. учитель-логопед МДОУ "Детский сад №22" г. Ростов Ярославской области

Использование игровых технологий как игротерапевтического средства у дошкольников

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.

Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы (Вебб, 1991, Оклендер В., 1997). Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Применение игры как терапевтического средства основываются на теории игры Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Л.С. Выготский считал игру пространством «внутренней социализации» ребенка, средством усвоения социальных установок. А.Н. Леонтьев отмечал, игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». Д.Б. Эльконин подчеркивал: в возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющий для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. К использованию игры непосредственно в коррекционных целях обращались многие отечественные исследователи – практики Л. Абрамян (1986), А. Варга (1989), А. Захаров (1986-1988), А. Спиваковская (1988) и др. Основным принципом игровой коррекции, по мнению А. С. Спиваковской, является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть принципа: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения. Л. А. Абрамян, исследуя способы преодоления негативных эмоциональных состояний средствами игры, подробно раскрывает процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоционально личностной сферы. В игре – драматизации ребенок испытывает двойственные переживания: он «лепит» образ, преобразуя самого себя, и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу. Целям коррекции, по мнению Б. Д. Карвасарского и А. И. Захарова служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.

Игровая психотерапия выполняет три функции:

  • диагностическую
  • терапевтическую
  • обучающую

Терапевтические игры проводятся с целью устранения аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие игры позволяют достичь более адекватной адаптации и социализации детей.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основной является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Целевые ориентиры применения игровых технологий:

  • Дидактические:

Расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • Воспитывающие:

Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  • Развивающие:

Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

  • Социализирующие:

Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

            В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими
  • игровые действия как средство реализации этих ролей
  • игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными)
  • реальные отношения между играющими
  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты – роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития.

В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, полный аутизм, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:

  • ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции со сверстниками
  • явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе
  • крайняя агрессивность
  • актуальное стрессовое состояние.

Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.

Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством воспитания и профилактикой психоэмоциональных нарушений личности.

Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

В связи с этим возникает необходимость в подборе критериев оценки уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у дошкольников, умений межличностного общения.

Бычкова С. С. рекомендует следующие критерии оценки межличностного общения дошкольников [1.С.14-16].

I ряд умений межличностного общения (начиная с младшего возраста)

  1. Использование этикетных речевых формул: приветствие, прощание, благодарность (по инициативе взрослого, по инициативе ребенка).
  2. Установление контакта: по имени, по фамилии, другим словом, тактильный контакт (доброжелательный, недоброжелательный), зрительное обращение (смотрит в глаза, отводит взгляд)
  3. Выражение настроения: вербальное, не выражает
  4. Поведение в разговоре
  • Жесты и мимика (скудные, адекватные, развязанные)
  • Тон общения (доброжелательный, недоброжелательный)
  • Размещение партнеров (лицом друг к другу, отвернут от партнера)

II ряд умений межличностного общения (начиная со старшего дошкольного возраста)

  1. Слушать и слышать собеседника (внимательный, невнимательный, перебивает, не перебивает)
  2. Контролировать собеседника в контакте с ним (самостоятельно делает замечания, не замечает ошибок, обращается за помощью к взрослым)
  3. Отношение к неэтичным выражениям собеседника (конформное, неприятие)
  4. Понимать эмоциональный настрой собеседника и выражать свое отношение (сопереживает, равнодушен)

Перечисленные умения общения у детей оцениваются по пятибальной системе.

5 баллов – общение ребенка в соответствии с нормой

4 балла – одно отклонение от нормы

3 балла – два отклонения от нормы

2 балла – три и более отклонений от нормы

1 балл – несоответствие средств общения разработанным нормативным

               показателям в каждом коммуникативном действии

Совместная игровая деятельность, организованная педагогом предполагает проведение педагогом коммуникативных игр, игр с песком, игр-драматизаций (имаготерапия) и направлена на формирование осознанно принятых нравственных целей (мотивов) и соответствующего социального поведения, на профилактику и устраненение конфликтов, на развитие социальной восприимчивости (умения понять и принять мнения окружающих, их стремления и желания), понять потребность друг в друге, значение взаимопомощи, дружбы.

Коммуникативные игры предполагают решение следующих задач:

  1. Осознание ребенком своей уникальности и неповторимости, поддержка его положительной самооценки, преодоление неуверенности в себе
  2. Осознанное восприятие дошкольником своих эмоций, чувств и переживаний
  3. Формирование этических норм и правил поведения у дошкольников.

Коммуникативные игры рекомендуется проводить ежедневно  с младшей группы в утренние часы перед непосредственной образовательной деятельностью дошкольников с целью сплочения детей и положительного эмоционального настроя на дальнейшую деятельность.

В своей работе мы используем: Программу социально-эмоционального развития дошкольников «Я – Ты – Мы» О.Л. Князевой, пособие «Развитие социальной уверенности  у дошкольников Е.В. Прима, Л.В. Филипповой, И.Н. Кольцовой, Н.Ю. Молостовой, сборник игр и упражнений «Коммуникативная компетентность дошкольников» Л.А. Мартыненко (см. Приложение).

Позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей игры с песком. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние человека.

Игры с песком развивают:

  1. Творческое самовыражение ребенка, нестандартное мышление, воображение, фантазию
  2. Сенсорные способности детей дошкольного возраста
  3. Тонкую моторику кисти руки
  4. Восприятие, внимание, память, мышление  
  5. Процессы саморегуляции  
  6. Речь ребенка
  7. Гармоничное психоэмоциональное состояние детей (коррекция страхов, стрессов, переживаний, волнений)   
  8. Положительное отношение к себе (повышение самооценки) и окружающим
  9. Навыки социального общения

 Театрализованно-игровая деятельность — это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослым или самостоятельно детьми.

Эти игры могут быть различны по организации и задачам:

режиссерские (в которых сначала взрослый, а затем сам ребенок создает сцены и театрализованное действие, изображая роли всех персонажей и используя в качестве выразительных средств интонацию и мимику). Этот вид игр включает в себя как настолько-театрализованные (театр игрушек, на катушке, плоскостной), так и стендовые (стенд-книжка, фланелеграф);

образно-ролевые игры с куклами (пальчиковый театр, би-ба-бо) и без них, где дети разыгрывают роли через драматизацию.

Своеобразие театрализованно-игровой деятельности проявляется в сочетании как зачатков ролевой игры, так и зачатков театрального искусства.

Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов). Исследователи, изучавшие театрализованно-игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами, указывают на важность ее как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Е. А. Медведева).

В связи с этим мы выдвигаем следующие  задачи театрализованной игры :

  1. Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных средств (вербальных и невербальных)
  2. Совершенствование восприятия (чувственного познания) у дошкольников
  3. Развитие познавательных способностей дошкольников
  4. Воспитание волевых качеств, способности к саморегуляции
  5. Развитие воображения, формирование его творческого компонента
  6. Совершенствование психомоторики, умения свободно владеть своим телом, освобождение от мышечных зажимов
  7. Воспитание социальной культуры у дошкольников

Реализации этих задач в работе со старшими дошкольниками с разными проблемами в развитии способствует использование сказкотерапии,  куклотерапии.

Работа на первом этапе начинается с «погружения» ребенка в мир театра сначала в условиях детского сада (настольный театр, фланелеграф, детский кукольный театр би-ба-бо), затем совместно со взрослым продолжается в процессе посещения детских спектаклей в театре (кукольном, драматическом, музыкальном).

            Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения ребенка.

            Третий этап — это формирование театрализованно-игровой деятельности, поэтому он направлен на овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов и сюжета.

            В театрализованной игротерапии эффективны:

  • Игры способствующие успокоению и организации детей («Кто за кем?», «Идем за синей птицей»)
  • Этюды на правильное понимание эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жестов («Вот он какой», «Заколдованный ребенок», «Слушай хлопки»)
  • Игры на преодоление двигательного автоматизма для гипер- и гипоактивных детей («Противоположные движение», «Стоп»)
  • Этюды на расслабление мышц («Штанга», «Шалтай – болтай, «Тихое озеро»)
  • Этюды на выражение эмоций: радость («Вкусные конфеты»), удивление («Удивление»), страх («Гроза»).

Важно, чтобы дети проанализировали свои ощущения эмоционального состояния и поведения в настоящей момент, в данной ситуации («здесь» и «теперь»), что помогает им овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Педагог планирует проведение совместных игр с песком, имаготерапии    один раз в неделю во второй половине дня. 

Игра, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игровая терапия в детском саду   представляет собой психологический и социальный прогресс, в котором дети, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают знания, как о других детях, так и о себе.

 В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность детей к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружающими в коллективе. Это проявляется в позитивных личностных изменениях, происходящих в самосознании, улучшение психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения.

 

Список использованной литературы

  1. Бычкова С. С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2002. – 96 с.
  2. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. С.31–57
  4. Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. – 64 с. (Психологическая служба»
  5. Прима Е. В., Л. В. Филиппова, И. Н. Кольцова,  Молостова Н. Ю.Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 224 с.
  6. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003 – 168 с.
  7. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5493

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1igroterapiya.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий как игротерапевтического средства у дошкольников

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. 

Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы (Вебб, 1991, Оклендер В., 1997). Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Применение игры как терапевтического средства основываются на теории игры Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Л.С. Выготский считал игру пространством «внутренней социализации» ребенка, средством усвоения социальных установок. А.Н. Леонтьев отмечал, игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». Д.Б. Эльконин подчеркивал: в возрастной периодизации детей особая роль отведена ведущей деятельности, имеющий для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. К использованию игры непосредственно в коррекционных целях обращались многие отечественные исследователи – практики Л. Абрамян (1986), А. Варга (1989), А. Захаров (1986-1988), А. Спиваковская (1988) и др. Основным принципом игровой коррекции, по мнению А. С. Спиваковской, является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть принципа: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения. Л. А. Абрамян, исследуя способы преодоления негативных эмоциональных состояний средствами игры, подробно раскрывает процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоционально личностной сферы. В игре – драматизации ребенок испытывает двойственные переживания: он «лепит» образ, преобразуя самого себя, и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу. Целям коррекции, по мнению Б. Д. Карвасарского и А. И. Захарова служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.

Игровая психотерапия выполняет три функции:

  • диагностическую
  • терапевтическую
  • обучающую

Терапевтические игры проводятся с целью устранения аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие игры позволяют достичь более адекватной адаптации и социализации детей.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основной является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Целевые ориентиры применения игровых технологий:

  • Дидактические:

Расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • Воспитывающие:

Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  • Развивающие:

Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

  • Социализирующие:

Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

        В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими
  • игровые действия как средство реализации этих ролей
  • игровое употребление предметов – замещение реальных предметов

игровыми (условными)

  • реальные отношения между играющими
  • сюжет (содержание) – область действительности, условно

          воспроизводимая в игре.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты – роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития.

В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, полный аутизм, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:

  • ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции со сверстниками
  • явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе
  • крайняя агрессивность
  • актуальное стрессовое состояние.

Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.

Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством воспитания и профилактикой психоэмоциональных нарушений личности.

Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

В связи с этим возникает необходимость в подборе критериев оценки уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у дошкольников, умений межличностного общения.

Бычкова С. С. рекомендует следующие критерии оценки межличностного общения дошкольников [1.С.14-16].

I ряд умений межличностного общения (начиная с младшего возраста)

  1. Использование этикетных речевых формул: приветствие, прощание, благодарность (по инициативе взрослого, по инициативе ребенка).
  2. Установление контакта: по имени, по фамилии, другим словом, тактильный контакт (доброжелательный, недоброжелательный), зрительное обращение (смотрит в глаза, отводит взгляд)
  3. Выражение настроения: вербальное, не выражает
  4. Поведение в разговоре
  • Жесты и мимика (скудные, адекватные, развязанные)
  • Тон общения (доброжелательный, недоброжелательный)
  • Размещение партнеров (лицом друг к другу, отвернут от партнера)

II ряд умений межличностного общения (начиная со старшего дошкольного возраста)

  1. Слушать и слышать собеседника (внимательный, невнимательный, перебивает, не перебивает)
  2. Контролировать собеседника в контакте с ним (самостоятельно делает замечания, не замечает ошибок, обращается за помощью к взрослым)
  3. Отношение к неэтичным выражениям собеседника (конформное, неприятие)
  4. Понимать эмоциональный настрой собеседника и выражать свое отношение (сопереживает, равнодушен)

Перечисленные умения общения у детей оцениваются по пятибальной системе.

5 баллов – общение ребенка в соответствии с нормой

4 балла – одно отклонение от нормы

3 балла – два отклонения от нормы

2 балла – три и более отклонений от нормы

1 балл – несоответствие средств общения разработанным нормативным

               показателям в каждом коммуникативном действии

Совместная игровая деятельность, организованная педагогом предполагает проведение педагогом коммуникативных игр, игр с песком, игр-драматизаций (имаготерапия) и направлена на формирование осознанно принятых нравственных целей (мотивов) и соответствующего социального поведения, на профилактику и устраненение конфликтов, на развитие социальной восприимчивости (умения понять и принять мнения окружающих, их стремления и желания), понять потребность друг в друге, значение взаимопомощи, дружбы.

Коммуникативные игры предполагают решение следующих задач:

  1. Осознание ребенком своей уникальности и неповторимости, поддержка его положительной самооценки, преодоление неуверенности в себе
  2. Осознанное восприятие дошкольником своих эмоций, чувств и переживаний
  3. Формирование этических норм и правил поведения у дошкольников.

Коммуникативные игры рекомендуется проводить ежедневно  с младшей группы в утренние часы перед непосредственной образовательной деятельностью дошкольников с целью сплочения детей и положительного эмоционального настроя на дальнейшую деятельность.

В своей работе мы используем: Программу социально-эмоционального развития дошкольников «Я – Ты – Мы» О.Л. Князевой, пособие «Развитие социальной уверенности  у дошкольников Е.В. Прима, Л.В. Филипповой, И.Н. Кольцовой, Н.Ю. Молостовой, сборник игр и упражнений «Коммуникативная компетентность дошкольников» Л.А. Мартыненко (см. Приложение).

Позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей игры с песком. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние человека.

Игры с песком развивают:

  1. Творческое самовыражение ребенка, нестандартное мышление, воображение, фантазию
  2. Сенсорные способности детей дошкольного возраста
  3. Тонкую моторику кисти руки
  4. Восприятие, внимание, память, мышление  
  5. Процессы саморегуляции  
  6. Речь ребенка
  7. Гармоничное психоэмоциональное состояние детей (коррекция страхов, стрессов, переживаний, волнений)  
  8. Положительное отношение к себе (повышение самооценки) и окружающим
  9. Навыки социального общения

 Театрализованно-игровая деятельность — это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослым или самостоятельно детьми.

Эти игры могут быть различны по организации и задачам:

режиссерские (в которых сначала взрослый, а затем сам ребенок создает сцены и театрализованное действие, изображая роли всех персонажей и используя в качестве выразительных средств интонацию и мимику). Этот вид игр включает в себя как настолько-театрализованные (театр игрушек, на катушке, плоскостной), так и стендовые (стенд-книжка, фланелеграф);

образно-ролевые игры с куклами (пальчиковый театр, би-ба-бо) и без них, где дети разыгрывают роли через драматизацию.

Своеобразие театрализованно-игровой деятельности проявляется в сочетании как зачатков ролевой игры, так и зачатков театрального искусства.

Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов). Исследователи, изучавшие театрализованно-игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и детей с проблемами, указывают на важность ее как для развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы, так и для развития творчества (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Л. С. Фурмина, Е. А. Медведева).

В связи с этим мы выдвигаем следующие  задачи театрализованной игры :

  1. Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных средств (вербальных и невербальных)
  2. Совершенствование восприятия (чувственного познания) у дошкольников
  3. Развитие познавательных способностей дошкольников
  4. Воспитание волевых качеств, способности к саморегуляции
  5. Развитие воображения, формирование его творческого компонента
  6. Совершенствование психомоторики, умения свободно владеть своим телом, освобождение от мышечных зажимов
  7. Воспитание социальной культуры у дошкольников

Реализации этих задач в работе со старшими дошкольниками с разными проблемами в развитии способствует использование сказкотерапии,  куклотерапии.

Работа на первом этапе начинается с «погружения» ребенка в мир театра сначала в условиях детского сада (настольный театр, фланелеграф, детский кукольный театр би-ба-бо), затем совместно со взрослым продолжается в процессе посещения детских спектаклей в театре (кукольном, драматическом, музыкальном).

        Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия, представлений, развитие образного видения ребенка.

        Третий этап — это формирование театрализованно-игровой деятельности, поэтому он направлен на овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов и сюжета.

        В театрализованной игротерапии эффективны:

  • Игры способствующие успокоению и организации детей («Кто за кем?», «Идем за синей птицей»)
  • Этюды на правильное понимание эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жестов («Вот он какой», «Заколдованный ребенок», «Слушай хлопки»)
  • Игры на преодоление двигательного автоматизма для гипер- и гипоактивных детей («Противоположные движение», «Стоп»)
  • Этюды на расслабление мышц («Штанга», «Шалтай – болтай, «Тихое озеро»)
  • Этюды на выражение эмоций: радость («Вкусные конфеты»), удивление («Удивление»), страх («Гроза»).

Важно, чтобы дети проанализировали свои ощущения эмоционального состояния и поведения в настоящей момент, в данной ситуации («здесь» и «теперь»), что помогает им овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Педагог планирует проведение совместных игр с песком, имаготерапии    один раз в неделю во второй половине дня.  

Игра, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игровая терапия в детском саду   представляет собой психологический и социальный прогресс, в котором дети, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают знания, как о других детях, так и о себе.

 В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность детей к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружающими в коллективе. Это проявляется в позитивных личностных изменениях, происходящих в самосознании, улучшение психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения.

Список использованной литературы

  1. Бычкова С. С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2002. – 96 с.
  2. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. С.31–57
  4. Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. – 64 с. (Психологическая служба»
  5. Прима Е. В., Л. В. Филиппова, И. Н. Кольцова,  Молостова Н. Ю.Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 224 с.
  6. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003 – 168 с.
  7. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5493