Статья. Сказкотерапия - эффективное средство формирования устной речи и успешной социализации дошкольников
Анисимова Л.Г. учитель-логопед МДОУ "Детский сад №22"
Сказкотерапия - эффективное средство формирования устной речи и успешной социализации дошкольников
Развитие речи дошкольников становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования и Программа ДОУ определяют основную цель в нашей работе в образовательных областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, осуществление успешной социализации дошкольников. Актуальным становится выбор эффективных средств и технологий в достижении данных целей.
Для реализации поставленной цели, мы решили обратиться к сказкотерапии, разновидности арттерапии и сказкотерапии, эффективному методу, использующему сказочный жанр.
Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». К сказкам обращались и обращаются многие известные психологи и психотерапевты: Милтон Г. Эриксон, Д Миллс, Р. Кроули, Э. Фром, Э. Берн, Б. Бетельхейм, Р. Гарднер, А.Менегетти; из современных отечественных психологов – М. Осорина, Е. Петрова, Г. Азовцева и др. Посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми, имеющими проблемы страха, вины, неприятия своих чувств, а также различного рода психосоматические заболевания, энурез и т. д. Эти проблемы имеются и у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
А. К. Аксёнова говорит об огромной воспитательной силе сказки: «…моральные принципы не декламируются в ней, а выражаются в ярких поступках героев. Это усиливает воздействии сказки на душу ребёнка». Она отмечает, что сказка – благодатный материал для развития у детей устной речи [1.С.182].
Изучение сказки Бочаров Г.К. советует строить, отталкиваясь от её художественной природы: «Сказка – продукт устного творчества, и по возможности мы будем не столько читать, сколько выразительно рассказывать её» [11.С.8].
Сказка – благодатный материал для воспитания эмоций, нравственных качеств личности, это и волшебный мир, и доступный источник информации об окружающем, и необходимое условие для развития мышления и связной речи.
Сказка представляет собой повествовательное художественное произведение. В ней наиболее явно представлены как смысловые характеристики героев, так и её структура (наличие определённой последовательности основных событий). Чтобы передать её содержание, ребёнку необходимо владеть связной речью, которая заключается не только в последовательном изложении материала, но и в правильном фонетическом и грамматическом оформлении.
Народ - непревзойдённый учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед собой меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями [2.С.168].
Народная сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом, поэтической формой, но и своей идейной сущностью. Характерные для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя всегда вызывают сочувствие ребёнка. Победа добра обеспечивает ребёнку психологическую защищённость [3.С.5,7].
Этот жанр – одно из первых произведений искусства слова, который слышит ребёнок в раннем детстве. Созданный в давние времена, он живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой [3. С.91].
Для понимания процесса формирования связной речи, важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемые в трудах отечественных и зарубежных учёных. Впервые эта теория была выдвинута Л. С. Выготским и получила дальнейшее развитие в трудах отечественных авторов (А. А. Леонтьева, А.Р.Лурия, Н. И. Жинкина, Л.С. Цветковой, И. А. Зимней и др.). В её основу положены концепции о единстве процессов мышления и речи, учение о структуре внутренней речи. Навыки связного говорения опираются на наличие у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания (мыслей) и желания (мотива) сказать. Сначала эти средства даются во внешнем плане (схеме). Постепенно внешний план переходит во внутренний.
Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Он предложил обозначить их картами, на которых изображены герои и события произведений. (Приложение № …). Каждая из представленных в сказке функций помогает ребёнку разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей, способствует связному последовательному изложению произведения.
В логопедической практике широко используется составление рассказа по серии картин (Т. Б. Филичева, Е. Д. Худенко, С.Н. Шаховская, Т. А. Ткаченко и др.). Этот метод помогает детям устанавливать поэтапность событий, выборочно рассказать эпизод сказки, учатся подбирать соответствующие картинки к прослушанному фрагменту. Параллельно развиваются внимание, восприятие, память, мышление.
В. П. Глухов, в целях планирования развёрнутого сообщения рекомендует приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для составления наглядной схемы используются блоки-квадраты, размещённые на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (чёрно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответственно последовательным фрагментам-эпизодам [5.С.53].
Л. А. Венгер, О.М. Дъяченко предлагают введение ребёнка в мир художественной литературы через целостное познавательно – эмоциональное переживание детей уже с младшей группы. Ребёнок, становится активным рассказчиком, опираясь на внешний картинно-графический план (наглядное моделирование, символизацию), который позволяет ребёнку проявить своё отношение к героям произведений, передать его основные события. Наглядное моделирование-это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Постепенно внешние действия с такими заместителями становятся внутренними, умственными. В области развития воображения у ребёнка начинают складываться предпосылки собственного творчества. Кроме того, ребёнок может включаться в совместную со взрослым и другими детьми литературно - художественную деятельность (совместное сочинение сказок и историй).
Для усиления эмоционального и образного восприятия используется музыкотерапия (Г. Трошин, В. П. Бехтерев, А.А. Берс, Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф, Л. Толстой и др.).
Особенности предлагаемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самомтоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
Направленность обучения:
- Познавательное, социально-личностное развитие детей с целью накопления представлений об окружающем
- Развитие сенсорных эталонов, воображения, мышления, освоения действий замещения персонажей сказок средствами наглядного моделирования (графическими изображениями), использование символических средств для передачи отношения к персонажам
- Формирование лексико-грамматических средств языка, Развитие звуковой культуры речи, развитие фразовой речи дошкольников
- Развитие связной речи
- Развитие просодической стороны речи (интонации, силы голоса,темпом, паузами, мимикой, жестами, движениями), использование пиктограмм, условных обозначений, психогимнастики, пантомимы, этюдов.
Задачи сказкотерапии:
1. Познавательное развитие детей
2. Формирование осмысленного понимания содержания, скрытого смысла сказок, умение отождествлять полученный жизненный опыт с поступками героев сказок
- Освоение специальных средств речевой деятельности (звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, мелодико-интонационной стороны речи)
- Освоение способов построения пространственно-временной модели сказки для её пересказа средствами наглядного моделирования
- Развитие литературного творчества (сочинения сказок) с опорой на наглядное моделирование
- Интеграция личности в обществе, формирования коммуникативной и регулирующей функции речи (игры-драматизации по мотивам сказок беседы по прочитанным сказкам).
Виды деятельности:
- Прослушивание музыкальных произведений с целью усиления эмоциональных впечатлений, отождествления характера персонажей и событий сказки;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Продуктивные виды деятельности: рисование иллюстраций, аппликация, лепка, конструирование (для создания образа героев, представления о происходящих событиях), изготовление книжек- малышек с рисунками детей;
- Игры (дидактические, ролевые, подвижные);
- Чтение и обсуждение любимых сказок на занятиях и в свободное время;
- Слушание классической музыки (для развития слухового восприятия,
детской фантазии, творческого воображения, создания яркого образа героев и происходящих событий,
Подбор обучающего материала:
- Сказки, предусмотренные программой детского сада
- Музыкальный материал в соответствии с художественным произведением
- Наглядно-дидактический материал (графические схемы-модели,
пиктограммы, сюжетные картинки).
Направления развития личности в предлагаемой сказкотерапии:
- Активность: От потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений
- Самостоятельность: от ориентировки в средствах собственной выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении
- Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составлениесловечных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции
- Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного опыта в дейтвии, ритме и слове к децентрации (пониманию эмоций других) и замещению «неэффективного» стиля поведения н продуктивный
- Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации
- Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
нами выделены три
Этапы работы с дошкольниками в системе работы по сказкотерапии:
- Познавательно- аффективная ориентировка
Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа
Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения
- Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций
Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятие тембра, динамики, методики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.
Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию
- Выражение замещающей потребности
Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний - потребностей в играх-фантазиях по сказке
Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15 – 20 мин. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25 – 30 минут. В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, педагог должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Если у дошкольников возникает утомление, педагог плавно переключает внимание на другой вид деятельности.
Сказкотерапия является незаменимым средством воспитания и обучения детей, как в норме, так и в паталогии:
- делает процесс обучения ненавязчивым, естественным, интересным, развивает
любознательность детей
- формирует нравственные качества: помогает детям вырабатывать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, поступкам людей, содействует воспитанию доброжелательного, чуткого отношения к окружающим
- развивает эстетические чувства
- развивает внимание, восприятие, память, мышление, воображение
- совершенствует все стороны речи
- является пропедевтикой обучения детей чтению и письму.
Применение сказкотерапии возможно в различных областях педагогики и психологии, на любой возрастной ступени развития детей.
Любовь к художественному слову нужно воспитывать с раннего детства, с ней ребёнок перейдёт из детского сада в школу и в дальнейшем будет любить родную литературу.
Список литературы
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе): Гл. чтение сказок. – М.: Владос, 1999. – С. 181-184.
- Белоборыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия Развития», «Академия К», 1998. – 240 с.
- Боголюбская М. К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. М.: Издательство «Просвещение», 1966. – 192 с.
- Бочаров Г. К. За сорок лет: Записки словесника. – М., 1972.
- Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., МГОПУ, 1995. – 143 с.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа /Под ред.О.М. Дъяченко.–М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа. / Под. Ред.О.М. Дьяченко – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999. – 72 с.
- Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа. / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
- Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа. / Под. ред. О. М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
10. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1990.
11. Сказка как средство коррекции и развития детей, имеющих задержку психического развития: Методическое пособие /Сост. Е.В. Коточигова.– Ярославль: Институт развития образования, 2004.–31с. 96 с.
12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 224 с.
13. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. – (Программа развития)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1skazkoterapiya.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия
Развитие речи дошкольников становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования и Программа ДОУ определяют основную цель в нашей работе в образовательных областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, осуществлениеуспешной социализации дошкольников. Актуальным становится выбор эффективных средств и технологий в достижении данных целей.
Для реализации поставленной цели, мы решили обратиться к сказкотерапии, разновидности арттерапии и сказкотерапии, эффективному методу, использующему сказочный жанр.
Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». К сказкам обращались и обращаются многие известные психологи и психотерапевты: Милтон Г. Эриксон, Д Миллс, Р. Кроули, Э. Фром, Э. Берн, Б. Бетельхейм, Р. Гарднер, А.Менегетти; из современных отечественных психологов – М. Осорина, Е. Петрова, Г. Азовцева и др. Посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми, имеющими проблемы страха, вины, неприятия своих чувств, а также различного рода психосоматические заболевания, энурез и т. д. Эти проблемы имеются и у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
А. К. Аксёнова говорит об огромной воспитательной силе сказки: «…моральные принципы не декламируются в ней, а выражаются в ярких поступках героев. Это усиливает воздействии сказки на душу ребёнка». Она отмечает, что сказка – благодатный материал для развития у детей устной речи [1.С.182].
Изучение сказки Бочаров Г.К. советует строить, отталкиваясь от её художественной природы: «Сказка – продукт устного творчества, и по возможности мы будем не столько читать, сколько выразительно рассказывать её» [11.С.8].
Сказка – благодатный материал для воспитания эмоций, нравственных качеств личности, это и волшебный мир, и доступный источник информации об окружающем, и необходимое условие для развития мышления и связной речи.
Сказка представляет собой повествовательное художественное произведение. В ней наиболее явно представлены как смысловые характеристики героев, так и её структура (наличие определённой последовательности основных событий). Чтобы передать её содержание, ребёнку необходимо владеть связной речью, которая заключается не только в последовательном изложении материала, но и в правильном фонетическом и грамматическом оформлении.
Народ - непревзойдённый учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед собой меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями [2.С.168].
Народная сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом, поэтической формой, но и своей идейной сущностью. Характерные для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя всегда вызывают сочувствие ребёнка. Победа добра обеспечивает ребёнку психологическую защищённость [3.С.5,7].
Этот жанр – одно из первых произведений искусства слова, который слышит ребёнок в раннем детстве. Созданный в давние времена, он живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой [3. С.91].
Для понимания процесса формирования связной речи, важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемые в трудах отечественных и зарубежных учёных. Впервые эта теория была выдвинута Л. С. Выготским и получила дальнейшее развитие в трудах отечественных авторов (А. А. Леонтьева, А.Р.Лурия, Н. И. Жинкина, Л.С. Цветковой, И. А. Зимней и др.). В её основу положены концепции о единстве процессов мышления и речи, учение о структуре внутренней речи. Навыки связного говорения опираются на наличие у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания (мыслей) и желания (мотива) сказать. Сначала эти средства даются во внешнем плане (схеме). Постепенно внешний план переходит во внутренний.
Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Он предложил обозначить их картами, на которых изображены герои и события произведений. (Приложение № …). Каждая из представленных в сказке функций помогает ребёнку разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей, способствует связному последовательному изложению произведения.
В логопедической практике широко используется составление рассказа по серии картин (Т. Б. Филичева, Е. Д. Худенко, С.Н. Шаховская, Т. А. Ткаченко и др.). Этот метод помогает детям устанавливать поэтапность событий, выборочно рассказать эпизод сказки, учатся подбирать соответствующие картинки к прослушанному фрагменту. Параллельно развиваются внимание, восприятие, память, мышление.
В. П. Глухов, в целях планирования развёрнутого сообщения рекомендует приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для составления наглядной схемы используются блоки-квадраты, размещённые на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (чёрно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответственно последовательным фрагментам-эпизодам [5.С.53].
Л. А. Венгер, О.М. Дъяченко предлагают введение ребёнка в мир художественной литературы через целостное познавательно – эмоциональное переживание детей уже с младшей группы. Ребёнок, становится активным рассказчиком, опираясь на внешний картинно-графический план (наглядное моделирование, символизацию), который позволяет ребёнку проявить своё отношение к героям произведений, передать его основные события. Наглядное моделирование-это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Постепенно внешние действия с такими заместителями становятся внутренними, умственными. В области развития воображения у ребёнка начинают складываться предпосылки собственного творчества. Кроме того, ребёнок может включаться в совместную со взрослым и другими детьми литературно - художественную деятельность (совместное сочинение сказок и историй).
Для усиления эмоционального и образного восприятия используется музыкотерапия (Г. Трошин, В. П. Бехтерев, А.А. Берс, Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф, Л. Толстой и др.).
Особенности предлагаемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самомтоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
Направленность обучения:
- Познавательное, социально-личностное развитие детей с целью накопления представлений об окружающем
- Развитие сенсорных эталонов, воображения, мышления, освоения действий замещения персонажей сказок средствами наглядного моделирования (графическими изображениями), использование символических средств для передачи отношения к персонажам
- Формирование лексико-грамматических средств языка, Развитие звуковой культуры речи, развитие фразовой речи дошкольников
- Развитие связной речи
- Развитие просодической стороны речи (интонации, силы голоса,темпом, паузами, мимикой, жестами, движениями), использование пиктограмм, условных обозначений, психогимнастики, пантомимы, этюдов.
Задачи сказкотерапии:
1) Познавательное развитие детей
2) Формирование осмысленного понимания содержания, скрытого смысла
сказок, умение отождествлять полученный жизненный опыт с
поступками героев сказок
- Освоение специальных средств речевой деятельности (звуковой стороны
речи, словаря, грамматического строя, мелодико-интонационной
стороны речи)
- Освоение способов построения пространственно-временной модели
сказки для её пересказа средствами наглядного моделирования
- Развитие литературного творчества (сочинения сказок) с опорой на
наглядное моделирование
- Интеграция личности в обществе, формирования коммуникативной и
регулирующей функции речи (игры-драматизации по мотивам сказок,
беседы по прочитанным сказкам).
Виды деятельности:
- Прослушивание музыкальных произведений с целью усиления эмоциональных впечатлений, отождествления характера персонажей и событий сказки;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Продуктивные виды деятельности: рисование иллюстраций, аппликация, лепка, конструирование (для создания образа героев, представления о происходящих событиях), изготовление книжек- малышек с рисунками детей;
- Игры (дидактические, ролевые, подвижные);
- Чтение и обсуждение любимых сказок на занятиях и в свободное время;
- Слушание классической музыки (для развития слухового восприятия,
детской фантазии, творческого воображения, создания яркого образа героев и происходящих событий,
Подбор обучающего материала:
- Сказки, предусмотренные программой детского сада
- Музыкальный материал в соответствии с художественным произведением
- Наглядно-дидактический материал (графические схемы-модели,
пиктограммы, сюжетные картинки).
Направления развития личности в предлагаемой сказкотерапии:
- Активность: От потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений
- Самостоятельность: от ориентировки в средствах собственной выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении
- Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составлениесловечных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции
- Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного опыта в дейтвии, ритме и слове к децентрации (пониманию эмоций других) и замещению «неэффективного» стиля поведения н продуктивный
- Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации
- Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
нами выделены три
Этапы работы с дошкольниками в системе работы по сказкотерапии:
- Познавательно- аффективная ориентировка
Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа
Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения
- Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций
Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятие тембра, динамики, методики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.
Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию
- Выражение замещающей потребности
Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний - потребностей в играх-фантазиях по сказке
Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15 – 20 мин. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25 – 30 минут. В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, педагог должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Если у дошкольников возникает утомление, педагог плавно переключает внимание на другой вид деятельности.
Сказкотерапия является незаменимым средством воспитания и обучения детей, как в норме, так и в паталогии:
- делает процесс обучения ненавязчивым, естественным, интересным, развивает
любознательность детей
- формирует нравственные качества: помогает детям вырабатывать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, поступкам людей, содействует воспитанию доброжелательного, чуткого отношения к окружающим
- развивает эстетические чувства
- развивает внимание, восприятие, память, мышление, воображение
- совершенствует все стороны речи
- является пропедевтикой обучения детей чтению и письму.
Применение сказкотерапии возможно в различных областях педагогики и психологии, на любой возрастной ступени развития детей.
Любовь к художественному слову нужно воспитывать с раннего детства, с ней ребёнок перейдёт из детского сада в школу и в дальнейшем будет любить родную литературу.
Список литературы
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной школе): Гл. чтение сказок. – М.: Владос, 1999. – С. 181-
184.
- Белоборыкина О. А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия Развития», «Академия К», 1998. – 240 с.
- Боголюбская М. К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. М.: Издательство «Просвещение», 1966. – 192 с.
- Бочаров Г. К. За сорок лет: Записки словесника. – М., 1972.
- Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного
возраста с общим речевым недоразвитием. М., МГОПУ, 1995. – 143 с.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных
учреждений. Младшая группа /Под ред.О.М. Дъяченко.–М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Развитие. Программа нового поколения для дошкольных
образовательных учреждений. Средняя группа. / Под. Ред.О.М. Дьяченко
– М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999. – 72 с.
- Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных
учреждений. Старшая группа. / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.
- Развитие. Программа нового поколения для дошкольных
образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа.
/ Под. ред. О. М. Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
10. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1990.
11. Сказка как средство коррекции и развития детей, имеющих задержку
психического развития: Методическое пособие /Сост. Е.В. Коточигова.–
Ярославль: Институт развития образования, 2004.–31с. 96 с.
12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой:
Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 224 с.
13. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. – (Программа
развития)