Сущность, специфика и содержание понятия «Современный воспитатель дошкольной образовательной организации»

Ткачёва Татьяна Александровна

Аннотация: в данной статье проведен анализ теоретических подходов к определению понятий «воспитатель», «воспитатель дошкольной образовательной организации». Описано проведенное исследование являющееся подтверждением теоретических аспектов данной статьи. Включены диагностирующие материалы и результаты исследования. Дано определение к понятию «современный воспитатель дошкольной образовательной организации». Определенны и выделены профессиональные и личностные качества современного воспитателя дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: воспитатель, современный воспитатель дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_sushchnost_spetsifika_i_soderzhanie_ponyatiya.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ткачёва Т. А.

Воспитатель МАДОУ №1.

Е-mail: tkachevi2014@ mail.ru

Сущность, специфика и содержание понятия

«Современный воспитатель

дошкольной образовательной организации»

Аннотация: в данной статье проведен анализ теоретических подходов к определению понятий «воспитатель», «воспитатель дошкольной образовательной организации». Описано проведенное исследование являющееся подтверждением теоретических аспектов данной статьи. Включены диагностирующие материалы и результаты исследования. Дано определение к понятию «современный воспитатель дошкольной образовательной организации». Определенны и выделены профессиональные и личностные качества современного воспитателя дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: воспитатель, современный воспитатель дошкольной образовательной организации.

Основоположниками появления понятия «воспитатель» были Джон Локк и Жан-Жак Руссо, которые в своих трудах «Мысли о воспитании», «Эмиль или о Воспитании» и «Педагогические сочинения» указывали неотъемлемость воспитательного процесса от формирования всесторонне развитой и самостоятельной личности. В России данное понятие возникло во времена Российской Империи и было применено к иностранным девушкам, которые занимались воспитанием и обучение детей высших сословий (1700- 1861гг.)

В XX столетии понятие «Воспитатель» стало применяться к сотрудникам дошкольных организаций, в связи с появлением массовых и доступных детский учреждений, которые занимались воспитательной и учебной деятельностью.

Согласно большой современной энциклопедии Е. С. Рапацевича, воспитатель является работником образовательного учреждения, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация жизнедеятельности обучающихся, воспитанников; создание условий для социально-психологической реабилитации обучающихся, а также для их социальной и трудовой адаптации; проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников; проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию. Основными требованиями к воспитателю являются: высокие личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к воспитанникам в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных видах деятельности [6, 80].

В. М. Полонский, в свою очередь, утверждает, что воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В данном понятии объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу. Деятельность воспитателя побуждает воспитанников к самовоспитанию и направлена на формирование у них определенных качеств и свойств личности (воспитание в узком смысле слова). Воспитатель также регулирует и корректирует внешние воздействия на воспитанников социальной среды (воспитание в широком смысле). Отношения между воспитателем и воспитанниками зависят от систем воспитания, сложившихся в определенных исторических условиях. Например, для авторитарного воспитания характерно понимание роли воспитателя как ретранслятора социального опыта, а воспитанник рассматривался как лицо, лишь воспринимающее этот опыт. В гуманистических концепциях воспитания воспитатель и воспитанник выступают равноправными участниками педагогического взаимодействия, где воспитатель призван обеспечить каждому ребенку здоровый образ жизни и помочь ему организовать самостоятельную деятельность по творческому освоению человеческой культуры [5,77].

В данном определении автор конкретизирует понятие «Воспитатель» и указывает на выполнение надлежавшим образом, его непосредственных должностных обязанностей.

По мнению Л. В. Козиловой, воспитатель - это творческий, высоконравственный, компетентный специалист своего дела, имеющий глубокие познания в педагогической теории и психологии, а так же других науках, обладающий высочайшим уровнем педагогического мастерства, владеющий современными технологиями воспитания и обучения, осознающий свою ответственность за воспитание будущего поколения страны [4; 22-26]. В данном варианте определения понятия «Воспитатель» автор делает акцент на творческую составляющую, которая является неотъемлемым связующим звеном между личностными и профессиональными качествами воспитателя.

В современной образовательной системе под влиянием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155, закона об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ,а так же «Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 18.10.213г. №544N в понятии «Воспитатель» первостепенно выделяется способность воспитателя благотворно влиять на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств и способностей, а так же инициативности, самостоятельности и ответственности. Формирование предпосылок учебной деятельности. Воспитатель обязан участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды для воспитанников. Укреплять психическое здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие [7.]

Для подтверждения теоретических аспектов данной статьи было проведено исследование, которое позволило выделить критерии и качества современного воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО).

В данном исследовании приняли участие студенты и преподаватели ГБПОУ ИО Ангарского педагогического колледжа, магистранты ФГБОУ ВО «ИГУ» Педагогического института кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, а также воспитатели и родители дошкольных образовательных организаций г. Ангарск. Всего 70 человек.

Опрос включал следующие диагностирующие материалы:

  1. методика И. Ю. Соколовой «Изучение профессионального мастерства педагогов». Использовалась адаптированная диагностическая карта педагога включающая следующие диагностирующие разделы: 1) активная педагогическая позиция; 2) интересы и духовные потребности; 3) профессионально – нравственные качества; 4) профессионально – личностные качества; 5) обобщенные профессиональные знания и умения; 6) информационные умения; 7) умения педагогического анализа и самоанализа; 8) организаторские умения; 9) коммуникативные умения; 10) умения педагогической техники; 11) прикладные умения; 12) творческие умения; 13) отношение к педагогическому труду.
  2. Анкета А.А. Леонтьева «Стиль педагогического общения».
  3. Тест «Какой я воспитатель?» предложенный Н. Н. Копытовой.
  4. Анкета Л. И. Лукиной, выявляющая позицию педагога к воспитательно – образовательному процессу, его педагогическую позицию.

Результаты проведенного исследования. Апробируя результаты по методике И. Ю. Соколовой можно сделать вывод, что высоким уровнем профессионального мастерства и педагогической культуры обладает 70% педагогов ДОО, средним уровнем – 20% педагогов, низким – 10% педагогов. Тест «Какой я воспитатель?» показал, что 64% опрошенных правильно понимают требования к воспитателю и работают согласно этим требованиям, считают себя способными к саморазвитию и рефлексии; 33% педагогов испытывают проблемы профессионального роста и развития профессиональных качеств, таких как терпимость, коммуникабельность, интерес к внутреннему миру ребенка; 3% педагогов не понимают или не желают понять профессию воспитатель ДОО в целом. Зачастую это сотрудники без педагогического образования. Анкета Л. И. Лукиной, позволила выявить позицию педагога воспитателя к воспитательно – образовательному процессу. В целом респонденты пришли к выводу, что воспитатель – это главная фигура, от которого зависит успех и эффективность воспитательно – образовательной работы. Большинство, а именно 73% педагогов ставят в приоритете цель: реализовать требования программы воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных особенностей.

Проведенное исследование позволило выделить ряд профессиональных и личностных качеств современного воспитателя ДОО: а) образованность, грамотность в вопросах обучения и воспитания детей, владение различными подходами и методиками образовательного и воспитательного процесса; б) любить детей, быть для них другом, с которым можно и поиграть, и посекретничать. Воспитатель должен стать тем человеком для ребенка, с которым ребёнок захочет поделиться радостью или горем. стрессоустойчивым, сдержанным, коммуникабельным, справедливым, добрым, в тоже время, в меру строгим, владеющего ясной грамотной речью; в) умеющего находить общий язык с родителями. Воспитатель должен со вниманием относиться к вопросам и пожеланиям родителей, быть с ними предельно вежливым и терпеливым; г) дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным. А также – быть обаятельным и привлекательным, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены; д) способный к самообразованию и саморефлексии; е) владеющего компьютером на уровне пользователя; ж) творческий, способный быть проводником для детей в мир сказки и фантазии, вызывать в детях восторг, нежность, удивление. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать и др.; з) не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, обладать чувством юмора.

Данный перечень личностных и профессиональных качеств воспитателя очень обширен, однако, большинство респондентов отметили следующие качества: доброта, чуткость, внимательность, творчество, находчивость, терпеливость и профессионализм.

Проведя анализ содержания предложенных определений понятия «воспитатель», а так же опираясь на результаты исследования, стоит отметить, что в совокупности они формируют образ современного воспитателя ДОО, который характеризуется как человек с высоко развитыми профессионально - предметными, личностными и коммуникативными качествами. Воспитатель ДОО – это человек: педагог, актер, психолог и стратег.

Список литературы:

  1. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего военного учебного заведения. Вып. 1. М. : Военное дело, 1980. 240с.;
  2. Бенин В. Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа: изд-во БГПИ, 1994. 190 с.;
  3. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 176 с.;
  4. Козилова Л. В. Развитие профессиональных компетенций педагога посредствам проектной деятельности // Современное дошкольное образование теория и практика. № 3. 2015, с. 22-26;
  5. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М. : Высш.шк., 2004. 512 с.;
  6. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск. : «Современное слово», 2005. - 720 с.;
  7. Министерство образования и науки российской федерации. Приказ. От 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.