Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников с ОНР и ЗПР в условиях интеграции специалистов ДОУ

Анисимова Лариса Гурьевна

МО учителей–логопедов РМР

Тема: Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников

с ОНР и ЗПР 

в условиях интеграции специалистов ДОУ»

 

 17.10.2017

Слайд 2

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. Формирование коммуникативных компетенций – это обучение на основе общения.

Слайд 3

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Общение – особый вид деятельности, коммуникативная деятельность. Для обучения языковой грамоте в любом возрасте ребенку необходимо иметь уже созревшие психические функции, которые достигли необходимого возрастного уровня своего развития.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития.

В настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдается явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. А ведь дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время.

 

Слайд 4

Общение начинается с рождения и имеет свою периодизацию. Техника и приемы общения имеют возрастные особенности. 

Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (I полугодие жизни) включающего сосредоточение, взгляд в лицо другого человека, улыбку, вокализации и двигательное оживление. Общение младенца со взрослым протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста.

Ситуативно-деловая форма общения (6 месяцев - 2 года) протекает на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать потребность и в сотрудничестве взрослого. Последнее не сводится к простой помощи; детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Ведущими становятся деловые мотивы общения. Основные средства общения - предметно-действенные операции. Важнейшим приобрете-нием детей раннего возраста является понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения: будучи наиболее совершенным средством общения, она появляется для целей общения и в его контексте.

Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет) развертывается на фоне познавательной деятельности детей. У многих детей она остается высшим достижением до конца дошкольного детства. Признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Сначала инициатива в таком диалоге принадлежит взрослому: он рассказывает, а ребенок слушает. Постепенно малыш начинает задавать такие вопросы, на которые не всякий взрослый сразу найдет ответ. Этот возраст называют «возрастом почемучек».

Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет) - высшая форма коммуникативной деятельности детей в дошкольном детстве. Она служит целям познания социального мира, мира людей. Она формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к взаимодействию, и на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Теперь общение имеет самостоятельное значение для ребенка.

Если до шестилетнего возраста интересы ребенка ограничиваются предметными действиями и играми, а высказывания касаются только окружающих вещей и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в его развитии.

Слайд 5

В работах по педагогической психологии Л. С. Выготский говорит о том, что любая высшая психическая функция проявляется дважды, вначале как интерпсихическая (внешняя, социальная), затем как интра–психическая (внутренняя, индивидуальная). Другими словами, уже с момента рождения речь используется ребенком как средство общения с другими людьми (как функция интерпсихическая, внешняя, социальная), а только затем речь используется ребенком как внутренний способ мышления (как функция интрапсихическая, внутренняя, как речь для себя). Затем ребенок вновь осознает необходимость социальной функции речи, так как стремится быть понятым. A.A. Леонтьев. Он выделяет внутреннюю и внешнюю речь и определяет различие структур внешней и внутренней речи.

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и к самопознанию и самооценке. Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос. По мнению A.A. Леонтьева, осуществляя общение, человек должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы оказала нужное воздействие.

По мнению А.Р. Лурия развитие коммуникативной компетентности представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи.

 

Слайд 6

Дети, как и все люди, имеют различный психический склад, различные интересы, игнорировать которые недопустим. Существуют и «естественные потребности», без которых невозможно оптимально организовать жизнь ребенка в ДОО. Для игры и общения постоянно не хватает времени. Итог: высокий процент невротиков еще на уровне детского сада. Детей в большинстве детских садов совсем не готовят к реальной жизни. Не формируется способность самим решать конфликт не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся большинством детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развитие социальных навыков. Это обусловлено, с одной стороны, повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой, недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса. Свободное общение детей занимает от 10 до 20 % времени их жизнедеятельности. Как правило это происходит на прогулке и в свободной игре. Необходимо найти возможность совмещать увлекательность пребывания ребенка в детском саду при сохранении им психического здоровья и создании соответствующих условий для физического, интеллектуального и социального развития

Слайд 7

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.

Коммуникативные знания – это полученные сведения о средствах и видах взаимодействия между людьми.

Коммуникативные умения – это умение понимать окружающих людей, разговаривать с взрослыми на понятном языке, выражать свои чувства и эмоции адекватно к ситуации (умение сохранять спокойствие и уверенность, держать себя в руках в ситуации конфликта), правильно задавать вопросы, пользоваться вербальными и невербальными способами общения (умение владеть силой голоса, следить за темпом речи, использовать мимику, жесты)

Коммуникативные способности – это способность детской личности к пониманию состояния собеседника, способность к выражению собственного отношения. Вместе с умениями они проявляются в коммуникационном взаимодействии с другими детьми, родителями и воспитателями в садике.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»

2. Умение организовать общение «Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!»

Коммуникативные способности дошкольника включают в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, коммуникативные способности включают в себя умения ребенка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Вместе с тем практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных способностей у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов.

Так же коммуникативные способности - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям.

Коммуникативные способности дошкольников демонстрируются в большей части в диалогической речи. Развитие диалогической речи у дошкольников возникает только в ситуации общения со взрослыми и сверстниками.

 

Слайд 8

Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Процесс использования языка для общения называется речевой, коммуникативной деятельностью.

Коммуникативная компетентность означает свободное владение и руководство средствами общения (вербальными и невербальными), рассматривается, как система регулировки отношений личности, собственно, к себе, и также к миру (природному и общественному). Коммуникативная компетентность личности – это все внутренние ресурсы, обеспечивающие эффективное взаимодействие: роли, установки, стереотипы, знания, умения.

Коммуникативная компетенция – это некоторая система требований.

Коммуникативная компетентность – степень соответствия человека этой системе требований.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

 

Слайд 9

Коммуникация- понятие социальное. Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.

По отношению к дошкольному возрасту, коммуникационная деятельность является самостоятельным процессом общения межличностного взаимодействия субъектов.

Коммуникативная компетентность обусловлена половыми, индивидуальными, особенностями, спецификой предметно-практической деятельностью, особенностями пространства общения, социально-экономическими условиями, организацией воспитательного процесса и овладения малышом высокой культуры вербального общения.

 

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно. Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

 

Слайд 10

Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Процесс использования языка для общения называется речевой деятельностью.

В работе с детьми, имеющими нарушение – недоразвитие речи разной степени выраженности – основной задачей выступает формирование языковых средств.

 

Проблемы в развитии языковых средств у дошкольников

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
  • Бедность словарного запаса
  • Употребление нелитературных слов и выражений
  • Несформированность диалогической речи: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
  • Неспособность построить монолог (рассказ на предложенную тему, пересказ)
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
  • Несформированность просодической стороны речи (неумение использовать интонации, регулировать силу голоса, темп речи)
  • Нарушение звукопроизношения, нечеткая дикция

Следствием недостаточного развития языковых средств является нарушение речевой коммуникации с окружающими (Левина Р.Е., Спирова Л.Ф., Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. и др.). Важно, чтобы педагоги планировали усвоение детьми языковой системы в непосредственном общении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития, чтобы дети научились применять отработанные речевые действия в аналогичных и новых ситуациях, использовать усвоенные умения и навыки в разных видах деятельности.  Необходимо создать условия для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников с ОНР положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения, для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка с ОНР.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с ОНР и ЗПР и ее структура имеет следующие составляющие (см. слайд): когнитивный, эмоциональный, поведенческий, ценностно-смысловой, личностный. Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста было эффективным, должны быть соблюдены определенные условия: стимулирование коммуникативной деятельности, с помощью использования и постановки проблемных задач и ситуаций, создание ситуаций, в которых ребенок сможет продемонстрировать свои коммуникативные способности и похвалить его за успехи, устранять коммуникативные барьеры. Повышать уровень успешности в коммуникации, заниматься коррекционной работой по усовершенствованию коммуникационных навыков, учитывая индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка отдельно, следует заручиться помощью психолога, дефектолога, логопеда. 

С точки зрения многих отечественных авторов, основной принцип организации работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников – опережающая инициатива взрослого. Взрослый дает образцы общения, которыми ребенок не владеет. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагогов. 

 

 

 

Слайд 11

Недостаточное развитие коммуникационных умений может быть преградой в свободном общении, замедляет личностное развитие малыша, препятствует улучшению его познавательной и речемыслительной деятельности, негативно влияет на поведение дошкольника. Свободное общение, случается в процессе разговора субъектов и обмена между ними информации. К такому виду коммуникации детей дошкольного возраста располагает игровая деятельность, обычная беседа, с помощью которой приобретается новая информация. Также такое общение говорит о спонтанности малыша, свободном выражении волнующих чувств и естественном способе демонстрирования эмоций, о владении информации и желанием поделится ею с друзьями. Коммуникативная компетентность дошкольников развивается одновременно со становлением разнообразной деятельности ребенка (познавательной, игровой, трудовой, продуктивной, творческой). Наибольшее значение в коммуникационной деятельности имеет именно игровая деятельность. Благодаря игровому процессу дети вступают в многочисленные контакты, и таким образом, они развивают свою речь и усваивают базовые нормы общения. Субъектная позиция ребенка и его высокая активность в свободном общении положительно влияют на формирование коммуникативной компетентности.

 

Слайд 12

Необходимо помнить, что дети дошкольного возраста очень впечатлительны и склонны к высокой подражательности.  Мысленно поставьте себя на место малыша, чтобы отследить, как он реагирует на определенные манеры и жесты.

Нужно помнить, что те интонации, которыми пользуется педагог, влияют на психику ребенка, и он также может их перебрать на себя, и научиться выражаться в подобной манере.

Чтобы убеждение было удачным, следует быть самому твердо уверенным в сказанном, очень доступно излагать детям доводы, вместе с этим быть терпеливым и спокойным. Если необходимо, что-то внушить дошкольнику, то делать это нужно, смотря ему в глаза, и максимально повелительным тоном.

 

Слайд 13, 14

Одним из путей решения занимаемой проблемы мы видим использование логоритмики как современной коррекционно–педагогической технологии, применяемой для коррекции речевых и неречевых процессов. Музыка в согласовании с ритмичными движениями повышает эмоциональную, моторную, мышечную активность детей, вызывает реактивность и и повышает скорость ее проявления, развивает межполушарное взаимодействие. Познание окружающего мира, эстетическое наслаждение средствами музыкального искусства, развитие музыкально-ритмических и творческих способностей обеспечивает гармоничное развитие дошкольников с ОНР и ЗПР.

Логоритмика многофункциональна. Логоритмическое воздействие – это комплексная терапия, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-ритмических, музыкально-речевых упражнений и заданий. Она направлена на развитие всех сторон личности, развитие речевых и неречевых процессов через содержание средств логоритмики, эмоции, эстетические отношения, имеет коммуникативную и индивидуальную направленность.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала.

Осуществляемых с целью: коррекции темпо-ритмической оранизации речи, коррекции всех языковых структур.

  • Нормализации просодии
  • Коррекции общей и речевой моторики
  • Развитие и совершенствование двигательной сферы и психомоторики
  • Выработки активности в деятельности
  • Оказания помощи в социальной адаптации (Г. А. Волкова)

 

Слайд 14

Занятие состоит из 3-х основных частей: 1-я часть – вводная или организационная, разминка (установление эмоционального контакта, сообщение темы занятия, упражнения для повышения тонуса, активизации слухового внимания, нормализации физиологического дыхания); 2-я часть – основная – 70% времени (разнообразные виды музыкально-художественной деятельности, направленной на устранение речевых и неречевых нарушений) 3-я часть – заключительная (рефлексивна), подведение итогов, анализ деятельности. Коррекция неречевых процессов имеет место в каждой из 3-х частей.

На занятии применяются основные средства логоритмики:

Основные виды музыкально-ритмических движений

•          Марш

•          Спокойная ходьба

•          Топающий шаг

•          Легкий бег

•          Пружинящие движения

•          Прыжковые движения

•          Повороты, кружение

•          Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции

•          Речедвигательные упражнения

•          Ритмические упражнения

•          Игра на музыкальных инструментах

•          Пение

•          Танец

•          Упражнения на развитие памяти, внимания слухового восприятия

•          Игра (Сюжетные – игры – драматизация, несюжетные – дидактические, подвижные (игры с правилами)

 

Анализ деятельности педагога:

         Качество показа и объяснения

         Умение владеть голосом, культура речи

         Умение соблюдать педагогический такт

         Умение взаимодействовать с коллегами

         Характер проведения занятия (уверенно, неуверенно, эмоционально и т. д.);

         Подведение итогов, оценка детей

 

Слайд 15

Сотрудничество с ЯГПУ им. Ушинского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentnost_vystuplenie.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

МО учителей–логопедов РМР

Тема: Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников

с ОНР и ЗПР  

в условиях интеграции специалистов ДОУ»

 17.10.2017

Слайд 2

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. Формирование коммуникативных компетенций – это обучение на основе общения.

Слайд 3

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Общение – особый вид деятельности, коммуникативная деятельность. Для обучения языковой грамоте в любом возрасте ребенку необходимо иметь уже созревшие психические функции, которые достигли необходимого возрастного уровня своего развития.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития.

В настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдается явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. А ведь дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время.

 

Слайд 4 

Общение начинается с рождения и имеет свою периодизацию. Техника и приемы общения имеют возрастные особенности.  

Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (I полугодие жизни) включающего сосредоточение, взгляд в лицо другого человека, улыбку, вокализации и двигательное оживление. Общение младенца со взрослым протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста.

Ситуативно-деловая форма общения (6 месяцев - 2 года) протекает на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать потребность и в сотрудничестве взрослого. Последнее не сводится к простой помощи; детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Ведущими становятся деловые мотивы общения. Основные средства общения - предметно-действенные операции. Важнейшим приобрете-нием детей раннего возраста является понимание речи окружающих людей и овладение активной речью. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения: будучи наиболее совершенным средством общения, она появляется для целей общения и в его контексте.

Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет) развертывается на фоне познавательной деятельности детей. У многих детей она остается высшим достижением до конца дошкольного детства. Признаком третьей формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Сначала инициатива в таком диалоге принадлежит взрослому: он рассказывает, а ребенок слушает. Постепенно малыш начинает задавать такие вопросы, на которые не всякий взрослый сразу найдет ответ. Этот возраст называют «возрастом почемучек».

Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми (6-7 лет) - высшая форма коммуникативной деятельности детей в дошкольном детстве. Она служит целям познания социального мира, мира людей. Она формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к взаимодействию, и на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Теперь общение имеет самостоятельное значение для ребенка.

Если до шестилетнего возраста интересы ребенка ограничиваются предметными действиями и играми, а высказывания касаются только окружающих вещей и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в его развитии.

Слайд 5

В работах по педагогической психологии Л. С. Выготский говорит о том, что любая высшая психическая функция проявляется дважды, вначале как интерпсихическая (внешняя, социальная), затем как интра–психическая (внутренняя, индивидуальная). Другими словами, уже с момента рождения речь используется ребенком как средство общения с другими людьми (как функция интерпсихическая, внешняя, социальная), а только затем речь используется ребенком как внутренний способ мышления (как функция интрапсихическая, внутренняя, как речь для себя). Затем ребенок вновь осознает необходимость социальной функции речи, так как стремится быть понятым. A.A. Леонтьев. Он выделяет внутреннюю и внешнюю речь и определяет различие структур внешней и внутренней речи.

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и к самопознанию и самооценке. Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос. По мнению A.A. Леонтьева, осуществляя общение, человек должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы оказала нужное воздействие.

По мнению А.Р. Лурия развитие коммуникативной компетентности представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи.

Слайд 6

Дети, как и все люди, имеют различный психический склад, различные интересы, игнорировать которые недопустим. Существуют и «естественные потребности», без которых невозможно оптимально организовать жизнь ребенка в ДОО. Для игры и общения постоянно не хватает времени. Итог: высокий процент невротиков еще на уровне детского сада. Детей в большинстве детских садов совсем не готовят к реальной жизни. Не формируется способность самим решать конфликт не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся большинством детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развитие социальных навыков. Это обусловлено, с одной стороны, повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой, недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса. Свободное общение детей занимает от 10 до 20 % времени их жизнедеятельности. Как правило это происходит на прогулке и в свободной игре. Необходимо найти возможность совмещать увлекательность пребывания ребенка в детском саду при сохранении им психического здоровья и создании соответствующих условий для физического, интеллектуального и социального развития

Слайд 7

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.

Коммуникативные знания – это полученные сведения о средствах и видах взаимодействия между людьми.

Коммуникативные умения – это умение понимать окружающих людей, разговаривать с взрослыми на понятном языке, выражать свои чувства и эмоции адекватно к ситуации (умение сохранять спокойствие и уверенность, держать себя в руках в ситуации конфликта), правильно задавать вопросы, пользоваться вербальными и невербальными способами общения (умение владеть силой голоса, следить за темпом речи, использовать мимику, жесты)

Коммуникативные способности – это способность детской личности к пониманию состояния собеседника, способность к выражению собственного отношения. Вместе с умениями они проявляются в коммуникационном взаимодействии с другими детьми, родителями и воспитателями в садике.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»

2. Умение организовать общение «Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими «Я знаю!»

Коммуникативные способности дошкольника включают в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, коммуникативные способности включают в себя умения ребенка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Вместе с тем практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных способностей у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов.

Так же коммуникативные способности - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям.

Коммуникативные способности дошкольников демонстрируются в большей части в диалогической речи. Развитие диалогической речи у дошкольников возникает только в ситуации общения со взрослыми и сверстниками.

Слайд 8

Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Процесс использования языка для общения называется речевой, коммуникативной деятельностью.

Коммуникативная компетентность означает свободное владение и руководство средствами общения (вербальными и невербальными), рассматривается, как система регулировки отношений личности, собственно, к себе, и также к миру (природному и общественному). Коммуникативная компетентность личности – это все внутренние ресурсы, обеспечивающие эффективное взаимодействие: роли, установки, стереотипы, знания, умения.

Коммуникативная компетенция – это некоторая система требований.

Коммуникативная компетентность – степень соответствия человека этой системе требований.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают, и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Слайд 9

Коммуникация- понятие социальное. Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.

По отношению к дошкольному возрасту, коммуникационная деятельность является самостоятельным процессом общения межличностного взаимодействия субъектов.

Коммуникативная компетентность обусловлена половыми, индивидуальными, особенностями, спецификой предметно-практической деятельностью, особенностями пространства общения, социально-экономическими условиями, организацией воспитательного процесса и овладения малышом высокой культуры вербального общения.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно. Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Слайд 10

Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Процесс использования языка для общения называется речевой деятельностью.

В работе с детьми, имеющими нарушение – недоразвитие речи разной степени выраженности – основной задачей выступает формирование языковых средств.

Проблемы в развитии языковых средств у дошкольников

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
  • Бедность словарного запаса
  • Употребление нелитературных слов и выражений
  • Несформированность диалогической речи: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
  • Неспособность построить монолог (рассказ на предложенную тему, пересказ)
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
  • Несформированность просодической стороны речи (неумение использовать интонации, регулировать силу голоса, темп речи)
  • Нарушение звукопроизношения, нечеткая дикция

Следствием недостаточного развития языковых средств является нарушение речевой коммуникации с окружающими (Левина Р.Е., Спирова Л.Ф., Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. и др.). Важно, чтобы педагоги планировали усвоение детьми языковой системы в непосредственном общении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития, чтобы дети научились применять отработанные речевые действия в аналогичных и новых ситуациях, использовать усвоенные умения и навыки в разных видах деятельности.  Необходимо создать условия для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников с ОНР положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения, для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка с ОНР.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с ОНР и ЗПР и ее структура имеет следующие составляющие (см. слайд): когнитивный, эмоциональный, поведенческий, ценностно-смысловой, личностный. Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста было эффективным, должны быть соблюдены определенные условия: стимулирование коммуникативной деятельности, с помощью использования и постановки проблемных задач и ситуаций, создание ситуаций, в которых ребенок сможет продемонстрировать свои коммуникативные способности и похвалить его за успехи, устранять коммуникативные барьеры. Повышать уровень успешности в коммуникации, заниматься коррекционной работой по усовершенствованию коммуникационных навыков, учитывая индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка отдельно, следует заручиться помощью психолога, дефектолога, логопеда.  

С точки зрения многих отечественных авторов, основной принцип организации работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников – опережающая инициатива взрослого. Взрослый дает образцы общения, которыми ребенок не владеет. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагогов.  

 

Слайд 11 

Недостаточное развитие коммуникационных умений может быть преградой в свободном общении, замедляет личностное развитие малыша, препятствует улучшению его познавательной и речемыслительной деятельности, негативно влияет на поведение дошкольника. Свободное общение, случается в процессе разговора субъектов и обмена между ними информации. К такому виду коммуникации детей дошкольного возраста располагает игровая деятельность, обычная беседа, с помощью которой приобретается новая информация. Также такое общение говорит о спонтанности малыша, свободном выражении волнующих чувств и естественном способе демонстрирования эмоций, о владении информации и желанием поделится ею с друзьями. Коммуникативная компетентность дошкольников развивается одновременно со становлением разнообразной деятельности ребенка (познавательной, игровой, трудовой, продуктивной, творческой). Наибольшее значение в коммуникационной деятельности имеет именно игровая деятельность. Благодаря игровому процессу дети вступают в многочисленные контакты, и таким образом, они развивают свою речь и усваивают базовые нормы общения. Субъектная позиция ребенка и его высокая активность в свободном общении положительно влияют на формирование коммуникативной компетентности.

Слайд 12

Необходимо помнить, что дети дошкольного возраста очень впечатлительны и склонны к высокой подражательности.  Мысленно поставьте себя на место малыша, чтобы отследить, как он реагирует на определенные манеры и жесты.

Нужно помнить, что те интонации, которыми пользуется педагог, влияют на психику ребенка, и он также может их перебрать на себя, и научиться выражаться в подобной манере.

Чтобы убеждение было удачным, следует быть самому твердо уверенным в сказанном, очень доступно излагать детям доводы, вместе с этим быть терпеливым и спокойным. Если необходимо, что-то внушить дошкольнику, то делать это нужно, смотря ему в глаза, и максимально повелительным тоном.

Слайд 13, 14

Одним из путей решения занимаемой проблемы мы видим использование логоритмики как современной коррекционно–педагогической технологии, применяемой для коррекции речевых и неречевых процессов. Музыка в согласовании с ритмичными движениями повышает эмоциональную, моторную, мышечную активность детей, вызывает реактивность и и повышает скорость ее проявления, развивает межполушарное взаимодействие. Познание окружающего мира, эстетическое наслаждение средствами музыкального искусства, развитие музыкально-ритмических и творческих способностей обеспечивает гармоничное развитие дошкольников с ОНР и ЗПР.

Логоритмика многофункциональна. Логоритмическое воздействие – это комплексная терапия, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-ритмических, музыкально-речевых упражнений и заданий. Она направлена на развитие всех сторон личности, развитие речевых и неречевых процессов через содержание средств логоритмики, эмоции, эстетические отношения, имеет коммуникативную и индивидуальную направленность.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала.

Осуществляемых с целью: коррекции темпо-ритмической оранизации речи, коррекции всех языковых структур.

  • Нормализации просодии
  • Коррекции общей и речевой моторики
  • Развитие и совершенствование двигательной сферы и психомоторики
  • Выработки активности в деятельности
  • Оказания помощи в социальной адаптации (Г. А. Волкова)

Слайд 14

Занятие состоит из 3-х основных частей: 1-я часть – вводная или организационная, разминка (установление эмоционального контакта, сообщение темы занятия, упражнения для повышения тонуса, активизации слухового внимания, нормализации физиологического дыхания); 2-я часть – основная – 70% времени (разнообразные виды музыкально-художественной деятельности, направленной на устранение речевых и неречевых нарушений) 3-я часть – заключительная (рефлексивна), подведение итогов, анализ деятельности. Коррекция неречевых процессов имеет место в каждой из 3-х частей.

На занятии применяются основные средства логоритмики:

Основные виды музыкально-ритмических движений

•        Марш

•        Спокойная ходьба

•        Топающий шаг

•        Легкий бег

•        Пружинящие движения

•        Прыжковые движения

•        Повороты, кружение

•        Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции

•        Речедвигательные упражнения

•        Ритмические упражнения

•        Игра на музыкальных инструментах

•        Пение

•        Танец

•        Упражнения на развитие памяти, внимания слухового восприятия

•        Игра (Сюжетные – игры – драматизация, несюжетные – дидактические, подвижные (игры с правилами)

Анализ деятельности педагога:

        Качество показа и объяснения

        Умение владеть голосом, культура речи

        Умение соблюдать педагогический такт

        Умение взаимодействовать с коллегами

        Характер проведения занятия (уверенно, неуверенно, эмоционально и т. д.);

        Подведение итогов, оценка детей

Слайд 15

Сотрудничество с ЯГПУ им. Ушинского