Структура слога в английском и русском языка

Акбирова Инна Фаритовна

Целью данного реферата  является  последовательное и всесторонне изучение структуры слога в английском языке и сопоставление закономерностей слогоделения в английском и русском языках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации»

        

 По теме:

«Структура слога в английском и русском языках»

 Исполнитель:

Акбирова Инна Фаритовна

Москва 2017 год


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………. 3

  1. Слог как фонетическая и фонологическая единица. Различные трактовки слога. Теории слогообразования…………………………………………………4
  2. Структура слога. Слогообразующие звуки в английском языке……………7
  3. Типы слогов. Долгие и краткие гласные звуки………………………………8
  4. Слогоделение в английском языке (в сравнении с русским)………………11
  5. Функции слога в фонетической структуре слова и фразы………………..12

Заключение………………………………………………………………………14

Литература ………………………………………………………………………15


ВВЕДЕНИЕ

Целью данного реферата  является  последовательное и всесторонне изучение структуры слога в английском языке и сопоставление закономерностей слогоделения в английском и русском языках.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и  произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

Каждый педагог, в том числе и учитель иностранного языка, постоянно стремится развивать познавательный интерес учащихся к преподаваемому им предмету, повышать их активность, совершенствовать умения и навыки, развивать стремления к творческой деятельности. В соответствии с указанной концепцией при таком подходе, важную роль играет культура правильного произношения слов, слогов в родном и иностранном языках.

Теория слога издавна привлекает внимание филологов. Еще античный грамматист Присциан Цезарейский (ок. 500 года до н.э.) занимался изучением этой темы.

Являясь самыми маленькими произносимыми элементами; слоги образуют морфемы, слова и фразы. Каждый из этих элементов характеризуется определённой слоговой структурой. Более того, Значащая единица языка может на фонетическом уровне рассматриваться как слогообразующая или слогоразделяющая.

Слог представляет собой довольно сложную единицу, которую, как и фонему можно рассматривать с 4 точек зрения: акустической, артикуляторной, перцептивной и функциональной. Такое множество подходов создает сложность адекватного описания понятия «слог».

  1. СЛОГ КАК ФОНЕТИЧЕСКАЯ И ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА. РАЗЛИЧНЫЕ ТРАКТОВКИ СЛОГА. ТЕОРИИ СЛОГООБРАЗОВАНИЯ.

Лингвистический энциклопедический словарь определяет слог как «фонетико-фонологическую единицу, занимающую промежуточное положение между звуком и речевым тактом».

Традиционно в языкознании выделяется несколько признаков слога как фонетической единицы. С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков, внутри которой действуют правила коартикуляции (например, в русском языке – наложение артикуляции последующего звука на артикуляцию предыдущего) и распределения длительностей. Предполагается, что слог реализуется не как последовательность звуков, его составляющих, а как цельный артикуляционный комплекс, т.е. задается единым блоком нейрофизиологических команд мышцам. С точки зрения речевой аэродинамики слог есть минимальный звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс»). В акустическом сигнале «дыхательному импульсу» соответствует восходяще-нисходящая дуга звукового давления («волна звучности»).

По своему составу слог может быть единицей простой, состоящей из одной фонемы, или сложной, состоящей из нескольких фонем.

В слоге осуществляется наиболее тесная связь аллофонов фонем. Он является той наименьшей единицей, в которой реализуются компоненты акцентно-ритмической структуры, т.е. словесного ударения.

Со времени античности существует старая теория, что слог определяется наличием гласной; слогообразующими звуками являются гласные и что в слове, следовательно, столько слогов, сколько гласных. В обще фонетическом плане эта теория явно недостаточна, так как она не учитывает того, что слогообразующими могут быть и согласные. Среди учёных нет единодушия в отношении определения слога, потому что в своих теориях они исходят либо из артикуляторных, либо из акустических свойств слова.

Анализируя  артикуляторный или моторный аспект, можно начать с теории экспирации (пульсации грудной клетки), которая была экспериментально обоснована Р. Х. Стетсоном. Согласно этой теории выдох в потоке речи представляет собой пульсирующий процесс, где каждый слог соответствует одному выдоху, таким образом,  количество слогов в высказывании должно соответствовать количеству выдохов в процессе производства этого высказывания.

Эта теория подвергалась критике со стороны советских и зарубежных фонетистов на том основании, что иногда на одном выдохе можно произнести несколько слогов, а то и слов подряд.

Другая распространённая теория слога называется теорией сонорности – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью, её разработал О. Есперсен. Он считал, что каждый звук можно охарактеризовать определённой степенью сонорности – акустической характеристикой звука, которая определяет его способность быть воспринятым. В соответствии с этой теорией, все звуки можно классифицировать по степени сонороности, которой они обладают. Слогораздел по этой теории происходит в местах наибольшего контраста по сонорности. Это правило дополняется другим: согласный, непосредственно предшествующий гласному, всегда с этим гласным составляет слоговое единство.

Такой подход можно было бы считать универсальным, если бы в различных языках не существовали слоги, которые ему противоречат. По мнению Васильева, наиболее серьёзный недостаток этой теории  состоит в том, что она не объясняет, в чём состоит механизм слогообразования и слогоделения. Кроме того, само понятие сонорности не совсем чётко определено, что проявляется в некоторой непоследовательности данной теории. 

Мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции. В этой теории, развитой Л.В. Щербой (1880-1944), слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, когда чередуются напряжение и разрядка мускулов речевого аппарата во время говорения. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно. Таким образом, слог можно определить, как дугу артикуляторного (мускульного) напряжения. Стоит отметить, что  позднее теорию дорабатывал Васильев, в частности, он заметил, что слог, как и любую другую произносимую единицу, можно охарактеризовать с помощь 3 физических величин: высоты тона, мощности и длительности.

Так называемая теория громкости советского лингвиста Жинкина Н.И. сочетает оба эти подхода. Эксперименты, проведённые этим учёным, показали, что дуга громкости на перцептивном уровне формируется в процессе изменения объёма полости зева, это происходит при сокращении  стенок зева. Отсюда слог можно рассматривать как дугу громкости, которая соответствует дуге артикуляторного напряжения на уровне речепроизводства, поскольку изменения громкости являются результатом работы всех речевых механизмов.

Итак, трудности адекватного описания слога обусловлены многообразием подходов к этому явлению. Все точки зрения можно разделить на 2 группы:  Некоторые считают слог артикуляторной единицей, не имеющей никакой функциональной значимости, другие считают слог минимальной произносимой единицей, которая может обладать некими лингвистическими функциями. 

  1. СТРУКТУРА СЛОГА. СЛОГООБРАЗУЮЩИЕ ЗВУКИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.

Слогообразование в английском языке происходит на основе фонологической оппозиции  гласный - согласный. Гласные обычно слогообразующие. Гласные звуки классифицируются по следующим признакам: гласные переднего ряда и гласные заднего ряда; огубленные и неогубленные; напряженные и ненапряженные.

Согласные звуки чаще всего не образуют слог, за исключением сонантов. Некоторые сонорные согласные звуки, в которых голос преобладает над шумом, до размыкания полной преграды произносятся протяжно, и их звучание по длительности сходно со звучанием гласных. Тем не менее только [l, m, n] из семи сонорных [l, m, n, r, j, w, ŋ] являются слогообразующими. Слогообразующий потенциал сонорного звука зависит от дистрибуции звука в словах языка, от протяжности/отрывистости артикуляции.

Закономерности слогообразования с помощью сонантов проявляются в следующем:

1) слог должен иметь в своем составе «немую» гласную букву: table, idle;

2) сонант должен стоять либо после шумного согласного, либо отделяться от него «немой» гласной буквой (e, a, i): final pencil, medal, level;

3) слог, образованный сонантом, стоит в конце слова и очень редко в середине составных слов: gentlemen [ˈʤen-tl-mən];

4) слог, образованный сонантом, всегда бывает безударным;

5) число слов со слогообразующим сонантом ограничено.

Самое большое количество слогов образует сонант [l]:

– в конце слова после шумного согласного перед «немой» буквой «e», (dou-ble);

– в конце слова после шумного согласного в сочетании с «немой» гласной, например, le-vel.

Сонант [n] образует слоги в следующих случаях:

– в сокращенных отрицательных формах вспомогательных и модальных глаголов: doesn't [dʌz–nt], couldn’t [kʊd–nt], isn’t [ɪz–nt];

– в формах Past Participle неправильных глаголов: driven [drɪ-vn];

– в конце слов после сочетания согласной и «немой» гласной: e-le-ven;

Сонант [m] образует слоги очень редко: blos-som [ˈblɒ-sm].

  1. ТИПЫ СЛОГОВ. ДОЛГИЕ И КРАТКИЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

        

Структура слога меняется в зависимости от числа и порядка следования согласных. В английском языке, как и в русском, есть открытые и закрытые слоги. Закрытым называется слог, кончающийся согласным звуком: «так», «вал». Открытым называется слог, кончающийся гласным звуком «па», «ро».

В русском языке около 85% слогов – открытые, и большинство из них соответствуют модели СГ или ССГ, т.е. «согласный + гласный» или «согласный + согласный + гласный», например: ру-ка, све-ча, ко-шка, про-сти и т.п. Это можно объяснить двумя причинами:

1. Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен был оканчиваться на слогообразующий звук, то есть в подавляющем большинстве случаев на гласный, например: до/мъ, бра/тъ, съ/нъ, ла/въ/ка. Следует обратить внимание на то, что ъ и ь в древнерусском языке обозначали гласные звуки: ъ обозначал краткий, ослабленный звук, близкий к [о], а ь – такой же краткий, ослабленный звук, близкий к [э].

Согласно закону открытого слога слоги строились по принципу восходящей звучности. В современном языке этот закон утратил свою силу: слоги могут быть и открытыми, и закрытыми, то есть оканчиваться и гласным, и согласным звуком. Вместе с тем определенная тенденция к открытости слога, к построению его по восходящей звучности сохранилась.

2. Особенность русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным и, наоборот, в слабом примыкании согласного к предшествующему гласному.

По характеру начального звука различают неприкрытые и прикрытые слоги. Неприкрытые начинаются слоговым звуком, прикрытые – неслоговым.

В  английском языке имеются все четыре возможных типа слога:

1.  Полностью закрытый слог, т. е. состоящий из одного гласного, например: or, i, a – (bout);

2.  Полностью закрытый слог, т. е. состоящий из гласного в окружении согласных, например: cup,time, strong;

3.  Прикрытый в начале, т. е. начинающийся одним или несколькими согласными, например: sea, play, straw;

4.  Прикрытый в конце, т. ет заканчивающийся одним или несколькими согласными, например: at, apt, acts.

Поскольку полностью открытый слог состоит только из одного гласного (монофтонга или дифтонга), он не может иметь структурных подтипов. Напротив, остальные три типа слога имеют ряд подтипов в зависимости от количества входящих в слог согласных. Рассмотрим эти подтипы.

Для полностью закрытого слога таких подтипов по данным Г.П. Торсуева, насчитывается 12 (1.CVC fat, 2.CVCCfact, 3.CVCCC facts, 4.CCVC place, 5.CCCVC street, 6. CCVCC speaks, 7. CCVCCC sphinx, 8. CCCVCC streets, 9. CCCVCCC con-structs, 10. CVCCCC –sixths, 11.CCVCCCC twelfths, 12. CVCCCCC sixths [sikstθs] – эпентическое (дополнительное t); для прикрытого в начале слога – 3: CV sea, CCV play, CCCV straw; для прикрытого в конце слога – также 3: VC at, VCC apt, VCCCacts. Всего исследователи выделяют 19 подтипов английских слогов.

В русском языке также имеются все четыре возможных типа слога:

Полностью закрытый слог, начинающийся и заканчивающийся одним или несколькими согласными, имеет следующие подтипы: 1. CVCC ламп; 2. CVCCC текст; 3. CCVC штат; 4. CCCVC встать; 5. CCVCC штамп; 6. CCVCCC сфинкс; 7. CCCVCC впрясть; 8. CVCCCC лекарств; 9 CCVCCCC графств. Полностью закрытый слог представлен в русском языке 10 структурными подтипами (вкл. CVC).

Прикрытый в начале слог имеет 4 подтипа: 1. CV да, 2. CCV все, 3. CCCV мзда, 4.CCCCV встре-тить.

Прикрытый в конце слог имеет 3 подтипа: 1.VC ад, 2. VCC акт, 3. VCC Омск.

В некоторых языках открытые и закрытые типы слогов используются одинаково активно, в других  – закрытые слоги отсутствуют.
В самом обобщённом виде слог в русском языке представлен 18 структурными разновидностями. Очевидно, что для английского языка фундаментальным типом слога является закрытый слог, а для русского – открытый. Количество превокальных согласных в английском слоге колеблется от 1 до 3, а количество поствокальных согласных – от 1 до 5. Что касается количества слогов в английском слове, то оно может колебаться от 1 до 8.

Долгота звуков имеет в английском языке гораздо большее значение, чем в русском. По–русски мы можем сказать кратно пить! Или протянуть пи-и-ть! От этого изменится лишь оттенок высказывания, но не смысл слова пить. По–английски долгота звука меняет смысл самого слова. Поэтому за долготой звука необходимо тщательно следить. В фонетической транскрипции знаки, обозначающие долгие (протяжные) звуки, сопровождаются двоеточием [:].

  1. СЛОГОДЕЛЕНИЕ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (В СРАВНЕНИИ С РУССКИМ).

Лингвистическая значимость слогоделения в различных языках состоит в выведении типологии слога и слоговой структуры значимых единиц языка, т.е. морфем и слов. Именно слогоделение определяет слоговую структуру языка, его слогового типа.

Слоговая структура языка, как и его фонемная структура, подчиняется некоему набору правил. Та часть фонетики, которая имеет дело с этим разделом языка, называется фонотактика. Фонотактические возможности языка определяют правила слогоделения в языке.

Как указывают фонетисты, проблема слогоделения в английском языке появляется только при наличии согласных в интервокальной позиции или сочетаний согласных, например: city, agree, extra. В таких случаях определить границы слога нелегко. Теоретически возможны 2 варианта.

1. Граница слога находится после интервокального согласного

2. Граница слога находится внутри согласного.

В обоих случаях первый слог является закрытым в соответствии с фонотактическими правилами английского языка, потому что краткий гласный должен остаться усечённым. Результаты инструментального анализа показывают, что точка слогоделения в словах типа pity, topic, measure, Bobby лежит внутри интервокального согласного.

Этот вывод имеет огромное значение для русских, изучающих английский язык. Им необходимо помнить, что в русском языке ударный слог в структуре (C)VCV(C) всегда открыт, например, у-хо, мя-та, о-бувь, в то время как в английском такой тип слога является закрытым, если слоговая гласная – краткая и усечённая. Чтобы правильно произнести английские слова такого типа, необходимо осуществить очень быстрый и закрытый переход от гласного к согласному.

Теперь рассмотрим другой тип интервокальных сочетаний согласных. К нему относятся сочетания типа VCCV(C) agree, abrupt. Чтобы определить слоговую границу в словах такого типа необходимо применить фонологические критерии, первым из которых будет дистрибуция сегментных фонем. В указанных выше примерах слова делились на слоги следующим образом: a-gree, a-brupt, потому что такие комбинации согласных как gr, br могут стоять в начале слова в английском языке. С другой стороны, существуют звукосочетания, которые не могут быть найдены в начале слова, а, следовательно, через них может проходить граница слога, например: ad-mire, ab-hore.

Необходимо заметить, что в некоторых случаях дистрибутивный критерий может не сработать, например, когда число интервокальных согласных равно 3 как в слове extra, где мы имеем 3 возможных границы слогоделения: [ek-srә] – back street; [eks-trә] – six try; [ekst-rә] – mixed ray.

В сложных существительных типа toast-rack существенную роль играет только морфологический критерий, потому что границы слога должны совпадать с границами морфем, и такие случаи не представляют ни малейшей сложности.

        

        

  1. ФУНКЦИИ СЛОГА В ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СЛОВА И ФРАЗЫ.

Рассмотрим 2 наиболее важные функции слога, конститутивную и дистинктивную

Конститутивная функция слога состоит в его способности быть частью слова или собственно словом. Слог формирует языковые единицы большего размера, такие как слова, морфемы и высказывания. Здесь следует иметь в виду 2 вещи. Первая: слог - это единица, в пределах которой можно обнаружить взаимосвязь дистинктивных признаков фонемы и их акустических коррелятов. Второе: в пределах слога (или нескольких слогов) реализуются просодические характеристики речи, которые в свою очередь, формируют акцентный рисунок слова, а также ритмическую и интонационную структуру высказывания. В общем, слог - это очень особенное мельчайшее образование, которое обладает одновременно сегментными и супрасегментными признаками.

Дистинктивная функция слога состоит в его способности различать слова и словоформы. Чтобы это доказать, необходимо найти несколько таких минимальных пар, в которых бы количественные и качественные особенности определённых аллофонов сигнализировали о границе слога.

До сих пор была найдена лишь одна минимальная пара, демонстрирующая словоразличительную функцию слога: nitrate - night-rate. Различие здесь состоит вот в чём:

1. В степени аспирации: степень аспирации на звуках [t] выше у первого члена оппозиции, чем у второго.

2. В аллофоническом различии звуков [r]: в первом слове оппозиции он слегка оглушён под влиянием предшествующего [t].

3. В длительности дифтонга [ai]: во втором слове оппозиции он слегка короче, т.к. слог закрыт глухим взрывным [t].

Необходимо отметить ещё одно явление в английском языке, которое иногда также иллюстрирует языковую значимость слога. Суть в том, что большинство фонетистов считают долготу слоговой гласной одной из важнейших характеристик слога. Было экспериментально оказано, что долгота гласного увеличивается в слоге, произносимом с восходящей интонацией. В таких случаях гласный обретает длительность достаточно свободную.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существование стольких теорий и подходов к слогу доказывает только то, что это явление – очень сложное. Именно поэтому, каждая из теорий объясняет лишь ограниченное количество примеров, с ним связанное.

Резюмируя всё вышесказанное, заметим, что вопрос о том, что представляет собой артикуляторный (физиологический) механизм слогообразования,  до сих пор открыт, и можно только предположить, что этот механизм одинаков во всех языках и принадлежит к так называемым фонетическим или физиологическим универсалиям.

Мы обозначили основные правила слогоделения английского языка. В целом, они достаточно простые и не представляют особенных сложностей для освоения. Хотя, всем, кто стремится совершенствовать свой язык и писать грамотно, необходимо их не толь выучить, но и понять.

Если говорить о сравнении структуры слога в английском и русских языках можно выделить следюущее:

– наличие в английском языке слоговых структур со слогообразующим сонантом, отсутствие таких типов слоговых структур в русском языке;

– большее скопление согласных в препозиции к вершине слога и их разнообразие в русском языке, ограниченный характер согласных в препозиции и по числу и-по составу в английском языке;

– большее скопление согласных в постпозиции к "вершине слога в английском языке при количественном ограничении согласных в этой позиции в русском языке;

– преобладание слогов со структурой CCVC, CVC; CVCC в русском языке и слогов со структурой CVC, CV в английском языке.


ЛИТЕРАТУРА 

  1. АракинВ. Д. Сравнительная типология английского и русского языков: Учеб. пособие. — 3-е изд. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 232 с.
  2. Бурая Е.Л., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс. М. – Академия, 2006.
  3. Веренинова Ж.Б. Текст лекций по теоретической фонетике английского языка: Интонация. Часть III. М., 1991.
  4. Галочкина И.Е., Бурая Е.А. Текст лекций по теоретической фонетике английского языка: Мелодика. Ритм. Часть IV. М., 1991.
  5. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., РГГУ, 2001.
  6. Кулешов В.В., Мишин А.Б. Сопоставление артикуляционных баз английского и русского языков и фонетическая интерференция. М., 1987.
  7. Овчинникова Н.Н., Ладыга О.М. Практикус по фонетике англикого языка: Учеб. Пособие – 1 часть. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2012 – 214 с.
  8. Соколова М.А. Теоретическая фонетика английского языка. Практикум. М.,1997.  
  9. Узбекова Г. М., Рузмуратова А. А. Некоторые особенности структуры слога в языке // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 974-976.
  10. Leontyeva S.F. A Theoretical Course of English Phonetics. M., 2002
  11. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English. Cambridge, 1969